КС РФ счел невозможным исполнение решения ЕСПЧ о выплате компании ущерба за ретроспективное взыскание с нее штрафов
Соответствующая информация была размещена сегодня на официальном сайте Суда. КС РФ занял такую позицию в связи со следующим.
В 2014 году ЕСПЧ обязал Россию выплатить нефтяной компании компенсацию за материальный ущерб, который, по его оценке, последняя понесла вследствие ретроспективного взыскания штрафов за налоговые правонарушения за 2000 – 2001 годы и исполнительского сбора на штрафы (Постановление ЕСПЧ от 31 июля 2014 г. по делу "ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" против Российской Федерации"). ЕСПЧ также отметил непропорциональный характер исполнительных производств и указал на нарушение ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция).
Однако с такой позицией не согласился Минюст России. По его оценке, постановление ЕСПЧ основано на положениях Конвенции в таком истолковании ЕСПЧ, которое приводит к расхождению с Конституцией РФ. Он указал, что выплата компенсации предполагается акционерам компании, ликвидированной в ноябре 2007 года. Министерство пришло к выводу о том, что компенсация в данном случае присуждена неопределенному кругу лиц, в отношении которых не было установлено каких-либо нарушений Конвенции. Он также добавил, что указанные лица не являлись стороной судебного процесса в ЕСПЧ.
В этом Минюст России усмотрел нарушение конституционного принципа справедливости и равенства. В частности, речь идет о положениях, в соответствии с которыми осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также о нормах, устанавливающих равенство всех перед законом и судом (ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).
С этим согласен и КС РФ. Как отметил Суд, постановления ЕСПЧ не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции РФ, которая в числе прочего возлагает на каждого обязанность платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ).
Подчеркивается, что Россия вправе в порядке исключения отступить от выполнения решения межгосударственного органа, когда неправомерно затрагиваются основополагающие принципы и нормы Конституции РФ. По мнению КС РФ, ЕСПЧ пришел к выводу о неправильном взыскании с нефтяной компании штрафов и сумм компенсаций.
Ссылаясь на собственную позицию, КС РФ пояснил, что он в 2005 году разрешил судам взыскивать долги с налогоплательщиков, если они использовали положение о трехгодичном сроке давности вопреки его предназначению, в ущерб правам других налогоплательщиков и правомерным публичным интересам, а также препятствовали налоговому контролю (Постановление КС РФ от 14 июля 2005 года № 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа").
КС РФ указал, что нефтяная компания, которая обратилась в ЕСПЧ, оставила за собой непогашенную задолженность в размере 227 млрд рублей. А это, по оценке Суда, является уклонением от уплаты налогов в беспрецедентном масштабе, которое непосредственно угрожало принципам правового демократического социального государства. КС РФ отметил, что такое положение вещей обязывало власти действовать в исполнительном производстве как можно эффективнее.
Однако, как указал КС РФ, Россия на основе доброй воли вправе произвести определенные выплаты бывшим акционерам компании, пострадавшим от неправомерных действий ее менеджмента. Выплаты могут быть произведены за счет вновь выявляемого имущества нефтяной компании.