Скоро клиенты интернет-магазинов смогут жаловаться на недобросовестных продавцов в специальную СРО в сфере интернет-коммерции
Члены Ассоциации компаний интернет-торговли (далее – АКИТ) приняли решение о создании на базе этого профессионального объединения СРО в сфере интернет-коммерции. Необходимое для создания саморегулируемой организации количество участников – 25 субъектов предпринимательской деятельности (п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях") – составили ведущие игроки российского рынка интернет-торговли. Необходимые для регистрации СРО документы уже поданы в Минюст России. Об этом рассказал на состоявшейся вчера пресс-конференции президент АКИТ Алексей Фёдоров.
Пока СРО будет действовать на условиях добровольного членства, между тем глава АКИТ не исключает, что возможен вариант развития событий, когда членство в СРО станет обязательным для всех предприятий интернет-торговли.
По мнению президента АКИТ, формат СРО позволит более эффективно, по сравнению с мерами государственного регулирования, устранять проблемы, существующие в сфере интернет-коммерции в настоящее время. Так, профессиональное общественное регулирование сделает более действенной и менее затратной для государства защиту прав потребителей, полагает он.
В частности, по аналогии с СРО, действующими в настоящее время в других сферах, за счет взносов членов СРО в сфере интернет-торговли будет сформирован специальный фонд. Он позволит оперативно, во внесудебном порядке, компенсировать издержки клиентов по их жалобам в связи с ненадлежащей деятельностью интернет-компаний. Ожидается, что размер взносов в этот фонд, которые будет ежегодно вносить каждая российская интернет-компания – член СРО, составит порядка 700 тыс. руб. При этом Алексей Фёдоров подчеркнул, что средства фонда будут тратиться исключительно на возмещение ущерба потребителям и на методологическую работу.
Кроме того, в случае банкротства одного из членов СРО, организация также будет брать на себя ответственность перед всеми потребителями за счет собственного фонда за возврат приобретенных некачественных товаров и компенсацию убытков, которые клиент понес в связи с владением приобретенными товарами, подчеркнул глава АКИТ.
Правда, первое время напрямую СРО сможет оказывать влияние только на своих членов. Но Алексей Фёдоров отметил, что СРО будет бороться со всеми недобросовестными участниками рынка, в том числе с теми, которые не являются членами создаваемой СРО. В частности, организация сформирует предложения по изменениям действующего законодательства и созданию полноценной правовой базы интернет-торговли. Так, должны быть приняты кодекс профессиональной этики и специальный ГОСТ по интернет-торговле, полагает президент АКИТ.
СРО выступит также с инициативой о формировании единых требований к оформлению сайтов интернет-магазинов. "В России уже примерно 45 тыс. интернет-магазинов и на сайтах многих из них покупатели с большим трудом находят сведения об их владельцах, об организации, которая осуществляет на этом сайте торговлю. АКИТ будет настаивать чтобы в доменном имени, под которым зарегистрирован сайт интернет-магазина, была включена особая микроразметка с указанием всех реквизитов продавца", – отметил глава АКИТ. Кроме того, необходимо обязать владельцев сайтов размещать исчерпывающую информацию о себе, о владельцах интернет-магазина и иную информацию, по аналогии с "уголками потребителя", которые имеются в каждом обычном магазине, полагают в АКИТ (п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Закона РФ от 7 сентября 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей").
Еще одной задачей, решением которой будет заниматься вновь создаваемая СРО, станет борьба с распространением в Интернете контрафактной продукции. Для этого специалисты СРО предлагают предоставить ей право блокировать сайты недобросовестных продавцов. Кроме того, Алексей Фёдоров выступает за создание третейского суда в сфере интернет-коммерции, в который смогли бы обращаться как потребители, так и члены СРО. Причем предлагается обеспечить возможность заключать третейские сделки прямо в Интернете.
Заместитель директора ИРИ Екатерина Лобанова, подчеркнула, что более половины интернет-предпринимателей (58%) оценивают текущий механизм урегулирования жалоб как неэффективный. Об этом говорят данные проведенного Ассоциацией в сентябре-октябре 2016 года экспертного опроса, в котором приняло участие 2100 участников. Так, 80% респондентов-предпринимателей считают перспективной идею создания на рынке СРО для более эффективного разрешения споров. Из них 69% опрошенных полагают, что СРО нужно создавать на базе уже существующей ассоциации.
В свою очередь Советник Президента России, председатель Совета Института Развития Интернета (ИРИ) Герман Клименко отметил, что даже несмотря на кризисные явления в российской экономике объемы интернет-торговли растут. Так в 2015 году объем электронной коммерции составил 1,5 трлн руб. При этом эксперт ожидает роста этого показателя по итогам текущего года.
Между тем советник президента констатировал, что в последнее время в связи с развитием сферы интернет-торговли как в мире в целом, так и в России, растет количество жалоб покупателей в отношении товаров и услуг, приобретенных в Интернете. Кроме того, многие проблемы, которые в обычной практике уже давно решены, остаются нерешенными в сфере интернет-торговли, полагает он. "Есть зарубежные интернет-магазины, которые не присутствуют на территории России, и процедуры возврата и оспаривания действий таких продавцов достаточно сложны и непредсказуемы. Судебные процессы и конфликты между продавцами и покупателями в сфере интернет-торговли нарастают и создают серьезную нагрузку на судебную систему. Защита прав потребителя станет серьезным двигателем развития всего нашего Интернета", – подчеркнул Герман Клименко.