Алексей Фёдоров: "Интернет-агрегаторы должны нести перед клиентами такую же ответственность, как и обычные интернет-магазины"
15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. В этом году его слоган, предложенный Международной Федерацией потребительских организаций (Consumers International), таков: "Потребительские права в цифровую эпоху" (Consumer Rights in the Digital Age).
О том, насколько на сегодняшний день в России защищены права потребителей в сфере интернет-торговли, почему доля последней в общем объеме розничной торговли пока невелика и какие меры по созданию равных условий для российских и зарубежных интернет-магазинов нужно предпринять, порталу ГАРАНТ.РУ рассказали президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Фёдоров и главный аналитик АКИТ Антон Большаков.
Алексей Фёдоров:
С точки зрения защиты прав потребителей отрасль интернет-торговли прекрасно урегулирована.
Что действительно необходимо сделать – это отрегулировать трансграничную торговлю. Ежегодно огромное количество посылок входит в Россию без налогов и пошлин. Так, в прошлом году количество международных отправлений с товарным вложением составило 233 млн (рост на 102%, в то время как количество заказов на внутреннем рынке выросло только на 6%). В 2017 году, по прогнозам АКИТ, их число может увеличиться до 400 млн. При этом стоимость 96% покупок в зарубежных интернет-магазинах не превышают по стоимости €150, то есть абсолютное большинству из них далеко до порога беспошлинного ввоза в €1000. Превышает этот порог только 0,4% покупок.
Есть несколько вариантов регулирования: введение ввозного НДС, введение внутрироссийского НДС, когда зарубежные магазины становятся налогоплательщиками или налоговыми агентами в РФ, установление таможенной пошлины при ввозе. Сейчас прорабатываются все три варианта, в том числе на площадке созданной в ФАС России рабочей группы под руководством заместителя главы ведомства Анатолия Голомолзина, в течение пары месяцев предполагается представить пакет документов Президенту РФ [в ноябре прошлого года глава государства поручил Правительству РФ рассмотреть вопрос о внесении в законодательство поправок, предусматривающих взимание НДС и таможенных пошлин с зарубежных интернет-площадок и поставщиков при реализации товаров иностранного производства. – Ред.].
Кроме того, нужно поработать над темой национальной доменной зоны. В России, напомним, два национальных домена: .ru и .рф. Есть прекрасный немецкий кейс: любая компания в Германии вне зависимости от формы собственности в течение года после регистрации обязана создать домен в национальной доменной зоне. Почему именно в национальной? Потому что эта зона контролируется местной властью. Причем даже такой крупный интернет-магазин, как Amazon.com, работает в Германии на домене Amazon.de [.de – национальный домен Германии. – Ред.], так как немцы привыкли покупать только на сайтах, зарегистрированных в национальной доменной зоне. Нам нужно прийти к такой же практике. На сегодняшний день в России в национальной доменной зоне зарегистрировано 6 млн доменных имен, в Германии – 16 млн. при сравнимом населении.
При этом 70% российских интернет-магазинов зарегистрированы на частных лиц, в результате чего невозможно понять, кому принадлежит домен. Зайдя на сайт регистратора, мы видим в соответствующей графе "privatе person". Интернет-магазин не может работать от физического лица, это незаконно, так как речь идет об осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому необходимо ввести правило о том, что интернет-магазин может быть зарегистрирован только на ИП или организацию. Это необходимо и с точки зрения защиты прав потребителей, поскольку сейчас непонятно, кому принадлежит магазин, как связаться с контролирующими органами – в обычных магазинах вся эта информация размещается на информационном стенде – так называемом уголке прав потребителя.
Антон Большаков:
Несмотря на то что объем рынка интернет-торговли стабильно растет – в 2016 году он вырос на 21% по сравнению с 2015 годом и составил 920 млрд руб., доля интернет-торговли в общем объеме ретейла пока мала. В 2015 году этот показатель составлял 3%, в 2016 году он вырос, но незначительно: до 3,3-3,4%. Более точную цифру можно будет определить, когда Росстат опубликует официальные данные об общем объеме розничной торговли за прошлый год.
Для сравнения: в развитых странах доля интернет-торговли составляет 12-13%, в некоторых из них в текущем году ожидается ее рост до 20%. Почему в России она в разы меньше? В первую очередь это связано с тем, что в Интернете слабо представлены продукты питания – в общем объеме интернет-торговли они занимают всего 2%, притом что во всем объеме розничной торговли на них приходится 50%. Если снять существующее ограничение на продажу дистанционным способом алкоголя (что подтолкнет продажу всех продуктов питания, так как интернет-магазину выгоднее продавать все их виды, а покупателю – приобретать все в одном месте) и лекарственных препаратов, в течение пары лет доля интернет-торговли может увеличиться до 6-7%.
Алексей Фёдоров:
Безусловно, в лучшую сторону. Произойдет такая же история, как в Индии. Такие гигантские интернет-ретейлеры, как Amazon.com и Alibaba Group, инвестировали туда миллиарды долларов на строительство инфраструктуры (склады, логистику) и начали торговать на тех же условиях, что и местные игроки. Они посчитали, что выгоднее продавать товары со складов, чем платить пошлину за каждый ввезенный товар. В результате Индия получила огромные налоговые поступления.
Этого мы и ждем. Пусть к нам приходят какие угодно ретейлеры, но торгуют так же, как российские интернет-магазины, размещая склады на территории страны, платя налоги и пошлины. Это не только привлечет существенные инвестиции в РФ, но и приведет к созданию большого количества рабочих мест.
Пока же зарубежным интернет-магазинам гораздо проще ввозить товары из-за границы, ничего не платя. Объем рынка трансграничной торговли продолжает расти темпами, опережающими темпы роста локального рынка. Так, в прошлом году он вырос на 37% по сравнению с 2015 годом и составил 301,8 млрд руб.
Антон Большаков:
Наличие у интернет-магазина знака качества АКИТ гарантирует, прежде всего, исполнение обязательств перед потребителем. Он выдается только по результатам проведения проверки на соответствие, во-первых, законодательству РФ (компания зарегистрирована надлежащим образом, платит налоги и т. д.), во-вторых, стандартам АКИТ. Эти стандарты, написанные максимально доступно для потребителя, предусматривают, что интернет-магазин обязуется, в частности:
- указывать наименование и контакты собственника;
- продавать только официальные товары;
- изначально отображать конечную цену для покупателя;
- информировать покупателя о наличии товара, сроке доставки и статусе заказа;
- обеспечивать своевременность доставки заказа;
- определять четкие правила и место возврата и/или обмена товара;
- предоставлять возможность оплаты банковской картой;
- предоставлять кассовый чек при каждой покупке.
Кроме того, многие компании, получившие знак качества АКИТ, расширяют свои обязательства, чтобы создать максимально комфортные условия для потребителя, например увеличивают до 14 дней срок возврата товара. По общему правилу, напомним, вернуть товар без объяснения причин можно в течение семи дней (п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом).
Более того, если какой-либо из стандартов не соблюдается, потребитель может обратиться в АКИТ, которая поможет решить возникшую проблему.
Алексей Фёдоров:
Знак качества АКИТ действительно направлен на защиту прав потребителя, у него большая узнаваемость и популярность, что подтверждается попытками его подделки. Однако никакие подобные знаки не будут нужны, если обязать каждый интернет-магазин размещать на главной странице своего сайта микроразметку, включающую информацию о том, какому юридическому лицу или ИП он принадлежит (ИНН, ОГРН, расчетные счета, юридический адрес). В этом случае любой пользователь или контролирующий орган, зайдя на любой продающий сайт, а еще лучше – на любой сайт в российской национальной доменной зоне, сможет быстро проверить, соответствуют ли данные, указанные на нем, тем данным, которые есть у регистратора соответствующего доменного имени или в налоговой инспекции, а также информации на пробитом этим интернет-магазином фискальном чеке.
Сейчас проверка таких интернет-магазинов налоговыми органами – очень сложная процедура, поскольку правом запрашивать у регистратора сведения о реальной принадлежности доменного имени тому или иному собственнику обладают только МВД России и органы прокуратуры.
Алексей Фёдоров:
Интернет-агрегаторы должны нести перед клиентами такую же ответственность, как и обычные интернет-магазины. Законопроект (опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID: 00/03-27165/06-15/10-13-4) не меняет санкции за несоблюдение законодательства о защите прав потребителя, но предусматривает его распространение на всех участников рынка. Таким образом, предполагается, что все потребители в РФ будут одинаково защищены вне зависимости от того, на каком сайте они покупают товары и как этот сайт себя называет: агрегатором, маркетплейсом, просто сайтом или рекламной площадкой. Поэтому АКИТ надеется, что этот законопроект будет внесен в Госдуму и принят.
Алексей Фёдоров:
Подобные распродажи показывают, что покупать в Интернете удобно и безопасно, и помогают популяризовать интернет-торговлю в целом, поэтому АКИТ приветствует их проведение.
Если два года назад для покупателей имели значения такие опции, как покупка трех товаров по цене двух, предоставление скидочных карт или программ лояльности, то в настоящее время они стали более обдуманно подходить к совершению покупок и обращают внимание только на цену. В этих условиях интернет-магазины столкнулись с очень неприятной проблемой: появилось большое количество сайтов, которые пишут "за наличку дешевле", нарушая тем самым Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и привлекая покупателей, которые, разумеется, хотят купить дешевле. Полученные наличные деньги такие интернет-магазины впоследствии продают и зарабатывают на этом.
Получается, что в дни обычных продаж крупные интернет-магазины не могут конкурировать с этими мелкими черными продавцами, поэтому в дни распродаж они стараются делать упор не только на цену, но и на эмоциональную составляющую покупки. Например, отправляют человеку, покупающему перфоратор, игрушку, которую он сможет подарить своему ребенку и отчасти "закрыть" чувство вины за недостаточно проведенное с ним время и т. д.
Каждая интернет-распродажа уводит из офлайна в онлайн примерно 0,5-1% потребителей, поэтому мы всегда рады, когда к этим акциям подключаются новые добросовестные интернет-компании, ведь задача АКИТ – сделать рынок более белым и прозрачным. С этой целью в июне в рамках недели российского ретейла планируется провести большую распродажу в новом формате и с новым названием, которое будет объявлено чуть позже.
В заключение хочу ответить на вопрос, который мне постоянно задают: "Не накручивают ли интернет-магазины цены перед распродажей?". Никакой вменяемый ретейлер не будет накручивать цену, чтобы потом скинуть, просто потому, что с помощью тех же самых интернет-агрегаторов можно очень легко сравнить товары и увидеть реальную цену на них. Ни один из больших интернет-магазинов так не делает, разве что случайно – так как они содержат сведения о миллионах товаров, ошибки, наверное, возможны. Но в любом случае никто бездумно покупки не совершает, все сверяют цены, так что никакой пользы "накрутка" не принесет.