Новости и аналитика Интервью Правовое регулирование в сфере связи и информационных технологий : проблемы и перспективы развития

Правовое регулирование в сфере связи и информационных технологий : проблемы и перспективы развития

 

26 мая 2005 года в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Директором Департамента правового обеспечения Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации Якушевым Михаилом Владимировичем.

Тема интервью: "Правовое регулирование в сфере связи и информационных технологий : проблемы и перспективы развития".

Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Ведущая интервью - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").

Ведущая:

Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория. Мы начинаем наше интернет-интервью с Директором Департамента правового обеспечения Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации Якушевым Михаилом Владимировичем.

Добрый день, Михаил Владимирович, позвольте поприветствовать Вас в компании "Гарант".

Информационно-коммуникационные технологии и услуги в настоящее время являются ключевым фактором в развитии почти всех областей социально-экономической сферы и представляют собой наиболее активно развивающийся сектор российской экономики, что предопределяет динамичные процессы совершенствования правовой базы в данной области.

Больше года прошло с момента вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", в основу которого положен принцип создания равных условий доступа всех граждан России к услугам связи. В течение 2004 года разрабатывались Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок применения Федерального закона "О связи". Принятие основной массы этих постановлений пришлось на начало 2005 года.

Кроме того, в целях активного продвижения России к информационному обществу Мининформсвязи России в 2004 году были разработаны несколько ключевых документов. Главным из них является "Стратегия развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации до 2010 года", определяющая ключевые сферы, цели и задачи государственного регулирования в этой области. Отдельные положения стратегии раскрываются и развиваются в отдельных концепциях.

Каковы в настоящее время приоритетные цели развития нормативно-правовой базы в сфере связи и информационных технологий? Каким образом будут разрешаться вопросы, связанные с использованием глобальной сети Интернет? Что предполагается изменить в действующем законодательстве, регулирующем наиболее важные аспекты функционирования отрасли?

На эти и другие актуальные вопросы сегодня мы попросили ответить Директора Департамента правового обеспечения Мининформсвязи России Якушева Михаила Владимировича.

Первый вопрос задает Алексей Александров из Москвы: В результате административной реформы произошло перераспределение полномочий и в сфере информационных технологий. Какие в настоящее время основные функции и задачи возложены на Мининформсвязи России и что находится в компетенции подведомственных Министерству структур?

Якушев М.В.:

Здравствуйте. Спасибо за приглашение. Очень приятно выступать в стенах вашего здания, вашей уважаемой организации. Основной целью административной реформы, которая была резко ускорена в прошлом году, было создание стройной системы органов власти. Произошло разделение между функциональной направленностью деятельности каждого федерального органа исполнительной власти и в нашей отрасли, отрасли связи и информационных технологий. Указанное разделение произошло последовательно и, я считаю, успешно. Были созданы четыре новых федеральных органа исполнительной власти. За Министерством информационных технологий, которое возглавил Леонид Рейман, закреплены функции государственной политики в сфере информационных технологий и связи, а также нормативно-правовое регулирование, то есть принятие нормативных правовых актов. Что касается двух агентств, то они, как следует из логики административной реформы, отвечают за оказание государственных услуг в сфере связи, в сфере информационных технологий. Что касается последнего, четвертого, органа - Россвязьнадзора, то он осуществляет функции контроля за деятельностью операторов связи и занимается такими вопросами, как лицензирование, контроль за использованием радиоэлектронных средств, регистрация радиоэлектронных средств, и другими.

Ведущая:

Сергей из Новосибирска спрашивает: По каким основным направлениям предполагается совершенствование нормативно-правовой базы отрасли?

Якушев М.В.:

Для начала необходимо определить, какую отрасль мы имеем в виду. До сих пор дискуссионным остается вопрос: является ли отрасль, за которую отвечает наше Министерство, чем-то единым или она по-прежнему составляет два относительно независимых компонента - компонент телекоммуникационный и компонент информационных технологий или информационный? Конечно, во всем мире и в нашей стране стратегически правильно было бы решать этот вопрос с точки зрения интеграции. Исходить нужно из того, что нормативно-правовая база отрасли единая и включает в себя как вопросы телекоммуникационных, так и информационных технологий. Однако до настоящего момента у нас отдельно действует нормативно-правовая база в сфере связи, базирующаяся на вступившем в силу в прошлом году законе "О связи". Что касается отрасли информационных технологий, то формально акта, который регламентировал бы отрасль на базовом уровне, пока не существует. И мы планируем уже в этом году внести предложения по новой редакции так называемого базового закон "Об информации, информатизации, защите информации", а также дополнения в закон "Об электронной цифровой подписи", чтобы создать как раз базовые нормативные акты именно для сферы информационных технологий в целом, а не только для тех аспектов, которые были отражены в этих законах до настоящего момента. Поэтому в краткосрочной перспективе мы хотели бы совершенствование нормативно-правовой базы построить на обновлении информационного законодательства страны. Имея в виду в более долгосрочной перспективе вопросы интеграции законов, как телекоммуникационных, так и информационных, чтобы действительно было понятно, что речь идет о единой отрасли, которая уже не разобщена на два относительно независимых компонента.

Ведущая:

Тогда в связи с этим позвольте задать вопрос, который прислал Власенко Сергей из Санкт-Петербурга: Уважаемый Михаил Владимирович, насколько мне известно, сегодня в Мининформсвязи России готовится проект федерального закона с рабочим названием "Об информации, информационных системах и защите информации", а также ряд других проектов, предполагающих достаточно серьезные изменения в информационном законодательстве. Как Вы оцениваете перспективу прохождения этими проектами процедуры принятия в Федеральном Собрании РФ и подписания Президентом РФ? Будут ли в этих проектах закреплены реально работающие нормы, а не декларативные, которые преобладают в настоящее время в информационном законодательстве? Существует ли реальная необходимость в принятии обсуждаемых проектов?

Якушев М.В.:

Спасибо за вопрос. Готовится проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информатизации, защите информации". Так это записано в плане законотворческой деятельности Правительства РФ на текущий год. Мы действительно работаем над этим законопроектом и надеемся в ближайшем будущем представить его на согласование в ведомство, которое является по нему соисполнителем. Безусловно, этот законопроект будет доступен для обсуждения бизнесу и другим заинтересованным экспертным сообществам. Я позитивно оцениваю перспективу прохождения этими проектами процедуры принятия. Необходимость срочного обновления информационного законодательства для всех очевидна. Мы, соответственно, стараемся в тех формулировках, которые предлагаем в законопроекте, давать ответы на те вопросы, которые до сих пор не были решены. Поэтому вопрос о необходимости данного законопроекта уже не возникает. В соответствии с планом до конца этого года мы должны в согласованном виде представить такой документ в Правительство РФ. В этом проекте будут закреплены, в первую очередь, реально работающие нормы прямого действия. Мы отказываемся от того изобилия деклараций, которые содержатся в законах, принятых более 10 лет назад, и которые действуют в настоящее время. Мы заинтересованы в том, чтобы из этого закона сразу же было понятно, какого рода отношения регулируются и каким именно образом. Так что реальная необходимость в принятии этого проекта существует, и мы над этим работаем.

Ведущая:

Как я понимаю, после обнародования законопроекта Вы готовы учитывать мнения бизнес-сообщества и других заинтересованных лиц?

Якушев М.В.:

Обязательно. Нас очень интересуют мнения в первую очередь тех организаций, которые реально зарабатывают деньги в информационной сфере, в том числе и вашей организации. Безусловно, нас интересуют мнения юристов, экспертов, связанных с информацией, информационными технологиями. Потому что, к сожалению, сегодня в органах государственной власти работает немного специалистов в этой области, и юридических служб тех или иных ведомств было бы недостаточно для подготовки действительно эффективно работающего текста нормативного акта.

Ведущая:

Название законопроекта останется таким, как оно сформулировано в вопросе, или это будет то же название, какое сегодня имеет этот закон, - "Об информации, информатизации и защите информации"?

Якушев М.В.:

Я могу лишь сказать, что название будет изменено. Слово "информатизация", в принципе, имеет право на существование, но ему не место в юридических текстах. Это слово достаточно искусственное. В него можно вкладывать различное содержание. Именно из-за неоднозначности использование его в тексте федерального закона, тем более в названии федерального закона, было не самой удачной работающей идеей. Давайте дождемся окончательного текста, который будет направлен нашим Министерством на согласование. Тогда станет все понятно. Но одно из рабочих названий - "Об информации, информационных системах и защите информации" - действительно обсуждалось.

 

Продолжение следует

Ведущая:

Расскажите, пожалуйста, о наиболее существенных проблемах, которые возникают в ходе реализации закона "О связи", чем они вызваны и какие Вы видите пути их разрешения? Вопрос задает Григорьева Светлана из Архангельска.

Якушев М.В.:

В ходе реализации новой редакции Федерального закона "О связи" мы видим, что возникают проблемы, связанные, с одной стороны, как с какими-то недостатками, недочетами в формулировках в самом законе, так и с разработкой нормативных актов, которые должны реализовывать закон. Но при этом реализующие закон нормативные акты должны достаточно серьезно изменять те традиционно сложившиеся правила игры на рынке телекоммуникаций, которые существуют и которые чисто психологически сложно изменить. Например, скажем, в законе "О связи" достаточно подробно излагается процедура выделения ресурса телефонной нумерации - вопрос актуальный, важный. Мы считаем, что в законе он в целом урегулирован правильно, справедливо, исходя из зарубежного опыта. Более того, уже принято постановление Правительства РФ - подзаконный акт, который эти вопросы регламентировал на более низком уровне. Однако в закон "О связи" был заложен принцип, согласно которому ресурс нумерации выделяется на платной основе и, соответственно, за выделение ресурса нумерации взимается плата в соответствии с налоговым законодательством. Так вот выяснилось, что налоговое законодательство не готово к тем изменениям, которые были заложены в законе "О связи". Поэтому уже после того, как было принято постановление Правительства РФ о порядке выделения ресурса нумерации, пришлось, убеждая другие федеральные ведомства, срочно вносить изменения в Налоговый кодекс РФ, чтобы устанавливать государственную пошлину за выделение ресурса нумерации и порядок ее взимания, размеры и т. д. Проблемы были связаны с тем, что в нашем законодательстве достаточно много шероховатостей, и эти шероховатости мы стремимся уничтожать в процессе принятия подзаконных актов к закону "О связи". Из примерно 40 актов, которые должны быть приняты для реализации закона "О связи", сейчас принято практически 30. Еще порядка пяти-шести актов будут окончательно приняты до конца этого года, может быть, в ближайшие несколько месяцев. Оставшиеся два-три документа находятся в плане на следующий год, так как не являются столь срочными. Хотелось бы путем принятия всего массива подзаконных актов полностью заставить работать закон "О связи". После этого, посмотрев на практику применения подзаконных актов, определить основные направления корректировок, уточнений в текст самого закона и в текст подзаконных актов. Иных существенных и принципиальных вопросов, ошибок, которые препятствовали бы тем или иным направлениям развития сферы телекоммуникаций, за истекшие два года реализации закона "О связи" не выявлено. В целом закон работающий и достаточно эффективный.

Ведущая:

Следующий вопрос от Степанова Михаила из Курска: Каким образом предполагается на государственном уровне решать многочисленные вопросы, связанные с использованием сети Интернет? Ведется ли Мининформсвязи России работа в этом направлении?

Якушев М.В.:

Действительно, вопросов, связанных с использованием сети Интернет, достаточно много. Именно разноплановость этих проблем заставляет в зависимости от ситуации прибегать к различным способам решения этих проблем. И самое главное, видимо, необходимо разрешение ряда теоретических аспектов этой проблемы, начиная с того, а что вообще такое сеть Интернет не с точки зрения технологической системы или бытового понятия, а как объекта, который можно урегулировать в терминах российского законодательства. Вот эта задача очень сложна. И мы об этом попытаемся сказать в новой редакции базового закона об информации. Однако, скорее всего, чистого определения сети Интернет там содержаться не будет. Я могу объяснить. Вам, наверное, известно, что в Женеве работает так называемая рабочая группа по управлению Интернетом под руководством Генерального секретаря ООН. Я являюсь членом этой рабочей группы. И как раз двумя наиболее важными задачами этой рабочей группы является определить, что такое Интернет и что такое управление Интернетом. Конечно, в этой связи возникают ожесточенные дискуссии, и до сих пор консенсуса нет, что понимать под сетью Интернет, как в политическом, так и в правовом смысле. Поэтому, скорее всего, мы сеть Интернет в законе об информации определять каким-то образом, и уж тем более регулировать, не будем, поскольку мы этого сделать просто не можем. Но мы должны в целом проводить единую политику по тому, как относиться к сети Интернет в различных законах, в различных отраслях права, поскольку сеть Интернет упоминается и в избирательном законодательстве, и в законодательстве о средствах массовой информации, в законодательстве о налогах, о бухгалтерском учете и т. д. Соответственно, мы должны заложить единообразные принципы понимания того, как регулировать вопросы, связанные с Интернетом. Лишь после того, как нам удастся вычистить законодательство в целом, можно будет уже говорить о консолидированном, кодифицированном акте. В то же время нельзя забывать, что сеть Интернет в значительной степени - это просто одна из технологий. И поэтому говорить о том, что именно применительно к этой технологии требуется какое-то специальное регулирование, было бы некорректным. Необходимо говорить о регулировании телекоммуникационных, информационных сетей в целом, регулировать вопросы доступа к информации, к нежелательной информации, к распространению нежелательной информации. И опять-таки здесь сеть Интернет будет всего лишь одной из технологий, которая, безусловно, не требует какого-то специфического регулирования. Так что работа Мининформсвязи России в этом направлении ведется активно, и я считаю, что пока все идет правильно.

Ведущая:

Расскажите, пожалуйста, о проекте закона "Об электронной торговле". Какие основные вопросы предполагается урегулировать этим нормативным актом? Где с ним можно ознакомиться и когда предполагается его рассмотрение и принятие? Этот вопрос поступил из Краснодара от Горбачевой Екатерины. Как мне известно, этот законопроект был все время в сфере ведения Минэкономразвития России. Минсвязи также имеет отношение к этому законопроекту?

Якушев М.В.:

Вы правы, это действительно закон, который готовило Минэкономразвития России, но так и недоработало. Я думаю, вполне понятно, почему это произошло. На бытовом уровне у нас нет закона "О торговле", поэтому вряд ли стоит в отсутствие закона "О торговле" говорить о законе "Об электронной торговле". Однако в этом году двумя группами депутатов Госдумы, двумя различными комитетами были внесены два законопроекта "Об электронной торговле", незначительно отличающихся друг от друга, которые обсуждались на предварительном этапе рассмотрения в Госдуме. Они были направлены на отзыв и заключение Правительства РФ. Насколько я знаю, Правительство России ответило, что их принятие в настоящий момент является преждевременным. Ознакомиться с этими текстами можно на сайте Госдумы, и там же наверняка есть информация о его дальнейшем прохождении, рассмотрении и принятии. Поскольку наше Министерство к этому закону отношения не имеет, дополнительной информацией я не располагаю.

Ведущая:

Егоров Константин из Уфы интересуется, в какой части планируется затрагивать проблемы таможенного регулирования в части устранения барьеров, мешающих добросовестным предприятиям отрасли?

Якушев М.В.:

В настоящий момент, если говорить об отрасли информационных технологий, а конкретно, об экспорте программного обеспечения (именно этот аспект и вызывает, как правило, больше всего вопросов и дискуссий), здесь существуют две проблемы. Первая связана с нечеткостью того перечня документов, который требуется при таможенном оформлении для вывоза программных продуктов, что предельно затягивает и усложняет эту процедуру и заставляет добросовестных производителей программного обеспечения просто отказываться от идеи что-либо вывозить за пределы России, производить в России для экспорта. Поэтому очевидным образом необходимо все-таки сделать закрытый перечень документов и чуть-чуть изменить подход к регулированию экспорта программного обеспечения. Очевидно, было бы разумно снять этот барьер на таможне, а более жестко контролировать вопросы продажи программных продуктов, производимых на территории России. То есть, чтобы контроль осуществлялся не на границе, а у производителя. Вторая проблема более существенна и связана с тем, что в сфере информационных технологий значительная часть услуг, да и программных продуктов, и просто информационных продуктов, может экспортироваться за пределы страны без физического перемещения через границу каких-либо материальных носителей. То есть, например, оказание экспертных услуг посредством интернет-технологий, а также продажа программного продукта зарубежным пользователям российскими предприятиями без того, чтобы пересекали границу какие-либо материальные носители с этими продуктами. Вот этот аспект никак не урегулирован, поскольку раз отсутствует физическое перемещение границы, до сих пор не решен вопрос, каким образом осуществлять контроль за перемещением этого продукта, где и как оформлять декларации. На мой взгляд, все эти проблемы, в принципе, решаемы. Я думаю, что совместными усилиями нашего Министерства, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которому подведомственна Федеральная таможенная служба, эти проблемы в перспективе будут сняты.

Ведущая:

Дубов Николай Петрович из Москвы интересуется, какие изменения потребуется внести в налоговое законодательство в целях повышения прозрачности деятельности предприятий отрасли и сбору налогов?

Якушев М.В.:

В целях сбора налогов, я думаю, наши коллеги из Минфина сами могут предложить и предлагают многое в этой сфере. Что касается прозрачности деятельности, улучшения инвестиционного климата применительно к налоговому законодательству, то мы, с одной стороны, выступаем за введение особого налогового режима для предприятий "антиотрасли". Это проблема технопарков особых экономических зон с более благоприятным налоговым климатом для предприятий высоких технологий в нашей стране, но есть и другая сторона. В налоговом законодательстве, так же как и в таможенном, должно наконец-то появиться понимание того, что то, чем занимаются производители информационных технологий, зачастую не вписывается в классические представления об объектах налогообложения, объектах налогового учета и т. д. Например, даже применительно к обычной компьютерной программе, программе для ЭВМ, существуют разные налоговые режимы. И если речь идет о компьютерной программе, которая продается вместе с готовым компьютером, - это одно, и совсем другое, если речь идет о продаже программы в виде CD-диска. И, наконец, третий случай, когда продается не сама программа, а лицензия не нее. Когда, скажем, сама программа может быть скачана из Интернета, но при этом требуется уплатить деньги за авторские права. Для всех трех случаев налоговый режим разный, и прописан он пока еще неудовлетворительно, что вызывает проблемы даже просто с бухгалтерским учетом: как правильно соотнести, как правильно избежать налоговых санкций, с какой суммы как платить налоги? Вот такого рода изменения налогового законодательства, безусловно, потребуется внести. Соответствующие предложения нами готовятся.

Ведущая:

Раз мы затронули технопарки, зададим следующий вопрос, присланный Авдейкиной Валентиной: Расскажите, пожалуйста, о недавно состоявшихся в Госдуме парламентских слушаниях на тему: "Законодательное обеспечение развития технопарков сферы информационно-коммуникационных технологий", в которых Вы принимали участие. Какие IT -технологии в России, по Вашему мнению, могут стать фундаментом для инновационного развития, в том числе и в технопарках?

Якушев М.В.:

Действительно, на прошлой неделе состоялись слушания, организованные Комитетом по информационной политике во главе с Валерием Яковлевичем Комиссаровым на тему: "Технопарки в сфере информационных технологий". Там было много интересных выступлений, начиная и с выступлений тех представителей Минэкономразвития, которые работают над законом "Об особых экономических зонах". Было много представителей компаний в сфере информационных технологий и бизнеса, а также общественности, представлявшие научные институты, которые в принципе могут стать ядром будущих и ныне действующих технопарков. Отрадно, что абсолютное большинство выступавших поддержали принципиальную позицию, высказанную руководителями нашего Министерства, что в той редакции проекта закона "Об особых экономических зонах", которая была предложена Минэкономразвития России, вопросы информационных технологий практически не затрагиваются. Именно для предприятий высоких технологий та редакция проекта закона "Об особых экономических зонах", которая была одобрена Правительством, вообще говоря, не очень нужна. Поэтому речь идет о том, что нужно либо доработать текст этого закона, внеся в него какие-либо необходимые изменения, либо сделать еще один законопроект, уже конкретно применительно к информационным технологиям и с учетом уже реального практического многолетнего опыта работы технопарков в нашей стране. Вот такого рода обсуждение состоялось. Оно было интересным. Выдвигались различные интересные аргументы, рассказывалось о позитивном опыте. Я, к сожалению, не являюсь специалистом в области информационных технологий, я - юрист, поэтому мне очень сложно судить о том, какие именно информационные технологии могут стать фундаментом для инновационного развития, в том числе в технопарках. Очевидным образом, самые различные. Причем эти технологии разрабатываются, меняются, заменяются достаточно быстро. Поэтому на этот вопрос сложно ответить. Всегда нужно понимать, о какой перспективе мы говорим, о каком сегменте рынка, и т.д. В то же время, исходя из того, в чем действительно реально сильны наши программисты, сильны наши творческие коллективы в сфере информационных технологий и программирования, рискну предположить, что мы могли бы сказать свое слово и, может быть, даже стать мировым лидером в разработке программного обеспечения для новейших продуктов. Причем эти новейшие продукты несколько связаны с такими информационными технологиями, как, скажем, мобильная связь, новые программные приложения для тех, кто хочет более полно использовать возможности сотовой связи. А также с новыми технологиями распространения информации в Интернете, такими, как телевидение по Интернету, соответствующие стыки традиционных и новых технологий. И здесь, как правило, наши российские программисты всегда демонстрировали высочайший уровень профессионализма.

Ведущая:

Позвольте уточнить, речь идет о дальнейшем развитии или о выводе на экспорт уже имеющихся технологий, тех, которые себя хорошо зарекомендовали, которые кажутся перспективными? Либо речь идет о создании технологий фактически с нуля?

Якушев М.В.:

Я думаю, что нужно говорить и о том и о другом. У нас уже есть свой задел, и, безусловно, не один год все это существовало. Ведь почему такая критика со стороны бизнеса, со стороны научной общественности ведется в отношении закона Минэкономразвития. Именно потому, что они предлагают давать налоговые и иные преференции только тем фирмам, которые организуют что-то с нуля вот в этих зонах. Причем для этого нужно вкладываться и в новую инфраструктуру, и в какие-то организационные мероприятия. Что, безусловно, не очень интересно. Тем более что для того, чтобы эффективно работало предприятие в сфере информационных технологий, вообще говоря, какой-то единый офис не нужен вообще. И тем более не нужна какая-то зона, в которой насильно заставляют всех проводить определенное количество рабочего времени. Наоборот, есть методы распределенного вычисления, есть методы, позволяющие работать в разных местах и, тем не менее, достигать единого результата. Эти методы как раз активно используются именно теми, кто занимается программированием, информационными технологиями. Именно поэтому мы предлагаем отойти от тех территориальных ограничений, которые есть в проекте, и предложить для сферы информационных технологий не территориальный, а отраслевой режим. В этом, собственно, суть тех корректировок, которые мы предлагаем для наших предприятий.

Ведущая:

Онашкина Оксана Владимировна интересуется, какие меры предполагается принять для повышения доступности информационных технологий для населения? Наверное, имеется в виду в России?

Якушев М.В.:

Исходя из того, что до сих пор у нас, к сожалению, традиционно рассматриваются две отрасли - телекоммуникационная и информационная, нужно говорить и о том и о другом. Хотя информационные технологии могут быть доступны, если существует телекоммуникационная связная инфраструктура. Поэтому относительно инфраструктурных вопросов, помимо необходимости обеспечения максимальных возможностей для развития бизнеса, частных предприятий в сфере информационных технологий, то есть просто снимать ненужный барьер и разрешать заниматься тем, что можно делать без лишних ограничений, мы должны стимулировать также распространение инфраструктуры в тех регионах, где она не выстроена, так как это экономически нерентабельно. Речь идет, в первую очередь, о системе универсального обслуживания в сфере связи, то есть об оказании универсальных услуг в сфере связи. В законе должно быть четко прописано, что одной из таких услуг должно быть обеспечение работы пунктов коллективного доступа к сети Интернет в каждом поселении свыше 500 человек. Это та программа, которую наше Министерство последовательно осуществляет по реализации концепции универсального обслуживания закона "О связи". Что касается информационных технологий уже не как инфраструктуры, а как возможности их повседневного использования, то здесь очевидным образом необходимы образование, пропаганда, если хотите, реклама таких информационных технологий, информационных услуг. И здесь, безусловно, примером должно выступать государство. Если государство не обеспечивает возможности взаимодействия с населением в электронной форме посредством использования информационных технологий, если оно не станет, скажем, локомотивом реформы в этой сфере, то, безусловно, той части населения, которая, вообще говоря, инертна - не имела никогда опыта общения с информационными технологиями, ей будет сложно сделать выбор в пользу их использования. Мы заинтересованы, в частности, в том, чтобы концепция электронного взаимодействия государства с гражданами была реализована и тем самым у граждан, у населения страны появился интерес к использованию информационных технологий и к тому, чтобы начинать учиться пользоваться тем или иным сервисом. В связи с этим, я думаю, и доступность будет повышена.

Ведущая:

Аровский Михаил задает следующий вопрос: Каким образом за последнее время изменились правила лицензирования в области оказания услуг связи?

Якушев М.В.:

Я бы сказал, что изменения правил лицензирования области услуг связи вообще носят революционный характер, поскольку действующей редакцией закона о связи фактически закрепляется заявительный принцип лицензирования. Для очень большого числа услуг, если, скажем, при этом не используется радиочастотный спектр, где требуется разрешение на частоту, действует заявительный принцип и отсутствует основание для невыдачи лицензии заявителю. То есть при выполнении достаточно небольшого числа требований, которые необходимо отразить в заявке, в заявлении на получение лицензии и уплат лицензионного сбора любая организация может стать оператором связи и, получив лицензию, в дальнейшем может начинать оказывать услуги связи. Поэтому главным я считаю то, что Федеральный закон "О связи" предельно упростил и сделал прозрачной процедуру лицензирования. В развитии положения закона "О связи" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" было принято Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий". Соответственно, уже несколько месяцев лицензии опять выдаются, с новыми условиями. Я думаю, что все операторы связи уже почувствовали, насколько в этом отношении стало проще и легче работать, поскольку появились внятные и достаточно несложные правила игры.

Ведущая:

Расскажите, пожалуйста, об участии Мининформсвязи в работе над законопроектом "О расширении доступа к информации органов государственной власти". Такая работа ведется уже несколько лет, и складывается впечатление, что параллельно эту работу с разных сторон ведут Мининформсвязи и Минэкономразвития России. Есть ли у Вас точки соприкосновения по законопроекту? Когда Вы ожидаете внесения законопроекта в Государственную Думу?

Якушев М.В.:

Впечатление о том, что эта работа ведется параллельно, не совсем корректно. С самого начала работа над этим законопроектом велась именно Минэкономразвития. А Мининформсвязи является ведомством, согласующим этот законопроект. Мы делаем новую редакцию закона "Об информации, информатизации и защите информации". В нашем тексте мы закрепляем некие фундаментальные принципы, скажем, право на информацию в целом. Законопроект Минэкономразвития России "О доступе к информации органов государственной власти" решает частный случай реализации права на информацию. Поэтому ясно, что эта работа не параллельная, а взаимодополняющая. Мы дополняем их, они дополняют нас. Значит, текст законопроекта Минэкономразвития России был нашим Министерством согласован. Те замечания, которые мы давали, либо уже учтены, либо будут учтены Минэкономразвития. Мы ожидаем, что законопроект, подготовленный Минэкономразвития, в ближайшем будущем будет рассмотрен на заседании правительства. В случае его одобрения он будет представлен в Государственную Думу - очевидно, тоже в ближайшее время.

Ведущая:

Какие основные правовые проблемы обсуждались на Международной конференции ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу?

Якушев М.В.:

На прошлой неделе состоялась крупная Международная конференция в Санкт-Петербурге, где было много представителей различных стран, связанных с реальными шагами по построению информационного общества или национальных информационных обществ. Я участвовал в работе конференции на секции, посвященной проблемам доступа к информации. Мне сложно осветить все правовые проблемы, которые там обсуждались, поскольку было много секций. На той секции, где участвовал я, была четко обозначена реально существующая проблема доступа к информации в самом широком смысле. Это не только проблема доступа к вопросам секретности или конфиденциальности, это и проблема доступа в ее инфраструктурном, скажем так, телекоммуникационном аспекте. Была попытка разрешения конфликта между публичными интересами максимального доступа к информации и частными интересами владельцев прав на определенную информацию, определенных авторских прав. Соответственно, пока эта коллизия не разрешена, готового ответа нет. В то же время эта коллизия уже реально препятствует обеспечению максимального доступа к информации, скажем, с использованием интернет-технологий. Это проявляется, например, в затруднении деятельности электронных библиотек. То есть из-за конфликтов или нечеткостей в нормативных актах применительно к правовому режиму информации, размещаемой в Интернете, есть действительно опасность того, что электронные библиотеки либо будут закрыты, либо доступ к информации в них будет осуществляться на иных принципах. Безусловно, это не отвечает публичным интересам обеспечения максимального доступа к информации, которая является общественным достоянием.

Ведущая:

Спасибо большое, Михаил Владимирович, за Ваши интересные ответы. Очень хотелось бы надеяться, что это не последнее наше с Вами интервью и будут еще новые темы, которые мы всегда будем рады обсудить.

Якушев М.В.:

Большое спасибо.

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и