Вопросы создания Единой федеральной информационной системы регистрации прав и кадастрового учета: результаты реализации и перспективы развития
Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-интервью.
17 декабря 2012 года в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с Заместителем руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Сапельниковым Сергеем Алексеевичем.
Тема интернет-интервью: "Вопросы создания Единой федеральной информационной системы регистрации прав и кадастрового учета: результаты реализации и перспективы развития".
Ведущая интернет-интервью – Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа. Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью и разрешите представить нашего гостя, Сапельникова Сергея Алексеевича – заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Сергей Алексеевич, позвольте поблагодарить Вас за то, что вы сегодня приехали, уже по традиции, в информагентство "Гарант", чтобы ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. Тема беседы: "Вопросы создания Единой федеральной информационной системы регистрации прав и кадастрового учета: результаты реализации и перспективы развития".
На данный момент завершены основные направления реализации Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, формирование и совершенствование которой осуществляется посредством внедрения в деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии современных технологий и процедур предоставления государственных услуг.
В рамках дальнейшего развития Единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета в 2012-2015 годах Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии планирует полностью перейти к электронным формам оказания услуг и межведомственного взаимодействия, что позволит упростить процедуру их предоставления, сделать обслуживание более качественным и доступным, а также сократит его сроки.
Стоит отметить, что в 2012 году был представлен Федерального информационного ресурса, впервые объединившего и обеспечивающего на федеральном уровне доступ к сведениям из Единого государственного реестра прав, который должен стать крупнейшим государственным информационным ресурсом в России.
В ходе проведения интернет-интервью планируется обсудить результаты создания и перспективы развития Единой федеральной информационной системы регистрации прав и кадастрового учета и Федерального информационного ресурса, а также рассмотреть основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в процессе совершенствования информационной системы, и способы их решения. На эти и другие вопросы в ходе интернет-интервью ответит Заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Сапельников Сергей Алексеевич.
К нам пришло достаточно много различных вопросов, они касаются системы Единой федеральной информационной системы (ЕФИС), Федерального информационного ресурса (ФИР) и различных аспектов межведомственного взаимодействия, функционирования Геопортала и различных электронных услуг Росреестра. Сергей Алексеевич, позвольте задать первый, достаточно общий вопрос. Расскажите, пожалуйста, какие основные задачи ставились при формировании единой федеральной информационной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета? Какие аспекты сыграли наиболее важную роль в необходимости формирования такой системы?
Сапельников С.А.: Спасибо! Действительно, общий вопрос. Основные цели и задачи были изложены в Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. В первую очередь они заключаются в повышении качества и доступности услуг. Сам по себе Росреестр, как федеральная служба, создавался именно для этого. Раньше была Роснедвижимость, Федеральная регистрационная служба и Роскартография. При объединении трех агентств основными задачами Правительство РФ ставило облегчение процедуры, повышение качества, повышение доступности наших услуг. Могу сказать, что отчасти некоторые результаты сегодня можно уже наблюдать. То, чего не удалось сделать за три года, мы будем реализовывать следующие несколько лет. Для этого совместно с бизнесом был разработан такой большой программный документ, который называется "Дорожная карта", утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2012 №1487-р и уже вступает в силу. По сути, это продолжение реализации озвученной концепции только с расширением задач, с повышением клиенто– и бизнесориентированности. Подписали мы его совместно с представителями Торгово-промышленной палаты РФ, Агентством стратегических инициатив, представителями бизнес-сообщества, оценщиков, риэлторов, нотариусов, то есть в данном процессе поучаствовали все. Такой программный документ будет продолжать ранее поставленные цели. Важно сделать процедуру более ровной, простой и понятной для правообладателя, что и является главной целю единой федеральной информационной системы с точки зрения бизнес-требований. Если, конечно, возможно применять бизнес-требования к государственной службе, но так привычней и понятнее. С точки зрения информационных сервисов мы рассмотрим этот вопрос более подробно в ходе интервью.
Ведущая: Да, далее будут более подробные вопросы. Сергей Алексеевич, с помощью каких информационных ресурсов на данный момент Росреестр осуществляет реализацию проекта по построению единой федеральной информационной системы регистрации прав и кадастрового учета как федеральный информационный ресурс и автоматизированная информационная система мониторинга рынка недвижимости?
Сапельников С.А.: Посмотрим на нашу информационную систему в целом. Существуют учетные системы, в которых накапливается первичная информация об объектах недвижимости, это государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав. В будущем нам предстоит построить единую систему, мы откажемся от смежной или одинаковой информации и придем к единой модели, единому ведению объекта, правообладателя, модели прав. По "Дорожной карте" принятие закона перенесено, если я правильно помню, на 2015 год. Соответственно, и внедрение единой системы у нас намечено на 2015 год, хотя прототип уже сделан. По европейской модели разработаны основные функциональные модули, схемы, большая схема по описанию единства объекта недвижимости. С точки зрения информационной составляющей все подготовлено, однако остается достаточно много юридической и внедренческой работы. Отметим учетные системы, над которыми строится целый комплекс различных фронтальных систем, к ним относится портал услуг. В то же время мы разработали единый офис, который может принимать заявления всех типов, действующий во всех наших 6300 офисах. Планируется, что при необходимости документ будет передаваться и в многофункциональные центры, таким образом создается универсальный бумажный офис. Все они работают с учетными системами через единую операционную шину, которая интегрирует все приложения. Такая специальная архитектура была разработана с самого начала, в ее рамках и реализовывается проект. Мониторинг рынка недвижимости является уже своеобразным субпродуктом, когда все данные всех учетных систем собираются в единый федерализованный ресурс на центральном уровне, на центральном узле, обновляются эти данные один раз в день. В дальнейшем на этих данных строятся различные витрины под разным углом зрения. Например, недавно вышел Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 апреля 2012 г. № П/142 "Об организации работы по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть об онлайн-доступе к тому самому федерализованному ресурсу, что является одной из витрин. Сейчас на регистрации в Министерстве юстиции РФ находится Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости" – это другая витрина того же самого ресурса. Мониторинг рынка недвижимости – это взгляд со стороны стоимостей сделок. Мы не можем открывать персональную информацию и называть цену и сумму, передаваемую при продаже конкретно взятой квартиры. Но мы в свободном доступе можем публиковать агрегированную аналитическую информацию, что и отражено в мониторинге рынка недвижимости. Существует 15 млн фактов о сделках, они разбиты по кадастровым кварталам, по зданиям, что позволяет найти в историческом аспекте примерную стоимость квартиры в том или ином здании определенной этажности и приблизительной площади. Однако, чтобы добраться до конкретной квартиры было невозможно, информация намеренно агрегируется. Но тем не менее, она доступна и четко показывает, что граждане зачастую обманывают государство, например: ставят предельную стоимость 2 млн рублей, хотя в этом же доме действует ипотека, которая зарегистрирована в пять раз дороже. Стандартная ситуация. И данных по ипотеке 6-7%, что позволяет говорить о репрезентативной выборке для отдельных регионов России. Поэтому советуем гражданам с целью обеспечения безопасности показывать реальную сделку, указывать реальную цену, что полезно и рынку, потому что мы сможем отслеживать рост и падение цен, и гражданину, потому что это дает больше прав и гарантий прав правообладателю. Таким образом обеспечивается прозрачность сделки, а чем она прозрачнее, тем легче обеспечить защиту. То есть, если вы продали недвижимость за 2 млн рублей, а дальше сделка была опротестована, получите 2 млн рублей назад.
Ведущая: Вопросы экономии, как правило, важнее для наших граждан, чем вопросы безопасности.
Сапельников С.А.: Да, но это вопрос времени.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Сергей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о возможности подписки на изменения данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) по конкретным объектам, содержащимся в ФИР? А также о порядке и сроках получения такой информации по подписке.
Сапельников С.А.: Тот самый Федеральный информационный ресурс мы формируем в рамках реализации приказа Минэкономразвития России "Об утверждении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости". В этом году была длительная программа: мы подключали все регионы, собирали всю информацию и готовили промышленную площадку. Некоторые части этой программы еще не завершены, но находятся на заключительной стадии. Часть сервисов на данный момент открыты. В частности, все наши бесплатные контрагенты, перечисленные в ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", – это государственные органы, иногда нотариусы, иногда судебные органы – открыто и бесплатно допущены к информации посредством предоставления уникального ключа. На данном этапе предоставление ключа осуществляется в бумажном режиме. Но это временно, такой процедуре осталось действовать две недели, так как уже в тестовом режиме находятся все электронные возможности получения ключа. Основной сценарий таков: человек или юридическое лицо получает ключ, заходит на сайт, выбирает необходимый ему тариф. Минимальный тариф – 250 рублей за 100 объектов, максимальный тариф, как правило, для крупных организаций, если я не ошибаюсь, 500 тысяч рублей в год за около 100 тыс. объектов, но здесь необходимо уточнить тарифную сетку. Вы получаете возможность иметь онлайн-доступ к открытому количеству объектов, получать по ним первичную информацию, вплоть до данных о фамилии, имени, отчестве правообладателя, но без любой другой персональной информации, за исключением ваших собственных объектов. Для подтверждения вашей личности с целью получения расширенной информации по вашим объектам на территории России вы должны получить электронную подпись. Без электронной подписи общая информация доступна по объектам: выбираете совокупность объектов, нажимаете клавишу "подписаться" и в режиме ежедневных обновлений получаете информацию обо всех изменениях в реестре прав с конкретным объектом. Данная система заработает в январе, электронный ключ возможно будет получить электронным способом только в конце декабря, его открытие станет своего рода подарком под Новый год. Сейчас немного неудобно: необходимо физически посетить наше отделение, однажды оформить этот ключ. Количество пользователей уже составляет сотни и иногда тысячи в некоторых регионах. Отличие ресурса от нашей обычной выписки в том, что пока информация из ресурса предоставляется без электронной подписи Росреестра. Мы говорим "пока", потому что необходимо выполнить большой объем работы для уверенности в корректности информации, мы можем подписаться за ее юридическую значимость. Сегодня мы просто показываем содержимое ресурса реестра прав, так как исторически он никогда не считался основным, всегда велся на бумажных носителях, а электронный носитель был бесплатным сопровождением бумажного процесса, и отношение к нему можно выразить фразой: "ну забью я туда что-нибудь". Зачастую он использовался, как печатная машинка: чтобы распечатать свидетельство о регистрации в него нужно внести необходимую информацию, необходимые поля упадут, и свидетельство изготовлено. Сейчас процесс меняется, в первом чтении в Государственной Думе РФ рассмотрен законопроект, который делает реестр прав электронным. Это значит, что информация, попадающая в него, которая будет подписываться электронной подписью, является юридически значимой по умолчанию. С этого момента и ответственность, и подход меняются. В настоящее время необходимо исправить все предыдущие ошибки, перенести информацию с бумаги в реестр, и только после этого мы будем готовы поставить там свою электронную подпись. Описанный ресурс крайне полезен: заходите и за 250 рублей получаете 100 объектов, хотя обычная выписка стоит 150 рублей. Мы специально сделали такой низкий тариф с целью полностью удовлетворить информационную потребность, чтобы к нам за выписками никто не ходил, а пользовались ресурсом. Со временем из него будут формироваться и выписки, таким образом процесс получения сведений от нас в онлайн-режиме стал очень дешевым для обеих сторон.
Ведущая: Спасибо! Сергей Алексеевич, Вы неоднократно говорили, что к концу 2012 года Федеральный информационный ресурс охватит всю Россию, около 100 млн объектов. На данный момент удалось ли этого добиться? По скольким регионам сейчас включает данные ФИР? Об исчерпывающей информации Вы уже говорили.
Сапельников С.А.: Была такая географически функциональная стратегия развития федерального информационного ресурса. Был приказ Сергея Васильевича Васильева, на тот момент руководителя Росреестра, и мы планировали к концу года включить все регионы, запустить всю функциональность. Получилось следующим образом: регионы запустили раньше, практически 30 июня. С этого момента федеральный ресурс начал работать. С точки зрения развития функциональности приходится догонять, так как, видимо, взяли повышенные обязательства. Тем не менее, в этом году, как я уже сказал, реализуем электронный ключ и в январе откроем подписку. Единственная внутренняя проблема заключается в отсутствии необходимого оборудования, которое должно было поступить в рамках Всемирного банка, но немного задерживается. Поэтому мы не готовы были принять всю нагрузку. Сейчас, мы нашли возможность технически подкрепить этот ресурс, и с января в полной мере начнем промышленную эксплуатацию всего комплекса. А регионы были все еще летом 2012 года.
Ведущая: Спасибо! Давайте, наверное, перейдем к следующему блоку вопросов, они касаются электронных госуслуг. Росреестр предлагает воспользоваться достаточно обширным перечнем электронных услуг. Хотелось бы поговорить о перспективах, о планах на 2013 год относительно расширения этого списка? Возможно Вы сориентируете наших пользователей относительно того, какие новые сервисы планируют появиться?
Сапельников С.А.: Как я уже сказал, главным достижением следующего года должна стать описанная ранее процедура доступа к информационным ресурсам ЕГРП и государственному кадастру недвижимости. Предполагается, что после открытия доступа люди начнут пользоваться предложенными ресурсами, каждый в различном объеме с индивидуальными акцентами: одному гражданину важнее подписка, другому – оперативность и так далее. Предугадать сложно, поэтому в первом квартале следующего года по результатам первых эксплуатаций, обратной связи, будет проводиться доработка этого доступа. На данный момент, после общения с крупными правообладателями, можно привести простой пример: рассмотрим нефтяную, вертикально интегрированную холдинговую компанию, каких много. Существует центральная компания, которая следит за всем имуществом дочерних. Казалось бы, все просто. Допустим, директор центра хочет видеть все имущество, но по закону материнская компания не может автоматически видеть все имущество всех "дочек". Необходимо получить от них доверенности, оформить финансового юриста, который пойдет в Росреестр, оформит подписку и только после этого будет видеть происходящее в компании. Для компаний нефтяных, где несколько сотен тысяч объектов, несколько сотен юридических лиц, оформить такое количество доверенностей, принести их в Росреестр и попытаться оформить соответствующее число ключей достаточно сложно. Поэтому здесь необходимо вносить изменения и в закон, и в порядок доступа. То есть сегодня мы можем удовлетворить описанную потребность, предоставив ключ каждой дочерней организации, представитель которой и будет посещать наш орган для получения необходимой информации. А вот материнская компания может видеть информацию только относительно себя, как правило, это центральное здание в районе конкретной улицы. Это неинтересно, когда важно видеть всех. Такого рода вопросы выясняются в результате презентаций продукта конечным потребителям посредством получения новых пожеланий, озвучивания потребителями их потребностей, что впоследствии и реализовывается. Данная проблема описана с точки зрения ЕГРП. С точки зрения кадастра, продукт также в большей степени нацелен не на физических лиц, а на бизнес и на профессиональное сообщество кадастровых инженеров. Получив приказ из Министерства юстиции РФ, где он лежит на регистрации, мы должны будем фактически обеспечить онлайн-доступ ко всем данным кадастра. В такой ситуации начинаются аналогичные потребительские вариации. Что означает "дать доступ к кадастру"? Для кого-то важен доступ в пределах довольно крупного кадастрового района. А кто-то скажет: "Нет, я веду газопровод, дайте мне, пожалуйста, все данные кадастра на территории два километра вправо-влево от газопровода". Таким образом и сам механизм подписки, определение совокупности объектов, по которым надо оформить подписку, и сам механизм подготовки витрины данных нужно дорабатывать. Представьте, если у меня таких подписок в Росреестре несколько десятков тысяч, следовательно, мой сервер должен будет каждый день перелопачивать все подписки и все витрины и выдавать, анализировать, изменился ли кадастровый учет здесь, или он не попадает в заданную совокупность. Возникают различные вариации, сегодня мы это начинаем осознавать, и, самое главное, их начинают формулировать наши потребители. Когда мы показываем продукт в первый раз, потребитель говорит: "Да, хороший продукт, но пользоваться не могу, потому что мне необходимы другие функции". На пример, потребитель нарисовал зону 5 километров вокруг завода, и ему надо представить возможность графического оформления зоны дежурства или зоны подписки. Как это считать, как делать биллинг? То есть вопросов у нас много, но пока я считаю достижением, что нам удалось собрать информацию на федерализованном уровне и придумать первые элементарные витрины. А дальше процесс начнет развиваться. Сейчас даже не возможно предположить, что будет в конце следующего года, интересно, как доживем до следующей пресс-конференции компании "Гарант". Задача – просто проанализировать, как меняются потребности. Набирает обороты тенденция "открытых данных". Данные открытые, но платные, то есть важно определить, какие из них должны быть открыты и бесплатны, а какие должны остаться платной информацией. Помимо этого, со следующего года кадастр будет осуществлять публикации на высокоточной цифровой кадастровой основе. Закуплено практически 17 млн квадратных километров свежих снимков западных космических аппаратов, у отечественных такого разрешения нет, а применяются полметровые снимки, хотя, насколько я знаю, на наших ведущих интернет-ресурсах 0,6 метра. Нам, конечно, надо работать с допривязкой этих снимков, что и будет происходить весь следующий год. Но, в целом, на этот и следующий год поставлена задача, и это наша общая парадигма, как можно больше информации давать в онлайн-режиме без фактического посещения офиса Росреестра, с возможностью стимулирования этого процесса, то есть эта услуга должна стать дешевле для всех участников. К этому мы стремимся, этому будут посвящены все наши новые сервисы в следующем году.
Ведущая: Кстати, относительно оплаты приходило достаточно много вопросов. Как изменится стоимость услуги по предоставлению сведений в электронном виде в наступающем году?
Сапельников С.А.: По старым имеющимся сервисам – никак. По вновь вводимым, как я уже сказал, 150 рублей и 250 рублей в зависимости от количества объектов. Т.е. мы снижаем стоимость раз в 50, насколько я правильно умею считать. Такое снижение цены происходит за счет того, что мы не тратим время и деньги: нам в любом случае придется работать с выпиской, человек подписывает ее электронной подписью, тратит время – это транзакция, это грузит нашу сеть. Вы удовлетворяете 80% своих информационных потребностей, когда идете к нам, и только 20% порождают новую транзакцию, которую в дальнейшем надо регистрировать. Также важно сказать про электронный сервис. Законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе РФ, предполагается, что он второе и третье чтение пройдет в весеннюю сессию, и приблизительно с марта мы должны будем приступить к процессу реализации электронной регистрации прав. Это значит, что при оформлении ипотеки, или когда есть два юридических лица, которым предоставлена электронная подпись, или в случае приобретения имущества на электронном аукционе по продаже имущества должника, приходить в Росреестр будет не нужно. Вы подпишите заявление двумя электронными подписями и отправите его к нам. К концу 2013 года по отдельным видам сделок такой порядок точно будет действовать. Прототипы подготовки заявления и сегодня есть на портале. Многие крупные застройщики уже сейчас приносят электронные заявления, однако пока они не считаются юридически значимыми, и ни нам, ни застройщикам пользы не приносит. Естественно, сокращается время приема, но крупные правообладатели недовольны, считая, что выполняют нашу работу. По их мнению, форма заявления должна быть оформлена и подписана электронной подписью до их фактического посещения Росреестра. Таким образом должны сократиться очереди, исчезнуть коррупция, так как заявление пришло электронным способом и контакта не было. Важно только синтегрироваться с выдаваемыми универсальными электронными картами, которые будут являться носителями электронных подписей, что и позволит оформлять куплю-продажу квартиры, не выходя из банка, совершать электронное аккредитирование, перечислять ту сумму электронных денег, во сколько вы оценили квартиру, не изменяя ее стоимость, подписывать все это электронными подписями и освобождать электронный аккредитив напротив выписки Росреестра по регистрации права. Этот процесс, хоть он сейчас выглядит фантастично, будет возможен в следующем году.
Ведущая: Спасибо! Сергей Алексеевич, как на сегодня осуществляется обработка экстерриториальных запросов и запросов об обобщении прав отдельного лица? Расскажите, о процедуре и времени обобщении и получения этой информации.
Сапельников С.А.: В прошлом году мы, действительно, ввели новый вид услуги – так называемую, выписку об обобщенных правах отдельного лица на территории Российской Федерации. Раньше она так называлась, но по факту выглядела немного иначе: выписку выдавали по тому регистрационному округу, на территории которого обратился гражданин. Мы изменили положение в законе, положение в соответствующих приказах Минэкономразвития России, и запустили эту процедуру по всей Российской Федерации, таким образом, в любом офисе Росреестра мне должны предоставить информацию о принадлежащих объектах на всей территории России. Естественно, возникли некоторые проблемы, так как один запрос мультиплицировался в 83 запроса, которые необходимо собирать в 83 офисах. Этот этап стал первой эпохой зрелости описываемой услуги. Первые два квартала прошлого года было трудно, объем услуг катастрофически взлетел, драматически для наших регионов, мы просто не успевали отвечать на запросы. Возможно, в определенном регионе у меня никогда не было никакого имущества, но было обязательным получить отказ. Из всех запросов по регионам 99% составляют отказы, и только 1% – продуктивные запросы. Также возникают проблемы, связанные с идентификацией правообладателя. Для примера рассмотрим Российскую Федерацию в качестве правообладателя: мы насчитали 26 тыс. видов правообладателей с наименованием "Российская Федерация". Не считая того, что возможны другие варианты написания, важно разделять правообладателей по разному идентификатору. У каждого объекта, субъекта есть идентификатор. Согласно нашему примеру в Росреестре Российская Федерация обнаружена в 26 тыс. различных идентификаторов. Для IT-администратора это значит, что он должен продумать 26 тыс. различных способов гармонизации данного правообладателя, чтобы составить список принадлежащих Российской Федерации объектов. Сложная ситуация, но мы поставили задачу собрать эту информацию на федерализованном уровне, которая и была реализована посредством федерального информационного ресурса. Мы перестали направлять запросы в те регионы, в которых по нашим точным данным правообладатель ничего не имеет, что снизило нагрузку в более 80-ти раз. В сентябре, когда по физическим причинам разрушился сервер, на котором хранился механизм принятия решений об отправлении или неотправлении запроса в регион, огромное количество запросов хлынуло в регионы. Возникли, действительно, большие проблемы, но за две недели мы восстановили эту схему, и сейчас она работает. В результате, порядок формирования экстерриториального запроса следующий: мы проверяем наличие в регионе имущества, в случае отсутствия – сразу предоставляем отказ, а в те регионы, где имущество есть, отправляем запрос, уже там запрос отрабатывается, и дальше идет агрегация этой выписки. Она предоставляется отдельному лицу. Выписка крайне популярна. Всем военнослужащим, а их больше 40 тысяч, которые получают квартиру, эта выписка необходима для предъявления при получении субсидии. Естественно, раньше каждый из них шел к нам в офис. Теперь мы наладили межведомственный информационный обмен с Министерством обороны РФ и стараемся не гонять людей даже между нами, отрабатывая все самостоятельно. То есть экстерриториальность реализована, независимо от того, в каком регионе вы пришли в офис, у вас всегда примут документы и в Кадастровой палате, и в Росреестре. Что касается временных рамок, раньше на изготовление выписки затрачивалось 20 дней, теперь – пять дней. И в основном мы выдерживаем установленные сроки. Процент их срывов в среднем по России составляет 3-4%, что не так много. Мы успеваем.
Ведущая: Спасибо! Сергей Алексеевич, удалось ли на данный момент окончательно решить такую проблему, как подписание и хранение одного и того же объекта в едином формате по всей России? И какие сложности и препятствия все еще есть у данного проекта? Также хотелось затронуть вопрос принятия закона о Российской инфраструктуре пространственных данных?
Сапельников С.А.: Много вопросов в одном. Давайте по частям. В части реестра и кадастра до конца эта проблем еще не решена. Есть Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. № 928 "О базовых государственных информационных ресурсах", оно довольно революционное, заставляет все государственные органы отказаться от несвойственной информации. Если я веду кадастр недвижимости, я храню описание объекта. Допустим, что другой орган, не ведущий кадастр недвижимости, но, тем не менее, связанный с недвижимостью, выдает ее в аренду, или совершает иные операции. Мне предписано хранить все описание объекта, а ему – только его кадастровый номер. В части описания субъекта права (правообладателя) Росреестру до 1 сентября предписано хранить только СНИЛС для физических лиц, а по юридическим лицам – только ОГРН и ИНН. Мы начали делать такое упражнение этим летом, пытаясь выполнить процесс "СНИЛСования" наших правообладателей. Могу сказать, что средней процент "СНИЛСования" по имеющимся идентификаторам по России получился 32%. Есть информация, что в смежных с нами органах "СНИЛСование" достигло не больше 40-45%. Это не означает, что СНИЛС плохой, или у нас что-то плохо, это просто первый этап. Иногда не удается идентифицировать, так как могут быть указаны неверно дата, место рождения, фамилия, или правообладатель поменял фамилию, или у него СНИЛС отсутствует. Это одно из больших мероприятий дорожной карты. Нам необходимо привести объект к одному описанию. Если я, Сапельников Сергей Алексеевич, во всех региональных базах буду описан собственным СНИЛС, проблем вообще не будет. Это касается физического и юридического лица. Что касается объекта недвижимости, мы в этом году завершаем процесс внесения объектов капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, это значит, что там будет не только земля, но и все здания, сооружения, помещения и т.д. Им присваивается уникальный, я надеюсь, бессменный идентификатор под названием "кадастровый номер объекта недвижимости". В дальнейшем мы будем устанавливать связь здания с земельным участком, и будет еще один идентификатор связанности. В будущем он поможет нам работать с единым объектом недвижимости и привязывать к нему налоги, правообладателя и т.д. Но вопросы организации данного процесса нам предстоит решать весь следующий год. Теперь стоит сказать об инфраструктуре пространственных данных. Понятно, что все объекты недвижимости являются частью инфраструктуры пространственных данных, сейчас их насчитывается больше 130 млн: земельные участки, объекты капитального строительства – это такой огромный базовый слой, который связан с реестром адресов, потому что каждый объект недвижимости по сути является объектом адресации. Отдельно стоящее дерево никто не адресует, всегда должен быть определен объект недвижимости. Проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" внесен в Минэкономразвития России и должен быть рассмотрен в весеннюю сессию. Там сформированы порядка 12 основных слоев, которые станут общими для всех, потому что существующая сегодня ситуация абсурдна. Мы делаем навигационные карты, как Россреестр, размещая заказ. Наш исполнитель ездит по дорогам, собирая информацию об организации дорожного движения.
Ведущая: Спасибо! Сергей Алексеевич, если на данный момент в общем охарактеризовать действующее законодательство в сфере предоставления государственных услуг Росреестра в электронном виде, какие существенные недостатки или пробелы Вы можете выделить?
Сапельников С.А.: Неурегулированных моментов много, и нам их приходится обходить. На мой взгляд, основным из них является несовершенный процесс оплаты. К сожалению, мы не можем использовать сервисы VISA или Mastercard, потому что необходимо платить комиссию, что запрещает БК РФ. Условия VISA не разрешают взимать деньги с плательщиков, таким образом и возникает противоречие. Приходится разрабатывать механизм. Многие ругают нашу публичную оферту, но в настоящее время это единственный механизм. Надо реализовывать платежный сервис в Росреестре и дать возможность нашим правообладателям совершать платежи. Есть Федеральное казначейство и Автоматизированная система учета начислений и фактов оплаты, которая должна стартовать с 1 января 2013 года, на что мы особо рассчитываем. Тогда публичная оферта будет со стороны казначейства. То есть банки должны приходить в казначейство и там реализовывать платежные механизмы, а для потребителя уже неважно, воспользовался он qiwi-кошельком, Яндекс-деньгами, VISA или онлайн-банком. Главное, чтобы он не приносил нам квитанции, так как такой факт означает, что у нас возникла проблема с идентификацией квитанции. Приходится отслеживать ее из выписки и хранить в дальнейшем, так как это бумажный документ со сроком хранения пять лет. Необходимо переходить к электронному реестру. В этом году нам удалось убедить Правительство РФ внести поправку в ст. 333.18 НК РФ, которая запрещала любые процессуальные действия, в том числе сдачу заявления, до оплаты госпошлины. Теперь внесена пометка: "если иное не указано в законе". И в нашем Федеральном законе от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" мы укажем необходимую схему: сначала подается заявление и плательщику выдается уникальный код платежа для начисления. Если он оплатил, считается, что факт взаимодействия состоялся, если не оплатил – факта взаимодействия не было. Сегодня эта схема реализована в выдаче информации. Таким образом организована возможность один раз подойти к окошку или подать электронное заявление, получить код платежа, оплатить и больше нас не видеть до момента получения свидетельства. Однако стоит отметить, что законодательство в области электронной подписи достаточно скудно, и некоторые вопросы остаются нерешенными. Невозможно однозначно утверждать, кто совершал подпись электронного документа, засвидетельствовано, зафиксировано ли это действие. Я поставил подпись на бумаге, что является конкретной процедурой, которая говорит о достоверности подписи. А электронная подпись? Допустим, я забыл ее, а посторонний человек воспользовался ей и подписал какой-либо документ. Возможность доказать, что это действие совершил не я, практически невозможно, так же, как и, наоборот, доказать что это сделал я. Это первое. Второе – нет службы единого времени. Необходимо фиксировать не только личное совершение подписи, но и точное время данного действия, так как существует риск, что в этот момент на другом конце планеты с учетом экстерриториальности случился факт правопритязания на рассматриваемый объект. Привычно, что время известно стоявшему у окошечка сотруднику, который его зафиксировал при подаче заявления на регистрацию. Электронная подпись используется с компьютера, и точное время не определяется, и квант времени достигает суток.
Ведущая: На данный момент у Вас есть какие-либо предложения относительно данной проблемы?
Сапельников С.А.: Есть. Совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ мы их очень активно разрабатываем и обсуждаем. Важно, чтобы потребители, тоже понимали существующие несовершенства. Допустим, электронный документ, подписанный нашей подписью, через год стал недействительным. Действие ключа электронной подписи кончилось, когда Вы его проверяете. Это необходимо объяснять. Должна появиться роль электронного архивариуса, который снимает подпись, вкладывает в документ и т.д. Много еще предстоит работы.
Ведущая: Спасибо, Сергей Алексеевич. Хотелось бы более подробно коснуться вопросов межведомственного взаимодействия. Как на данный момент складывается процесс электронного взаимодействия с иными органами власти при оказании государственных и муниципальных услуг? С какими из них возникают проблемы, и каковы способы их решения?
Сапельников С.А.: У этой медали две стороны, так как Росреестр можно рассматривать как потребителя информации и как поставщика. С точки зрения поставщика, все сервисы, которые доступны сегодня на портале, доступны и через Системы межведомственного электронного документооборота (СМЭД) государственным органам власти. Такая процедура чуть сложнее, потому что надо преодолевать второй квест. Необходимо разрабатывать веб-сервисы к сервисам Росреестра, соблюдая требования электронной подписи, учитывая версионность СМЭДа, методические рекомендации и т.д. В целом по количеству и частоте запросов мы видим, что наши контрагенты преодолели этот процесс. Если рассмотреть общую массу, то на несколько миллионов межведомственных заявлений раньше доля бумаги составляла 95%, а электронные запросы – 5%, то сейчас последняя часть приближается к 15-20%. Соответственно, постепенно бумага уходит, и наши коллеги научились пользоваться электронными сервисами. Что касается Росреестра как потребителя информации, сегодня доступны сервисы Пенсионного фонда РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной миграционной службы. Они читаются базовыми: берем выписки из ЕГРЮЛ, проверяем паспорта, проверяем СНИЛС, дорабатываем систему судебных приставов, интегрируем с ней, чтобы посредством СМЭДа получить информацию об арестах и обременении. Но самой значимой проблемой для нас до сих пор остается процесс взаимодействия с муниципальной властью, что составляет 90% наших потребностей: все разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, выписки из похозяйственных, домовых книг, определение адреса объекта, определение категории использования. Хочу сказать, что новая команда Министерства связи и массовых коммуникаций РФ немного изменила подход, что существенно облегчило нашу деятельность. Мы теперь не тестируем многообразие сервисов региональных и муниципальных органов власти, а тестируем только 9 своих сервисов. А процесс интеграции СМЭДом между органами местного самоуправления и региональными органами власти находится за пределами наших обязанностей. Я понимаю величину задач, которые следует решить Министерству связи и массовых коммуникаций РФ до 1 января 2013 года. Процесс подключения муниципальных услуг крайне важен. Представьте, если бы пришлось тестировать объем, равный произведению 9-ти на 23 000 муниципалитета или 9 на 83 региона, в зависимости от способа реализации. Во-первых, не смотря на единство формата, приходится каждый раз тестировать один из сервисов. Во-вторых, необходимо на стороне держать таблицу адресации запросов, так как я не имею возможности увидеть, какой из 26 тыс. органов выдал конкретно взятое разрешение на строительство. Создание такого механизма навигации запросов является достаточно тяжелой задачей Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Желаю успехов и удачи моим коллегам в Минсвязи. Раньше концепция была другая: все задачи возлагались на Росреестр. Мы старались, но смогли протестировать несколько сотен сервисов за лето. Это крайне тяжелый процесс.
Ведущая: Спасибо! Следующий блок вопросов касается геопортала. Весной этого года состоялась его презентация. Какие задачи на данный момент поставлены перед функционированием геопортала Росреестра. Какова в процентных показателях его готовность, и в каких вопросах все еще сохраняются режимы секретности?
Сапельников С.А.: Да, поступает много вопросов. Начнем с позиционирования: геопортал – это наше средство доведения информации и электронных услуг в области картографии и геодезии. Есть несколько вех, которые он должен пройти. Первая – это создание электронного каталога публичной информации, наполнение его метаинформацией, предоставление возможности потребителям увидеть все, что у нас есть, что успешно выполнено. Сейчас на геопортале около 500 тыс. элементарных атомарных разделов метаданных. Это доступная информация обо всех номенклатурных открытых листах, информация о спутниковых снимках, об имеющихся открытых веб-сервисах, выложенная в своеобразном древе, в аннотации, доступной и в XML. Второй этап нам предстоит решить буквально в первом квартале следующего года. Мы очень ждем, когда Минэкономразвития России объявит и проведет конкурс по доработкам геопортала. Будут реализованы функции заказа картографической продукции в электронном виде. То есть можно будет выбрать область, к примеру, вокруг газопровода и запросить соответствующий данной области картографический материал. Такой механизм выбора по имеющимся карт-материалам, заказа, оплаты и, самое главное, по поддержанию различных схем расчетов пользования этими материалами будет реализован в первом квартале следующего года. Нормативное поле мы сейчас немного наполнили. В июне 2012 года тарифы на картографическую продукцию снизились от пяти до семи раз. Также, определено количество лицензий и состав лицензионных возможностей наших потребителей: от простого – посмотреть информацию, до сложного – получить, преобразовать и распространять неограниченное количество раз. В зависимости от этого и от территории изменяются тарифы. Соответственно, описанную сложную продуктовую схему надо реализовать. Еще одна задача геопортала – формирование продуктового ряда. Есть 530 тысяч единиц картографической продукции, из которых надо сделать продукты. Это должна быть сшитая векторная, сшитая растровая карта Российской Федерации различных масштабов. Кроме самого продукта необходимо сформировать его лицензионную политику. Для обычного просмотра предусмотрена одна цена и, соответственно, один технический подход. Для подписки на веб-сервис с изменениями этой территории – совсем другой подход, рассчитываемый по количеству кликов, по количеству пользователей, требующий применения различных лицензионных и расчетных схем.
На геопортале это реализовано, осталось только сделать фронтальные сервисы и закончить формирование основных продуктов. Некоторые продукты уже существуют: растровые схемы, мультимасштабная растровая карта России, спутниковые снимки страны, кадастровый слой, слой границ, слой адресов. Некоторые продукты требуют доработки. Планируется создание оператора пространственных данных в первом квартале следующего года. Геопортал должен стать основным инструментом по доведению всего имеющегося материала до конечного потребителя. Естественно, мы ориентируемся на приоритетное электронное взаимодействие. Но предполагается возможность предоставления почтой по заказу. Рассчитываем, что наш потребитель будет забирать либо электронные файлы, либо наборы данных, либо воспользуются веб-сервисами, которые функционируют на геопортале сегодня.
Ведущая: Спасибо! Сергей Алексеевич, как, на Ваш взгляд, должна осуществляться реализация возможности использования данных геопортала в госуправлении, в корпоративном секторе и физическими лицами?
Сапельников С.А.: Идеальную модель я почти описал. Во-первых, это электронное взаимодействие. Во-вторых, это доступ и подписка на изменения в режиме веб-сервиса. Государственные органы в соответствии с действующими нормам, получают все бесплатно, так как предлагаемая продукция создана за федеральные деньги. Коммерческие организации, наши контрагенты, предпочитают забирать продукцию, создавать ее производную, а результат продавать, так поступает Яндекс, так поступают производители навигационных карт. Можно сказать, что мы поставляем больше сырье для конечных продуктов, и, наверное, это правильно, так как государство не может столь же эффективно, как конкурирующие компании, делать конечный продукт. Глупо рассчитывать, что наши навигационные карты будут лучше, чем карты Navteq, "Навител", Tomtom и "Яндекс", потому что у них миллионы, миллиарды транзакций в год, а у государства есть необходимость обеспечить 17 млн квадратных километров. Совершенно разные задачи находятся в разных плоскостях. Но тем не менее, они не могут жить без нашей информации, потому что она базовая. Большинству навигационных компаний экономически не интересны такие районы, как Ямал или Крайний север. А государственным органам нужны именно такие продукты. Коммерческий сектор, включающий инфраструктурные, нефтяные, строительные компании, обладает двумя типами продукции: существующая у нас и создаваемая ими самостоятельно, которую нам очень хотелось бы получить в рамках инфраструктурного обмена. Карты с мелким масштабом: 100-тысячные, 50-тысячные, 25-тысячные – мы составляем. Но когда речь заходит об объектах строительства, делают точную графическую съемку масштабом, как правило, 1 к 500. Такая продукция разовая, созданная для конкретного объекта, и дальше в картографии не используется, она уходит либо в муниципалитет, либо остается у организации. Если у вас немалое количество такой продукции, то методом генерализации вы всегда сможете сделать большую продукцию. Очень важно выстроить процесс взаимодействия крупного и мелкого масштаба, сделать несколько основных дата-сетов, как это делают во многих странах, и научиться обновлять полученные данные, чтобы это был результат хозяйственной деятельности: построили новый мост, дали проектную документацию, ввели в эксплуатацию, есть картографический план, есть его измерение, внесли это в инфраструктуру, получили развязки, положили в разные слои и открыли доступ. И не надо тратить деньги на фотографирование этого моста из космоса, дешифровку с учетом положения разметки. Это идеальная модель, нам к ней, я думаю, идти несколько лет. Передовые страны тоже осуществили этот процесс не до конца, а приблизительно на половину.
Ведущая: Спасибо! Сергей Алексеевич, а когда планируется открытие публичного доступа к кадастровой карте? Что Вы можете рассказать о связанных с этим вопросом сервисах?
Сапельников С.А.: Кадастровая карта открыта. В том числе и открыты ее приложения для iPhone, ими можно пользоваться. Кадастровая карта только пополняется, там становится больше объектов, они чаще обновляются. Мы получили спутниковые снимки, хотим их опубликовать, и до Нового года мы обновим картографическую основу кадастровой карты. В общем, она всем доступна.
Ведущая: Сергей Алексеевич, завершающий вопрос. Вы неоднократно говорили о том, что конечным результатом геопортала Росреестра должно стать создание неких стандартов и форматов инфраструктуры доступа. Какая работа проделана в этом направлении. На какой стадии реализации сейчас стандарты?
Сапельников С.А.: Если я правильно понял, речь идет о едином описании пространственных объектов, пространственных данных об этих объектах для всей экономики. Я уже сказал, что часть из этих требований заложена в изменениях к Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ "О геодезии и картографии" в разделе о пространственных данных, инфраструктуре пространственных данных. На Минэкономразвития России возложено право определения обязанностей и порядка описания по выделенным нами базовым слоям, которых около 12. Это гидрография, дороги, адреса, объекты недвижимости – основные наборы, из которых строится самая первая карта, где потом тематически создаются различные слои. Причем за каждым слоем можно угадать ведущее его ведомство, на пример: Слой "объекты недвижимости" – Росреестр, слой "дороги" – Федеральное дорожное агентство или Министерство транспорта РФ и региональные управления, "водные объекты" – Федеральное агентство водных ресурсов, "лесные объекты" – Федеральное агентство лесного хозяйства. Важно научить системы "дружить" друг с другом и обмениваться данными. И в законе указано, что будут созданы стандарты. Пока этого нет, взаимодействие осуществляется на уровне соглашений. У нас есть и состав кадастра, и состав реестра прав, есть xml-стандарты, есть описания объектов, есть состав нежилого плана, таким образом, предоставляя свою информацию, Росреестр навязывает определенные правила. На самом деле так делают все государственные органы. У Министерства регионального развития РФ есть схема территориального планирования, и они также навязывают схемы, указывая масштабы и форматы. То есть данный процесс в настоящее время стихийно-необходимый, где каждый работает отдельно, а закон будет накладывать определенные ограничения. Будем ждать его принятия.
Ведущая: Спасибо большое, Сергей Алексеевич, за Ваши подробные, исчерпывающие ответы! Мне от лица информагентства "Гарант" остается пожелать успехов в Вашей деятельности и востребованности всем Вашим проектам.
Сапельников С.А.: Спасибо! А я желаю потребителям пользоваться нашими сервисами. Пишите в случае выявления недостатков, мы быстро отвечаем. Конечно, в технической поддержке хотели бы видеть больше благодарностей, но нами приветствуется любая обратная связь.