Бюджет 2004 года. Перспективы обсуждения и принятия
16 сентября 2003 года в 10:00 по московскому времени в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью Заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Виталия Борисовича Шубы.
Тема интервью: "Бюджет 2004 года. Перспективы обсуждения и принятия".
Интервью организовано компанией "Гарант".
Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
Ведущий интернет-интервью - Андрей Микулин (компания "Гарант").
Ведущий:
Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
На пленарном заседании 19 сентября Госдума в первом чтении рассмотрит главный финансовый документ страны. Согласно графику, утвержденному депутатами, бюджет 2004 года должен быть принят окончательно уже в ноябре, т.е. до начала декабрьских выборов в Госдуму. Каковы перспективы обсуждения и принятия бюджета? Вокруг каких его параметров развернуться основные дебаты в Госдуме? На эти и другие вопросы ответит наш сегодняшний гость, и я его с удовольствием представляю - это Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, Председатель подкомитета по бюджету и бюджетному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат экономических наук Виталий Борисович Шуба.
Добрый день, Виталий Борисович, спасибо, что согласились ответить на вопросы нашей Интернет-аудитории.
Итак, вчера уже поздним вечером закончилось заседание комитета по бюджету и налогам, итогом которого стало решение рекомендовать Госдуме принять проект федерального закона на 2004 год в первом чтении. Вы были докладчиком от комитета и в Вашем докладе прозвучали претензии к предложенному Правительством варианту бюджета. В чем они заключались?
В.Б.Шуба:
Претензий несколько. Это даже не претензии, а, скорее всего, темы для обсуждения с Правительством макроэкономических показателей, заложенных при расчете проекта федерального закона о федеральном бюджете на следующий год. Мы обозначили проблемные вопросы, которые сегодня присутствуют как в экономике Российской Федерации, так и у субъектов федерации по исполнению своих расходных полномочий. Я бы назвал несколько тем, особо остро обсуждаемых вчера на заседании Комитета по бюджету и налогам. Первое, это разграничение доходов между уровнями бюджетной системы. В Бюджетном кодексе РФ записано, что доля налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ относительно консолидированного бюджета России не должна быть ниже 50%. К сожалению, эта норма не выдерживается, хотя мы законодательно этот вопрос регулируем. Приостанавливаем действие 48 статьи Бюджетного кодекса на тот период, в котором происходит исполнение бюджета. А если говорить о тенденции изменения зачисления налогов в региональный и федеральный бюджеты, то тенденция на сегодня прослеживается в пользу региональных бюджетов. Если в прошлом году 41% налоговых доходов зачислялся в бюджеты субъектов РФ, то в следующем году планируется передать 44% налоговых доходов. Я сейчас сказал только о налоговых доходах. А если учитывать финансовую помощь, которая выделяется регионам из федерального бюджета, то в целом бюджеты получают более 50% всех финансовых ресурсов, которые консолидируются в бюджете РФ. В следующем году регионам предстоит решать серьезную задачу - это выплата повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы. Повышение в регионах оценивается в сумму 90 млрд. руб. При этом Правительство оценивает расходы в следующем году относительно 2003 года с увеличением всего в 35 млрд. руб. Т.е. субъекты будут испытывать острую нехватку финансовых ресурсов для решения такой социально-важной задачи, как выплата повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы. Это первый проблемный вопрос, который вчера обсуждался. И мы в своих рекомендациях Государственной Думе его обозначили. Необходимо при рассмотрении проекта закона во втором и третьем чтениях изыскать финансовые ресурсы и дополнительно оказать финансовую поддержку территориям.
Вторая тема - это средства, выделяемые на инвестиции на поддержку реального сектора экономики. Это строительство, энергетика, транспорт. Отдельно звучала проблема финансирования дорожного строительства и агропромышленного комплекса. Это, на наш взгляд, те отрасли, которые должны обеспечить экономический рост в стране. К макроэкономическим показателям, к оценке расчетов Правительства мы подошли очень взвешенно. И в заключении Комитета говорится, что тот темп экономического роста, который прогнозирует Правительство РФ в следующем году - а это 5,9% - не позволит к 2010 году выполнить поручение Президента по удвоению валового внутреннего продукта страны. Т.е. необходимо найти инструменты, правовые механизмы, которые бы позволили нам выйти на удвоение ВВП к 2010 году.
Ведущий:
Виталий Борисович! Вы назвали две темы, которые, собственно, и нашли отражение в вопросах нашей аудитории. Я предлагаю перейти непосредственно к ним.
Блок вопросов, связаных с принятием и обсуждением бюджета. Максим из г.Москвы спрашивает: "Уважаемый Виталий Борисович, с момента внесения проекта бюджета на 2004 год в Госдуму в прессе раздаются самые радужные прогнозы относительно его принятия в сжатые сроки. Неужели так все замечательно в представленном Правительством проекте, и депутатам остается только дружно проголосовать во всех четырех чтениях?" Сюда же относится вопрос Николая Константиновича из г. Москвы, который спрашивает: "Складывается такое ощущение, что бюджет пройдет просто как по маслу и никаких особых проблем не возникнет. Все уже обо всем договорились, все решили. Но неужели депутатам не за что побороться в смысле отстаивания интересов своих избирателей?"
Шуба В.Б.:
Мы начали с содержательной стороны проекта ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". Теперь же вопрос процедурный: как должен проходить проект федерального закона "О бюджете" в Госдуме? А процедура четко прописана в Бюджетном кодексе РФ, который вступил в действие пять лет назад. До 26 августа Правительство обязано внести в Госдуму проект ФЗ "О федеральном бюджете" на следующий год. После 26 августа с проектом закона начинает работать Госдума. Принятие в первом чтении должно состояться в течение 30 дней. В первом чтении Госдума принимает решение по доходам, закрепляет сумму доходов федерального бюджета, определяет сумму расходов федерального бюджета, распределяет налоги между уровнями бюджетной системы и решает вопрос о принятии или дефицита, или профицита федерального бюджета. Госдума в соответствии с Бюджетным кодексом РФ может принять несколько решений при голосовании по бюджету. Одно из решений - это принять бюджет в первом чтении и продолжать его дальнейшее рассмотрение. Возможно следующее решение - отклонить бюджет и отправить на доработку в Правительство. Возможно еще одно решение - передать проект бюджета в согласительную комиссию, которая образуется из представителей Государственной Думы, членов Совета Федерации и Правительства РФ. И четвертое решение - отклонить бюджет и поставить вопрос о доверии Правительству. Так что вся процедура подробно прописана в Бюджетном кодексе РФ. Меня так же удивляли заявления членов Правительства, в том числе и Председателя Правительства, когда он говорил, что в Госдуме несколько по ускоренному графику пройдет обсуждение бюджета. В планах Госдумы 28 ноября принять бюджет в заключительной редакции.
Ведущий:
Тем не менее, Вы считаете, что судьба бюджета будущего года оптимистична?
Шуба В.Б.:
Действительно, бюджет следующего года отличается от бюджетов предыдущих лет. Он более реалистичен. На мой взгляд, это вчера и подтвердили члены комитета, проголосовав за то, что Комитет по бюджету считает целесообразным принять предложенный проект закона.
Ведущий:
Лиля Лобанова из г. Москвы спрашивает: "Слышала по радио, что текст бюджета в несколько тысяч страниц. Интересно, а Вам самим приходится его полностью читать или есть какие-то свои секреты, как у студентов?"
Шуба В.Б.:
Действительно, проект "О федеральном бюджете на 2004 год" со всеми необходимыми справочными материалами поступил в Государственную Думу ФС РФ в объеме 8400 страниц. Это, действительно, довольно объемный пакет документов. Как я сказал, многие материалы необходимы только для того, чтобы сверить представленные расчеты, которые являются непосредственным приложением к проекту. Я по роду своей деятельности практически собственными руками и собственными глазами прохожу по тем материалам, которые представлены в Государственную Думу ФС РФ.
Ведущий:
То есть приходится все читать?
Шуба В.Б.:
Практически все, за исключением, наверное, международных договоров, которые определяют обязательства РФ. Если договоры заключены несколько лет назад, они просто имеют срок действия, и в этот период практически не меняются. А если есть изменения, то в сопроводительных материалах это указано.
Ведущий:
Следующий блок вопросов посвящен бюджетному законодательству. Виталий Борисович, спрашивает Николай Александрович из г. Санкт-Петербурга: Прочитал, что Вы являетесь одним из авторов Бюджетного кодекса. В связи с этим вопрос: когда же, наконец, не на бумаге, а на деле будет выполняться прописанное в кодексе право регионов получать 50% доходов бюджета? А то обязанностей у субъектов по расходам все прибавляется и прибавляется, а вот как до деления денег доходит - большую часть забирает себе центр.
В этом же русле вопрос Ильи из г.Москвы: раньше я жил в г.Омске, поэтому не понаслышке знаю бюджетные проблемы регионов. Почему идет такое несправедливое распределение средств, когда 60% доходов областного бюджета уходит в федеральный центр, а 40% остается на местах, а потом уже центр распределяет эти средства? Нельзя ли как-то более пропорционально разделить, чтобы и регионы могли жить, и центр тоже был не обижен?
Шуба В.Б.:
Спасибо за вопросы. Постараюсь ответить коротко. Я, действительно, являюсь одним из авторов Бюджетного кодекса РФ. Более того, в 1994 году я был соавтором закона, который стал прообразом будущего бюджетного кодекса - это закон "О порядке рассмотрения и принятия федерального закона "О федеральном бюджете на 1995 год". Должен отметить, что в новейшей российской истории это первый закон, по которому было преодолено вето Президента. В Бюджетном кодексе, как мы сегодня уже говорили, действительно есть статья 48, которая определяет количество или объем налоговых поступлений в бюджеты субъектов федерации, то есть нижнюю границу. Норма, действительно, как сказали, не выдерживается, и ст.48 ежегодно приостанавливается. Я также сказал о том, что серьезная полемика всегда разворачивается при обсуждении взаимоотношений центра и регионов. И мне, как представителю региона, конечно, всегда приходится участвовать в этой дискуссии. Есть несколько проблем, которые не позволяют сегодня точно исполнить эту норму Бюджетного кодекса. Первая - различия в социально-экономическом развитии регионов, оно сегодня довольно значительное. То есть, если одним регионам достаточно собственных налоговых доходов, чтобы закрыть свои обязательства, то другим недостаточно, и необходима поддержка из федерального центра. С одной стороны, являясь федеративным государством, Российская Федерация в части проведения бюджетной политики выступает больше как унитарное образование, большая часть финансовых ресурсов сосредотачивается на федеральном уровне, а затем в виде финансовой помощи или через различные федеральные целевые программы передает финансовые ресурсы регионам. Вот это, пожалуй, одна из серьезнейших проблем.
Теперь, что касается все увеличивающихся обязательств регионов. Действительно, есть такая проблема сегодня в Российской Федерации, об этом говорил и Президент. Сегодня приняты федеральные законы, которые содержат нормы, предусматривающие социальные выплаты. Вот таких обязательств сегодня в Российской Федерации, обозначенных в федеральных законах, на сумму 6,5 триллионов рублей. Реально мы можем сегодня позволить себе финансировать только в объеме 3 триллиона рублей. То есть невыполнение 50%. И задача ближайшего периода ликвидировать так называемые не финансируемые федеральные мандаты. Государство просто обязано исполнять те обязательства, которые оно берет на себя, принимая федеральные законы. Готовятся серьезные изменения в бюджетное и налоговое законодательство. И суть их заключается в следующем: необходимо разделить обязательства или расходные полномочия федерального центра, региональной власти и местного самоуправления. Под исполнение этих расходных полномочий и своих обязанностей каждый уровень власти должен получить соответствующее финансовое подкрепление. Я бы сказал, готовится реформа межбюджетных отношений и в Государственную Думу соответствующие законопроекты уже внесены. Автором законодательной инициативы является Правительство РФ. И Государственная Дума, и конкретно Комитет по бюджету и налогам планируют уже в осеннюю сессию рассмотреть представленные законопроекты в первом чтении.
Ведущий:
Следующий вопрос адресован Вам от Владислава Юрьевича из Москвы. Виталий Борисович, как Вы прокомментируете тот факт, что в бюджет будущего года расходы на оборону и правоохранительную деятельность увеличены по сравнению с нынешним годом и довольно значительно, а вот расходы на образование и науку, как всегда, выросли на десятые доли процента? Помнится, когда бюджет у нас был дефицитным, нам говорили, что нужно подождать и тогда расходы на образование будут увеличены. Теперь деньги появились, а обещаний выполнять никто не торопится.
И к этому же вопросу можно отнести вопрос Николая Васильевича из Челябинска и Виталия Васильевича из Казани. Они спрашивают: почему при таком планируемом профиците бюджета - 83,4 млрд. руб. опять расходы на медицину и образование увеличены совсем незначительно? Обороняться и поддерживать порядок, конечно, необходимо, но, если в стране будут жить безграмотные и больные люди, тогда и защищать будет некого и некому?
В.Б.Шуба:
Я согласен с последней мыслью. Действительно, нам необходимо более гармонично, более рационально использовать те финансовые ресурсы, которыми мы сегодня располагаем. Я назвал проблему N1 - взято обязательств на 6,5 трл. руб., а можем сегодня позволить себе даже при росте экономики за прошедшие 4 года профинансировать обязательств только на 3 трл. руб.
Теперь о приоритетах проекта федерального бюджета на следующий год. Действительно, более серьезное увеличение финансирования получит ряд разделов. Это национальная оборона - увеличение на 20%. Если соотносить с расходами 2000 года, то в целом увеличение происходит по разделу национальной обороны почти в три раза. Но самое серьезное увеличение идет по разделу судебная власть. В нынешнем году это одна сумма, а в следующем году она будет на 30% больше. А если соотносить опять с 2000 годом - финансирование увеличивается более чем в 4 раза. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства - за 4 года увеличение почти в 4 раза, на следующий год планируется увеличить финансирование на 27%. Делается акцент на том, что недостаточно выделяется средств на финансирование таких социально важных разделов как образование, здравоохранение, как финансирование фундаментальных исследований. Я назову несколько цифр. Финансирование образования относительно 2003 г. в следующем году будет увеличено более чем на 20%, а за 4 года рост произошел в 3,7 раза. Финансирование раздела здравоохранения в следующем году увеличивается более чем на 20 %, а рост за 4 года произошел более чем в 3 раза. По разделу фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу - за 4 года увеличение в 3 раза. На следующий год предлагается увеличить финансирование раздела на 15%. В какой- то мере можно сказать, что проект бюджета на следующий год выполняет две задачи. Первая задача - это укрепление обороноспособности страны и безопасности наших граждан. Второе направление - он уже несколько социально ориентирован в отличие от бюджетов предыдущих лет.
Ведущий:
Следующий вопрос касается государственных долгов. Тамара Алексеевна из Перми спрашивает, как в будущем году будут выполняться наши обязательства перед МВФ. Может быть, стоит в связи с предполагаемым профицитом пересмотреть график погашения долгов?
И Михаил Дмитриевич из Самары спрашивает, какие обязательства берет на себя в будущем году Россия по обслуживанию внешнего долга.
Шуба В.Б.:
Государственный долг Российской Федерации за последние шесть лет снижен довольно значительно. Если в 1998 году, в том числе и в связи с дефолтом, внешний государственный долг был больше, чем объем валового внутреннего продукта страны, то сегодня наш внешний государственный долг менее 30% ВВП. То есть налицо серьезное снижение наших долговых обязательств. Что касается исполнения долговых обязательств - есть договоры, и эти договоры на протяжении нескольких последних лет безупречно исполняются. Если говорить о следующем годе, то на обслуживание и погашение внешнего государственного долга будет направлено 16,1 миллиарда долларов. При этом на погашение будет направлено около 9 миллиардов долларов и на обслуживание 7,1 миллиарда долларов. Теперь, что касается профицита федерального бюджета. Действительно, в том проекте, который представлен Правительством, - и Комитет по бюджету это предложение поддержал, - федеральный бюджет будет приниматься с профицитом 83,7 миллиарда рублей. Это как раз те деньги, которые пойдут на обслуживание наших долговых обязательств.
Ведущий:
Валентина Черепанова из Москвы спрашивает. В связи с предстоящим обсуждением бюджета много шума вокруг так называемого "стабилизационного фонда". Как Вы считаете, нужен такой фонд или все-таки целесообразно потратить эти деньги на повышение пенсий и пособий? Ведь опять получается, что нам говорят: "Потерпите немного, настанет светлое будущее, тогда эти деньги пригодятся". Но ведь мы уже такое проходили. И к тому же сверхдоходы, из которых предполагается создать этот фонд, возникают в процессе использования природных ресурсов, принадлежащих каждому россиянину, а распоряжаются ими снова единицы. Хочется узнать Ваше мнение.
В.Б. Шуба:
Первое. Мое мнение по предложению Правительства создать стабилизационный фонд. Предложение Правительства не новое. В прошлом году в апреле месяце ряд депутатов, и я в том числе, внесли соответствующий закон - это изменения и дополнения в Бюджетный кодекс, - и один из разделов нашего предложения говорит о том, что необходимо создать стабилизационный фонд. Его необходимо, на мой взгляд, создавать потому, что экономика Российской Федерации во многом сегодня зависит от внешней конъюнктуры на нефтепродукты. Сегодня цена на мировых рынках на нефть высокая, мы получаем, я бы сказал, сверхдоходы от этого вида бизнеса. Это, возможно, не будет продолжаться долго и нам сегодня необходимо решить несколько задач. Первая задача. Сохранить уровень благосостояния наших граждан. Т.е. ни в коей мере его не опустить. Если будет стабилизационный фонд, а конъюнктура будет не в нашу пользу, тогда стабилизационный фонд позволит эту задачу решить. Вторая задача. Нам необходимо использовать средства стабилизационного фонда на изменения структуры нашей экономики. Сделать нашу экономику менее зависимой от внешней конъюнктуры на энергоносители.
Что касается - "подождать". Я сегодня называл, или точнее цитировал, заявление Президента, а это было озвучено в послании Президента Федеральному Собранию РФ, где было сказано, что необходимо в течение 10 лет удвоить ВВП страны. Это стратегическая задача. Если сказать просто, это значит, что наша жизнь должна улучшиться вдвое. При этом мы должны сохранить стабильность, чтобы в какой-то период у нас не было провалов в ухудшении благосостояния наших граждан.
Ведущий:
Вопрос от Татьяны Николаевны, пенсионерки из г. Москвы: "Виталий Борисович, когда же государство рассчитается с обманутыми вкладчиками? Из года в год нам обещают расплатиться и деньги в бюджете предусматривают, только суммы совсем мизерные. Ведь многие просто не доживут до того момента, когда получат обещанную компенсацию? При обсуждении бюджета обратите, пожалуйста, на это внимание. Наверняка среди Ваших избирателей тоже немало обманутых вкладчиков."
Шуба В.Б.:
Я обещаю, что очень внимательно буду смотреть на раздел, обслуживания наших внутренних долговых обязательств. И должен заверить, что на протяжении ряда последних лет ГД принимает решения, связанные с увеличением суммы средств, направляемых на частичную компенсацию по вкладам граждан, которые были обесценены в начале 90-х годов. Задолженность колоссальная. И сегодня, с одной стороны, мы не исполняем взятые на себя обязательства, обозначенные в законе. С другой стороны, мы имеем обязательства конкретно перед гражданами, которые потеряли свои сбережения в начале 90-х годов. На следующий год предусматривается увеличение этой статьи на 25%, расширяется категория граждан, которые получат частичную компенсацию по своим сбережениям. И уже необходимо отметить, что начинается выплата второй компенсации гражданам до1932 года рождения.
Ведущий:
Следующий вопрос от Ивана Анатольевича из Екатеринбурга. Виталий Борисович, какие статьи расходов бюджета будущего года, на Ваш взгляд, должны стать предметом тщательного обсуждения депутатов? Второй вопрос связан с перспективами развития перерабатывающей отрасли. Когда государство, наконец, поймет, что, поддерживая товаропроизводителя именно в такой отрасли как перерабатывающая, можно добиться реальных результатов в кратчайшие сроки?
В.Б.Шуба:
Я отвечу на вторую часть вопроса. Я частично в предыдущих ответах обозначил те проблемные темы, которые возникали при обсуждении проекта федерального бюджета. Это зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. Необходимо, чтобы другие сектора экономики развивались более динамично. Для этого есть кроме бюджетных и налоговые инструменты. Госдума заканчивает принятие измененного Налогового кодекса и буквально в несколько месяцев общий каркас налогового законодательства будет сформирован. Налоговая реформа в Российской Федерации преследует несколько целей. На мой взгляд, одна из главных целей - это снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителя. В начале 2000 года налоговое изъятие из экономики внутреннего валового продукта страны были 37%. В проекте внесенного бюджета на следующий год изъятие из экономики с учетом единого социального налога составит 29,7%. Вот такое серьезное снижение налогового бремени. С одной стороны, мы сегодня не стали получать больше доходов от налогов, но ожидаем соответствующего увеличения экономического роста и расширения налогооблагаемой базы. Это позволяет нам восполнять те финансовые ресурсы, которые выпадают в связи с изменением налоговой нагрузки.
Какие серьезные решения приняты в налоговом законодательстве и начнут действовать с 1 января следующего года? С 1.01.04 снижается на два пункта ставка налога на добавленную стоимость, отменяется налог с продаж. Можно предполагать, что в связи с этим уменьшатся на 5% цены на товары первой необходимости. Госдума проголосовала за соответствующие изменения в закон о едином социальном налоге, благодаря которым снизится налогообложение фонда оплаты труда, ставка единого социального налога. Этим мы добиваемся стимулирования работодателя к увеличению фонда оплаты труда, в результате чего должна увеличиться заработная плата работников.
Ведущий:
Следующий вопрос. Слышал, что во время осенней сессии депутаты должны помимо бюджета рассмотреть два принципиально важных закона об изменениях в Бюджетный и Налоговый кодексы. Что это за изменения и что они сулят рядовым налогоплательщикам?
Шуба В.Б.:
Государственная Дума приняла закон, который вносит изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части реализации их полномочий. Государственная Дума приняла в двух чтениях закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Прописывается компетенция власти, обязательства власти. Но власть не может быть без наличия соответствующего финансового подкрепления. И об этом я уже начинал говорить. Правительство внесло законопроект, который вносит изменения в бюджетное и налоговое законодательство. Конкретно в Бюджетный и Налоговый кодексы. Цель - разграничить обязательства власти по уровням. Четко будет прописано, во исполнение каких федеральных законов какие полномочия будет исполнять федеральная власть, какие полномочия и какие обязательства несет и исполняет региональная власть, местное самоуправление. В Налоговом кодексе и в Бюджетном кодексе будут закреплены соответствующие налоги за уровнями бюджетной системы. То есть, каждое обязательство должно быть подкреплено соответствующими финансовыми ресурсами. И я считаю, что к 2005 году мы должны ликвидировать в нашей жизни такое позорное явление, как неисполнение властью своих обязательств.
Ведущий:
Но эти законопроекты будут приняты только в первом чтении этим составом Государственной Думы или все-таки будут приняты в окончательном варианте?
Шуба В.Б.:
Государственная Дума просто физически не успеет их принять, законопроекты очень объемные и довольно сложные. Они требуют, естественно, как и любой законопроект, очень тщательного обсуждения. А раз эти законопроекты затрагивают практически все население Российской Федерации, мы планируем рассмотреть их в первом чтении в период осенней сессии, следующий состав Госдумы будет принимать окончательное решение по названным законопроектам.
Ведущий:
Виталий Борисович, к Вам обращается Леонид из Москвы. Когда же государство по- настоящему займется решением проблем молодежи? У нас до сих пор нет государственной программы в области молодежной политики. Вопросы занятости и жилья усугубляются с каждым годом. Возможности приобретения жилья у молодых практически нет. Если в бюджете будущего года средства на решение этих проблем, и какие обязательства берет на себя в связи с этим государство?
Шуба В.Б.:
Я хочу напомнить, что Федеральная целевая программа "Молодежь России" есть и период ее действия определен с 2000 по 2005 гг. Программа предусматривает поддержку молодежи и имеет несколько источников финансирования - это средства федерального бюджета и средства региональных бюджетов. Финансирование, сразу скажу, очень недостаточное. Если в нынешнем году в федеральном бюджете предусмотрено 95 миллионов рублей на финансирование программы поддержки молодежи, то в следующем году сумма меняется, но и ее крайне недостаточно. Речь идет о 474 миллионах рублей. А с учетом тех сумм, которые должны быть выделены субъектами РФ, Федеральная целевая программа "Молодежь России" должна получить финансирование 2,6 миллиарда рублей. Эти средства идут, в основном, на организацию досуга молодежи, на выполнение каких-то целевых мероприятий. На мой взгляд, более серьезная проблема затронутая в вопросе, это возможность получения молодыми людьми жилья. Обсуждение этой проблемы довольно бурно происходило в прошлом году, при принятии бюджета 2003 года. Я полагаю, что и в нынешнем году это обсуждение продолжится. Впервые обозначается сумма, я бы сказал, знаковая. Государство обозначило, что видит наличие такой проблемы, как невозможность молодых людей, особенно работающих в бюджетных организациях, получить жилье. На эти цели выделяется 500 миллионов рублей. Я бы еще раз сказал, что это только знаковое событие, которое позволит решать проблему в дальнейшем. Госдума приняла соответствующие законы, которые позволяют Российской Федерации включить такой важный механизм, как развитие ипотечного кредитования на строительство жилья. И в федеральном бюджете обозначена сумма 3 миллиарда рублей. Это государственные гарантии, чтобы соответствующие компании могли привлекать кредитные ресурсы. И эти кредитные ресурсы будут переданы нашему той части населения, которая сегодня желает строить себе жилье. Есть агентство по ипотечному кредитованию в РФ, у нас сформирован за счет средств федерального бюджета его уставный капитал, оно уже действует, и это, пожалуй, самый правильный и самый работоспособный механизм, который позволит россиянам строить жилье.
Ведущий:
Виталий Борисович, расхожая фраза, что экономический рост в стране определяется тем, как развивается строительство, капитальное строительство, строительство дорог и т.д. Я думаю, что Вы тоже с этим спорить не будете. В связи с этим Татьяна Петровна из г.Екатеринбурга Вас спрашивает, как Вы считаете, возможно ли в России экономическое чудо, как например, в послевоенной Германии или Японии.
Шуба В.Б.:
Россияне замечательный народ, мы любим свои традиции, любим свои обычаи, и в детстве, если не мы сами, то родители нам читали сказки. Мы помним и ковер-самолет, и скатерь-самобранку. Извечная мечта, что все может появиться буквально в один миг. К сожалению, в реальной жизни этого не бывает, а тот обвал, который состоялся в 90-х годах, довольно значителен, и мы потеряли, практически, половину экономического потенциала нашей страны. Я полагаю, что если будет выполнена задача, которую поставил Президент РФ по удвоению ВВП, то все мы реально почувствуем улучшение в нашей жизни. Нам необходимо, конечно, выходить на темпы экономического роста порядка 9-10% в год, тогда нынешнее поколение увидит реальные плоды роста экономики.
Ведущий:
Виталий Борисович! Когда можно ожидать, что минимальная зарплата будет исчисляться в зависимости от стоимости потребительской корзины? Галина из Москвы.
В.Б. Шуба:
Я полагаю, что это задача ближайших 3-4-х лет. Сегодня соотношение, которое составляет более 20%, говорит о том, что отставание минимальной заработной платы от потребительской корзины довольно серьезно.
Ведущий:
Виталий Борисович! Вы голосовали за закон об увеличение минимальной оплаты труда бюджетникам. Закон был принят, но Совет федерации заблокировал его. Скажите, пожалуйста, удастся ли все таки как-то преодолеть вето и будет ли это повышение принято?
В.Б.Шуба:
После отпуска депутаты Госдумы придя на первое пленарное заседание приняли решение создать согласительную комиссию с Советом Федерации, преодолеть те разногласия, которые сегодня. Убрать те претензии членов Совета Федерации, которые были высказаны при голосовании по названному вами законопроекту, или точнее закону, потому что Госдума этот закон уже приняла. Я считаю надуманные поводы членов Совета Федерации, которые заставили отклонить принятый Госдумой федеральный закон. Если СФ будет неуступчив, я считаю, Госдума обязана преодолеть вето СФ. И в этом случае в соответствии с Российской Конституцией Президент Российской федерации должен принять решение: поддерживает он решение Госдумы или не поддерживает, ставит свою подпись под законом или не ставит. Я считаю, что если мы не найдем компромисс с Советом Федерации, то преодолеем вето.
Ведущий:
Я понимаю, что прогнозы вещь неблагодарная, но тем не менее. Вы, человек, который принимал участие в разработке не одного уже бюджета не одного года, как вы считаете, каков будет курс рубля в следующем году?
В.Б. Шуба:
Расчетный курс рубль-доллар заложен в бюджете, потому что мы просчитываем как внешнее заимствование так и выполнение их долговых обязательств. Расчетный курс заложен 31,3 рубля за 1 американский доллар. А инфляция заложена на уровне 10%. Если говорить о реальной инфляции, о прогнозе на 2003 год, я полагаю, что инфляция будет в районе 12,7-12,9%.
Ведущий:
Благодарю Вас, Виталий Борисович, за ответы на вопросы нашей аудитории. Напомню, что у нас принимал участие в Интернет-интервью Заметитель Председателя комитета по бюджету и налогам, Председатель подкомитета по бюджету и бюджетному законодательству Государственной думы Федерального собрания Виталий Борисович Шуба. Спасибо большое.
В.Б. Шуба:
Спасибо всем, всего доброго и больше оптимизма.
"Бюджет 2004 года. Перспективы обсуждения и принятия"