С.Д. Шаталов:
Спасибо! Доброе утро. Я благодарен компании "Гарант" за предоставленную возможность участвовать в столь интересной конференции. Она вызвала, на мой взгляд, очень большой интерес, и количество вопросов, на мой взгляд, огромно. Вопросы самые разнообразные. Есть некоторые вопросы с элементами агрессии. Ну, наверно, так и должно быть.
Спрашивают, в частности, пробовал ли я жить на зарплату чиновника? Я пробовал жить не на зарплату чиновника, а на заработанные деньги. Я не все время в органах исполнительной власти. Я дважды уходил в частный бизнес, потом возвращался на государственную службу. Я понимаю вопросы, которые здесь были заданы. Очень много вопросов, которые можно рассматривать, как "крик души". Например, 27 вопрос: ".реформа затянулась, народ устал, сколько можно терпеть!" Постараюсь ответить и на этот вопрос тоже.
Кончится ли эта налоговая реформа когда-нибудь? - волнуется народ. Как быть с налоговым и бухгалтерским учетом? - очень острый вопрос; малый бизнес, единый социальный налог и прочее. Много частных вопросов по отдельным ситуациям. Если будет возможность, я постараюсь ответить и на эти вопросы, но, наверное, я буду отвечать на вопросы более общего характера, которые интересуют большее количество налогоплательщиков. Таких вопросов много, начиная с общих принципов построения налоговой системы и включая, даже, некоторые предложения. Иной раз экзотические. Например, вместо всей налоговой системы рассмотреть возможность введения одного единственного налога с оборота. Думаю, что не стоит очень долго комментировать такое предложение, поскольку понятно, что ввести один налог с оборота для предприятия, которое выпускает алкогольную продукцию или работает в сфере интеллектуальной деятельности, или для металлургического завода, наверное, неправильно. Нужно учитывать конкретные экономические результаты деятельности. Есть предложение о том, чтобы ввести 5-6 налогов с повышенными ставками. Но думаю, что это тоже не тот путь, по которому будет в дальнейшем развиваться налоговая система.
Есть вопросы (72-й вопрос) - фактически просьба дать консультацию по наиболее эффективному способу уклонения от налогообложения. Я не буду пропагандировать такие методы, но могу сказать - читайте Налоговый кодекс (НК). В НК, к сожалению, сегодня довольно много еще "дыр", пробелов и уклоняться от налогообложения сегодня еще вполне возможно. И в связи с этим отмечу 10 вопрос, поступивший из Вены, связанный с иностранными контролируемыми компаниями и трансфертным ценообразованием. Это те вопросы, которые уже обсуждаются на протяжении нескольких лет в России, но их никак не удается сдвинуть. Правительство России в свое время, предлагая главу 25 "О налоге на прибыль", предлагало ввести и специальные меры в отношении иностранных контролируемых компаний - специальный режим налогообложения, аналогичный тому, который действует, например, в Западной Европе. Эти предложения пока не прошли. Вопрос снят, по-видимому, на ближайшие 2-3 года, но я убежден, что так или иначе к этим вопросам нам придется возвращаться.
Вопрос о трансфертном ценообразовании тоже является чрезвычайно острым и важным для Правительства. Правительство еще в 2000 году поставило этот вопрос перед Государственной Думой, в 2001 году весной соответствующие предложения внесены в Государственную Думу. К сожалению, опять-таки руки у законодателей до этих вопросов не доходят. Уже второй год эти вопросы стоят в перечне приоритетных и первоочередных мер с точки зрения Правительства. Правительство обращается к Государственной Думе с предложением принять соответствующие поправки. Будем надеяться на то, что осенью нам удастся начать рассмотрение этих вопросов. Хотя осенью у нас опять бюджетный процесс и, конечно же, опять времени у законодателей будет не так много. Есть несколько вопросов, например 76 и 77, связанные с передачей информации от налоговых органов финансовым органам по отдельным налогоплательщикам для того, чтобы финансовые органы могли работать с такими налогоплательщиками. К счастью или к сожалению, я думаю, что скорее, к счастью, такая информация закрыта, это налоговая тайна. Налоговые органы не имеют права передавать персонифицированную информацию по налогоплательщикам. А обмен с финансовыми органами может идти только на основании подачи агрегированной информации о налогоплательщиках, об общей сумме уплачиваемых налогах, об общей сумме задолженности, которая складывается в том или ином регионе и т.д. Есть частные вопросы, например, есть ли льготы студентам-предпринимателям, например, 118 вопрос. Сразу отвечу, что нет и, наверное, не будет. Не трудно представить, что если мы введем льготы для студентов-предпринимателей, сколько "вечных" студентов появится в России!
И еще, отвлекаясь от таких общих вопросов, скажу следующее. Существует довольно острый вопрос, связанный с тем, как оплачиваются государственные чиновники, в том числе федеральные, и есть мнение, что большая часть денег тратится на содержание чиновников и депутатов.
Замечу, что в прошлом году всего налогов было собрано около двух триллионов рублей, в этом году планируется примерно три с половиной триллиона, разница столь большая из-за того, что изменились правила в отношении единого социального налога. Если раньше он полностью поступал в государственные, во внебюджетные фонды, то теперь половина единого социального налога идет в федеральный бюджет, и уже только оттуда поступает в Пенсионный фонд для выплаты базовой пенсии.
Так вот, на государственное управление, что включает в себя расходы на содержание чиновников государственного аппарата и депутатов Государственной Думы тратится примерно 2,9 процента федерального бюджета, это не очень большая сумма. В регионах этот процент несколько выше, там заработная плата тоже выше. И, отвечая сразу же на три вопроса, это 39, 41 и 79, отвечу, что с 1 июля этого года ожидается повышение зарплаты государственным чиновникам примерно на 43%. Это в среднем. Мы ожидаем указа (Президента), и там, конечно, будет достаточно серьезная дифференциация.
|