Сергей Разгулин: "С 2021 года будет производиться камеральная проверка при отсутствии декларации по транспортному или земельному налогам"
Одна из главных обязанностей налогоплательщика – это обязанность представлять налоговые декларации. Изменениям, которые ожидают с 2020 года процедуру декларирования по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
По общему правилу, да. Причем это означает, что декларация представляется независимо от результатов деятельности.
Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Например, не представляют декларацию налогоплательщики патентной системы налогообложения (ст. 346.52 Налогового кодекса).
Ответ зависит от того, признается ли организация налогоплательщиком или нет.
Организация может им признаваться по факту государственной регистрации или регистрации в качестве налогоплательщика соответствующего налога. Так, плательщик ЕНВД обязан представлять налоговую декларацию по ЕНВД даже в случае неосуществления в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.32 НК РФ, п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. № 157).
Организация, которая не имеет имущества, признаваемого объектом обложения налогом на имущество (с 2019 года обладает только движимым имуществом), налогоплательщиком данного налога не признается, следовательно, не несет связанных с этим обязанностей, в том числе по представлению деклараций (ст. 373 НК РФ).
Аналогичен подход к определению налогоплательщика транспортного налога (ст. 357 НК РФ), земельного налога (ст. 388 НК РФ), акцизов (п. 2 ст. 179 НК РФ).
Обязанность организаций по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество отменяется (п. 2 ст. 386 НК РФ). В тех случаях, когда субъект РФ не воспользовался правом, предусмотренным п. 3 ст. 379 НК РФ, не устанавливать отчетные периоды по налогу, организации представят налоговые расчеты последний раз по итогам 9 месяцев (III квартала) 2019 года.
В главах ч. 2 НК РФ о транспортном и земельном налогах статьи о налоговых декларациях признаются с 2021 года утратившими силу.
Строго говоря, только в отношении таких форм налоговой отчетности, как расчет авансового платежа, расчет сбора или налоговый расчет для налогового агента обязанность по их представлению должна быть специально введена. Поэтому исключение из глав части второй НК РФ статей о декларациях (ст. 363.1, ст. 398 НК РФ) формально не отменяет обязанности налогоплательщика представлять декларации. Собственно отмена декларирования по транспортному и земельному налогам за 2020 год и последующие налоговые периоды закреплена в ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Уточненные декларации (расчеты) за периоды до 2020 года сдаются в прежнем порядке.
Формулировка статей НК РФ об установлении сроков уплаты транспортного и земельного налогов субъектами РФ и муниципальными образованиями теперь не связана со сроком сдачи организацией деклараций. Впрочем, по факту, как и в настоящее время, срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим (ст. 363, ст. 397 НК РФ).
Вместе с тем с 2021 года появятся особенности контроля в отношении организаций - налогоплательщиков транспортного и земельного налогов.
Налоговый контроль за уплатой транспортного и земельного налогов станет производиться на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) об объектах налогообложения. Это так называемая "камеральная проверка при отсутствии декларации". Причем регулируется она частью второй НК РФ.
Процедура проведения такого контроля предусмотрена в пунктах 4-7 ст. 363 НК РФ. Она будет применяться в отношении как транспортного, так и земельного налогов (п. 5 ст. 397 НК РФ).
Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Сведения представляются в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Сопоставив имеющуюся информацию об объектах налогообложения и сумму налога, поступившую от организации по итогам года, налоговый орган может составить свой расчет суммы налога и направить в адрес организации сообщение об исчисленной сумме налога (п. 4-5 ст. 363 НК РФ).
По сути это предварительный документ об обнаружении недоимки. Его направление является обязательным, миновать эту стадию налоговый орган не вправе.
Форма сообщения будет установлена приказом ФНС России.
В целом как первоначальное, так и уточненное сообщения носят информационный характер и сами по себе не являются документом, нарушающим права организации. В случае несогласия с недоимкой, выявленной налоговым органом в ходе такого контроля, целесообразно оспаривать непосредственно акт налогового органа по взысканию задолженности: требование об уплате налога.
Сообщение будет направляться налоговым органом по месту учета организации или ее обособленного подразделения (в зависимости от места нахождения транспортных средств, земельных участков).
Кстати, одной из причин направления сообщения может стать расчет инспекцией налога в случае снятия организацией транспортного средства с учета и регистрации его на обособленное подразделение в другом регионе.
Срок направления сообщения поставлен в зависимость от обстоятельств, в которых налоговым органом произведено исчисление налога: за истекший налоговый период, за предыдущие периоды или при нахождении организации в процессе ликвидации (п. 4 ст. 363 НК РФ).
Последствия пропуска этих сроков ст. 363 НК РФ не устанавливает. По всей видимости, будет применяться выработанный судебной практикой подход: пропуск срока направления сообщения не приводит к увеличению других сроков, установленных для принудительного взыскания налога. Пресекательные сроки взыскания будут рассчитываться таким образом, как если бы указанное сообщение было направлено своевременно.
Срок направления сообщения за последний истекший налоговый период ограничен шестью месяцами, которые исчисляются со 2 февраля (1 февраля – день истечения срока уплаты налога).
При буквальном прочтении получается, что по истечении шести месяцев в налоговом периоде, следующем за истекшим (то есть после 2 августа), сообщение об исчисленной сумме налога за этот истекший период направляться не должно (подп. 1 п. 4 ст. 363 НК РФ).
Но подп. 2 п. 4 ст. 363 НК РФ устанавливает, что если налоговый орган получает документы (информацию), влекущие перерасчет налога, сообщение может быть направлено в течение двух месяцев со дня получения налоговым органом таких документов (информации).
Подпункты 1-2 п. 4 ст. 363 НК РФ не разграничены между собой должным образом.
Возможно толкование, при котором получение налоговым органом документов (информации), влекущих перерасчет налога, позволяет ему направлять сообщение в том числе и за истекший период после истечения шести месяцев со дня установленного срока уплаты налога.
При ином варианте толкования получается, что процедура направления сообщения при получении документов (информации) применима только в следующем налоговом периоде (когда истекший период станет предыдущим). Но это лишено практического смысла, поскольку вынуждает налоговый орган для целей направления сообщения ждать наступления следующего периода, при том, что срок направления такого сообщения может быть пропущен.
Обратим внимание, что направление сообщения по подп. 2 п. 4 ст. 363 НК РФ требует отражения в нем дня получения инспекцией документов (информации), имеющих непосредственное отношение к исчислению суммы налога. Это создавало бы определенные гарантии от произвольного, без ограничения какими-либо сроками, составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога и в последующем - документа о выявлении недоимки.
Организации исчисляют сумму налога самостоятельно (п. 1 ст. 362, п. 2 ст. 396 НК РФ).
Но по смыслу подп. 3 п. 4 ст. 363 НК РФ в случае внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации организации исчисление транспортного и земельного налогов производится налоговой инспекцией.
Сообщение об исчисленной налоговой инспекцией сумме налога должно направляться в течение месяца со дня регистрации в ЕГРЮЛ подобного обстоятельства (ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Исходя из введенных в НК РФ положений процедура направления сообщения и последующее рассмотрение пояснений направлены на выявление недоимки.
Для случаев обнаружения переплаты должны применяться положения п. 3 ст. 78 НК РФ: сообщение об излишне уплаченной сумме налога должно быть направлено налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Со дня получения сообщения у организации будет 10 рабочих дней на представление пояснений по сумме исчисленного и уплаченного налога, не соответствующей сумме, указанной в сообщении налоговой инспекции (п. 6 ст. 363 НК РФ).
Форма представления пояснений и документов (бумажная или электронная) выбирается организацией.
На этом этапе также можно представить документы, обосновывающие применение пониженных ставок, налоговых льгот, освобождений от уплаты.
Представление пояснений (документов) об уплаченной сумме транспортного, земельного налогов - это право организации. Ответственность за пропуск срока представления пояснений (документов) или их непредставление в ответ на полученное сообщение в НК РФ не установлена.
В случае представления организацией пояснений (документов) налоговый орган рассматривает их в течение месяца со дня получения (п. 7 ст. 363 НК РФ).
Срок рассмотрения может быть продлен на один месяц при наличии в налоговом органе представленных организацией пояснений или документов.
Участие организации в процедуре рассмотрения не предусмотрено.
В эти же сроки (один или два месяца) должно быть принято решение налогового органа о сумме налога, подлежащей уплате организацией.
В случае, если сумма, первоначально указанная в сообщении, не изменилась, об этом сообщается организации. Когда сумма изменилась, помимо информации об этом организации будет направлено уточненное сообщение о сумме налога.
В НК РФ она никак не обозначена.
Если предположить, что в отношении уточненного сообщения, которое содержит исчисленную налоговым органом сумму налога, должна применяться та же процедура, что и при получении первоначального сообщения, то направление налогоплательщиком пояснений (документов) создавало бы замкнутый круг документооборота. Поэтому после направления уточненного сообщения налоговый орган вправе перейти к взысканию недоимки.
Из редакции п. 7 ст. 363 НК РФ можно сделать следующий вывод: в случае непредставления организацией пояснений (документов) налоговый орган сразу переходит к процедуре составления документа о выявлении недоимки.
В случае представления пояснений (документов) налоговый орган может выявить недоимку по результатам их рассмотрения. Форма документа о выявлении недоимки приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@.
Организации будет направлено требование об уплате налога. Срок направления такого требования установлен п. 1 ст. 70 НК РФ: в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (не позднее одного года, если сумма недоимки менее 500 руб.).
При соблюдении налоговым органом установленных НК РФ сроков моментом обнаружения недоимки будет считаться день окончания процедуры рассмотрения налоговым органом пояснений (документов) налогоплательщика или истечение 10-дневного срока на их представление.
Для целей получения налоговых льгот по транспортному, земельному налогам не только физические лица, но и налогоплательщики - организации должны будут направлять в налоговый орган соответствующее заявление (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Срок подачи такого заявления и подтверждающих документов не установлен. Целесообразно направлять их до наступления срока уплаты налога.
Действующие формы деклараций содержат строки для отражения и расчета примененных налоговых льгот. Стоит отметить, что законы субъектов РФ предусматривают направление документов, подтверждающих соблюдение условий для применения налоговых льгот, пониженных ставок, одновременно с направлением организацией декларации.
Сокращение количества представляемой налогоплательщиками отчетности улучшает позицию Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса". Наряду с этим, в условиях отмены декларирования подтверждение расчета сумм земельного и транспортного налогов при использовании пониженных ставок и налоговых льгот может стать для организаций с точки зрения административной нагрузки более затратной процедурой.
Источник: Система ГАРАНТ