Новости и аналитика Интервью Законодательство в сфере обеспечения общественного контроля за деятельностью органов государственной власти

Законодательство в сфере обеспечения общественного контроля за деятельностью органов государственной власти

 

Интернет-интервью с Председателем Комитета Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
по делам общественных объединений и религиозных организаций
Поповым Сергеем Александровичем

21 февраля 2005 года в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций Поповым Сергеем Александровичем.

Тема интервью: "Законодательство в сфере обеспечения общественного контроля за деятельностью органов государственной власти".

Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна
(ст. 23 Закона о СМИ).

Ведущий:

Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория. Здравствуйте, Сергей Александрович.

18 февраля 2005 года Госдума приняла во втором чтении Проект Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Данным законопроектом предусмотрено создание Общественной палаты Российской Федерации. В соответствии с законопроектом задачами данного органа будут обеспечение согласования интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и органов государственной власти для решения наиболее важных для населения России вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционного строя России и демократических принципов организации гражданского общества.

Каковы основные цели принятия данного законопроекта? Какие функции будет выполнять Общественная палата Российской Федерации? Как будет формироваться Общественная палата Российской Федерации? На эти и другие актуальные вопросы сегодня ответит Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций Попов Сергей Александрович.

Сергей Александрович, давайте перейдем непосредственно к вопросам. Спрашивает Соколин Виктор Сергеевич из Екатеринбурга. С какими целями создается Общественная палата? Они изложены в законопроекте слишком поверхностно.

Попов С.А.:

Добрый день. Перед тем, как ответить на вопрос, мне хотелось бы дополнительно сообщить, что 18 февраля состоялось второе чтение проекта закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Мы рассмотрели достаточно большое количество поправок - 255, из них 100 приняли и 154 отклонили, одна поправка принята частично. С учетом предложений депутатов, членов Совета Федерации целый ряд статей существенно изменился, в частности, достаточно серьезно изменилась статья, посвященная целям и задачам Общественной палаты. Это вторая статья данного законопроекта. Основных целей и задач в данном законопроекте определено пять. Первая задача (ее сформулировал Президент) - это проведение общественной экспертизы всех особо значимых законопроектов, которые принимаются в нашем государстве. Вторая - это организация системы общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Третья - это вопросы, связанные с разработкой предложений с точки зрения развития политики государства по поддержке общественных объединений. Кроме того, к задачам Общественной палаты отнесены и вопросы защиты прав и свобод граждан. И еще очень важная задача - это участие граждан в работе Общественной палаты, а Палаты - в работе с гражданами с точки зрения привлечения их к реализации данной государственной политики. Эти задачи достаточно четко изложены в законопроекте. Главные цели изложены в первой статье законопроекта, где формулируется, что Общественная палата должна стать главным инструментом связи общества и власти, оказывать взаимодействие в этой сфере, то есть быть определенным посредником в решении многих вопросов, которые волнуют рядовых граждан, быть определенным рупором общества. В то же время она не является представительным органом, поскольку полного представительства обеспечить сегодня сложно, но значительная часть членов Общественной палаты будет избираться, делегироваться туда. Поэтому можно говорить о том, что состав Общественной палаты будет в определенной степени достаточно представительным.

Ведущий:

В ст.32 Конституции РФ предусмотрено право граждан на участие в управлении делами государства. Как согласуется с этим проект закона? Вопрос от Дикова Петра Семеновича из Астрахани.

Попов С.А.:

Ст.32 Конституции РФ не имеет в виду данную Общественную палату. Это вопросы, которые больше относятся к участию в выборах в представительные органы власти. Каждый гражданин имеет право участвовать в избирательном процессе, выдвигать себя для участия в выборах представительных органов всех уровней и именно через этот механизм реализовать свое право в управлении делами государства. В данном случае Общественная палата в определенной степени тоже может реализовать это право через принципиально важный элемент, связанный с разработкой и поддержкой гражданских инициатив, которые, в принципе, и должны быть направлены на совершенствование проблем, существующих в нашем государстве. Эти инициативы могут быть разными - от небольших, допустим, по совершенствованию проблем конкретного дома, микрорайона, до серьезных, которые могут, в конечном счете, выражаться в предложениях совершенствования действующего законодательства.

Ведущий:

Вопрос от Кабанова Анатолия Тимофеевича из Тамбова. Какое место будет занимать Общественная палата в системе государственных и общественных органов? Об этом в законопроекте ничего не сказано.

Попов С.А.:

Наоборот, очень точно сказано. Общественная палата прямого отношения к системе государственных органов не имеет, поскольку не относится к системе государственного управления и не перечислена среди государственных органов в Конституции РФ. Что касается общественных органов, то это совершенно новый общественный институт. Если мы в целом гражданское общество понимаем как систему общественных институтов, а не только органов, то к ним надо отнести и политические партии, и различные общественные объединения, профсоюзы, конфессии, общероссийские общественные организации, различные некоммерческие организации. Этот состав достаточно большой, и в нем, я думаю, свое достойное место займет и Общественная палата.

 

Ведущий:

Сергей Александрович, следующий вопрос от Игорева Игоря Александровича из Вологды. Согласно проекту Общественная палата - не организация, не юридическое лицо. Нет ни статуса, ни печати, ни руководителей, а права членов Палаты будут определяться Общественной палатой. Какой спектр прав и полномочий может быть определен Общественной палатой для своих членов? Реальные права и полномочия Общественной палаты в законопроекте лишь затронуты, но не прописаны до конца.

Попов С.А.:

Я не согласен с такой точкой зрения. Об этом в проекте написано достаточно много. Действительно, Общественная палата не является организацией и не может быть юридическим лицом. На эту тему шли достаточно серьезные споры во время работы инициативной группы и рабочих групп. Что такое организация? Это общественное объединение, которое имеет ярко выраженное индивидуальное членство. Вот со всех точек зрения Общественная палата именно по этому главному признаку уже не может быть организацией. Вопрос о том, может ли она быть в виде союза или ассоциации, тоже достаточно спорный. Во всяком случае, сегодня ни одна организационно-правовая форма, которая предусмотрена действующим законодательством, не позволяет точно описать данные нового института. Были предложения, чтобы, допустим, сделать Общественную палату общественным, государственным органом, что-то типа Академии наук, которая имеет особый статус. Но, с нашей точки зрения, это тоже не совсем правильно и целесообразно. Она имеет особый статус именно как палата, то есть в определенной степени это площадка, где встречаются представители различных общественных объединений и занимаются главным вопросом - организацией общественной экспертизы законопроектов. Исходя из этого, права члена Палаты определяются достаточно полно в том плане, что член Палаты участвует в пленарных заседаниях Палаты - это его прямое право - и имеет полномочия участвовать в заседаниях комиссий, рабочих групп. Член Палаты имеет право инициировать организацию проведения общественной экспертизы по тем или иным законопроектам, инициировать запрос к исполнительным органам власти для получения необходимой информации, на основе анализа ситуации, связанной, допустим, с нарушением действующего законодательства на уровне органов местного самоуправления, региональной власти, федеральной власти, готовить материалы и документы для рассмотрения на своей комиссии, на совете Палаты, чтобы затем эти материалы могли быть направлены в соответствующие компетентные органы. Принципиально важно, что член Палаты напрямую работает в составе своей комиссии с тем или иным профильным комитетом Госдумы или Совета Федерации. Эта работа, связанная с подготовкой экспертного заключения, достаточно серьезная и принципиальная. Еще одно важное полномочие - это право члена Палаты принимать участие в коллегиях, то есть заседаниях федеральных органов власти, где он может высказывать позицию Палаты и отстаивать ее мнение. Кроме того, очень важное полномочие и право члена Общественной палаты - это свободно выражать свое мнение. Закон построен таким образом, что на члена Общественной палаты никто не должен давить - ни общественное объединение, которое его выдвинуло, ни партия (если он является членом партии, то обязан приостановить в ней свое членство). То есть он является абсолютно независимым представителем общества в Общественной палате. Таким образом, на самом деле права и полномочия члена Палаты достаточно четко прописаны в законе, и они, с нашей точки зрения, очень серьезные и весомые.

Ведущий:

Вопрос от Иванова Максима Александровича из Москвы. При анализе законопроекта создается впечатление, что не аппарат Общественной палаты будет зависеть от самой Общественной палаты, а Общественная палата будет зависеть от аппарата. Ведь аппарат имеет статус государственного учреждения, имеет печать, руководителя, полное бюджетное финансирование и так далее, а статус Общественной палаты до конца не определен и законодательно не закреплен.

Попов С.А.:

У нас, например, такого впечатления не создается, поскольку возможности и права аппарата на самом деле очень малы. Аппарат будет небольшим. Работа Общественной палаты принципиально отличается от работы Госдумы РФ, Совета Федерации РФ и всех других государственных органов. Потому что система работы, особенно если брать проблемы экспертных заключений по основным законопроектам, будет строиться следующим образом. Скажу несколько слов о том, как это видится нам и как это видят представители инициативных групп. В Палате будет, допустим, 21 комиссия по 6 человек. Количество комиссий определялось еще в ходе проведения гражданского форума в 2001 году, когда было определено 20-21 возможных направлений, которыми должно заниматься гражданское общество. По этому принципу, допустим, может быть 21 комиссия. Каждый член Палаты будет работать в своей комиссии, но по каждому законопроекту может создаваться отдельная рабочая группа. И в эти рабочие группы могут входить представители разных комиссий, в зависимости от желания, интереса и так далее. Естественно, работа эта серьезная и требует участия помимо членов Палаты других представителей общества. Палата имеет возможность активно привлекать представителей различных общественных объединений, которые не вошли в состав Общественной палаты. Это достаточно новая возможность, которую, допустим, законодательно в Госдуме РФ очень сложно реализовать. И плюс к этому Общественная палата (это одна из поправок, принятых во втором чтении) может привлекать к своей деятельности иных граждан. А это значит, что Общественная палата будет иметь возможность привлекать любого эксперта для подготовки того или иного документа или экспертного заключения. Думаю, очень активно будут использоваться новейшие информационные технологии и у Палаты будет свой интернет-сайт, где предварительно будут размещаться новые законопроекты и любой гражданин, любое общественное объединение смогут высказать свою позицию в Интернете. Рабочие группы будут суммировать эти позиции. Таким образом, роль аппарата в этой ситуации будет сводиться непосредственно только к информационно-техническому обеспечению - постоянному контролю за работой интернет-сайта, отвечать за работу компьютеров и систем связи. То есть аппарат в этом случае собственных заключений готовить не будет.

Ведущий:

Я зачитаю несколько вопросов. Они небольшие и взаимосвязаны между собой. В ст. 1 законопроекта сказано, что: "Местонахождение ОП - город Москва", однако какие-либо подробности, касающиеся обеспечения деятельности Общественной палаты, в законопроекте отсутствуют. Где именно будут работать члены Общественной палаты? Кто будет определять нормы обеспечения членов Палаты оргтехникой, материалами и др.? Будут ли у членов Общественной палаты помощники?

По смыслу законопроекта члены Общественной палаты будут принимать участие в работе Общественной палаты через участие в пленарных заседаниях Общественной палаты, а также через участие в работе комиссий и рабочих групп Общественной палаты с освобождением от основной работы. Деятельность Палаты будет вестись постоянно или исходя из каких-то временных интервалов? Представляется, что работа Общественной палаты должна вестись на постоянной основе. Как будет обеспечиваться присутствие членов Общественной палаты в Москве - им будут предоставлять жилье и прочие льготы? Если нет, то как, находясь в отдаленных регионах России, они будут контролировать федеральные органы власти, как будут поддерживать гражданские инициативы?

Будет ли установлена заработная плата для членов Общественной палаты? Из каких источников она будет выплачиваться и кто будет определять ее уровень?

Попов С.А.:

Вопросы интересные. Мы считаем, что у Палаты должно быть определенное помещение, скорее всего, арендованное. Поскольку в Палате 126 человек плюс представители, которые должны участвовать в пленарных заседаниях, то должен быть зал на 200 человек, должны быть помещения для комиссий и, соответственно, помещения для аппарата. Хочу сразу подчеркнуть, что законом не предусматривается никакой заработной платы для члена ОП и точно так же не предусматривается никаких льгот. Члены ОП работают на общественных началах. Это главное условие, по которому будет формироваться Палата, и каждый человек должен понимать, что он идет не на государственную службу, а в ОП для служения своему отечеству, если у него есть для этого желание, определенные предпосылки и возможность. За счет федерального бюджета ему будут компенсироваться, соответственно, проезд до Москвы, проживание в Москве, например в гостинице, и суточные. В законе действительно предусмотрена такая норма, что на время участия в работе ОП за членом ОП сохраняется его рабочее место. Однако работодатель не обязан компенсировать заработную плату. В соответствии с трудовым законодательством член ОП будет оформлять отпуск или за свой счет, или отпуск без содержания. Соответственно, поскольку нет прямой аналогии ни с Госдумой, ни с Советом Федерации, мы не предполагаем, и в законе нет никакой записи, что у члена ОП должны быть свои помощники, приемные в регионах. По большому счету общественное объединение, общественная организация, которая делегирует своих представителей, должны будут сами рассмотреть этот вопрос с точки зрения того, как они смогут поддержать члена своей Палаты. Мы беседовали со многими представителями, и ни у кого таких вопросов не возникало. Что касается того, как будут контролироваться федеральные органы и поддерживаться гражданские инициативы, то контроль будет осуществляться разными способами: личное участие членов палаты в заседаниях коллегий министерств и федеральных органов власти, участие в заседаниях соответствующих министерств на региональном уровне. Этот сбор информации позволит членам Палаты давать оценку и ситуации, и нарушениям, которые могут происходить в сфере того или иного законодательства.

Ведущий:

Следующий вопрос от Евгения из Москвы. Общественная палата еще не создана, но бытует мнение, что места в ней уже распределены. Как Вы можете это прокомментировать?

Попов С.А.:

Это не соответствует действительности. Я начну с конца, с последней трети. Последняя треть - 46 человек, будет формироваться из представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, которые должны пройти определенную систему отбора. Сначала через свои региональные конференции, где должны быть избраны делегаты на окружную конференцию. Причем в законе написано, что не менее 20 делегатов от каждого субъекта. Их может быть и 40, и 50. То есть столько, сколько решит каждая региональная организация, каждый регион. А дальше должны пройти окружные объединения, конференции, где в результате рейтингового голосования будут определяться на 6 мест для каждого федерального округа не менее 10 потенциальных кандидатов. Можно ли сейчас предсказать, какие представители региональных организаций, к примеру, Москвы или Санкт-Петербурга, могут туда попасть? Ведь в Москве сегодня 12 000 официально зарегистрированных региональных объединений, а попасть в Общественную палату может
1-2 человека. Что касается общероссийских объединений, это вторая треть Общественной палаты, их на сегодня зарегистрировано 1648. Я допускаю, что не все 100% захотят и изъявят желание участвовать в работе Общественной палаты. Как минимум процентов 80 точно. Допустим, 1200-1300. Сложно сказать. То же самое касается и первой трети, которую определяет Президент РФ. Он должен провести цикл бесед и согласований с творческими союзами, Академией наук, объединениями некоммерческих организаций.

Ведущий:

Вопрос от Давиденко Василия из Магадана.

Процессы взаимодействия граждан России с органами государственной власти и привлечения их к реализации государственной политики, выдвижение гражданских инициатив, контроль над деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления лишь декларированы в статьях 1 и 2 законопроекта, но конкретный механизм их реализации не прописан. Аналогичному контролю подлежит деятельность всех государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемые ими решения в соответствии с Указом Президента РФ ? 2334 от 31 декабря 1993 г. "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию". Для чего же создается Общественная палата, если эти ее основные возможности по осуществлению функций общественного контроля уже давно доступны каждому в соответствии с действующим законодательством?

Попов С.А.:

В самом вопросе уже присутствуют три противоречия. Человек ссылается на Указ Президента РФ и говорит, что в законодательстве все уже прописано. Вот я, как профессионал, специалист в области законодательства об общественных объединениях, религиозных организациях, могу сказать, что понятие общественного контроля у нас в законодательстве отсутствует. У нас только в одном законе, который посвящен экологической экспертизе, присутствует элемент общественного контроля. Больше, к сожалению, на сегодняшний день этого нет нигде. Поэтому данный законопроект - это первая попытка закрепить в законодательстве возможность нормального проведения элементов общественного контроля. Хочу сразу оговориться: ни тотального, ни общего, ни всеохватного, как некоторые думают, а именно в разрезе возможностей самой Общественной палаты. Элементы общественного контроля в законе прописаны, я их уже называл сегодня, они понятны. Но если бы у нас вообще не было проблем, то мы жили бы, наверное, значительно лучше, чем мы живем сегодня. Например, контроль за соблюдением действующего федерального законодательства должна обеспечивать прокуратура. И прокуратура очень многое делает для того, чтобы привести в соответствие с федеральными региональные законы. Но мы знаем немало примеров, когда, несмотря на эти региональные представительные органы, власти принимают законы, которые расходятся с федеральным законодательством, а местные чиновники своими действиями напрямую нарушают федеральный закон. Таких примеров достаточно, и, к сожалению, они есть в каждом субъекте. Вот Общественная палата и получает права, исходя из данного закона, влиять на эту ситуацию. То есть она имеет право собирать информацию, причем именно с точки зрения нарушения действующего законодательства, с точки зрения нарушений со стороны чиновника, обобщать эти материалы и соответствующим образом доводить до компетентных органов. Это одна ветвь контроля, которая должна проходить через Общественную палату. Во-вторых, представители региональных, межрегиональных и всероссийских общественных объединений через свои общественные объединения будут получать информацию об этих же самых нарушениях и организовывать систему влияния в Общественной палате. И третий, очень важный элемент, о котором я говорил, - член Палаты может непосредственно участвовать в работе коллегий федеральных органов исполнительной власти, в заседаниях коллегий на региональном уровне и уровне местного самоуправления и вместе с общественностью на месте принимать меры по устранению найденных замечаний. Я думаю, это очень действенная система, потому что Общественная палата на сегодня не может исполнять функции прокуратуры, но она может аккумулировать те замечания, которые есть у наших граждан, и доводить эту информацию до соответствующих структур и органов. Хотя я согласен, что и сегодня не возбраняется, допустим, каждому гражданину обращаться по этим же самым моментам в соответствующие органы. Другое дело, что позиция каждого гражданина, как бы она ни была важна и весома, все же позиция одного человека, а когда это будет позиция в целом Общественной палаты, я думаю, что это приобретет совершенно другой смысл. Во всяком случае, на заключение Общественной палаты сделать какую-то отписку не удастся. Придется принимать меры, поскольку Общественная палата будет иметь достаточно мощные информационные рычаги влияния на недобросовестных чиновников. Вот в этом принципиальное отличие. У нас в Комитете находится еще один важный законопроект, который мы готовим ко второму чтению, - "Об общественном контроле за соблюдением прав граждан в местах заключения". Мы только приступаем к законодательному закреплению элементов общественного контроля, и поэтому говорить, что у нас уже разработаны все механизмы, к сожалению, пока не приходится.

Ведущий:

Следующие два вопроса взаимосвязаны. Будут ли формироваться Общественные палаты в субъектах Федерации? В законопроекте отсутствуют какие-либо упоминания о взаимодействии и организации работы Общественной палаты с Общественными палатами в субъектах Федерации, кроме возможности приглашения их руководителей на пленарные заседания. Неизвестно, с какой целью и без установления обязательности такой явки. Вопросы от Асланбекова Масланхана Изембаевича из Нижнего Тагила.

Попов С.А.:

Я думаю, что Общественные палаты будут формироваться и в регионах. Но данный законопроект посвящен Общественной палате РФ, и, соответственно, в его цели и задачи не входило описывать ситуацию вокруг Общественных палат субъектов Российской Федерации. У нас есть серьезный опыт работы таких общественных институтов во многих субъектах РФ, есть очень интересные и яркие примеры. Я сейчас встречаюсь с целым рядом представителей субъектов РФ. Вижу, что и общественность, и законодатели думают над тем, что может быть имеет смысл принять собственные законы по созданию Общественных палат. В частности, у меня такие встречи прошли по Краснодарскому краю, Самарской области, Иркутской области. Наш законопроект не определяет жестко такой порядок, имея в виду, что каждый субъект РФ сможет сам принять собственный закон на этот счет. Но в законопроекте есть очень важная запись, что федеральная Общественная палата будет организовывать методическое, информационное и другое обеспечение по просьбе региональных Общественных палат. То есть мы, не выстраивая никакой специальной вертикали, просто говорим, что такое взаимодействие возможно. А как по жизни сложится, определит сама палата. Это те вопросы, которые нет необходимости подробно прописывать в законе. Это будет разработано самой федеральной Общественной палатой, будут появляться региональные палаты, и тогда станет ясно, как лучше выстроить систему взаимоотношений.

Ведущий:

Вопрос от Мурова Сергея Ивановича из Санкт-Петербурга. Проектом предусмотрена возможность экспертизы Общественной палатой лишь проектов различных нормативных правовых актов, в то время как во многих действующих документах присутствуют положения, не соответствующие Конституции и законодательству России, международному праву, нарушающие права граждан и организаций. Наверное, правильнее было бы, чтобы Общественная палата обладала правом экспертизы любых документов, в том числе и действующих.

Попов С.А.:

Я не совсем согласен с этой позицией, поскольку, безусловно, надо понимать, что мы вкладываем в понятие "экспертиза". Чтобы проводить экспертизу новых законопроектов, члены Общественной палаты, комиссии, рабочие группы, безусловно, будут заниматься всесторонним анализом действующего законодательства. Допустим, готовятся новые поправки в системе организации медицинского обслуживания в нашей стране. Общественная палата должна будет сделать свое экспертное заключение. Но как можно его сделать, если она не проанализирует все действующее законодательство, не сравнит ситуацию с международным правом, чтобы показать, какие недочеты в предложенном законопроекте существуют? Это первый момент, и анализ действующего законодательства будет постоянен. Что касается специальной экспертизы действующего законодательства (мы об этих позициях говорили достаточно много), надо понимать, какие механизмы и кто их может предложить с точки зрения последствий, допустим, заключения Общественной палаты по действующему законодательству. Законы принимают Госдума и Совет Федерации, подписывает Президент РФ. Соответственно, в этом случае Общественная палата может только обращаться с просьбой обратить внимание на то или иное законодательство, тот или иной закон с точки зрения их поправки или уточнения. Но это никто не запрещает. В законе же нет конкретного запрета по поводу таких инициатив. Мало того, поддержка гражданских инициатив предусматривает всевозможные инициативы. Внести свой законопроект Общественная палата не может, поскольку не обладает правом законодательной инициативы. Если же вводить термин "экспертиза действующего законодательства", то нужно расписывать подробный механизм. С нашей точки зрения, главное, чтобы Палата научилась проводить экспертизу новых законопроектов, научилась организовывать систему общественного контроля. Если эти элементы будут отработаны, будет видна роль и значение Общественной палаты, то, может быть, со временем появится дополнительный механизм по тем проблемам, о которых мы сегодня говорили. Необходимо понять, что Палата не может заменить все официальные государственные органы и взять на себя все проблемы, существующие в нашем отечестве.

Ведущий:

Какой будет судьба результатов проводимых Палатой слушаний, разработанных ею документов и др.? Кому они будут направляться, кто и как должен будет на них реагировать? Вопрос задает Васильев Анатолий из Нижневартовска.

Попов С.А.:

Вопрос хороший. Здесь несколько элементов, которые необходимо учитывать. Допустим, мы говорили о том, что Палата будет заниматься экспертизой новых законопроектов. Для того чтобы подготовить экспертное заключение, Палата имеет право направлять запрос в любую государственную организацию для получения необходимой информации. Данная организация должна в течение 30 дней, в случае необходимости в течение 14 дней, дать исчерпывающий ответ, материалы, справки и др. На сегодняшний день таким правом обладают только Госдума и Совет Федерации. Это новый инструмент прямого обращения по интересующим вопросам и необходимости получения соответствующего ответа, который получает сегодня общественность. После этого готовится заключение ОП. Это заключение в обязательном порядке направляется Президенту, в Правительство, Госдуму и Совет Федерации. Реакция на соответствующее заключение может быть разная. В законе написано, что такие заключения будут носить рекомендательный характер. И совсем не обязательно, что Госдума или Совет Федерации должны жестко следовать всем рекомендациям, которые изложены в заключении ОП. Однако и не отреагировать они не могут, поскольку заключение ОП в обязательном порядке должно стать предметом обсуждения на Пленарном заседании. Каждый профильный комитет должен озвучить заключение ОП и приложить свою мотивировку. У нас, в Госдуме, все пленарные заседания широко освещаются средствами массовой информации. Поэтому не отреагировать на заключение ОП вряд ли удастся.

Ведущий:

Деятельность Общественной палаты и ее решения носят лишь рекомендательный характер. Об этом гласит ст. 17 законопроекта. Целесообразно ли это и будут ли предусмотрены какие-то действенные механизмы воздействия на органы государственной власти и местного самоуправления с целью практической реализации решений Общественной палаты, например, по принципу "депутатских запросов"? Вопрос задает Георгий Максимов из Уфы.

Попов С.А.:

Освещая предыдущую тему, я почти ответил на этот вопрос. Единственное, что могу добавить, прямой аналогии с "депутатскими запросами" нельзя проводить, потому что статус Госдумы и Совета Федерации несколько иной. Это палаты Федерального Собрания, которое является представительным и законодательным органом власти в РФ. Но Общественная палата имеет возможность помимо запросов делать и специальные заявления, обращения. Я думаю, что будут внесены определенные поправки, например, в федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ", где будет четко прописано, как член ОП будет участвовать в заседании Правительства, если оно, допустим, приглашает членов Палаты. Что касается федеральных органов власти, в законе это уже конкретно прописано. Я думаю, соответственной должна быть реакция и на региональном уровне, и на уровне местных органов власти.

Ведущий:

Сергей Александрович, Вы уже упоминали, что ОП может направлять запрос в любые государственные организации. Например, Нина Алексеевна из Саратова хотела бы уточнить следующий момент. Общественная палата имеет право направлять запросы лишь ограниченному перечню адресатов. Как Вы считаете, правильно ли это? Ведь правильнее было бы, если бы Общественная палата могла иметь возможность направлять запросы в любые органы по кругу вопросов, связанных с ее деятельностью.

Попов С.А.:

Не совсем правильно. Я уже высказывал нашу позицию: ОП не может заменить собой и парламент, и правительство, и все другие структуры и контролировать все ситуации. Каждая структура выполняет определенные функции. Безусловно, учитывая авторитет Палаты, ее возможности и влияние будут возрастать. Например, многолетний опыт аналогичных палат во Франции, в Италии показывает, что они не вторгаются во все сферы общественной жизни, а специализируются на определенных проблемах. А проблем у них две - это система установленного контроля и экспертиза принимаемых законопроектов. Другое дело, что помимо запросов ОП может создавать в виде обращений, заявлений определенные документы, которые будет доводить как до широкого общественного мнения, так и до отдельных организаций. Вот здесь ограничений никаких нет. Что касается запросов. Запросы носят конкретный характер для получения необходимой информации и проведения экспертизы того или иного законопроекта. Так написано в законе.

 

Ведущий:

Следующий вопрос от Игоря из Смоленска. Почему в законопроекте не предусмотрено, что такой орган, как Общественная палата, не обладает правом законодательной инициативы? Ведь без этого ее деятельность становится почти бессмысленной.

Попов С. А.:

Все органы, которые обладают правом законодательной инициативы, у нас прописаны в Конституции РФ. Для того чтобы записать такое положение в данном законе, необходимо сначала внести изменения в Конституцию РФ. Но мы должны чтить наш Основной закон и уважать его. А что касается того, что Общественная палата не сможет нормально действовать, не обладая правом законодательной инициативы, то я с этим не могу согласиться. На самом деле предложения по совершенствованию законодательства в том или ином виде будут прописаны по новым законопроектам в заключениях Общественной палаты. Как будет происходить эта работа? Общественная палата определит законопроект, по которому нужно будет готовить определенное экспертное заключение. Соответственно, члены Общественной палаты создадут рабочую группу и через свою комиссию начнут работу с тем или иным профильным комитетом. Уже на этом этапе, а это, как правило, начнется на стадии, как мы говорим, нулевого чтения, члены Общественной палаты смогут непосредственно вносить свои предложения по совершенствованию того или иного законопроекта. Вот один пример. В работе над данным законопроектом участвовало более 40 различных общественных объединений и организаций нашей страны, как общероссийских, так региональных и межрегиональных, и 90% их предложений учтены в этом законопроекте. Да, это, может быть, сложно назвать возможностью прямой законодательной инициативы, но опосредованно об этом говорить можно очень четко. Поэтому Общественная палата будет иметь достаточные возможности вносить свои предложения через депутатов, членов Совета Федерации, региональные органы власти. Никаких ограничений в этом плане нет.

Ведущий:

Почему членами Общественной палаты могут становиться лишь представители кого-то или чего-то, а не те люди, которые самостоятельно изъявили желание принять участие в деятельности Общественной палаты, - интеллектуально развитые, обладающие достаточным опытом, широтой мышления и способностью быстро ориентироваться в различных областях знаний, четко и юридически грамотно формулировать свои мысли, готовые относиться к своей деятельности не формально, работать инициативно и действительно "обеспечивать взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях учета разнообразных потребностей и интересов граждан Российской Федерации при проведении государственной политики, защиты прав общественных объединений, а также осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления", ведь именно так декларируются цели деятельности Общественной палаты в ст. 1 законопроекта. Вопрос от Олега Вячеславовича из Дмитрова.

Попов С.А.:

На самом деле, граждане могут становиться членами Общественной палаты. Такое право есть в процессе формирования Общественной палаты у Президента РФ, он может в соответствии со своей квотой на 42 места предлагать и приглашать не только представителей каких-то общественных объединений или творческих союзов, но и отдельных граждан. Поэтому в законе эта норма предусмотрена. Если рассматривать данную ситуацию более детально, то многие общественные объединения и организации. считают необходимым, чтобы кто-то мог оценить того или иного гражданина, общественное объединение, показать, чего добилась эта организация, почему она имеет право делегировать своего представителя в Общественную палату, какие гражданские инициативы за последнее время выдвинула та или иная организация. То же самое относится и к гражданам. Хотя я упоминал в ответе на предыдущие вопросы, что граждане, как эксперты, будут участвовать в работе многочисленных рабочих групп. Граждане могут посещать интернет-сайт Общественной палаты и высказывать свои предложения и замечания. Вся деятельность Палаты должна быть построена таким образом, чтобы максимальное количество представителей нашего гражданского общества способствовало работе Общественной палаты.

Ведущий:
Сергей Александрович, я думаю, что Олег Вячеславович из Дмитрова имел в виду, скорее всего, то, что каждый гражданин должен был бы иметь право направлять свое резюме, анкету для того, чтобы могли принять решение соответствующие органы о его возможностях стать членом Общественной палаты.

Попов С.А.:

У нас такой орган только один - Президент РФ. Никому не возбраняется написать письмо Президенту РФ с предложением своих услуг и желания участвовать в деятельности Общественной палаты.

Ведущий:

Ст. 8 законопроекта не согласуется с ч. 2 ст.1, определившей добровольность участия граждан в формировании Общественной палаты, а не назначение кем-либо, даже с согласия назначаемых. Затяжная трехступенчатая процедура формирования Палаты сложна, громоздка и не решит поставленную авторами задачу обеспечить ее работоспособность с помощью предложенных фильтров. Наверное, под фильтром подразумевается как раз Президентский отбор и так далее. Но ни Президент РФ, ни назначенные им члены Общественной палаты, не зная лично предлагаемые кандидатуры, будут их утверждать с подачи аппарата лишь по формальным признакам. Будут ли возможности у членов Общественной палаты отвечать потребностям ее деятельности? Вопрос от Льва Васильевича из Санкт-Петербурга.

 

Попов С.А.:

Никак не могу согласиться с мнением, что принцип добровольности не реализуется в законопроекте. Все наоборот. И я постараюсь это продемонстрировать. Что касается первой трети. Президент РФ после консультаций выбирает 42 человека, к которым он должен письменно обратиться с предложением, чтобы они вошли в состав Общественной палаты. Они, соответственно, в течение 30 дней должны его известить о своем согласии или несогласии. Только в случае их согласия они станут членами Палаты. И только после получения от них письменного ответа Президент РФ издает указ, где назначает первых 42 членов Общественной палаты. В остальных случаях принцип добровольности также является основополагающим. Каждое общественное объединение - общероссийское, межрегиональное или региональное - должно направить в Палату письменное заявление о своем желании участвовать в работе и направить своего представителя. Это первая часть ответа на вопрос. Второй момент. Я бы не согласился, что Президент РФ никого не знает в нашей стране. У него достаточно много консультативных советов, он часто ездит по стране, встречается, у него достаточно широкий, глубокий кругозор для того, чтобы предложить и сформировать эту первую треть. Думаю, наоборот, у Президента РФ будут значительные трудности с точки зрения отбора, поскольку людей, которые могли войти в Общественную палату, как мы понимаем, значительно больше.

Ведущий:

Будут ли предусмотрены какие-либо квалификационные требования к членам Общественной палаты? Ведь возможна такая ситуация, когда, например, талантливый драматург может ничего не понимать ни в юриспруденции, ни в деятельности Палаты, ни в самой сути той работы, которую ему придется выполнять, будучи членом Общественной палаты. Вопрос от Юрия Владимировича из Москвы.

Попов С. А.:

Дискуссия о том, чтобы Общественная палата состояла из одних экспертов или юристов, идет давно. Это одна из позиций, имеющих право на существование. Но если мы говорим о том, что Палата должна представлять интересы всего нашего общества или значительной его части, то, наверное, там должны быть представители разных профессий, разных отраслей и знаний, с разным опытом подготовки. С моей точки зрения, там должны быть и представители молодежи. Поэтому с точки зрения критериев отбора здесь есть два момента. Что касается первой трети членов, в законе написано, что это решает сам Президент РФ. А что касается порядка конкурсного отбора представителей общероссийских объединений во вторую треть Палаты или региональных и межрегиональных в третью треть, то, действительно, ко второму чтению появились изменения, поправки целого ряда депутатов, с которыми мы согласились.

Ведущий:

Какие, на Ваш взгляд, недостатки существуют в законопроекте и будут ли они исправлены? Вопрос задает Юрий Иванович из Ленинградской области.

Попов С.А.:

Мне легко и трудно отвечать на этот вопрос, поскольку второе чтение состоялось только в прошлую пятницу. И мы постарались за счет того, что приняли 101 поправку, учесть максимальное количество замечаний. Мы хотим, чтобы законопроект был понятным для всех, чтобы был понятен механизм работы Общественной палаты. Мы использовали юридически выверенные формулировки, позволяющие устранять имеющиеся противоречия. Насколько мы все учли, покажет время. Все соответствующие поправки всегда можно будет внести в данный законопроект.

Ведущий: Спасибо, Сергей Александрович, за то, что пришли к нам в гости и дали полные, интересные ответы.

Попов С.А.:

Спасибо всем, всего доброго.

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".
Читать ГАРАНТ.РУ в и