Упрощение процедуры регистрации предприятий
Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-конференции.
10 апреля 2015 года в 11.00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с начальником отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС по городу Москве Климычевой Еленой Николаевной.
Тема интернет-интервью: "Упрощение процедуры регистрации предприятий".
Ведущая интернет-интервью: Карпунина Наталия (ИА "ГАРАНТ").
Климычева Е. Н.: Москва – самый динамично развивающий город по количеству индивидуальных предпринимателей. По итогам 2014 года рост количества ИП составил порядка 5% – в общей сложности на сегодняшний день в Москве зарегистрировано порядка 220 тысяч ИП. На рост количества предпринимателей влияют в том числе такие факторы как – рост числа новых индивидуальных предпринимателей, сокращение числа прекративших деятельность, введение патентной системы. Впервые за последние 2 года наблюдается ощутимое превышение числа созданных ИП над ликвидированными – порядка 10 тысяч.
Климычева Е. Н.: В 2014 году были реализованы следующие реформы, повлиявшие на упрощение процедур и сокращение сроков регистрации
Первое – это исключение обязанности по оплате уставного капитала до момента регистрации общества с ограниченной ответственностью.
05 мая 2014 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 129-ФЗ ("О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Законом было отменено требование о предварительной оплате уставного капитала не менее чем наполовину.
Это позволяет предпринимателям не открывать в банке временный (накопительный) счет, что сокращает время на открытие бизнеса.
Вместе с тем, срок полной оплаты уставного капитала сокращен с 1 года до 4 месяцев с момента государственной регистрации юридического лица.
Реформа вступила в силу с 5 мая 2014 года.
Второе – отменена обязанность уведомления налоговых органов и государственных внебюджетных фондов об открытии банковского счета.
На основании подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 2 апреля 2014 года № ФЗ-52 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" была отменена обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (лицевых счетов). Обязанность по информированию об открытии/закрытии счетов в настоящий момент возложена на банки, государственные органы должны получать подобную информацию в ходе межведомственного обмена.
Реформа вступила в силу на всей территории РФ с 03 мая 2014 года.
Третье – отменена необходимость свидетельствования подлинности подписи заявителя на заявлении о регистрации юридического лица в нотариальном порядке в случае представления документов в регистрирующий орган лично заявителем.
05 мая 2014 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 мая 2014 г. №107-ФЗ ("О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Закон отменил обязанность нотариального заверения заявления о государственной регистрации юридического лица при создании при подаче документов в регистрирующий орган лично заявителем.
Реформа вступила в силу на всей территории РФ с 05 мая 2014 года.
И четвертое – принят и уже заработал закон о досудебном обжаловании решений регистрирующих органов. Любой, кто не согласен с отказом в госрегистрации, может за 15 дней получить решение по своей жалобе в вышестоящем налоговом органе. Для сравнения: судебные тяжбы занимают до полугода. Т.о. бизнес получил дополнительный, бесплатный и наиболее быстрый способ защиты своих прав без длительных судов.
Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что регистрация стала удобным, быстрым и незатратным этапом вхождения в предпринимательство.
Климычева Е. Н.: В настоящий момент на федеральном уровне реализуются мероприятия в рамках дорожной карты "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.03.2013 № 317-р.
В рамках "дорожной карты" реализуются такие важные мероприятия как:
- введение права обществ с ограниченной ответственностью использовать типовые уставы;
- создание механизма предварительной проверки сведений, представляемых при государственной регистрации, в части соблюдения требований к заполнению формы заявления, др.;
- отмена обязательности печати для юридических лиц при прохождении процедур государственной регистрации.
О введении права обществ с ограниченной ответственностью использовать типовые уставы, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, исключение обязанности их представления в регистрирующий орган при государственной регистрации.
В настоящий момент проводится реформа по введению механизма использования юридическими лицами типовых уставов. 20.02.2015 законопроект № 667404-6 был принят в первом чтении Государственной Думы Федерального собрания РФ. С принятием соответствующего закона головная боль искать проекты уставов, обращаться и платить юристам при создании нового юридического лица у бизнесменов отпадет. Внутренние отношения совладельцев будут регулироваться единым документом.
Движение к лидерству в рейтинге Всемирного банка продолжается и Федеральная налоговая служба не останавливается на достигнутом. Однако все должны понимать, что делать это надо осторожно, есть пределы, за которые выходить не стоит с учетом особенностей нашей страны. В нашей стране еще много недобросовестных лиц, которые пытаются зарегистрировать подставные фирмы на чужие паспорта, по массовым адресам регистрации. Кстати, по оценкам бизнес-сообщества, степень удовлетворенности бизнеса сроками регистрации весьма высокая. Пять дней регистрации это вполне приемлемо.
Дополнительно по поводу открытия расчетного счета можно сказать следующее, что Экспертами Национального совета финансового рынка (НСФР) подготовлен документ, который существенно упростит процедуру открытия юридическими и физическими лицами счетов в банках. В случае принятия документа, счета можно будет открывать через интернет, сейчас это реализуется Сбербанком.
С декабря 2014 года Сбербанк России предлагает новую для российского финансового рынка услугу онлайн резервирования счетов, которая дает возможность представителям бизнеса быстро получить номер своего будущего расчетного счета и сразу перечислить денежные средства на него. Для этого клиентам не придется покидать рабочее место в офисе или выходить из дома. Достаточно зайти на сайт Сбербанка.
Соответствующий законопроект уже передан на рассмотрение Минфину, Росфинмониторингу и Минэкономразвития. Если инициатива будет одобрена, то представителей бизнес-структур избавят от обязанности предоставлять банкам регистрационные документы, а счета будут открываться в онлайн-режиме. В настоящее время компании, предприниматели, желающие открыть счет предоставляют документы, предусмотренные ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. № 395-1:
Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.
Кроме того, согласно инструкции Центробанка от 30.05.2014 № 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", представители банка вправе дополнительно потребовать:
- подтверждение полномочий представителя субъекта предпринимательства;
- учредительные документы (выписки из них);
- карточку;
- лицензию или иной разрешительный документ (при наличии).
В банк подаются оригиналы вышеуказанных документов либо их заверенные надлежащим образом копии.
Климычева Е. Н.: Как я уже говорила, проводится реформа по введению механизма использования юридическими лицами типовых уставов. 20.02.2015 законопроект № 667404-6 был принят в первом чтении Государственной Думы Федерального собрания РФ.
Обществам с ограниченной ответственностью могут предоставить выбор – работать по типовому уставу или по своему собственному, такой законопроект представил Минэкономразвития. В случае принятия решения в пользу типового устава – для этого будет достаточно внести запись в соответствующую графу заявления о регистрации юридического лица.
Данные о фирменном наименовании, месте нахождения и о размере уставного капитала организации будут вноситься в ЕГРЮЛ, но не отражаться в уставе. Типовой устав, в отличие от "эксклюзивного" в форме бумажного или электронного документа в этих случаях предоставлять в регистрирующий орган не потребуется. Это должно способствовать сокращению затрат как предпринимателей, так и регистрирующего органа (хранение, выдача удостоверенных экземпляров устава). Предпринимателям не потребуется составлять устав, контрагенты смогут сократить время на проверку учредительных документов, а регистрирующий орган будет уверен, что юридическое лицо не представило противоречиво составленный или юридически бессодержательный документ.
От типового устава можно будет отказаться в любой момент и перейти на "эксклюзивный" и наоборот.
Климычева Е. Н.: Федеральная налоговая служба уделяет большое внимание развитию Интернет-технологий в помощь бизнесу.
Для этих целей были разработаны ряд электронных сервисов, позволяющих предпринимательскому сообществу быстро ориентироваться в государственных услугах, оказываемых налоговыми органами, в том числе в сфере государственной регистрации ЮЛ и ИП
Кратко расскажу о самых популярных и востребованных из них.
В настоящее время самым востребованным является сервис: "Риски бизнеса: Проверь себя и контрагента". Данный сервис предназначен для поиска и получения информации о:
- Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств (в виде выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП без паспортных данных ФЛ);
- Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (для простоты будем называть его Гражданский оборот);
- Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (для простоты будем называть его Гражданский оборот);
- Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юр.лиц из ЕГРЮЛ;
- Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц;
- Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
- Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами;
- Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке;
- Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует;
- Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года.
Воспользовавшись данным сервисом можно оперативно получить актуальную информацию или оценить степень риска при оформлении договорных отношений с партнерами. Также можно предотвратить возможные незаконные действия третьих лиц в отношении вашего бизнеса.
Сервисом Гражданский оборот пользуются как лица, подавшие документы на государственную регистрацию для мониторинга прохождения поданных в регистрирующий орган документов, так и те бизнесмены, которые боятся противоправных действий в отношении их бизнеса.
Сервис "Часто задаваемые вопросы» позволяет оперативно получить ответы на вопросы, интересующие создающих бизнес будущих предпринимателей самостоятельно без непосредственного обращения в регистрирующий орган.
Самый интересный, сервис, это сервис "Создай свой бизнес".
Данный сервис направлен в помощь лицу, которое впервые решило создать свой бизнес. Он еще не определился с формой, что это будет ЮЛ или ИП. Поэтому, с помощью данного сервиса он может оценить преимущества и недостатки той или иной формы бизнеса.
При выборе одной из форм ведения бизнеса в помощь лицу размещена пошаговая инструкция начиная от процедуры его регистрации, включая все основные моменты, которые могут встречаться на его пути в период ведения бизнеса (финансовая деятельность, налоговая отчетность, налоговые проверки) и заканчивая его прекращением.
Сервис "Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде», предоставляющий возможность направить в налоговый орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей электронные документы с использованием сети Интернет.
Есть возможность воспользоваться программой для заполнения документов, представляемых на государственную регистрацию. Можно также самостоятельно заполнить бланк заявления, также размещенный на сайте ФНС России.
Есть еще один новый (экспериментальный) сервис: "Интерактивная регистрация", который также предоставляет возможность подачи документов в регистрирующий орган с использованием сети Интернет.
В чем отличия электронной регистрации и интерактивной регистрации:
1) Для использования сервиса Электронная регистрация необходимо, прежде всего, наличие электронной подписи для отправки документов в регистрирующий орган. Не важно, будет ли эта подпись принадлежать заявителю лично или нотариусу, который заверит подпись заявителя на заявлении. В этом случае в регистрирующий орган отправляются сканированные образы всех необходимых для государственной регистрации документов (заявление, устав, решение, госпошлина и любые другие документы), заверенные электронной подписью. После отправки на электронный адрес заявителя, указанный при формировании комплекта документов, будут приходить сообщения о результатах рассмотрения его документов. Итогом будет сообщение, содержащее образы документов, подтверждающих регистрацию, заверенные электронной подписью регистрирующего органа. При необходимости, бумажный аналог документов заявитель сможет получить, обратившись непосредственно или через доверенное лицо в регистрирующий орган.
2). При интерактивной регистрации заявителю не требуется наличие электронной подписи. В этом случае, пройдя несколько шагов по заполнению заявления о государственной регистрации, данный документ направляется в регистрирующий орган через Интернет для предварительной проверки. По результатам этой проверки через 5 дней заявителю направляется информация о том, что его документы корректны и он может явиться в регистрирующий орган для завершения процедуры регистрации. При этом ему необходимо явиться лично, так как предстоит подписать заявление в присутствии сотрудника регистрирующего органа и представить дополнительно все необходимые для государственной регистрации документы, в оригинале в необходимом количестве экземпляров (решение, устав, платежка). Через 1,5-2 часа заявитель получит на руки готовый комплект документов о зарегистрированном юридическом лице.
Практически аналогичная процедура и при подаче документов на регистрацию ИП.
Следующий немаловажный сервис, которым все-таки необходимо воспользоваться перед заполнением документов на регистрацию в части адреса места нахождения – является сервис "Федеральная информационная адресная система». Сервис позволяет получить достоверную, единообразную, общедоступную, структурированную адресную информацию по территории Российской Федерации. Прежде чем заполнить соответствующий раздел заявления необходимо удостовериться в правильности написания и фактического наличия в адресном пространстве Москвы адреса будущего места нахождения.
Сервис "Онлайн запись на прием в Инспекцию» предоставляет налогоплательщику возможность записаться на прием в выбранное время в налоговую инспекцию в режиме онлайн. Услуга предоставляется как юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, так и физическим лицам. Записанные с помощью данного сервиса лица принимаются в Инспекции в приоритетном порядке.
Следующий сервис – получение сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в электронном виде через сеть Интернет.
Есть и другие сервисы, но эти наиболее популярны и востребованы.
Климычева Е. Н.: Как я уже говорила, на сегодняшний день, срок отведенный законодателем на регистрацию, составляет 5 рабочих дней. При этом по оценкам бизнес-сообщества, степень удовлетворенности бизнеса сроками регистрации весьма высокая.
Климычева Е. Н.: Нотариусы, как правило, требуют с каждого представителя юридического лица выписку из ЕГРЮЛ, устанавливая требования к "свежести" данного документа.
Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ регламентировал, что с 1 января 2016 года все нотариусы получат доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП и будут иметь возможность в любой момент бесплатно сформировать электронную выписку по любой организации или ИП.
Климычева Е. Н.: Да первый квартал закончился и сейчас мы подводим его итоги. Статистические данные о количестве зарегистрированных/ликвидированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут сформированы в ближайшее время и размещены на сайте Федеральной налоговой службы. Предварительный анализ показывает, что в среднее количество ежедневно регистрируемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей остается на прежнем уровне.
Климычева Е. Н.: Данным законом внесены следующие основные изменения:
1. В первую очередь вводится процедура проведения предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации проверки достоверности сведений, включаемых (до регистрации) или уже включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). В случае выявления оснований для проведения проверки до государственной регистрации предусмотрена возможность приостановления государственной регистрации не более чем на один месяц. Для вновь создаваемых юридических лиц процедура приостановления государственной регистрации применяться не будет.
Основанием для проведения проверки является возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
Эти изменения вступят в силу с 01.01.2016.
2. Установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов.
Данная запись может быть внесена в отношении сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица и др.
Эти изменения также вступают в силу с 01.01.2016.
3. Введены дополнительные основания для отказа в государственной регистрации для определённых категорий лиц, задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство.
Ограничения на три года для внесения в ЕГРЮЛ сведений о лице как о постоянно действующем исполнительном органе или участнике (учредителе) юридического лица будут применяться в случае наличия у данного лица подобного статуса в отношении юридического лица:
- исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом (также при её списании по причине наличия у юридического лица признаков недействующего);
- по которому в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;
- по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.
Введено основание для отказа в государственной регистрации общего характера – несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации. Изменения вступают в силу также с 01.01.2016.
4. Исключены пробелы в правовом регулировании государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.
Исключена возможность внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица до истечения двухмесячного срока со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о начале ликвидации.
Введён запрет на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица:
- до завершения судебного разбирательства по иску к такому юридическому лицу;
- до окончания выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации и вступления решения по такой проверке в законную силу.
Эти изменения вступают в силу с момента официального опубликования Закона о достоверности реестров.
5. Введена процедура предварительного уведомления об изменении места нахождения юридического лица. Представление документов для регистрации изменения места нахождения запрещено до истечения 20 дней с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Регистрация изменения места нахождения юридического лица будет осуществляться инспекцией по новому месту нахождения.
Изменения вступают в силу с 01.01.2016.
6. Усиливается административная ответственность.
За представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также повторное непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрена безальтернативная дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для однократного непредставления или представления недостоверных сведений установлена ответственность в виде штрафа от пяти до десяти тысяч рублей.
В отношение нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до одного года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности.
Введена возможность привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.
Введена возможность проведения административного расследования в отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Эти изменения вступают в силу с момента официального опубликования Закона о достоверности реестров.
7. Изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц:
- изменено понятие подставного лица – оно применяется также в отношении лиц, которые являются органами управления юридического лица, при отсутствии у них цели управления юридическим лицом;
- преступлением будет считаться не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах;
- предоставление и приобретение документов для регистрации юридического лица через подставное лицо будет считаться преступлением в любом случае (ранее – только если лицо осознавало, какие преступления, связанные с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом будут впоследствии совершены с использованием такого юридического лица).
Изменения вступают в силу с момента официального опубликования Закона о достоверности реестров.
8. Изменено взаимодействие с нотариусами:
регистрирующий орган получил доступ к сведениям о совершенных нотариальных действиях;
заявителем по подлежащим нотариальному удостоверению сделкам о переходе либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью будет являться нотариус;
предусмотрена возможность представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом в электронном виде, а также получения через нотариуса документов, подтверждающих факт внесения записи в соответствующий государственный реестр или факт отказа в государственной регистрации.
Изменения вступают в силу с 01.01.2016.
Климычева Е. Н.: Конечно повлияет. Мы очень ждали принятия данного закона. Отмена обязательности печати безусловно сократит время и затраты на открытие бизнеса. Законом установлено, что использование (наличие) печати является правом, а не обязанностью хозяйственных обществ. При этом в определенных случаях может быть закреплена обязанность компании использовать печать. Для защиты прав и законных интересов контрагентов хозяйственных обществ предусмотрено, что сведения о наличии печати должны содержаться в уставе хозяйственного общества.
Данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, для которых предусмотрен иной срок.
Климычева Е. Н.: Да, планируется уменьшить срок на первичную регистрацию – до трех дней. Когда это произойдет, в ближайшее время или чуть позже, говорить не буду, но данная тема обсуждается очень активно.
Климычева Е. Н.: Спасибо!