Социально-экономическая ситуация в Костромской области. Перспективы на 2012-2013 годы
Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-конференции.
11 сентября в 10-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция с Губернатором Костромской области Ситниковым Сергеем Константиновичем
Тема интернет-конференции: "Социально-экономическая ситуация в Костромской области. Перспективы на 2012-2013 годы".
Ведущая интернет-конференции - Карпунина Наталья Ивановна (Информационное агентство "ГАРАНТ").
Ведущая:: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Ситникова Сергея Константиновича - Губернатора Костромской области.
Уважаемый Сергей Константинович, позвольте поприветствовать Вас в ИА "Гарант" и поблагодарить за то, что Вы нашли время приехать к нам и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории!
В работе конференции сегодня также принимают участие: Шаманов Евгений Вячеславович — Генеральный директор компании "Гарант" и Ховринцев Андрей Сергеевич - Генеральный директор компании "Гарант - Кострома".
Тема интернет-конференции: "Социально-экономическая ситуация в Костромской области. Перспективы на 2012-2013 годы".
В 2012 году администрация Костромской области меняет формат работы с целью стабилизации социально-экономической ситуации в регионе. Главная задача - изменить жизнь региона и каждого его жителя к лучшему. Во многом это определятся взаимоотношениями муниципальных образований и администрации области.
Итоги работы администрации в 2011 году показали, что инвестиции в экономику региона привлекались крайне неэффективно. По объему инвестиций в основной капитал на одного жителя область с 2009 года находится на последнем месте в ЦФО. В два раза замедлились темпы роста и в промышленном производстве.
Низкие показатели характеризуют социальное развитие региона. Недофинансирование программы модернизации здравоохранения по итогам 2011 года составило 130 млн. рублей. Анализ закупок оборудования в рамках программы показал, что не все покупки функционально и экономически оправданы. А главное, в Костромской области встала острая проблема нехватки квалифицированных врачей-специалистов.
В отрасли "Образование" в 2011 году обозначились такие серьезные проблемы, как отсутствие достаточного количества мест в учреждениях дошкольного образования, недостаточное финансирование отрасли.
Экономический рост области обеспечит увеличение привлекаемых инвестиций на территорию региона.
Именно поэтому, одним из основных направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти Костромской области на данном этапе является совершенствование нормативной правовой базы, способствующей созданию благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности социально-экономической сферы Костромской области, формированию благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, способствующих экономическому росту и активизации жизнедеятельности населения области, его занятости и повышению жизненного уровня.
В ходе интернет-конференции обсуждались основные направления совершенствования нормативно-правовой базы в сфере социально-экономического развития региона, основные направления деятельности в социально-экономической политике на территории региона, проблемы взаимодействия различных ветвей власти и другие актуальные проблемы, возникшие в ходе реализации социально-экономической политики. На эти и другие вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит Губернатор Костромской области Ситников Сергей Константинович.
К моменту начала нашей интернет - конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Сергей Константинович, как Вы оцениваете на данный момент инвестиционный потенциал Костромской области? В каких сферах инвестиционная активность оставляет желать лучшего? И какие мероприятия проводятся по улучшению состояния в данной сфере?
Ситников С. К.: Всем добрый день! Начну с того, что, к сожалению, за последние годы, не за пять и не за десять лет, а за достаточно серьезный период времени в 50-е, 60-е и 70-е годы, в Костромской области не уделялось должного внимания со стороны федерального центра. Область на протяжении длительного времени была депрессивна. Сейчас эти тенденции во многом усугубились. Область имеет большую закредитованность. В начале года можно было говорить о государственных долгах региона, сопоставимых с его собственными доходами. По ряду причин как экономического, так и административного характера на территории региона длительное время не появлялись серьезные инвестиционные проекты. Связано это , как я уже сказал, с экономикой. Например, несмотря на энергоизбыточность области, стоимость электроэнергии для промышленных потребителей достаточно высокая, в отдельных случаях превышает стоимость электроэнергии в соседних регионах. Также данная проблема заключалась в тех административных барьерах для бизнеса, которые порой сформировывались по принципу "свой-чужой". В силу этого серьезных инвестиционных проектов не появлялось, однако ситуация начала меняться в последние год-полтора. Говоря об инвестиционной привлекательности региона, несомненно можно отметить, что в Костромской, как и в любой другой области, есть свои преимущества. Я уже сказал про энергоизбыточность. Объем генерации на территории региона очень большой, и возможности для формирования энергоемких предприятий присутствует. Область обладает огромными территориями, фактически 600 км протяженности с юго-запада на северо-восток, через нее проходят такие серьезные транспортные сети как Северная железная дорога и водная артерия – река Волга. Поэтому местоположение, площади, природные ресурсы и экологическая составляющая несомненно являются аспектами, формирующими привлекательность Костромской области. Наша задача: правильно этим всем воспользоваться.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Какие из наиболее явных, интересных инвестиционных проектов Вы могли бы выделить в области и планируете ли приложить максимум усилий для их реализации в полной мере?
Ситников С. К.: Я отмечу проекты, которые сейчас уже начали реализовываться. Речь идет о двух крупных объектах, которые строятся в городе Волгореченске Костромской области, в том самом городе, где расположена крупнейшая в Европе Волгореченская ГРЭС. Сегодня активно продвигается проект ОАО "Газтрубинвест", это вторая очередь строительства завода по производству труб в интересах газовой отрасли. Второй проект, который стал сейчас визитной карточкой Волгореченска – это проект американской компании "Варко", производящей буровое оборудование. Вот уже месяц как они вышли на площадку. Мы очень рассчитываем, что американские коллеги в короткие сроки реализуют данный проект и начнется реальное производство. Также огромное количество предложений идет по переработке леса. Известно, что сейчас в Европе очень востребованы пеллеты, поэтому заинтересованных инвесторов на территории региона появилось не мало. Мы готовы принимать всех по нескольким причинам. Во-первых, область в части инвестиционной политики заявила "зеленый коридор". Для Костромского региона инвесторов много не бывает, это принципиально важно и необходимо. Во-вторых, у нас на балансе достаточно лесов — осина, береза. К примеру, осина перерабатывается очень плохо и не востребована, поэтому мы сегодня предлагаем пеллетным компаниям активно использовать этот вид сырья, заниматься формированием производства на территории области.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. В основных направлениях государственной политики на ближайшее время приоритет отдается поддержке инноваций, нанотехнологиям, модернизации экономики, в связи с чем предлагается ряд поправок в действующее законодательство. Сергей Константинович, как Вы планируете стимулировать эти направления в Костромской области?
Ситников С. К.: Все, что касается поддержки информационных технологий, мы готовы с радостью поддерживать, финансировать и участвовать в софинансировании. Более того, такие проекты уже есть, они в большей степени строятся на базе высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, действующих на территории Костромы. Есть очень интересные проекты, в том числе в текстиле, к которому мы привыкли относиться, как к тому, что мы носим и чем украшаем свои жилища. За последние годы данная отрасль сделала серьезные шаги в части использования текстиля в технологиях, машиностроении, в малоконструкторских разработках. Сегодня на территории Костромской области реализовывается один из важных инвестиционных проектов по формированию объемных трехмерных материалов, которые могут послужить основой, арматурой для новых материалов, в том числе имеющих радиопрозрачность. Поэтому поддерживать инновации мы будем. Что касается нанотехнологий, в силу такой сформировавшейся в Костромской области направленности экономики как лесопереработка и машиностроение, мы пока не имеем предложений по реализации нанотехнологий. Если они будут появляться - будет здорово.
Ведущая: Спасибо! Сергей Константинович, помимо вышеозвученных вами направлений, планируется ли в ближайшее время в Костромской области создание каких-либо новых предприятий?
Ситников С. К.: Я вам назвал те предприятия, которые сегодня уже вышли на площадку. Это "Трубинвест" и американская компания "Варко". Сейчас мы ожидаем прихода крупного деревопереработчика, который намерен ставить завод с глубочайшим уровнем переработки древесины. Также ведутся переговоры с одной крупной европейской машиностроительной компанией по ее вовлечению на территорию региона. Для этой цели подготовлены площадки с логистикой, энергетикой, с размежеванными землями. Очень рассчитываем на успешный исход переговоров.
Ведущая: Пока рано говорить о том, какая это компания?
Ситников С. К.: Пока рано!
Ведущая: Сергей Константинович, может быть, Вы немного подробнее расскажете о Ваших первоочередных направлениях в работе по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Возможно, Вы уже в период своего губернаторства столкнулись с какими-то пробелами и недостатками действующего законодательства? Каковы Ваши планы по устранению выявленных проблем?
Ситников С. К.: Хочется отметить, что мы должны поддерживать малое и среднее предпринимательство. При этом создавать нормальные условия для организации работы необходимо в целом, а не только для малого и среднего бизнеса. Что касается предпринимательства и его поддержки, мы сделали первые шаги в решении проблемы сложных отношений между властью и бизнесом, выраженных в недоверии к властным органам, в стремлении ряда предпринимателей зарегистрироваться в соседних регионах, продолжая хозяйственную деятельность на территории Костромской области. Некоторые проблемы, с которыми мы столкнулись, строились на необходимости снимать барьеры и фильтры. Одним из таких фильтров стал Совет по инвестициям при губернаторе Костромской области. Абсолютно все бизнесмены: и крупные, и средние, и мелкие — для реализации своего проекта должны были приходить на Совет, защищать свои бизнес-планы, доказывать свою состоятельность. С одной стороны это был фильтр, с другой — многие предприниматели просто вставали в очередь и долго ждали, когда Совет состоится. К сожалению, без решения Совета по инвестициям при губернаторе Костромской области невозможно было получить разрешение на строительство, разрешение оформить документы на землю. Соответственно, первой задачей стала необходимость отказаться от практики фильтрации бизнеса на указанном Совете и трансформировать его в совершенно новое образование – Совет по поддержке и привлечению инвестиций. Принципиальное отличие заключается в заявительном характере деятельности нового Совета. Мы никого не собираемся ставить в очередь и создавать барьеры. Более того, если предприниматель не заинтересован в решении таких вопросов, как получение льгот, преференций, "зеленой карты" от руководства области, то люди должны сразу заниматься своим делом. Таким образом, принцип прост – не надо мешать! Люди должны в инициативном порядке выходить и заниматься легальным бизнесом. Второе, на что мы обратили внимание – это административные регламенты в разрешительных процедурах, которые действуют на территории региона в областных государственных муниципальных органах. Первые три месяца проводилась достаточно серьезная работа по всем административным регламентам, показавшая что многие из них не выполняются. Мы административно навели порядок, поменяли сами регламенты, убрали излишние требования, сократили количество документов, требуемых для получения разного рода разрешительной документации. Как следствие, практически на 30% сократили время работы государственных органов по реализации этих разрешительных документов. В части поддержки малого бизнеса, мы, наверное, не оригинальны. Как и в других регионах Российской Федерации, поддержка заключается в предоставлении средств из бюджета. К сожалению, не очень больших, но позволяющих частично субсидировать кредитные ставки, поддерживать предприятия. Частному бизнесу выделяем до 250-ти тысяч рублей — для наших граждан, которые хотели бы заниматься малым бизнесом, как правило, семейным, например, открыть парикмахерскую или небольшой цех по выпечке. Этих средств хватает на то, чтобы привести в порядок арендованные помещения, погасить часть арендной платы и начать заниматься бизнесом. Сегодня очень часто говорится о пополнении бюджета, в это сфере возникает серьезная проблема, требующая решения. Не секрет, что на данный момент существует большое количество крупных предприятий, которые свой бизнес реструктурируют на разного рода ООО и ЧП. При посещении отдельных сетей, мы можем наблюдать, когда в одном чеке отражаются несколько совершенно разных юридических лиц. Проблема заключается в абсолютно легальной форме ухода от уплаты налогов под эгидой формирования частнопредпринимательских структур или обществ с ограниченной ответственностью. При этом складывается уникальная ситуация: два субъекта, один из них провел реструктуризацию, подробил свой бизнес на малые предприятия, таким образом, минимизировав свое налоговое бремя. Рядом может работать предприятие с чистой, белой, полностью сквозной системой налогообложения. Это создает кривую схему взаимоотношений с точки зрения формирования конкурентоспособной среды. Поддержка должна строиться не на том, что мы априори формируем для малого и среднего бизнеса некие преференции, а на снижении требований к государственному надзору. Эти предприятия нельзя проверять более одного раза в три года и только через три года после создания предприятия. По лавинообразному количеству вновь регистрируемых ООО, по количеству предприятий малого бизнеса с ежегодным нулевым балансом видны проблемы данной ситуации. Я не призываю сегодня предпринимать жесткие меры, эта проблема требует планомерного, взвешенного, сбалансированного решения, чтобы исключить возможность нанесения ущерба хозяйствующим субъектам. Очевидно, что когда крупные предприятия дробятся, государство теряет налоги. Стремление уйти из-под государственного контроля часто приводит к тому, что страдают работники предприятий, которым задерживается заработная плата, в отношении которых применяются неправовые формы воздействия. Поэтому я считаю целесообразным введение схемы, где все хозяйствующие субъекты должны работать наравне, а государство, благодаря повышенному налогообложению, должно возвращать часть налогов малым частным предприятиям и организациям. Такая схема будет более прозрачной и справедливой.
Ведущая: Сергей Константинович, раз уж Вы упомянули тему налогов, давайте ее продолжим. Каковы, резервы и возможности по дополнительной мобилизации налогов и сборов Костромской области, какие из них Вы планируете задействовать в ближайшей перспективе?
Ситников С. К.: На самом деле во всех регионах сегодня в части налогов дополнительная мобилизация не очень большая. Стоит сказать об имеющихся налоговых недоимках. По Костромской области эта сумма составляет 300 миллионов рублей. Согласитесь, при бюджете 20 миллиардов это серьезная сумма. Второй вопрос: когда мы говорим о наполнении бюджета, надо все-таки говорить об инвестициях в регион. Те проекты, о которых мы сегодня говорили, имеют бюджетное дотирование на ряд лет, к которому надо относиться аккуратно и осторожно. Мы понимаем, что появление любого нового предприятия на территории субъекта, его постановка на налоговый учет будут давать доходы в областной бюджет. Следующая тема, которую стоит отметить, это неналоговые поступления — средства, получаемые от аренды муниципального, областного имущества, от использования природных ресурсов. В этой ситуации требуется время для наведения порядка. В части сбора финансовых средств с использованием леса у нас уже сделаны первые шаги. Мы в значительной степени увеличили количество лесных участков, передаваемых в аренду, снижая при этом размер арендной платы. Рассчитываем здесь не только компенсировать упущенные доходы, но и получить несколько больше. Остро стоит вопрос об использовании таких полезных ископаемых как нерудный материал, потому что на территории региона расположены залежи глиноземов, строительного песка, песчано-гравийной смеси. К сожалению, здесь имеет место теневой капитал на фоне элементарного разворовывания. В этой ситуации мы рассчитываем на более активную позицию правоохранительных и федеральных органов, которые должны осуществлять надзор за использованием природных ресурсов и их перемещением.
Ведущая: Спасибо! Сергей Константинович, как обстоят дела в области по предоставлению гражданам государственных услуг в электронном виде? Грядут ли какие-либо изменения? Каковы Ваши первоочередные задачи в этом направлении?
Ситников С. К.: Этим мы занялись особо активно последние полгода. К сожалению, мы подверглись строгой критике ввиду серьезного отставания области в этой сфере. Но уже в июне этого года были подписаны контракты с ОАО "Ростелеком". Во взаимодействии с коллегами достаточно быстро отработали и регламенты, и электронные формы. Сегодня на портале государственных услуг заявлено 24 услуги. Теперь важно создать условия, чтобы жители Костромской области имели доступ к самой услуге. В связи с достаточно высокой степенью проникновения интернета в семьи костромичей, у горожан проблем с доступом не возникает. Данная проблема характерна для районов области, так как не каждая семья в состоянии оплачивать подобные услуги связи. Мы рассчитываем, что те компьютеризированные социальные областные и муниципальные учреждения - школы, библиотеки — смогут стать площадками для использования гражданами их инфраструктуры, в том числе для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Таким образом, я считаю, что в части компьютеризации, шаги за последние четыре месяца сделаны неплохие. Сегодня мы можем сказать, что поручение Президента РФ по компьютеризации библиотек выполнено в полном объеме. На данный момент каждая библиотека в любом удаленном поселке имеет компьютер, подключенный к сети интернет. К сожалению, при нашем бюджете мы не могли эти проблемы решить исключительно за счет собственного финансирования, поэтому обратились к костромскому бизнесу, бизнесу в Москве, и я благодарен коллегам, которые оказали нам помощь. Область большая, населенных пунктов много, чаще они малочисленные. При таких обстоятельствах рассчитывать исключительно на региональный бюджет для решения проблемы нельзя. Стоит отметить, что в наше время молодежь, дети всегда будут тянуться к компьютерной технике. Но также не может не радовать, что теперь библиотеки и школы активно занимаются с населением преклонного возраста на специально разработанных курсах, созданных в муниципальных и государственных учреждениях, проводится обучение наших бабушек и дедушек компьютерной грамотности, азам работы в сети,
Ведущая: И многие идут получать такие навыки?
Ситников С. К.: Да, многие идут. Более того, недавно стало известно, что одна женщина пожилого возраста из отдаленного района Костромской области уже работает в сети даже с ценными бумагами.
Ведущая: Сергей Константинович, Вы много раз говорили, что ваша главная задача – изменить жизнь региона и каждого его жителя к лучшему, что во многом это определяется именно взаимоотношением муниципальных образований и администрации области. В связи с этим вот такой вопрос. Как Вы на данный момент оцениваете эти взаимоотношения, с какими проблемами Вам пришлось столкнуться? Как планируете их решать? И в каких вопросах в целом видите основные направления взаимодействия и развития региональных и муниципальных властей?
Ситников С. К.: Возможно, это покажется несколько декларативно, но я глубоко убежден, что любая логика жизни идет не сверху, а от земли, снизу. И абсолютно ясно, что только та власть сможет эффективно заниматься управлением и реализовывать желания народа, когда она находится близко к народу. Я говорю о муниципалитетах, потому что региональные государственные служащие не каждый день находятся в непосредственном контакте с населением, а вот муниципальные ежедневно встречаются, знают о проблемах населения и принимают деятельное участие в их решении. Как губернатор я делаю ставку на глав районных муниципальных образований, глав поселений. Этим подразумевается связующая нить, обеспечивающая эффективность государственного муниципального управления. Однако, взаимоотношения региональных и муниципальных властей ровными никогда не были. Ситуация объясняется дефицитами и муниципальных, и региональных бюджетов, политикой распределения благ, присоединения земли, ведением налогообложения. Но, тем не менее, баланс интересов должен быть найден. И первые шаги для создания добрых, доверительных и при этом требовательных отношений с главами муниципальных образований уже делаем. Предметом конфликта, недопонимания зачастую являлся бюджет. Со следующего года мы начинаем планомерно возвращать часть доходов в бюджет муниципальных образований. Это принципиально важный вопрос. Распределять каждую копейку, к сожалению, неэффективно. Во-первых, служащие регионального уровня не знают, где сегодня произошли ситуации, требующие немедленного вмешательства: прорвало трубу или появилась новая яма на дороге. Решения принимаются на муниципальном уровне, поэтому и у коллег в муниципальных образованиях должна быть возможность для финансового маневра. В той ситуации, когда у глав районов почти не остается средств, весомо страдает качество муниципального управления. Поэтому с одной стороны, просим глав быть более ответственными, жить единой жизнью со своими гражданами, понимать их проблемы. И в то же время, начинаем формировать возможности для оперативного реагирования на запросы населения, для осуществления финансового маневра. Надеюсь, это даст положительный результат.
Ведущая: Спасибо! А как обстоят дела с коррупцией? Не секрет, что сейчас этому направлению уделяется огромное внимание. Что Вы можете сказать по этому вопросу?
Ситников С. К.: Если бы я сказал, что коррупции в Костромской области нет, я бы, вероятно, вызвал смех абсолютно у всех. Коррупция в Костромской области есть, как и во многих других регионах. Сейчас она больше носит бытовой характер, заметный населению. К счастью, правоохранительные органы Костромской области за последние полгода начали реализовывать ряд мероприятий, связанных с принятием действенных мер реагирования по выявленным фактам с одной стороны, и проведением профилактических мероприятий, в том числе в отношении достаточно высоких должностных лиц из состава государственных муниципальных служащих, — с другой. Проблемы коррупциогенности складывались в сфере землепользования, лесной отрасли, отрасли ремонта и строительства. Но правоохранитель начинает заниматься проблемой коррупции только тогда, когда факт коррупции уже состоялся. Очевидно, что победить коррупцию полностью совсем не удастся, но ее уровень должен снижаться, нужно оказывать постоянное административное и социальное давление. На что здесь надо ориентироваться? Первое – это открытая и гласная работа органов власти, работа с населением. По численности наша область не очень большая, чуть меньше семисот тысяч человек, следовательно, многие знают друг друга, видят, что происходит. Поэтому принципиально важно иметь обратную связь с населением, с работниками, трудящимися, чтобы владеть информацией о происходящих нарушениях. Также власть обязательно должна решать вопрос административных барьеров и регламентов, их снимающих. Коррупция начинается тогда, когда есть ресурсный дефицит, и когда есть очередь. Большой вопрос, что страшнее. Там, где есть дефицит ресурсов, будет борьба за этот ресурс, в том числе и не правовыми формами и методами. На мой взгляд, страшнее, когда в государственном, муниципальном доступе к ресурсам искусственно формируется очередь, и люди для получения доступа, для создания своего бизнеса, для пользования госуслугой вынуждены идти на коммерческий подкуп. Необходимо решить вопрос прозрачности распределения и вопрос отсутствия очередности, тогда с коррупцией будет все значительно проще.
Ведущая: Спасибо! Сергей Константинович, на каком этапе в настоящее время находится модернизация здравоохранения в Костромской области? Что конкретно было модернизировано в 2011 году и за прошедший период 2012 года? Нам поступил такой вопрос: "Мы, жители Костромской области, на данный момент только и наблюдаем, что закрываются больницы, поликлиники, сокращается медицинский персонал, везде нехватка врачей и т.д."
Ситников С. К.: В здравоохранении региона ситуация складывается крайне непростая. Самая болезненная проблема для области - большой дефицит врачебных кадров в регионе. Не хватает более 600 врачей, дефицит докторского состава более 45%. Причин много, одна из них — отсутствие на территории региона соответствующего высшего учебного заведения. Сейчас костромские доктора, как правило, являются выпускниками медицинских академий соседних областей: Ярославской, Ивановской, Кировской. Таким образом, мы не имеем возможности на территории Костромской области готовить врачебные кадры. И мы прекрасно понимаем, что в сегодняшних условиях создать медицинскую академию невозможно, так как для этого необходимы огромные ресурсы, которые сейчас нам предоставить никто не сможет. Как следствие, возникает другая проблема. Увеличились нагрузки на работающих в области докторов. Некоторые врачи работают на две, две с половиной и даже три ставки, через день ходят в ночные дежурства, потому что больше некому! Понятно, что при такой организации работы кадры вынашиваются. Если приехать в районную больницу и посмотреть возрастной состав докторов, будет видно, что большинство специалистов предпенсионного и пенсионного возраста. Мы прекрасно понимаем, что в ближайшие годы предполагается еще более серьезное выбытие этих кадров. Очевидно, что при таком врачебном составе пациенты могут получить медицинские услуги ненадлежащим образом. Это отражается сегодня и на очередях в поликлиниках. Поэтому главный вопрос, который нам надо решать, - проблема врачебных кадров. Если сестринский состав у нас в определенной степени обеспечивается поступлением кадров в силу наличия нескольких средних специальных учебных заведений, которые готовят медсестер и фельдшеров, то с докторами крайне сложная ситуация. Также стоит отметить невысокую заработную плату. Когда мы говорим о росте заработной платы, подразумеваются и ночные дежурства, и полторы, две, две с половиной ставки у основного состава врачей. Я не рассматриваю особо высококвалифицированных врачей, которые имеют достаточно приличную заработную плату. Многих из них сегодня на укрепление областного Департамента здравоохранения не пригласить, в Департаменте зарплаты безусловно ниже, такие кадры крайне единичны. Конечно, люди при существующих заработных платах не в силах решить один из самых насущных вопросов — жилищный. Мы предприняли первые меры для удержания работающих людей по устранению ситуации, которая сложилась за многие годы, когда жилье докторам не выделяли. Ведь соседние регионы тоже не дремлют, создавая комфортные условия для докторов. В этом году мы приняли решение, что не имеющие собственного жилья и вынужденные его снимать доктора, могут получать субсидию в размере до 8 тысяч рублей. В Костроме это достаточно приличная сумма, позволяющая снять двухкомнатную квартиру, хотя и не в самом центральном районе. Второе, что мы сделали в этом году, — направили более 30-ти квартир в Костроме для обеспечения жильем докторов, делая приоритет в первую очередь на семьи, где оба супруга – врачи, с целью удержания этих людей. Такие медицинские семьи уже начинают заезжать в эти квартиры. Также часть выделенного жилья будет предоставляться в качестве служебного и молодым специалистам, и интернам, приезжающим в регион. На осенней сессии мы ждем от депутатов принятия решения, предоставляющего возможность по истечению десяти лет использования служебного жилья получить право на его приватизацию. Аналогичной работой занимаются и главы администраций районов, старающиеся выделять жилье из муниципального фонда, работать с благотворителями. Что касается сокращений количества медицинских учреждений, ситуация действительно непростая. Сложность заключается в том, что в отдельных районах докторов вообще не оставалось, и больных надо было принимать на обслуживание в соседних районах. При этом, к сожалению, не росло количество фельдшерско-акушерских пунктов. К тому же возникает крайне сложная и болезненная проблема уменьшения количества коек. Тем не менее, стоит обратить внимание, что наши учреждения здравоохранения за последние годы выполняли не только свои непосредственные функции, но являлись одновременно и учреждениями социальной защиты населения. Речь идет о социально защищенных больных: лицах пенсионного возраста, лицах, имеющих инвалидность, — использующие возможность госпитализации в лечебное учреждение, как некую форму социальной поддержки, обеспечивающей временным питанием и проживанием. На мой взгляд, верным подходом является перевод Министерством здравоохранения отдельной группы больных, не нуждающихся в стационарной койке, на дневной стационар. Но при этом надо учитывать региональную специфику. На чем, например, строится региональная специфика в Костромской области? Зачастую граждане преклонного возраста, ограниченные в возможности передвигаться, добираются в дневной стационар районного центра за 50 километров. 50 километров утром за получением услуги и 50 километров домой не по самым хорошим дорогам с весьма нерегулярным сообщением общественного транспорта. Следует также учесть порой неблагоприятные погодные условия. Таким образом, по форме дневной стационар правилен, но часто люди не могут воспользоваться этой услугой по причине его удаленности. Возникает задача так использовать направляемые на социальную защиту средства, чтобы они обеспечили районной больнице дневной стационар и расположенную рядом небольшую социальную гостиницу, где пациенты могли бы оставаться. Федерация правильно решает вопросы, главам районов на сегодняшний день нужно находить приемлемые формы работы, чтобы построить полезную населению систему, которая принята Федеральным центром. К сожалению, мы зачастую имеем ситуацию, когда в теории все хорошо, а на практике не работает. В отношении продвижения программы модернизации могу сказать, что поступает новое оборудование, в том числе и в районное звено, что не может не радовать докторов, для которых этот вопрос принципиален. Мотивы специалистов ясны: зарплата, крыша над головой и, конечно, профессиональные качества, формирующие востребованность. Очевидно, когда отсутствует качественное диагностическое лечебное оборудование, нет полноценной возможности реализоваться, повысить профессиональный уровень. Очень приятно, приезжая в районные больницы, видеть новое диагностическое оборудование, оборудование в хирургии. Однако, существуют два проекта, требующих реализации на территории Костромской области, в которых регион серьезно отстает, — это сосудистый проект и онкология. Времени у нас крайне мало, сейчас плотно работаем со специалистами Министерства здравоохранения и рассчитываем, что нагоним сроки и решим столь существенную проблему.
Ведущая: Спасибо! Сергей Константинович, как Вы в целом оцениваете оснащенность костромских больниц необходимым оборудованием? Много ли еще необходимо? Ведется ли, например, сейчас какая-то работа по внедрению электронных медицинских карт?
Ситников С. К.: Если говорить об оснащении клиник, то могу еще раз отметить, что за последние годы оснащенность стала лучше, но, конечно, недостаточно. Ставка в большей степени делалась на диагностическое оборудование, но, безусловно, требуется и лечебное. Запланировано, что оно будет приобретаться. Эта тема для региональной медицины особо актуальна, потому что онкологических больных действительно много. Хотелось бы, чтобы больше появилось и хирургического оборудования. Поэтому говорить сегодня о том, что все проблемы в регионе решены нет смысла, но решаться они будут. Что касается информационных технологий в медицинской сфере, сейчас заканчивается работа над этим, и к октябрю в каждом медицинском учреждении появится как минимум одно рабочее место по ведению электронной очереди. На данный момент эти нововведения в перспективе реализации. К счастью, есть возможность посредством коммуникационных сетей передавать данные, полученные с установленного диагностического оборудования. Это принципиально важно для районов области, где квалификация специалистов не самая высокая, но им могут оказать консультации в электронной форме специалисты областного звена. Для нашего региона, протяженность которого 600 километров, развитие телемедицины играет особую роль, поэтому данным вопросом активно занимаемся и рассчитываем в следующем году реализовать эти проекты в полной мере.
Ведущая: Спасибо! Агропромышленный комплекс любого региона – это одно из важнейших направлений. В связи с этим хотелось бы услышать Ваше мнение о том, как Вы оцениваете состояние эффективности АПК Костромской области? Расскажите о Ваших первоочередных задачах в этом направлении.
Ситников С. К.: Состояние отраслей сельского хозяйства, к сожалению, плачевно. Это один из факторов, который сегодня определяет качественные показатели региона. За последние 5 лет почти в 4 раза снизилось поголовье крупного рогатого скота. За последние 10 лет на порядки сократилось количество пахотных площадей. Причин здесь несколько. Во-первых, мы прекрасно понимаем, что живем не в Ставропольском крае. Изначально были абсолютно неплохие виды на урожай, но с 10 августа не прекращаются дожди, техника не может выйти в поля. Специалисты говорят, что риск потерять существенную часть урожая в этом году присутствует.
Ведущая: К нам, кстати, пришел вопрос с информацией о том, что на этой неделе планируется введение чрезвычайной ситуации. Это так?
Ситников С. К.: Поймите правильно, чрезвычайную ситуацию по поводу дождя мы естественно вводить не можем. Вопрос в том, что надо принимать чрезвычайные меры. В советские времена студентов на картошку посылали и под дождь, но сейчас, конечно, такого рода методы работы не пройдут, хотя есть отдельная позиция, на которую мы просто обязаны повлиять. Простой пример: в силу острого дефицита бюджета у нас есть некое невыполнение финансового обязательства перед селянами. Сегодня решается вопрос о направлении в экстренном порядке селянам средств для закупки топлива, так как топливо потребуется не только в поле, сейчас еще придется сушить зерно, а большинство районов Костромской области не газифицировано. Это повлечет огромные расходы для сельского хозяйства. Поэтому никакой чрезвычайной ситуации не будет, но мы просто обязаны сейчас принять меры по максимальному снижению последствий непогоды. Важно профинансировать заложенные в бюджете проекты сельского хозяйства, чтобы снизить все самые негативные последствия, одно из которых — отсутствие фуража как основы зерновых. Хозяйства начнут сокращать и без того крайне низкое поголовье. Необходимы срочные меры. Мы находимся в нечерноземной полосе, как принято говорить, ближнего русского севера — это зона рискованного земледелия. Есть отдельные хозяйства, которые вырабатывают и по 40 центнеров с гектара. В целом же урожайность низкая. Возможности развития села есть, но существуют и препятствующие факторы. Некоторые крупные агрофирмы индустриального характера, готовы работать в Костромской области. Но при огромном количестве земли, которая у нас сегодня есть, мы с большим трудом находим участки для их инвестиционной деятельности. Пытаясь решить вопрос по земле, сталкиваемся с тем, что земли, которые не обрабатываются уже достаточно длительное время, являются паевыми и изъять их можно только в судебном порядке. Эта проблема обсуждалась на последней встрече с Владимиром Владимировичем Путиным. Мы не сможем поднять сельское хозяйство, если уйдем от проблемы эффективного использования земли. У людей есть стремление развиваться, но землю они не могут получить в силу того, что она размежевана. Государственный контроль предусматривает возможность проверки этих земель один раз в три года. Вы прекрасно представляете, что за три года произойдет с землей. Есть ли сегодня какие-то точки роста? Конечно, есть. Появляются большие животноводческие предприятия с хорошим поголовьем, с новыми технологиями, в том числе и в глубинке. Три недели назад я посетил предприятие и был просто удивлен: молодой сельхозник, который до этого занимался торговым бизнесом, активно ведет хозяйство, устанавливает европейское оборудование. Речь идет о районе протяженностью 80 на 60 километров, в котором живет всего лишь три с половиной тысячи человек. Такие хозяйственники сегодня действительно появляются. Но, к сожалению, устаревшая специализация селян привела за последние десятилетия к очень нехорошим показателям. Приведу пример с производством и реализацией молока. Производители отпускают молоко по цене от 9 до 11 рублей за литр. А сколько стоит литр такой продукции в торговых сетях?
Ведущая: Около 40 рублей.
Ситников С. К.: Около 40 рублей! В цепочке производство-переработка-торговля точка прибыли находится не в зоне производства. Она отчасти находится в зоне переработки и в большей степени в зоне торговли. Поэтому сегодня мы обращаемся к нашим коллегам-селянам, чтобы они не только занимались производством, но и думали о переработке и своих выходах в торговые сети. Мы готовы помогать, с банками переговоры уже проведены. Они с удовольствием будут финансировать переработку. Мы готовы сегодня работать и с местными сетями, при необходимости выходить на Правительство города Москвы для продвижения сельской продукции. Тем более, что она действительно экологически чистая. С учетом специфики логистики, особенно удаленных районов, очевидно, что везти туда порошковое молоко или завозить кокосовое масло для производства сливочного никто не будет. Поэтому думаю, что продукция костромских производителей будет очень востребована, в том числе и здесь в столице. Из проектов: один из самых интересных и забавных, который у всех вызывает улыбку, уже начинает реализовываться — проект по кролиководству. Планируется создание индустриальной фермы с большим объемом производства, так как продукт оказался очень востребованным. Здесь есть все возможности для организации работы. Основная задача, которую мы ставим перед собой - удержаться от негативной динамики скатывания сельского хозяйства, в первую очередь, по поголовью крупного рогатого скота, сохранить посевные площади. При этом будем стремиться создавать условия для селян, чтобы они не бросали заниматься своим делом. При появлении новых инвесторов нам необходимо будет создать максимальные условия благоприятствования, в первую очередь, по наделению инвесторов землей. И если мы эти задачи реализуем, тогда, на мой взгляд, ситуация может сдвинуться с мертвой точки. Сейчас мы не говорим о точках роста, сегодня мы говорим о том, что нам просто необходимо стабилизировать ситуацию, чтобы не скатываться дальше.
Ведущая: Спасибо! Сергей Константинович, что, на Ваш взгляд, необходимо сделать на региональном и федеральном уровне, чтобы облегчить жизнь аграриям и изменить сложившуюся ситуацию с агрострахованием?
Ситников С. К.: Агрострахование нужно менять. Буквально вчера на планерке мы заслушивали информацию о том, как проходит уборочная компания, о проблемах, с которыми приходится при этом сталкиваться, прогнозы об угрозе урожая. Задаем вопрос: что со страховкой? Не страхуют! Не страхуют по одной простой причине - размер страховки нереально велик. Рассчитывать на то, что субъект, который работает с большим финансовым дефицитом, сможет покрыть разницу между возможностями и реальными ставками, не приходится. Конечно, страхование для селян должно иметь совершенно другой характер. Мы понимаем, что там, где больше риска, стоимость страховки выше. В зоне нечерноземья, в зоне рискованного земледелия, соответственно, и страховка наибольшая. А с чего ее взять? Как заплатить? Не реально! Такие вещи необходимо выравнивать, и выравнивать нужно не на региональном уровне. Ну и главный вопрос, который, без сомнения, нужно решить на федеральном уровне – это вопрос с наделами. Без сомнения, нужно в короткие сроки изымать землю у тех, кто ее не обрабатывает. Мы, кстати, у себя планируем определенные шаги в этом плане предпринять. Понятно, что на суды мы никак влиять не можем, решения судов уважаем, так как суды стоят на защите интересов собственника. Но в этой ситуации мы вынуждены пойти по варианту значительного увеличения налогового бремени за те земли, которые не используются. Есть 100%-ая уверенность в том, что в этой ситуации недобросовестные пользователи будут либо эти земли действительно продавать тем, кто нуждается в земле, либо в конечном итоге возвращать ее назад государству.
Ведущая: Сергей Константинович! Хотелось бы услышать Вашу точку зрения, как Вы оцениваете на данный момент финансовое положение Костромской области? Каков на данный момент государственный долг области?
Ситников С. К.: На самом деле все очень сложно. К началу года государственный долг Костромской области к собственным доходам области был на грани 97%, с учетом неоплаченных за 2009, 2010, 2011 годы, поставленных в область товаров и услуг, практически 100%. Сегодня мы имеем долг 78%. Но обращаю ваше внимание, это не потому, что мы начали возвращать долги, не из-за этого. Идет небольшой планомерный рост доходной части в бюджет области, поэтому где-то на 10% мы откатились. Но говорить о том, что мы сможем рассчитаться с долгами в ближайшее время, конечно, рано. Мы рассчитываем на то, что эта работа может начаться в 2014-2015 году, не ранее. Главная задача у нас сейчас – не создавать новых долгов и не ломать те отношения, которые сейчас начали позитивно складываться. Мы сегодня отказались от дорогостоящих развлекательных мероприятий. Те мероприятия, которые традиционно проводились на территории региона, например, фестиваль фейерверков "Серебряная ладья", сегодня проводим исключительно за счет средств благотворителей. Мы отказались от ремонта административных зданий, покупки транспорта, сократили численность областной администрации на 17%. Конечно, сумма этой экономии не очень велика в разрезе всего бюджета области, это 225 миллионов, но это те деньги, которые мы смогли перераспределить, в том числе на сельское хозяйство, в социальную сферу – там, где их не хватало прежде всего. Выход из ситуации очевиден – нужно увеличивать собственные доходы. При увеличении собственных доходов будет формироваться возможность рассчитываться, в том числе и с долгами. Конечно, мы ждем и очень рассчитываем на поддержку федерального центра. Своими действиями мы показываем Министерству финансов, что более серьезно стали относиться к вопросам расходной части бюджета, более эффективно его использовать, уходим от трат, которые не определяют многие социально-экономические позиции населения. Но при этом можно сказать, что той доходной части, которая есть сегодня у бюджета для того, чтобы население могло нормально жить, получать нормальный уровень государственного обслуживания, чувствовать себя безопасно, не достаточно. Поэтому, конечно, помощь федерального центра региону необходима.
Ведущая: Спасибо! Сергей Константинович, у меня к Вам последний, заключительный вопрос. Он обобщающий, резюмирующий все то, о чем Вы уже говорили. Какой Вам видится специфика Костромской области в экономике России на ближайшие несколько лет?
Ситников С. К.: Очевидно, речь должна идти о наших приоритетах. По приоритетам – это лесная переработка, энергетика, ювелирная промышленность, машиностроение, как бы странно это не звучало в условиях, когда большинство машиностроительных предприятий закрыто. Первые подвижки в этой части уже появились. В известной степени это и туризм, который нам нужно переводить из туризма однодневного посещения на туризм длительного пребывания на территории региона. Цель очевидна и проста – костромичи достойны лучшей жизни, чем та, которой они живут сегодня.
Ведущая: Спасибо большое! Сергей Константинович, есть вопросы у коллег-журналистов в зале. С Вашего позволения, несколько из них. Пожалуйста, коллеги, у кого есть вопросы?
Вопрос из зала: Здравствуйте. В последнее время в социальной сети очень активно обсуждается инициатива возможного закрытия Костромского центра для проведения массовых общественно-политических мероприятий. Сейчас уже законодательно ввели запрет о проведении массовых акций у зданий судов, региональных органов власти. Не считаете ли Вы, что это осложнит общественно-политическую ситуацию в регионе?
Ситников С. К.: Для того, чтобы у нас не возникало проблем с митингами, очень важно, чтобы власть общалась с населением. Со всеми надо уметь разговаривать: с оппонентами, с теми людьми, кто называет себя оппозицией. Со всеми надо встречаться, разговаривать. Когда будет понимание того, что делает власть, какие у власти мотивы, многие вопросы отпадут сами собой. Теперь, что касается вопроса о центральной части города Костромы. Мой родной город имеет радиальное построение и отличается от Москвы тем, что река Волга делит город на две части. Костромская радиальность центральной части города представлена как веер, полукруг. И все дороги, как правило, идут вдоль Волги. В чем проблема центральной части города? Вы прекрасно понимаете, что при проведении любого массового мероприятия мы обязаны обеспечить безопасность граждан. В городе, где все дороги приходят в центр, обеспечить безопасность крайне сложно. При больших массовых мероприятиях это приводит к перекрытиям. А что такое перекрытие центра города можете представить? Хорошо в Москве можно по кольцу объехать. А у нас как объедешь? Поэтому, конечно, проведение массовых мероприятий на центральной площади города, площади Ивана Сусанина, создает очень серьезные проблемы по отвлечению сил и средств, по перекрытию движения. У нас есть намерение предложить общественно-политическим организациям, партиям, движениям обсудить вопрос площадки, которая могла бы использоваться без заявлений и всего прочего. Готовы ли мы к решению этого вопроса? Нет, пока не готовы. Почему? Потому что обсуждение еще не состоялось. Сами мы такого решения в директивном порядке принимать не будем, а будем обсуждать это с общественностью, с горожанами. Город у нас большой, мест достаточно, где можно будет организовать подобную работу. Я думаю, мы найдем приемлемый вариант, посоветуемся с партиями, общественными организациями, с горожанами. Найдем приемлемые варианты, которые бы устраивали всех, в том числе и с точки зрения соблюдения безопасности. Могу сказать одно: за последние полгода ни одного факта отказа в проведении мероприятий не было. И абсолютно все признают, что стало проще.
Ведущая: Спасибо, коллеги, еще вопросы.
Вопрос из зала: Добрый день, журнал "Законодательство". Сергей Константинович, скажите, пожалуйста, а какую роль в развитии области Вы отводите костромским вузам? И в чем видите взаимодействие власти и вузов?
Ситников С. К.: На территории региона есть несколько учебных заведений. Я сейчас говорю именно об учебных заведениях, а не о филиалах. Понятно, что их в последнее время появилось огромное количество. Оценки им давать не буду, качество их работы пусть оценивают работодатели. У нас в области есть Государственный университет им. Некрасова, это в прошлом педагогический институт, Технологический университет и Сельскохозяйственная Академия. Сельхозакадемия, к счастью, за последние годы не претерпела никаких серьезных трансформаций, она по-прежнему готовит специалистов для сельского хозяйства, которые весьма востребованы, и которые, к сожалению, не очень охотно едут в Костромскую губернию. Государственный университет им. Некрасова, в прошлом педагогический институт, за последние годы нарастил свои мышцы достаточно серьезно введением новых специальностей, отдельные из них оказались достаточно востребованными. Выпускники этого вуза легко находят себе рабочие места. Традиционно в университете очень сильными кафедрами всегда были кафедры психологии и педагогики, потому что готовили в свое время достаточно уникальных специалистов-педагогов. Всегда был очень сильным физико-математический факультет, биологический факультет. У данного университета достаточно прочная позиция среди региональных вузов, хороший уровень. Студенты первых, вторых курсов юридического факультета, который сформирован был совсем недавно, на всероссийской олимпиаде юридических вузов и факультетов берут первые и вторые места. Это реальная ситуация. Технологический университет всегда готовил инженерные кадры в сфере машиностроения, лесопользования, лесопереработки. К сожалению, за последние годы начал наращивать мышцы в гуманитарной сфере. Жаль потраченных усилий, но, к сожалению, вижу сегодня, что результат новых специальностей, которые были введены в последние годы, не очень высокий. В то же время нам очень не хватает инженеров. Очень надеемся на то, что увеличится количество ребят, которые будут поступать именно на инженерные профессии. Сегодня конкурса там практически нет. Много разговоров ведется сегодня о том, что нужно сокращать вузы. У меня нет однозначной позиции на этот счет. А вот филиальную сеть я убежден, что нужно сокращать, потому что тот уровень знаний, который получают там студенты, как правило, заочники, никакой. Не буду называть конкретные вузы. Так же нужно менять систему отношений между государством и абитуриентом в части бюджетных мест. У нас бюджетные места длительное время рассматривались как конституционное право гражданина на получение высшего образования. Более 90% выпускников средней школы идут в вузы, что характерно и для Костромской области. Многие ли потом находят себе работу по специальности? Не многие! Многие ли идут работать по специальности? Не многие! Для меня очевидно, что такую модель нужно менять. Если государство выделяет деньги из своего бюджета, согласитесь, оно вправе рассчитывать на то, чтобы выпускник шел работать по той специальности, которую он получил на бюджетной основе. Например, проблема с докторами. Проблема заключается не в том, что в муниципальные государственные учреждения выпускники медицинских вузов не идут, многие вообще в здравоохранение не идут, а это самая дорогая подготовка, которая длится семь лет. В части подготовки кадров по здравоохранению мы предлагали такое решение, чтобы уйти от линейного финансирования министерство – вуз, ввести финансирование через регионы, обеспечивая тем самым формирование государственного заказа со стороны субъекта, чтобы те ребята, которые будут учиться на бюджетных местах, заключали договора с субъектами и возвращались на работу. При этом, конечно, необходимо создавать приличные условия для выпускников: достойный уровень заработной платы, возможность жить в нормальных условиях. Вузы, конечно, играли и продолжают играют в жизни Костромской области очень серьезную роль. Фактически 99% педагогов на селе, в районах – это выпускники Костромского университета им. Некрасова. До 90% представителей сельского хозяйства – это выпускники сельхозакадемии. К счастью, сегодня коллеги в высших учебных заведениях занимаются не только подготовкой кадров, но и научной деятельностью. А когда научная работа начинает носить еще и прикладной характер, то это вдвойне приятно. К счастью, такие примеры у нас тоже есть.
Вопрос из зала: Сергей Константинович, вопрос по развитию темы науки. Планируется ли развитие финансирования науки в Костромской области? И какой бюджет будет заложен на эти цели на будущий год?
Ситников С. К.: К сожалению, бюджет на эти цели предусмотрен не очень большой. Конечно, финансировать в первую очередь нам бы хотелось те направления, которые непосредственно связаны с экономикой области. В Костромском государственном университете на протяжении ряда лет ведутся биологические программы на факультете естествознания. Связаны они с возможностью использования леса, возможностью его восстановления, возможностью разработки новых биотехнологий. На мой взгляд, эти направления заслуживают поддержки. Заслуживают поддержки темы, которые ведет Сельскохозяйственная Академия в части новых технологий в животноводстве, в растениеводстве. Возможности наши невелики, максимум, что мы можем себе позволить – это 5-10 миллионов рублей, но для государственных вузов, для тех небольших коллективов, которые занимаются этими темами – это очень серьезная поддержка. Помогать несомненно будем, несмотря на то, что бюджет скудный.
Ведущая: Спасибо, коллеги! Спасибо, Сергей Константинович, за Ваши интересные ответы. А мы от ИА "ГАРАНТ" хотели бы пожелать Вам успехов в Вашей деятельности и развития и процветания Костромскому региону. И, насколько это возможно, максимального и скорейшего решения всех социально-экономических проблем в области!