Специфика и практика проведения торгов в электронной форме
Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-конференции.
9 сентября 2011 года в 11-00 часов состоялась интернет-конференция Председателя Совета директоров ЗАО "Сбербанк-АСТ", Советника Президента, Председателя Правления Сбербанка России Андреева Николая Юрьевича.
Тема интернет-конференции: "Специфика и практика проведения торгов в электронной форме".
Ведущий интернет-конференции - Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ").
Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя — Николая Юрьевича Андреева - Председателя Совета директоров ЗАО "Сбербанк-АСТ", Советника Президента, Председателя Правления Сбербанка России.
Уважаемый Николай Юрьевич, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.
Тема интернет-конференции: "Специфика и практика проведения торгов в электронной форме".
Позвольте напомнить, что сегодняшняя интернет-конференция транслируется в on-line режиме на сайте www.garant.ru.
С 1 января 2011 года в России вступило в силу новое правило, по которому большая часть госзакупок должна проводиться исключительно на электронных аукционах. Сегодня в России провести их можно только на пяти площадках, которые имеют статус национальных операторов электронных торгов. Одним из таких операторов является крупнейшая площадка - ЗАО "Сбербанк-АСТ". Именно эту площадку в 2010-м году Правительство РФ выбрало для осуществления электронных торгов государственными и муниципальными заказчиками в рамках нового порядка размещения госзаказа.
Электронная площадка "Сбербанк - АСТ" – это 100% дочерняя структура Сбербанка России, которая была создана, чтобы соответствовать необходимым параметрам обслуживания государственного заказа РФ. Это современнейший технологический комплекс, который позволяет решать задачи по обслуживанию большого количества заказчиков и поставщиков одновременно в реальном режиме времени. На электронной торговой площадке Сбербанк-АСТ есть все необходимые современные решения.
Функционально площадка Сбербанк-АСТ позволяет учесть все законодательные нововведения: полное электронное обеспечение аукционного документооборота с применением средств ЭЦП, введение шага аукциона и изменение времени его проведения. Система также обеспечивает новую процедуру подачи и отбора заявок, согласно которой в аукционе рассматривается только техническая документация заявки. Персонализированные данные по заявке поставщика становятся доступны заказчику уже после проведения аукциона на этапе выбора победителя.
Сегодня переход на электронную систему торгов позволяет сохранять конфиденциальность подачи заявок, избежать сговора заказчика и участников размещения заказа.
В ходе интернет-конференции планируется обсудить специфику и практику проведения торгов в электронной форме, проблемы обслуживания государственного заказа, современные решения, предлагаемые электронной площадкой "Сбербанк-АСТ", программное обеспечение и многие другие актуальные вопросы развития электронных аукционов, как современного инструмента в государственном заказе. На эти и другие вопросы в ходе интернет-конференции ответит Председатель Совета директоров ЗАО "Сбербанк-АСТ", Советник Президента, Председатель Правления Сбербанка России Андреев Николай Юрьевич.
К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Какие услуги на сегодняшний день предлагает Сбербанк-АСТ? Планируете ли Вы в ближайшем будущем предложить своим клиентам какие-то новые сервисы и услуги?
Андреев Н. Ю.: Основной вид деятельности нашей площадки - это обслуживание сектора госзаказа. Всем известно, что рынок в достаточной степени очерчен, но кроме этого у нас есть еще ряд направлений, которые мы расцениваем как знаковые. Прежде всего, это закупки для коммерческих организаций. Идея банальная: если какая-то организация нуждается в том, чтобы сэкономить существенные средства, используя режим электронного аукциона, ее представители приходят к нам, и мы в достаточной степени гибко предоставляем услуги по закупкам. Эти услуги могут быть полезны как для интерактивных и достаточно высоко обученных пользователей, которые не в первый раз работают в системе электронных закупок, так и для людей с отсутствием какого-то базового электронного образования, пришедших в первый раз поучаствовать в электронных аукционах. Здесь имеются разные уровни и подходы, и мы пытаемся их учесть, найти оптимальные решения, поскольку это коммерческая услуга, в том числе и с использованием разных тарифных политик.
Еще одно направление нашей деятельности - торги по обслуживанию такого сложного бизнеса, как банкротство. У нас имеется такой сектор, как коммерческие продажи. В частности, мы успешно сотрудничаем с различными авиакомпаниями и вводим для них режим продажи билетов по чартерным рейсам, по грузовым перевозкам.
Основные направления работы компании такие: закупки для коммерческих и государственных предприятий, площадка по обслуживанию банкротства, торги по банкротству. У нас достаточно высокая доля рынка. Мы постоянно оттачиваем, разрабатываем систему дополнительных сервисов для наших клиентов, как в госзаказе, так и в коммерческих торгах. Сейчас по последним изменениям Федерального закона N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" нужно обосновывать начальную максимальную цену контракта. И в этом случае мы предоставляем такую услугу на нашей площадке, когда заказчики запрашивают котировки по тем или иным видам услуг. В данном случае они могут производить закупки, если им это нужно, в коммерческом режиме, либо анализировать цены, которые получаются, и мотивированно использовать их для своей дальнейшей работы.
Ведущий: Как изменится специфика и практика проведения аукционов в электронной форме после принятия или непринятия нового закона "О федеральной контрактной системе"?
Андреев Н. Ю.: Это очень серьезный вопрос. Он в достаточной степени политизирован, потому что та программа федеральной контрактной системы, которая была недавно озвучена публично, в значительной степени снижает роль электронных аукционов. Им отводится второстепенное, факультативное место. Мы считаем, что если подобная программа будет принята, то рынок электронных аукционов для госзаказа в России будет обрушен и, мы откатимся назад к прошлому. С другой стороны, если будет принято решение о дальнейшем развитии Федерального закона N 94-ФЗ, то все ошибки, недоразумения, просчеты, которые были накоплены за эти годы или исправлены по электронному аукциону, будут использованы во благо и, рынок будет развиваться.
Ведущий: Какое количество аукционов, проводимых на Вашей площадке, по данным Сбербанка-АСТ было признано несостоявшимся с начала 2011 года? По каким причинам аукционы были признаны несостоявшимися?
Андреев Н. Ю.: К сожалению, эту статистику в виде процентов, не выверив ее с данными общероссийского сайта, озвучивать я бы не хотел. Просто система расчетов может быть проведена тем или другим способом. Но я должен сказать, что это десятки процентов. Из них примерно половина находится в сфере, когда не было ни одного заявителя в аукционе. И примерно половина, - когда явился только один участник и контракт был заключен с одним участником или не заключен вовсе.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, подробнее об условиях и процедуре предоставления кредитов участникам размещения заказов? Какое число предприятий уже ими воспользовались и какие установлены ограничения по величине предоставляемого кредита?
Андреев Н. Ю.: В качестве пилотных проектов несколько организаций обращались к нам за помощью или для того, чтобы сделать некое партнерство с площадкой в этом направлении по тендерным кредитам и по кредитам на обеспечение заявки. Сейчас готовится кредитная политика Сбербанка, нашей основной организации. И данный кредитный продукт будет запущен в ближайшее время. Что касается остальных кредитующих организаций, то, к сожалению, этот сервис не очень активен. Т.е. по моим данным несколько банков и финансовых организаций, работающих в сфере какой-то совместной деятельности, совместной орбиты со Сбербанк-АСТ, выдали кредитов на десяток миллионов долларов, но в данном случае, это капля в море. Это не говорит о том, что этот сервис не востребован. Скорее, это свидетельствует о том, что условия и техника выдачи кредитов не идеальны. Хотя для банков краткосрочные кредиты - весьма прибыльный бизнес. Аналитика, которую мне довелось видеть, говорит о том, что были единицы случаев, когда происходило даже не мошенничество, а невозврат кредита по другим причинам.
Ведущий: ЭЦП много лет используется для сдачи информации в налоговые органы. Без ЭЦП невозможна работа торговых площадок. Почему, на Ваш взгляд, нет движения в обратном направлении, например, подписания выписки из ГРЮЛ об ЭЦП налогового органа?
Андреев Н. Ю.: Это, наверное, вопрос все-таки не ко мне. На мой взгляд, просто не было некоего двигателя, необходимой группы инициативных лиц. Я считаю, что это начинание было бы весьма здравым. Не хватает экспертного сообщества, экспертной группы, которые бы это продвинули. Я думаю, это вопрос ближайшего будущего.
Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. Разрешает ли российское законодательство заключение трансграничных электронных сделок с электронной подписью? Могут ли зарубежные компании работать без ЭЦП? Если да, то в каких случаях?
Андреев Н. Ю.: Вопрос, конечно, очень интересный, потому что содержит в себе в достаточной степени противоречие, которое заключается в том, что иностранное юридическое лицо может получить ЭЦП. В этом нет никаких проблем на территории РФ. Другое дело, что физически вывезти и, уж тем более, использовать ЭЦП через границу, законом запрещено. Таким образом, получается, что, с одной стороны, идет поощрение этого направления, с другой стороны, невозможность выполнения. Поэтому большинство иностранных юридических лиц вполне успешно работают через свои представительства. Но с другой стороны, в этой сфере много и других противоречий. Если идет речь о поставке на аукционе какого-то товара или продукции, например, из Китая, то российский поставщик сразу же выставляет логистику и она заводится в контракт. А иностранец должен будет ее просчитать. И не факт, что эта логистика сработает, например, из-за неудовлетворительной работы таможни, службы транспорта и т.д.
Ведущий: Следующий вопрос поступил из города Орла от Юрия. Николай Юрьевич, почти все торги проходят на Вашей площадке. И это с самого начала было понятно. Для чего, на Ваш взгляд, вместо того, чтобы сделать одну площадку, красиво насытить ее каналами связи, приходится проходить аккредитацию на пяти площадках, разбираться с интерфейсом, снова тратить на это время и деньги?
Андреев Н. Ю.: Если бы я занимался софистикой, то задал бы Юрию вопрос, который очень часто у нас звучит: "Почему так мало? Почему только пять площадок?". Соответственно, таких вопросов примерно 50 на 50: "почему мало?" и "почему не одна?". Изначально, когда были непонятны принципы и правила игры, и то, каким путем и с какой экономической целесообразностью будет идти та или иная площадка, исторически было отобрано три площадки, и давались разные возможности всем. Они и сейчас у всех площадок разные. Можно было поиграть в рулетку и совершенно точно сказать, что, например, площадка Татарстана, или площадка Москвы, будет лидером на рынке госзаказа. С моей точки зрения, это было изначально неоправданно. И сейчас этот вопрос, наверное, можно было бы пересмотреть, но на момент, когда проходили все решения, этого сделать было нельзя. Создать программно-аппаратный комплекс, коллектив людей, умеющих работать, - стоит дорогого, требует времени, денег и сил. И если бы мы сейчас сделали сто или пятьдесят площадок, то это были бы достаточно жалкие, невыполнимые попытки сделать то, что сделать невозможно.
Ведущий: Собираетесь ли Вы ввести в программное обеспечение дополнительные функции по вопросам, которые сейчас перед процессом размещения мы вынуждены брать из других источников, такие как "код ОКПД", "классификатор одноименных товаров", "обоснование максимальной цены контракта на различные товары", "КБК" и т.д.?
Андреев Н. Ю.: Я считаю, что в одном из предыдущих вопросов по установлению стартовой цены в части функционала нашей площадки я уже ответил на этот вопрос. Во всем остальном определенно говорю "да". Вы сейчас озвучили очень хорошую идею, и она будет автоматически принята к действию, к разработке.
Ведущий: Когда площадки перейдут с глючного, кривыми руками написанного Internet Explorer на нормальные браузеры Opera, Mozilla Firefox или в крайнем случае на Google Chrome? Не зря же Internet Explorer в народе называют "ослом", тупит и глючит по страшному. Евгений Александрович, Уфа.
Андреев Н. Ю.: Я не ослышался, "ослом"?
Ведущий: Да!
Андреев Н. Ю.: Дело в том, что в настоящее время существует криптографический пакет, который может быть установлен только на Internet Explorer. Данных о том, что кто-то из разработчиков других браузеров скоро получит необходимые лицензии, у нас нет, поэтому данный вопрос пока откладывается на неопределенное будущее.
Ведущий: Следующий вопрос. На практике не раз сталкивалась с ситуацией, когда техническое задание было заведомо составлено для конкретного поставщика, т.е. таким образом, что только он мог выполнить данную работу. Получается, что на площадку приходит только этот единственный поставщик, с которым в итоге и заключается государственный контракт, а другие участники изначально лишены возможности участвовать в данном аукционе. Уважаемый Николай Юрьевич, какие существуют меры для предотвращения подобной деятельности и злоупотреблений?
Андреев Н. Ю.: К сожалению, существует две стороны этой достаточно неприятной особенности, когда техническое задание размыто и нет четкого понимания, что именно требуется. Либо другая крайность, когда задание излишне детализировано, четко прописано под конкретного поставщика. Вынужден сказать, что в данном случае, несмотря на то, что мы стараемся решить многие вопросы техническими средствами, сделать это в достаточной степени пока проблематично. Мы рекомендуем всем участникам госзаказа, которые сталкиваются с подобной проблемой, немедленно подавать жалобу в ФАС.
Ведущий: Просим Вас дать разъяснение: Подписан контракт в электронной форме, мы просим заказчика подписать контракт и на бумажном носителе для документооборота, но заказчик подписывать отказывается. Объясните, пожалуйста, ситуацию. Вера, Краснодарский край.
Андреев Н. Ю.: Необходимо объяснить заказчику, что это не законно.
Ведущий: Можно жаловаться в ФАС?
Андреев Н. Ю.: Да.
Ведущий: Спасибо! Можно ли после проведения открытого аукциона переподписать государственный контракт в случае обнаружения в нем незначительной ошибки, либо для ее устранения правильнее подписать дополнительное соглашение, если уже прошел установленный законом срок?
Андреев Н. Ю.: Дополнительное соглашение – это единственная опция, которая в данном случае возможна.
Ведущий: Николай Юрьевич! Каковы сегодня основные технические накладки и ошибки, которые чаще всего имеют место в процессе проведения торгов?
Андреев Н. Ю.: Сообщество госзаказа постепенно адаптируется к изменяющимся требованиям. Мне кажется, что сегодня основная проблема – это получение аккредитации на площадке. Я считаю, что момент аккредитации является ключевым, его нужно проводить полностью по всем требованиям буквы закона, по тому, как это расписано на сайте площадки, чтобы избежать сбоев.
Ведущий: Контракт заключен по решению ФАСа, после того, как аукцион не состоялся. Нужно ли размещать на официальном сайте информацию об этом контракте, а также предоставлять информацию об исполнении контракта?
Андреев Н. Ю.: В любой форме, в какой бы не заключался контракт, он обязан быть размещен на сайте.
Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. В нашей практике часто бывают случаи, что необходимо срочно разместить заказ на 1500 - З000 рублей, который попадает под размещение "аукцион", согласно распоряжению Правительства РФ N 236-p от 2008 года. Сколько должен заплатить электронной площадке Сбербанк - ACT участник за участие в аукционе на такую сумму?
Андреев Н. Ю.: Хороший вопрос, спасибо! Было бы абсурдом, если бы аукцион, который заключается на сумму три тысячи рублей, требовал бы соответственно трех тысяч рублей на свое же обеспечение. Да, аукционы бывают разные, самый маленький аукцион, который был зарегистрирован на нашей площадке, составлял полторы тысячи рублей. Самый большой – 22 миллиарда рублей. В этом случае мы идем навстречу участникам таких электронных сделок. Если контракт будет на сумму три тысячи рублей, то сумма обеспечения составит 150 рублей, т.е. 5%.
Ведущий: Следующий вопрос. Прочитала, что на сегодняшний день доля иностранных участников в российских электронных торгах минимальна. Уважаемый Николай Юрьевич, так ли это на самом деле? Если да, то в чем заключается причина и какие меры необходимо предпринимать для того, чтобы сделать участие зарубежного бизнеса в электронных торгах на территории России более привлекательным?
Андреев Н. Ю.: Минимальным я бы это участие не назвал. Фармацевтический рынок, например, представлен многими иностранными представительствами, а это колоссальный объем рынка. Иностранные участники в российских электронных торгах, безусловно, есть, но основная проблема – это трансграничный перенос ЭЦП. Если этот вопрос решится, то и остальные проблемы тоже решатся.
Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. Прочитала, что у ЗАО "Сбербанк-АСТ" существует аккредитованная система обучающих центров, в которых можно пройти обучение, например, по составлению техзадания и др. Расскажите, пожалуйста, каким образом можно воспользоваться такой возможностью?
Андреев Н. Ю.: Самый простой алгоритм – нужно зайти на сайт, войти в список аккредитованных обучающих центров, выбрать тот, который географически, или по какой-то иной причине вам подходит, и связаться с ними. Они будут рады немедленно вам помочь. Им интересно максимальное количество слушателей, а нам интересно, чтобы люди, которые работают с площадкой, были образованными. В ближайшее время на нашей площадке будет размещен баннер, который будет переводить посетителя сайта на некий собственный электронный университет Сбербанка-АСТ. Основные азы обучения можно будет проходить электронным образом. Люди, которые будут этим заниматься, нацелены на успех. Поэтому, пожалуйста, следите за обновлениями на нашем сайте.
Ведущий: У меня последний вопрос, которым можно подытожить нашу сегодняшнюю встречу. Планируете ли Вы в ближайшее время еще как-то совершенствовать сервисы электронных площадок и расширять сферу применения электронных аукционов в России?
Андреев Н. Ю.: Мы, безусловно, будем развивать не только программные решения, но и будем продолжать совершенствовать аппаратную базу, потому что IT-рынок не стоит на месте, а постоянно движется вперед. Мы будем обязательно развивать защиту от DDOS атак - это хакерские нападения на наш сайт, которые случаются достаточно часто не только с нашей площадкой, но и с другими. Это серьезная проблема. Кроме этого, мы надеемся, что в ближайшее время создадим интернет-портал, который будет заниматься вопросами, связанными с обобщением всего того, что накоплено на рынке госзаказа. Это будет некая социальная сеть. И последнее, что я хотел бы сказать, мы хотим попробовать себя в направлении интернет-продаж, связанных с госзаказом. Мы видим серьезные упущения рынка eBay на территории Российской Федерации. Вполне вероятно, что мы замахнемся и на это направление тоже.
Ведущий: Николай Юрьевич, большое Вам спасибо! Нам остается только пожелать Вам удачи в реализации всех Ваших задумок.