Актуальные проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями: правовой аспект
21 января 2010 года в 11-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью начальника Уголовно-правового Управления Правового Департамента Министерства Внутренних дел Российской Федерации Соловьева Ивана Николаевича. Тема интернет-интервью: "Актуальные проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями: правовой аспект".
Интернет-интервью организовано Информационным агентством "ГАРАНТ". ИА "ГАРАНТ" свидетельство: ИА N 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
Ведущая интернет-интервью - Нифталиева Татьяна (ИА "ГАРАНТ").
Ведущая: Развитие неблагоприятной ситуации в экономике спровоцировало рост коррупции и экономических преступлений. В кризис бизнес стремится получить дополнительные свободные средства за счет экономии на обязательных платежах в бюджет, что подчас носит незаконный характер. В сложившейся ситуации правоохранительные органы прогнозируют дальнейший рост экономической и налоговой преступности, криминализацию экономики. К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю. Вопрос первый. Как МВД России участвует в реализации Национального плана противодействия коррупции? Какие ведомственные нормативные правовые акты разработаны и приняты МВД России по линии борьбы с коррупцией?
Соловьев И.Н.: Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г., определил стратегические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере, а также установил четкий перечень первоочередных меры по его реализации, в том числе законодательного характера, в реализации которых принимало участие МВД России.
Кроме того, во исполнение Национального плана во всех федеральных органах государственной власти, государственных органах субъектов Российской Федерации принять планы противодействия коррупции.
Не исключением стало и Министерство внутренних дел Российской Федерации. План МВД России по противодействию коррупции на 2009-2010 годы предусматривает значительных спектр мероприятий, направленных на противодействие коррупции в органах внутренних дел, в том числе меры по нормативному правовому обеспечению противодействия коррупции, по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, а также меры по повышению профессионального уровня кадров и правовому просвещении.
На протяжении прошлого года в МВД России широкий перечень ведомственных нормативных правовых актов, положения которых направлены на противодействия коррупции.
Среди них особенно следует выделить:
- приказ МВД России, закрепляющий перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск МВД России и федеральные государственные гражданские служащие системы МВД России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (приказ МВД России от 31 августа 2009 г. № 680);
- приказы МВД России, определяющие порядок организации и проведения в системе МВД России экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (приказ МВД России от 11 августа 2009 г. № 484 и приказ МВД России от 15 января 2010 г. № 15).
Последние приказы МВД России определяют, в том числе порядок размещения на официальном сайте МВД России в сети Интернет нормативных правовых актов МВД России, затрагивающих права и свободы граждан, для организации проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, которая осуществляется аккредитованными Минюстом России независимыми экспертами.
Необходимо учитывать, что работа по совершенствованию нормативной правовой базы МВД России в сфере противодействия коррупции еще не завершена. В ближайшее время будут приняты нормативные правовые акты, регламентирующие:
- порядок представления и проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемыми гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России;
- порядок уведомления в системе МВД России о фактах обращений в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Ведущая: Будут ли сотрудники милиции подавать декларации о доходах? Если да, то кто: все или какая-то определенная категория?
Соловьев И.Н.: Федеральный закон "О противодействии коррупции" впрямую закрепил обязанность государственных и муниципальных служащих, которыми являются и сотрудники органов внутренних дел, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (статья 8 Федерального закона).
Необходимо иметь в виду, что такая обязанность распространяется не на всех государственных и муниципальных служащих, а только тех, кто претендует или замещает должности, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким актом является Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации в МВД России издан приказ от 31 августа 2009 г. № 680, которым утвержден четкий перечень должностей, при назначении и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В указанный перечень, конечно, вошли не все должности, а только те, при замещении которых сотрудник органов внутренних дело более всего подвержен коррупционным рискам. Например, наравне с руководителями органов внутренних дел и их структурных подразделений, сведения о доходах будут представлять также и следователи, дознаватели, оперуполномоченные, эксперты и т.д.
Ведущая: Я интересуюсь уголовным правом и в последнее время много слышал о депутатских инициативах по снижению ответственности за совершение экономических преступлений. Неужели общество и правоохранители настолько преуспели в борьбе с разного рода мошенниками, бутлегерами, лжепредпринимателями, что настала пора всех их оставлять на свободе или карать только рублем (которых у них много – ворованных, чтобы не сесть в тюрьму – поделятся, а потом еще наворуют?
Соловьев И.Н.: Действительно, вопрос о гуманизации уголовного законодательства по преступлениям в сфере экономике в настоящее время обсуждается весьма остро, тем боле после заявления Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о необходимости всесторонней поддержки малого и среднего бизнеса, а также сокращения административных барьеров и контрольных и надзорных функций государственных органов.
МВД России в пределах своей компетенции принимало участи в рассмотрении широкого спектра законодательных инициатив в данной сфере, отдельные из которых уже приняты и приобрели статус Федеральных законов.
Среди них особенно выделяется Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления лица, впервые совершившего такое преступление, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В условиях того, что по налоговым преступлениям виновные лица приговариваются судами к незначительным мерам наказания, а зачастую осуждаются условно, данное предложение представляется обоснованным, поскольку позволит возвращать в бюджет значительные суммы, укрытые от налогообложения.
По данным официальной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по налоговым преступлениям (статьи 198, 199, 1991 и 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации) в 2008 году из 2534 осужденных, наказания условно применено к 1311 осужденным, а за полгода 2009 г. из 1218 к 613 соответственно.
В настоящее время в МВД России рассматриваются проекты федеральных законов, положения которых направлены декриминализацию отдельных преступлений в сфере экономики путем существенного увеличения суммы ущерба и размера, дохода полученного преступным путем (например, по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции).
Указанные законодательные инициативы, как привило, не проработаны и обосновываются авторотами, ежегодным ростом денежной инфляции. Вместе с тем очевидно, что такие предложения должны подтверждаться объективным экономическим обоснованием, основанном, в том числе на данных правоприменительной практики в сфере противодействия преступлениям экономической направленности.
Заслуживает интерес законодательная инициатива, предусматривающая внесение изменений в статьи 174 и 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации, направленных на исключение из числа предикатных к легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, деяний, предусмотренных статьей 171 (Незаконное предпринимательство) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что объективная сторона составов преступлений, предусмотренных статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации заключается в незаконном предпринимательстве, то есть в занятии инициативной самостоятельной деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, самовольно, не на законных основаниях.
Учитывая данное обстоятельство, денежные средства и иное имущество, полученные от незаконного предпринимательства, по своей сути, являются приобретенными в результате совершения преступления, то есть преступным путем, в связи с чем должны рассматриваться как объект преступлений, предусмотренных статьями 174 и 1741 УК.
Ведущая: Мой муж милиционер. Его все уважают. А как сказал ваш министр Нургалиев, что надо милиционерам сопротивляться, так его уже просто два раза оскорбили при исполнении. Так все-таки, может ли гражданин оказывать сопротивление сотруднику милиции? Такой вопрос задает жительница Кемерово.
Соловьев И.Н.: Вы знаете, я несколько раз по различным программам слушал ответ Министра на вопрос о необходимой обороне. Потом еще десяток раз прочитал различные интерпретации в прессе.
Вся проблема не в том, что сказал Министр, а сказал он все правильно, не с точки зрения корпоративной, когда человек печется об узковедомственных интересах, а с точки зрения правовой и человеческой. А проблема в том, как это было преподнесено, какой посыл был, какой смысл вкладывался в комментарии. Сколько было злорадства и откровенного издевательства! До сих пор на этот счет некоторые наши "поклонники" не могут успокоиться. В итоге общество получает информацию не из первых рук, не напрямую, а в своеобразном изложении тех, кто желает помутить воду, породить неясность, слухи, провести грань между простыми гражданами и людьми в форме.
Однако если вникать в глубь вопроса, вот что получается. Право на самооборону вытекает из естественного права человека на жизнь. Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 45 устанавливает право каждого защищать свои права и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.
Теория естественного права считала необходимую оборону прирожденным правом человека, используя взгляды на этот вопрос еще римских юристов. Напомню, что среди них господствующий взгляд на самооборону нашел свое выражение в известном изречении Цицерона о том, что необходимая оборона ест не писанный, а прирожденный закон.
В воинских артикулах Петра 1 было написано, что "не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через первый удар может такое причиниться, что и противиться весьма забудет".
Запрещение гражданам обороняться от грозящих преступлений облегчило бы преступникам их совершение. Каждый гражданин нашего общества имеет право защищать себя и других лиц от любых преступных посягательств со стороны нарушителей правопорядка и тем самым предупреждать и пресекать совершение преступлений.
Есть несколько условий правомерности необходимой обороны, все они прописаны учеными и специалистами (это действительность, а не мнимость посягательства, соразмерность причиненного вреда угрозе, причинение вреда только нападающему и т.д.).
При этом важнейшим моментом является то, что необходимая оборона недопустима против правомерных действий должностных лиц (в нашем случае сотрудников милиции), хотя бы они и были направлены на умаление тех или иных интересов отдельных граждан, однако необходимая оборона допустима против преступных действий должностных лиц. Поэтому, например, против превышения власти, выразившемся в насилии над личностью потерпевшего, последний имеет право обороняться и причинить для отражения грозящей ему опасности тот или иной вред должностному лицу.
А иначе и быть не может. И не надо вокруг этого вопроса устраивать ажитацию, впадая то в одну, то в другую крайность. От призыва открытого сопротивления должностным лицам до утверждений о том, что все это чревато угрозой для жизни или длительными сроками лишения свободы.
Потом весьма важным является удостовериться, а действительно ли перед тобой должностное лицо. Ведь нередко преступники используют форму сотрудников милиции, подделывают удостоверения для достижения преступных целей. Как быть в этом случае. Ложиться на землю и уповать на их милость, на то, что тебя не убьют или не покалечат?
Понятно, что все зависит от конкретной ситуации, поведения гражданина и должностного лица. Было ли оно правомерным, соответствовало ли закону. Понятно, что доказать, что на тебя вдруг ни с того ни с сего напал сотрудник милиции, будет достаточно сложно. Однако, если те, кто призван защищать и оберегать граждан позволяют себе противоправное поведение, спрос с таких должностных лиц должен быть двойной и тройной.
Но не надо забывать, что государство является гарантом защиты прав свобод человека и гражданина, а охрана правопорядка является одной из первоочередных задач государства. Вместе с тем, лица, стоящие на страже правопорядка также нуждаются в охране, в том числе с помощью уголовно-правовых средств.
В этой связи в УК России закреплены нормы (статьи 317 -посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, 318 -применение насилия в отношении представителя власти, 319 - оскорбление представителя власти), устанавливающие повышенную, более строгую ответственность за противоправные деяния в отношении сотрудников правоохранительных органов.
Отмечу, что есть проблемы в их применении. Не урегулирован вопрос об ответственности за посягательство на сотрудника, пресекающего преступление во вне служебное время (в отпуске, в выходной день, после окончания рабочего времени). К субъектам уголовно-правового защиты не относятся сотрудники, которые в силу своего статуса обеспечивают охрану общественного порядка, но с учетом специфики деятельности, не осуществляющие ее напрямую.
В заключении отмечу, что основным критерием деятельности сотрудника правоохранительного органа должна быть ее законность. В иных случаях вред, причиненный указанному сотруднику, квалифицируется по соответствующей норме о преступлении против личности, исходя из наступивших общественно опасных последствий.
Ведущая: Как известно, с 1 июля на территории Российской Федерации запрещен игорный бизнес вне четырех специальных зон. Что сегодня там происходит. Какова криминогенная обстановка в данной области и как МВД России противодействует незаконному игорному бизнесу? Ведь кое-где просто сменили вывеску. Сунжакова О.С. (Одинцово, Московская область)
Соловьев И.Н.: Спасибо за действительно злободневный вопрос.
Для начала отметим, что по рентабельности (в районе 50%) игорный бизнес оставлял далеко позади и столь высокодоходные отрасли как металлургия, и добыча и переработка нефти и газа.
С 1 июля 2009 г., согласно 244-ФЗ азартные игры разрешены в России лишь в четырех зонах: "Азов-сити" на границе Краснодарского края и Ростовской области, "Сибирская монета" на Алтае, "Янтарная" в Калининградской области и еще в одной (названия у нее пока нет) в Приморском крае. Все они до сих пор работают только на бумаге. Крупнейшие игорные компании, ранее работавшие в России сделали ставку на зарубежные проекты.
Владельцы игровых клубов, привыкшие зарабатывать действительно большие деньги, замаскировались и продолжают отъем денег у азартных граждан, либо просто сняв вывеску, либо изменив название своих заведений на клубы "мгновенных лотерей" или компьютерных игр.
Переделка игровых автоматов в лотерейные ни в одном российском законе не прописана. А что не запрещено, то разрешено. По подсчетам наших экспертов, в разных регионах больше половины всех бывших залов игровых автоматов теперь работают под видом стимулирующей лотереи. Таким образом, асоциальный бизнес, который ранее ставил многих людей на грань выживания, разрушал семьи и людские судьбы продолжает существовать.
Как известно, лицензирование деятельности по организации азартных игр отменено с 1 июля 2009 года с вступлением в полную силу Федерального закона №244-ФЗ от 29.12.2006 года "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В уголовном законе (статье 171 УК России) помимо лицензии упоминается и разрешение. В соответствии с Федеральным законом №244-ФЗ, с 1 июля 2009 года деятельность по организации азартных игр может осуществляться лишь в четырех определенных этим законом зонах, при этом предприятия, осуществляющие данную деятельность, опять же на основании этого закона обязаны иметь разрешение на осуществление деятельности в игорной зоне. Некоторые весьма интересно начали трактовать положения федерального закона в части действия разрешений. Раз разрешение выдается на деятельность в игорной зоне, то вне игорной зоны оно не действует, следовательно, наказывать за отсутствие такого разрешения неправомерно.
Такая позиция ошибочна. Объектом незаконного предпринимательства выступает принцип законности экономической деятельности. В рассматриваемом случае, это осуществление деятельности по организации азартных игр в соответствии с Федеральным законом №244-ФЗ. Данный закон предусматривает осуществление деятельности исключительно в игорной зоне, и исключительно при наличии специального на то разрешения, дающего право на организацию игорных заведений только в указанной в разрешении игорной зоне, и нигде более. Иной порядок осуществления предпринимательской деятельности при обязательном наличии на ее осуществление разрешения, будет противоречить закону, а, следовательно, преследоваться в уголовном порядке.
Действительно, не все казино игровые залы закрылись. Накануне вступления закона в силу некоторые владельцы игорных заведений заявили, что переквалифицировались в разрешенные покер-клубы (Росспорт признал покер видом спорта еще в 2007 г.). Но Президент Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре бороться с замаскированными игорными заведениями, и уже 17 июля приказом Министерства спорта покер был исключен из реестра видов спорта, а Российская федерация покера лишена аккредитации.
А на 2 августа 2009 года в России было возбуждено уже 172 уголовных дела о незаконном игорном бизнесе.
Другая лазейка - интернет. "Выглядит как слот-зал, но вывеска новая: "Интернет-салон". Желающим сыграть предлагается интернет-версия рулетки, игрового автомата и карточных игр. Игры в доменной зоне .ru запрещены законом, поэтому компания регистрируется в офшоре, там же находится сервер. Игра ведется на сумму, которую человек переводит с кредитной карты на определенный счет, либо используется система интернет-платежей.
Еще одна лазейка – так называемые лотоматы. Автомат продает моментальную лотерею и выдает выигрыш наличными деньгами. Провести различие между лотерейными и игровыми автоматами должен техрегламент, который еще долго будет разрабатываться. Это яркий пример использования суррогатных технологий.
По признанию одного из бывших владельцев казино, только в Москве сейчас действует не менее 200 нелегальных казино и игровых залов. Только в столице, по экспертным оценкам около 1,5 миллиона человек страдают игроманией.
Считаю, что решение данного злободневного вопроса лежит в двух плоскостях: законодательной – выработки четких критериев того, что является игровым клубом, что букмекерской конторой, что просто прячется под затонированными окнами и продолжает свою незаконную деятельность в сочетании с эффективной оперативно-профилактической работой правоохранительных органов.
Ведущая: В нашей стране действует закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"? На Западе свидетель в суде за свою жизнь может не опасаться, а у нас какой эффект?
Иван Иванович Коростылев (Краснодар)
Соловьев И.Н.: В Российской Федерации ежегодно около десяти миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям. Статистика свидетельствует, что примерно в адрес 20% указанных лиц поступают угрозы. Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников, что свидетельствует о высокой степени недоверия населения к правоохранительным органам и чувстве незащищенности. Зачастую это обусловлено необоснованным негативным освещением деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации. В связи с этим обеспечение безопасности участников процесса и их близких - одно из важнейших условий достижения цели и задач процессуальной деятельности, выступающее в качестве одного из наиболее эффективных средств противодействия преступности.
Обеспечение мер государственной защиты лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
Данным нормативным актом предусматривается применение мер государственной защиты в отношении:
1) потерпевших;
2) свидетелей;
3) частных обвинителей;
4) подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, их защитников и законных представителей, осужденных, оправданных, а также лиц, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
5) экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагогов и психологов;
6) гражданских истцов, гражданских ответчиков;
7) законных представителей, представителей потерпевшего,
гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных лиц.
Также деятельность органов внутренних дел в области обеспечения мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства регламентируется:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 "Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 134 "Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 664 "Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты".
Непосредственно в Министерстве действуют приказы:
- от 20 марта 2008 г. № 256 "Об организации государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации";
- от 21 марта 2007 г. № 281 "Об утверждении Административного регламента исполнения МВД России государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких";
- от 27 сентября 2007 г. № 847дсп "Об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России по обеспечению безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства".
В органах внутренних дел функции головного оперативного подразделения в системе МВД России по организации деятельности по защите жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также сохранности их имущества, возложены на Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России.
Кроме того, образован находящийся в непосредственном подчинении Управления Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность и применение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты.
На региональном уровне созданы центры и группы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
Так, в 2009 году меры безопасности применялись в отношении 1241 лица. В их числе обеспечивалась безопасность 477 потерпевших, 394 свидетелей, 14 заявителей или очевидцев, 110 подозреваемых, обвиняемых, их защитников. Всего для обеспечения государственной защиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства применялись 2177 мер безопасности:
- 739 раз – личная охрана;
- 220 раз – охрана жилища и имущества;
- 342 раза – выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и сообщения об опасности;
- 462 раза – обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
- 318 раз – помещение в безопасное место и др.
Таким образом, формирующаяся в настоящее время система обеспечения государственной защиты способна достаточно эффективно обеспечивать безопасность, как потерпевших, так и лиц, представляющих их интересы в судах, в случае их обращения в органы, обеспечивающие применение мер безопасности, в соответствии с действующим законодательством.
Самое главное – не бояться, четко и последовательно отстаивать свои права и знать, что правоохранительные органы примут все предусмотренные законом меры для защиты потерпевшего, свидетеля, иного участника уголовного судопроизводства.
Ведущая: Издан Указ Президента Российской Федерации о реформировании милиции, а что конкретно и изменится в деятельности МВД России. Опять будут сокращать неугодных? И так с этими реформами всех профессионалов разогнали! Семыкин А.В. (Тула)
Соловьев И.Н.: Из-за участившихся в последнее время случаев нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также из-за того, что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации, Президентом Российской Федерации издан Указ от 24 декабря 2009 г. № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации".
Данным указом в частности Министру внутренних дел Российской Федерации поручается в 3-месячный срок:
а) пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;
б) представить предложения по совершенствованию структуры органов внутренних дел Российской Федерации, имея в виду исключение дублирования их функций, разграничение полномочий и перераспределение штатной численности в интересах первоочередного решения задач противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности;
в) разработать комплекс антикоррупционных мероприятий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотрев при этом:
- введение практики ротации руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации;
- реализацию антикоррупционных образовательных программ профессионального и дополнительного профессионального образования для различных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;
- формирование научно обоснованной системы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе на основе автоматизации процессов управления и внедрения современных технологий.
Кроме того, указом изменен порядок финансирования милиции общественной безопасности, который будет осуществляться исключительно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также осуществляется сокращение до 1 января 2012 г. численности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на 20 процентов.
Ведущая: Недавно кто-то из депутатов во всеуслышание объявил о том, что МВД России необходимо упразднить. Неужели такое возможно и кто тогда будет нас защищать, хотя бы даже от уличных грабителей и хулиганов? Фахруддинов Ренат (Казань)
Соловьев И.Н.: Многие заявления делаются в пылу политических дискуссий. Однако функция правоохраны присуща человечеству с момента его возникновения.
На практике такое предложение приведет к ликвидации так знакомой всем кнопки "02" и гражданину просто некуда и не к кому будет обратиться за помощью, ни во время уличного грабежа, ни домашнего насилия.
Отсутствие государственной системы защиты граждан будет компенсирована появлением криминальных структур, контролирующих поведение, жизнь и степень свободы граждан и организаций по своему усмотрению.
Ведущая: Как вы оцениваете общий уровень правовой культуры современного общества? Что надо делать, чтобы уметь эффективно защищать свои права? (Филатов В.С., адвокат, Санкт-Петербург)
Соловьев И.Н.: На мой взгляд, уровень правовой культуры современного общества остается на невысоком уровне. Об этом свидетельствует также и редкое упоминание нормативных документов (законов) при обсуждении различных проблем нашего общества. В большей части граждане говорят об услышанной информации, а не о прочитанной в соответствующем нормативном правовом акте. Вместе с тем в защиту граждан необходимо отметить, что в Российской Федерации подчас достаточно сложно найти точное решение своей проблемы. Законодательные акты содержат сложные формулировки и большое количество отсылочных норм, что не позволяет обычному человеку, не имеющему юридического образования, разобраться в тонкостях правовой нормы.
Наверное, чтобы уметь эффективно защищать свои права, человек должен со школьной скамьи начинать формировать свою юридическую грамотность и продолжать обновлять свои знания в течение всей жизни.
Ведущая: В этом году я заканчиваю юридический факультет и думаю о том, чтобы пойти работать в милицию. Что меня ждет, какая зарплата, перспективы роста и в какое подразделение посоветуете пойти? Заикин Максим, 22 года (г. Дмитров, Московская область)
Соловьев И.Н.: В соответствии с приказом МВД России от 28 декабря 2009 года № 1008 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468", приостановлено до особого распоряжения комплектование должностей, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, за исключением выпускников образовательных учреждений профессионального образования МВД России 2010-2011 годов.
Ведущая: Следующий вопрос. Все-таки прошу поподробнее объяснить, каковы полномочия сотрудников милиции на получение информации, составляющей банковскую тайну.
Соловьев И.Н.: В соответствии с частью 2 статьи 857 части второй ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, в бюро кредитных историй, государственным органам и их должностным лицам на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.
Так, частью 3 статьи 26 Федерального закона установлено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.
Указанные функции в структуре органов внутренних дел выполняют подразделения криминальной милиции, на которые в соответствии с положением статьи 8 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026 - 1 "О милиции" (далее – Закон о милиции) возложены задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно.
Вступивший в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" и признавший утратившими силу пункт 25 и пункт 35 части первой статьи 11 Закона о милиции, не снимает с органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, в том числе налоговых преступлений.
Сотрудники органов внутренних дел при решении задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.09.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон об ОРД) имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Закона об ОРД, а также на основании статьи 15 Закона об ОРД при их проведении производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений.
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона об ОРД законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Выполнение задач по выявлению, предупреждению и раскрытию налоговых преступлений осуществляется органами внутренних дел как самостоятельно, так и в форме участия сотрудников органов внутренних дел в выездных налоговых проверках совместно с налоговыми органами. Взаимодействие органов внутренних дел с налоговыми органами регламентировано пунктом 33 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции и положениями инструкций, утвержденных межведомственным приказом МВД России, ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (зарегистрирован в Минюсте России 01.11.2009, регистрационный № 14675).
При самостоятельном выявлении налоговых преступлений сотрудниками органов внутренних дел возникает необходимость в целях проверки поступившей оперативной информации обращаться в кредитные организации с запросами о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну.
Право на получение информации, составляющей банковскую тайну, органом внутренних дел до возбуждения уголовного дела возникает при осуществлении сотрудниками органов внутренних дел функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений при наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 7 Закона об ОРД. К числу таких оснований относятся случаи, когда должностному лицу органа внутренних дел, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, стали известны сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, по которому обязательно производство предварительного следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления или наличие поступившего запроса другого органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Сотрудники органов внутренних дел при решении задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию налоговых преступлений проводят оперативно-розыскные мероприятия с целью:
- получения и проверки первичной информации о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений;
- выявления лиц, осведомленных о преступлениях, способах и обстоятельствах их совершения;
- установления лиц, причастных к совершению преступлений.
Указанные цели достигаются в том числе посредством проведения оперативно-розыскного мероприятия "Наведение справок" (статья 6 Закона об ОРД).
Правыми основаниями для проведения оперативными подразделениями органов внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий являются пункт 4 статьи 11 Закона о милиции и пункт 2 части 1 статьи 6 Закона об ОРД, положениями которых предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел могут получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и их копии, а также правовыми нормами Наставления об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
В целях реализации подразделениями по налоговым преступлениям системы МВД России полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений утвержден Перечень должных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, который утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.12.2003 № 1033 (далее – Перечень).
Правовой режим налоговой тайны рассматривается в статье 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, что доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Необходимо отметить следующее. В связи с тем, что порядок предоставления налоговыми органами информации, составляющей налоговую тайну, достаточно урегулирован, трудностей при получении сотрудниками органов внутренних дел указанной информации практически не возникает.
Решение о направлении запроса в кредитную организацию вправе принять должностное лицо системы МВД России (начальник, заместитель начальника), которое в соответствии с Перечнем пользуется правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну.
Следует отметить, что одной из наиболее характерных ошибок, встречающихся при направлении запросов в кредитные организации, является визирование документов должностными лицами системы МВД России, не входящими в указанный Перечень.
Запрос, направляемый в кредитную организацию, должен содержать ссылку на нормы законодательства, предусматривающие правовые основания получения органами внутренних дел информации, составляющей банковскую тайну, а также указание на то, что запрашиваемая информация необходима для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в запросе помимо указания надлежащей мотивировки получения органами внутренних дел информации, составляющей банковскую тайну, целесообразно также указывать и конкретный период, за который запрашивается информация.
Кроме того, запросы органов внутренних дел должны соответствовать общим требованиям оформления документов, установленным приказом МВД России от 04.12.2006 № 987 "О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации".
Копии запрашиваемых в кредитной организации документов, должны быть исключительно в объеме необходимом для выполнения стоящих перед органами внутренних дел задач и достижения конкретных целей проводимых оперативно-розыскных мероприятий.
Ведущая: В нашу фирму пришел запрос из органов внутренних дел о предоставлении копий документов. Это составляет большой объем. Насколько это правомерно?
Соловьев И.Н.: Пунктом 4 статьи 11 Закона о милиции, пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона об ОРД предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел могут получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них. Законодатель не ставит существование данного права у милиции в зависимость от наличия в ее производстве уголовного дела или материала, а также поступления к ней заявления (сообщения) о правонарушении.
Сотрудники органов внутренних дел при решении задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Закона об ОРД.
Оперативно-розыскные мероприятия, как было сказано выше, проводятся с целью:
- получения и проверки первичной информации о признаках подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлений;
- выявления лиц, осведомленных о преступлениях, способах и обстоятельствах их совершения;
- установления лиц, причастных к совершению преступлений.
Указанные цели достигаются, в том числе посредством проведения оперативно-розыскного мероприятия "Наведение справок" (статья 6 Закона об ОРД).
Решение о направлении запроса в организацию вправе принять должностное лицо системы МВД России (начальник, заместитель начальника).
Запрос, направляемый в организацию, должен содержать ссылку на нормы законодательства, предусматривающие правовые основания получения органами внутренних дел затребованной информации, которая необходима для выявления, предупреждения и пресечения преступлений.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в запросе помимо указания надлежащей мотивировки получения органами внутренних дел информации, должен быть указан и конкретный период, за который запрашивается информация.
Кроме того, запросы органов внутренних дел должны соответствовать общим требованиям оформления документов, установленным приказом МВД России от 04.12.2006 № 987 "О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации".
Копии запрашиваемых в кредитной организации документов, должны быть исключительно в объеме необходимом для выполнения стоящих перед органами внутренних дел задач и достижения конкретных целей проводимых оперативно-розыскных мероприятий.
Копии запрашиваемых в организации документов, предоставляются в объеме необходимом для выполнения стоящих перед органами внутренних дел задач и достижения целей проводимых оперативно-розыскных мероприятий.
При этом необходимо иметь в виду следующее. Согласно пункту 5 статьи 15 Закона "Об ОРД" законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Ведущая: Министр Нургалиев постоянно говорит о проблемах защиты граждан и необходимости повышения качества работы милиции, отбора кандидатов на службу. Какими результатами вы могли бы похвастать? Так же хотелось бы узнать, как кризис изменил криминальную ситуацию? Какова статистика? Какие наиболее очевидные тенденции вы могли бы отметить?
Соловьев И.Н: Министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиев неоднократно отмечал, что министерством внесены коррективы в кадровую политику еще в 2004 году. К примеру, провели операцию "Чистый диплом", которая помогла выявить сотрудников, поступивших на службу по поддельным свидетельствам о высшем образовании. Пришлось увольнять таких людей, в том числе и в звании полковника. Вторая часть проблемы - отбор кандидатов при поступлении. Три года назад мы ввели тесты на употребление наркотиков. Сначала, зная о тестировании, на экзамены не пришло примерно 40 человек, потом 50-60 претендентов, а в прошлом году уже около 100. Большое внимание уделяется работе медицинских комиссий, в том числе заключениям психологов. В прошлом году в общей сложности нами было отклонено около 53 тысяч кандидатур.
Таким образом, на основании рекомендаций психологической службы было отказано в приеме на работу примерно каждому десятому кандидату. Сегодня в системе МВД насчитывается 3314 штатных психологов.
Важной составляющей работы является психологическая реабилитация, ведь на сотрудников органов внутренних дел оказывается огромное негативное воздействие. Дискредитация, угрозы, заказные публикации в СМИ - со всеми этими проявлениями приходится сталкиваться милиционерам. Наряду с этим несколько лет назад во всех городских и районных отделах внутренних дел была введена должность заместителя начальника по работе с личным составом.
Также министр подчеркивал, что новой криминальной революции не будет. В современной России совершенно другая социально-политическая ситуация, другой уровень общественного и правового сознания - идет снижение уровня преступности. За последние годы на 9,8% сократилось количество убийств, на 4% - преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, изнасилований стало меньше на 11,8%, грабежей - на 19,7%, разбоев - на 22%. Квартирных краж стало меньше на 18%, случаев мошенничества - на 8,9%. В целом количество зарегистрированных преступлений сократилось на 10,4%, на 11,4% снизилось число тяжких и особо тяжких преступлений. Можно констатировать - эпоха криминальных войн в прошлом.
В условиях экономической нестабильности будут иметь тенденции к росту, например так называемые общеуголовные преступления, среди которых уличная преступность. Для борьбы с ней внедрена система профилактики с применением новейших технологий - на улицах городов уже установлено и действует более 70 тысяч камер видеонаблюдения, оборудовано более 12 тысяч установок экстренной связи "гражданин-милиция". С помощью программы "Безопасный город", которая действует в 53 регионах страны, только за один год раскрыто 11,1 тысячи преступлений и выявлено 125 тысяч административных правонарушений.
В последнее время в стране фиксируется рост преступлений экстремистской направленности. Количество участников различных радикальных движений - от националистических организаций до фанатских группировок - достигло 200 тысяч человек. На оперативно-профилактические учеты за совершение различных правонарушений экстремистской направленности поставлено около 10 тысяч человек. Спектр экстремистских угроз широк. Сегодня в России действует более 80 международных экстремистских организаций, пропагандирующих радикальную исламскую идеологию. ОПГ, расширяя сферы влияния, сознательно придают банальным криминальным разборкам межэтническую окраску. Поэтому противодействие экстремизму стало для МВД одним из приоритетов. Понимая остроту этой проблемы, в МВД создан специальный Департамент по противодействию экстремизму.
Ведущая: Как известно, в МВД убийства и крупные хищения всегда на особом контроле. А возьмем такую мелочь, как мобильные телефоны. Наверное, у половины владельцев их воровали хотя бы раз. Что вы можете сказать о работе в этом направлении?
Соловьев И.Н.: Действительно, данный вид преступных посягательств на собственность граждан является весьма распространенным. На сегодняшний день в органах внутренних дел Российской Федерации накоплен значительный опыт в раскрытии преступлений, связанных с хищением средств сотовой связи.
Так, после возбуждения уголовного дела по факту хищения сотового телефона органами внутренних дел осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий, включающий в себя как постановку на учет в базу данных похищенных средств сотовой связи, так и проведение позиционирования по месту нахождения похищенного сотового телефона. В целях соблюдения прав и законных интересов граждан для проведения определенных оперативно-розыскных мероприятий необходимо получение судебных решений.
Однако в правоприменительной деятельности органы внутренних дел нередко сталкиваются с ситуацией, когда один и тот же идентификационный номер присвоен нескольким тысячам сотовым телефонам в виду недобросовестности копаний – импортеров (т.н. серый импорт). В данном случае проведение позиционирования по месту нахождения похищенного сотового телефона не представляется возможным, так как это может привести к нарушению конституционных прав граждан, являющихся добросовестными приобретателями средств сотовой связи.
В сложившихся условиях продолжается работа по поиску новых форм и методов борьбы с рассматриваемым видом преступлений, в том числе правовых.
Ведущая: Каковы на сегодняшний день полномочия органов внутренних дел по проведению проверок малого и среднего бизнеса?
Директор малого предприятия (Орел). Разъясните, пожалуйста, ваше отношение к вступившему в силу с 1 января 2010 года закону № 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"? К чему может привести повышение денежного порога, после которого начинается уголовное преследование за налоговые преступления, опять олигархи уйдут от ответственности?
Соловьев И.Н.: Позволю в данном случае высказать свое личное мнение как ученого, специалиста, а не должностного лица Министерства внутренних дел.
Да, принят закон, который в шесть с половиной раз повышает пороговые суммы крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов. Простой подсчет для среднестатического гражданина. Для того чтобы привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов не руководителя организации, а гражданина, потребуется, чтобы сумма налога, от уплаты которого он уклонился, составила 1,8 млн рублей (крупный размер) и 9 млн рублей (особо крупный размер). Так вот для этого его годовой доход должен составить 13,85 млн рублей, а в особо крупном - 69,230 млн рублей. То есть примерно 1,065 млн рублей в месяц, а в особо крупном размере - 5,770 млн рублей в месяц. Возникает вполне резонный вопрос: много ли граждан у нас зарабатывают в месяц больше 1 млн рублей и тем более практически 6 млн?
До последнего времени государству с трудом удавалось найти золотую середину между своими интересами по наполнению бюджета и давлением сторонников максимальной либерализации контролирующих и правоохранительных функций в сфере налогообложения.
При этом по-прежнему налоговые преступления в общественном сознании не ставят лиц, их совершивших, по ту сторону закона. Не наведен порядок в полномочиях органов внутренних дел по выявлению этих преступлений. Материалы из налоговых органов в ОВД поступают по формальному признаку, возможность их направления в органы внутренних дел является устрашающим фактором для налогоплательщиков, который зачастую используется не в интересах государства.
Мы не говорим сейчас о малом или среднем бизнесе или простых предпринимателях. Их интересы и чаяния – просто эффектное и эффективное прикрытие для подобного "радения" за интересы "задушенного" предпринимательства.
При этом совершенно забывается так любимый всеми либеральными налоговыми юристами иностранный опыт. В данном случае вспоминать о западных законах просто невыгодно, так как не найдешь в них ни вдохновения, ни достойного примера для подражания. Там законы четко стоят на страже государственной казны и довольно строго карают желающих отступить от общепринятых правил добросовестного соблюдения норм налогового законодательства.
Напомню, что практика применения зарубежного уголовного законодательства ориентирована на то, что налоговые преступления относятся к категории преступлений, наносящих наиболее значимый ущерб экономической безопасности государства, за которые должны быть установлены санкции уголовного наказания, адекватные их общественной опасности. Так, законодательство экономически развитых стран (США, Италия, Германия, Япония и др.) за квалифицированные виды уклонения от уплаты налогов, помимо внушительных штрафных санкций предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.
У нас же все наоборот. Инициатива Президента Российской Федерации по созданию таких условий для развития малого и среднего бизнеса, как основа для успешного формирования среднего класса, создание рабочих мест, повышение уровня профессиональной подготовленности и грамотности работников, и как следствие - их благосостояния, надо отдать должное, весьма талантливо была использована для того, чтобы "закошмарить" всю систему противодействия налоговой преступности, которая совершенно естественно показывает существенный прирост в связи с происходящими кризисными явлениями в экономике.
Сейчас, когда совершенно очевидна необходимость выработки новых направлений государственной политики по противодействию преступлениям в сфере налогообложения и проведению мероприятий по "принуждению к добросовестному соблюдению публично-правовой конституционной обязанности по уплате налогов", произошла максимальная декриминализация налоговых преступлений, которая дает четкий и недвусмысленный сигнал – настала пора набивать карманы за счет сокрытых налогов. Закон беззуб, карающий меч превратился в детскую пластмассовую сабельку, а на щите государственной казны пишутся схемы по криминальной налоговой минимизации.
Ведущая: Скажите, за что был привлечен к уголовной ответственности наш генеральный директор, если он направлял часть выручки не на погашение задолженности по налогам перед налоговой инспекцией, а на заработную плату коллективу? Что плохого в том, что он о нас не забыл? Все говорят о борьбе с коррупцией, а когда станет меньше проведения "заказных проверок и дел"?
Олег, студент (Москва)
Неоднократно высказывались мнения, что необходимо законодательно ограничить вмешательство милиционеров в экономическую деятельность. Что имеется в виду? Прежде всего речь идет о запретах заниматься любыми видами предпринимательства, в том числе и через посредников или что-то иное? Какова ваша позиция относительно таких ограничений?
Соловьев И.Н: Совершенно правильные ограничения. В свое время Президент России настоятельно посоветовал сотрудникам милиции держаться подальше от корпоративных конфликтов.
В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О милиции" сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству в организациях, но данный запрет не распространяется на преподавательскую, научную и иную творческую деятельность.