Новости и аналитика Интервью Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и основные направления деятельности Совета Федерации в 2006 году. Реализация задач Послания на федеральном и региональном уровнях

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и основные направления деятельности Совета Федерации в 2006 году. Реализация задач Послания на федеральном и региональном уровнях


В России будет принят закон о борьбе с коррупцией

После ратификации Россией Конвенции по борьбе с коррупцией следует ожидать принятия соответствующего закона, заявил Председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов в ходе интернет-конференции, которая состоялась 16 мая в ИА "ГАРАНТ". "И законодатели, и Правительство уже приступили к этой работе, мы будем готовить соответствующие предложения", - сказал Миронов.

Комментируя недавнее обращение Президента к Совету Федерации, Миронов выделил в нем две главные темы - демографическую проблему и коррупцию власти. "Мы не без оснований усматриваем новые угрозы извне российской государственности и суверенитету. Но коррупция как внутренняя угроза не менее страшна, так как этой "ржавчине" подвержены практически все сферы нашей деятельности, к сожалению, все структуры власти, практически без исключения", - отметил спикер Совета Федерации РФ.

Отвечая на вопрос о реализации задач, которые Президент ставит в своих Посланиях Федеральному Собранию, Миронов выразил сожаление в связи с тем, что Послание 2004 года никак не отразилось на российском законодательстве. В 2005 году ситуация изменилась, и около 60% предложений главы государства были реализованы в законотворческой деятельности. По прогнозу главы Совета Федерации, Послание 2006 года будет реализовано в еще большей степени. "Что касается решения демографической проблемы, то в этой части Послание будет полностью реализовано, безусловно".

 

Закон о материнстве вступит в силу 1 января 2007 года

Это пообещал Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов во время интернет-конференции, которая состоялась 16 мая в ИА "ГАРАНТ". Миронов уточнил, что будет принят отдельный федеральный закон, который реализует предложения Президента об увеличении пособия по уходу за ребенком и формировании так называемого материнского капитала в размере 250 тысяч рублей. "Это абсолютно конкретный срок, и я уверен, что мы в него уложимся", - подчеркнул Председатель Совета Федерации.

"В 2006 году Послание Президента Федеральному Собранию демонстрирует разворот государства полностью к человеку", - заявил Миронов. "О любви, о женщине, о детях" - по его мнению, эта формулировка Президента достойна стать цитатой века для нашей страны. Решение демографической проблемы он назвал ключевым моментом обращения главы государства к Федеральному Собранию. "Если бы Президент в своем Послании не обозначил пути решения демографической проблемы и если еще год - два - три мы бы ничего не делали, то, по подсчетам, к 2080 году население России могло бы сократиться до 52 миллионов человек. Предложение Президента реалистично. Конечно, требуются деньги. Я надеюсь, что ежегодных доходов бюджета хватит. Но, если будет нехватка денег, я считаю возможным рассмотреть вопрос об использовании части Стабилизационного фонда", - отметил Миронов.

Отвечая на вопрос о контроле над осуществлением мер по повышению рождаемости, Миронов не оставил без комментария тему завершения срока президентских полномочий. "Даже после ухода в отставку Владимир Путин своим моральным авторитетом будет очень сильно влиять на принимаемые в стране решения", - отметил Председатель Совета Федерации. По его словам, поворот вспять от принятых решений по стабилизации демографической ситуации в стране был бы сильнейшим ударом по всему российскому народу.

 

Интернет-конференция
Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
Сергея Михайловича Миронова

16 мая в 15-00 в компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергея Михайловича Миронова.

Тема конференции: "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и основные направления деятельности Совета Федерации в 2006 году. Реализация задач Послания на федеральном и региональном уровнях".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

В конференции принимали участие ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик Садовничий Виктор Антонович, директор компании "Гарант" Першеев Дмитрий Викторович и заместитель директора по внешним связям компании "Гарант" Комарова Татьяна Юрьевна.

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! 10 мая произошло ключевое событие в политической жизни страны. Президент России Владимир Владимирович Путин обратился с очередным Посланием к Федеральному Собранию РФ. Послание позитивно отмечено органами государственной власти. Буквально на следующий день появилась информация о начале легализации отдельных положений. Интернет-аудитория, к которой мы обратились за вопросами, оценивает текст послания не однозначно, есть множество скептических мнений по поводу улучшения демографической ситуации в стране, скорой победы над коррупционерами и так далее. В различных комментариях на тему Послания, как нам кажется, на второй план ушло то, что это послание именно Федеральному Собранию РФ. И особенно важно мнение по этому вопросу ни кого-нибудь, а именно руководителей палат Федерального Собрания РФ, поэтому я с огромным удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергея Михайловича Миронова. Конференция организована компанией 'Гарант' при поддержке журнала 'Законодательство'. Я с удовольствием представляю наших сегодняшних гостей - ректора МГУ им.М.В. Ломоносова, академика Виктора Антоновича Садовничего и директора компании 'Гарант' Дмитрия Викторовича Першеева. К началу конференции, тема которой сформулирована так 'Послание Президента РФ Федеральному Собранию и основные направления деятельности Совета Федерации в 2006 г., реализация задач Послания на федеральном и региональном уровне', поступило около сотни вопросов. Наиболее интересные из них мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

Ведущий: Первый вопрос поступил из Санкт-Петербурга от Березина Алексея Викторовича. Вопрос звучит так: Пытаясь построить правовое государство, используя концепцию юридического позитивизма, мы стремимся, чтобы представители '...многонационального народа...' Российской Федерации, используя паритет законодательной инициативы, принимали законы и другие правовые акты, которые отвечают принципу актуальности существующей на данный момент объективной реальности. Но в ответ мы получаем следующее: Пример. Когда законодательство о холдингах и финансово-промышленных группах нуждается в тщательной, детальной проработке, представители законодательных ветвей власти рассматривают и принимают ФЗ 'О пчеловодстве'. Кому он нужен?! Вопрос: когда будет проработано и принято законодательство о холдингах и ФПГ? И выступали ли хотя бы с инициативой по данному вопросу?

Миронов С.М.:

Добрый день, коллеги. Отвечая на этот вопрос, нужно сделать небольшой экскурс в недавнее прошлое. Несмотря на фактическое существование российских холдингов, юридически холдинговые отношения до сих пор не закреплены. В настоящий момент косвенно регулирует холдинговые отношения Федеральный закон 'О финансово-промышленных группах', который был принят и действует с 30 ноября 1995 года. Законопроект 'О холдингах' разрабатывается достаточно давно. Впервые он был внесен на рассмотрение Госдумы 14 мая 1999 года, однако из-за очень больших противоречий и несоответствий с законодательством Совет Федерации отклонил закон. Госдума согласилась с нецелесообразностью дальнейшего рассмотрения Федерального закона 'О холдингах' и сняла его с рассмотрения Госдумы. Однако созданная вскоре согласительная комиссия исправила все существующие недочеты, и в середине 2000 года Совет Федерации одобрил согласованный с Госдумой вариант закона. К сожалению, должен сказать, что до сегодняшнего дня третьей попытки рассмотрения закона пока еще не было, потому что нет какой-либо полной концепции Закона 'О холдингах', внесенной в Федеральное Собрание, хотя даже в своем Послании Президент РФ упоминал о необходимости активизировать работу, например, по завершению создания двух холдингов: в авиапроме и судостроении. И в этой связи, конечно, законодательное обеспечение более чем необходимо. Но мне представляется, что сейчас, наверное, слово больше за Правительством РФ, потому что, осуществляя создание двух крупных холдингов, Правительство РФ само видит, где необходимо законодательное обеспечение. Поэтому у меня есть такой робкий оптимизм в отношении того, что все-таки этот закон в ближайшем будущем будет в очередной раз сформулирован с учетом наработок последних лет и внесен в Федеральное Собрание. А по сути, автора вопроса, видимо, действительно волнует наша отечественная промышленность и отсутствие необходимых законов в этой сфере. Вопрос моего земляка показывает, что надо разобраться с тем, что же у нас сейчас происходит с подготовкой новой концепции Закона 'О холдингах'. Потому что необходимость такого закона, конечно, очевидна.

Ведущий: Следующий вопрос, который пришел к нам из Интернета. Президент в Послании заложил основы внутренней и внешней политики страны на ближайшие десятилетия, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Каково Ваше видение проблемы внутренней политики?

Миронов С.М.:

Я думаю, что имеет смысл сказать о видении решении проблем Президентом страны. Я не буду повторять ключевые темы Послания. Сейчас, кстати, очень многие задают вопросы: почему Президент не сказал о культуре, а почему Президент не сказал развернуто о науке, о сельском хозяйстве? Ответ здесь очевиден. Послание Президента следует рассматривать как комплексный документ, затрагивающий важнейшие стороны жизни российского государства. Концептуальная проблематика Послания была обозначена главой государства как 'сбережение народа'. Человек становится центром проводимой внутренней и внешней политики, и все преобразования должны проводиться ради увеличения человеческого капитала. Говоря о внутренней политике, мы видим (и об этом говорил Президент), что очень невысок уровень доверия к властным структурам со стороны населения. И это, к сожалению, объясняется как раз теми действиями, а зачастую и бездействиями властных структур, с которыми сталкиваются за последнее время наши граждане. В то же время мы видим определенные позитивные подвижки в вопросах укрепления суверенитета страны, в вопросах работы правоохранительных структур, хотя здесь еще очень много проблем. И все-таки, вычленяя главное и в вопросах видения развития внутренней политики в нашей стране, я считаю, что Послание Президента демонстрирует после инициатив о Национальных проектах осенью прошлого года действительно разворот государства, властных структур полностью к человеку. Таким образом, ключевым во внутренней политике нашей страны является, конечно, человек, качество жизни, продолжительность жизни и, если хотите, в целом такое понятие, как человеческий капитал. Достижение же приоритетных целей невозможно без одновременных и, самое главное, системных изменений в других важнейших сферах жизни страны. Необходимы структурная перестройка и ускоренная амортизация важнейших отраслей экономики. Это необходимое условие обеспечение качественного и достойного уровня жизни граждан. И, разумеется, необходимо укрепление мощи государства, его способности обеспечить безопасность собственных граждан. Служба в армии должна быть престижной и качественно обеспеченной.

Ведущий: Третий вопрос поступил из Ростова-на-Дону от Касьяненко Валерия Викторовича. Президент Путин В.В. начал свое Послание с цитаты Франклина Рузвельта, которую можно понимать неоднозначно в отношении крупного бизнеса. По словам Путина, в начале 1990-х годов были большие надежды, связанные с переменами, однако ни власть, ни бизнес не оправдали надежд. Не означает ли это, что у крупных бизнесменов могут возникнуть проблемы? Какова Ваша позиция на этот взгляд?

Миронов С.М.:

Я не считаю, что после Послания Президента у крупного бизнеса начнутся проблемы. Если каждый бизнесмен в России, будь то крупный, будь то средний, будь то мелкий, примерит некоторые слова как раз о том, что иногда чиновник и бизнесмен, используя взаимные услуги, обогащаются за счет граждан, то посмотрят, что тот или иной бизнесмен может сделать определенные позитивные выводы для себя. Бизнес - это, прежде всего, то же самое наше гражданское сообщество, и, когда очень часто говорят об отношениях бизнеса и власти, общества и власти, складывается впечатление, что бизнес и общество - это абсолютно разные ипостаси. На самом деле бизнес - это, безусловно, часть общества, хотелось бы, чтобы эта часть всегда была патриотично настроена и социально ориентирована и, если хотите, социально ответственна. Вот об этом говорил Президент. Никому не надо ничего бояться, но можно лишний раз подумать, насколько социально ответственен тот или иной бизнес. Я надеюсь, что после президентского Послания кто-то лишний раз об этом задумается. И не потому, что тут какие-то отставки, какие-то увольнения, расследования, а просто потому, что в России надо вести бизнес по-особому. Потому что Россия - страна особая и люди достойны намного большего внимания, как со стороны властей, так и со стороны бизнеса. Надеюсь, что такое социально ответственное поведение все-таки будет становиться нормой, а не исключением.

Ведущий: Наибольший резонанс в обществе, на наш взгляд, вызвала та часть Послания, которую можно условно озаглавить 'О любви, о женщинах, о детях'. На эту тему очень много вопросов. Один из них - из Москвы от Игоря. Каков Ваш прогноз на реализацию задачи Президента по увеличению рождаемости в стране? Насколько реально повысить пособие по рождению второго ребенка до 250 тыс. рублей? Сколько, по Вашему мнению, уйдет времени (минимум) на выполнение этой задачи?

Миронов С.М.:

Я замечу, что, как вы сказали, можно назвать 'О любви, о женщинах, о детях'. На самом деле Президент так и сказал, что главное именно это. Я думаю, что эта цитата, наверное, достойна стать цитатой века. Даже не года, не десятилетия, а именно века для нашей страны, потому что из уст главы государства за всю историю Государства Российского такое прозвучало впервые. Я думаю, что это и символично, и очень важно. Более того, многие, даже, по-моему, кто-то из журналистов, уже назвали Послание Президента РФ Посланием 'О любви и армии'. Если вычленить основные блоки, то получается именно так. Мне это определение очень понравилось.

Теперь по существу. Я позволю себе напомнить, что я возглавляю Российскую партию жизни, которая четыре года назад и была образована, прежде всего, для решения демографической проблемы в нашей стране. Мы готовили предложения и осенью прошлого года разработали концепцию демографической политики в 21-м веке. Многие идеи этой концепции созвучны тому, о чем говорил Президент РФ. Мы не претендуем на авторство и не говорим о том, что это мы подсказали Президенту РФ. Президент сказал о своем видении будущего России и необходимых шагах, чтобы это будущее было благоприятным в России. В этой связи его предложения очень нужны и очень своевременны. Я абсолютно уверен, что они реализуемы. Более того, я считаю, что позитивный эффект от того, что сейчас начнется, будет закладываться и будет реализовываться не только в течение десяти лет, на которые пока как минимум рассчитана эта новая демографическая программа, а уже сейчас. Последствия будут сказываться десятилетиями. И позитивно будут сказываться, потому что если бы Президент РФ в своем Послании не обозначил пути решения этой больной демографической проблемы и если еще год - два - три мы ничего не делали бы, то уже, по расчетам демографов, к 2080 году в России могло бы остаться всего 52 миллиона человек. Вдумайтесь в эту цифру. 2080 год - 52 миллиона. Не нужно быть большим политиком или геополитиком, чтобы понять - это распад России. Это потеря огромных территорий, потому что таким населением такие богатые и огромные пространства физически было бы просто не удержать. Теперь конкретно, почему я так оптимистично и уверенно говорю, что все это будет реализовано. Во-первых, это то, о чем я уже говорил сегодня. Если не претворять в жизнь эту политику, то нас уже ждет потеря каких-то территорий и государственного суверенитета в целом в обозримом будущем. Во-вторых, предложения Президента РФ реалистичны. Конечно, потребуются деньги. Думаю, что сейчас в Правительстве РФ идет подсчет. Предварительный, конечно. Об этом Президент РФ сказал в Сочи. Были сделаны определенные расчеты, и я надеюсь, что тех доходов, которые сейчас ежегодно поступают, хватит. Но я еще раз повторю: если будет нехватка денег, я считаю возможным рассмотреть вопрос об использовании части Стабилизационного фонда, учитывая, что, например, самые большие финансовые затраты на так называемый материнский базовый капитал а) отсрочены; б) в безналичной форме. И в этой связи никакого роста инфляции наблюдаться не будет. Опять же, я не утверждаю, что это обязательно нужно делать, потому что если хватит текущих доходов - пожалуйста. Но одной из наиболее эффективных целей расходования Стабилизационного фонда было бы как раз финансирование этого базового материнского капитала. По сути, это модифицированное видение той идеи, о которой я несколько раз высказывался по созданию фонда будущих поколений. Теперь по конкретным механизмам. Конечно, теперь слово за законодателями, за Правительством РФ, потому что эти идеи изложены Президентом РФ. Здесь в скобочках заметим, что не случайно Президент РФ назвал конкретные сроки, конкретные цифры, если хотите суммы. Он это сделал публично. Вы говорили, что Послание формально было обращено Федеральному Собранию, но, безусловно, всем понятно, что Президент РФ обращался к нации, обращался к российскому народу. И, назвав эти цифры, он фактически поставил весь российский народ в качестве контролера над Правительством РФ, над Федеральным Собранием, над будущими руководителями, в том числе и высшей власти в стране - президентской, чтобы эти цифры были подконтрольны населению.

Кстати, опять вернусь на два момента назад. В этой связи какие-либо разговоры нынешнего Правительства о том, что у нас не хватает финансовых ресурсов для его исполнения, будут неуместны. Цифры, безусловно, могут быть выполнены контрольные, и, если что, я рассказал, каким образом можно поступать. Теперь мы, законодатели, вместе с Правительством РФ должны четко просчитать и законодательно утвердить, как это все будет происходить. Потому что вопросы сейчас задаются самые разные. А что делать, если уже второй ребенок вот родится после 1 января, а если он сейчас родился? А что делать, у кого третий ребенок родится? А что это будет за сумма 40% от среднего заработка, но не выше чего? Вот 'не выше чего' - это тоже законодатель должен посчитать. На мой взгляд, можно в качестве базовой оценки этой максимальной ставки, которая не должна превышать 40% от средней заработной платы женщины, которая находится в декретном отпуске и будет находиться в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, принимать величину средней заработной платы по стране. Есть такая расчетная единица, как средняя заработная плата по стране. На первый квартал этого года эта сумма составляет практически 10 тысяч рублей. И первое, что можно взять для расчета, это как раз 40% от этой суммы. Это будет 4 тысячи рублей. То есть если средняя заработная плата такова, что 40% от нее меньше, значит, будет такая цифра, а если больше 10 тысяч, значит, все-таки предельная цифра будет 4 тысячи. Я сейчас высказываю одну из гипотез. Мы будем все просчитывать, возможно будет установлена иная цифра - больше или меньше. Ну а Президент РФ как раз и сказал, напрямую обращаясь к Федеральному Собранию, что это необходимо рассчитать. И многие другие аспекты реализации этих предложений подлежат, конечно, четкой фиксации в нормах закона. Я еще раз подчеркиваю, у меня не вызывает никакого сомнения реальность решения тех задач в сфере демографии, которые поставил Президент РФ, необходимость их реализации и достижимость предполагаемых результатов.

Ведущий: Спасибо, Сергей Михайлович, за подробный и развернутый ответ. Послание Президента - это такой ключевой момент, когда строятся планы на будущее и, естественно, подводятся итоги. Вот об итогах спрашивает Ионов Павел из Ульяновска. Реализованы ли задачи, поставленные Президентом РФ в его Послании Федеральному Собранию прошлого года?

Миронов С.М.:

Совет Федерации второй год готовит ежегодный доклад о состоянии законодательства в РФ. Первый такой доклад мы сделали по итогам 2004 года. И вот второй доклад в феврале этого года мы сделали по итогам 2005 года. Основной критерий оценки состояния законодательства нами был выбран следующий - законодательная реализация положений президентского Послания Федеральному Собранию. Итог, напомню, я уже об этом говорил. По законодательству 2004 года вывод неутешительный. Никак не нашло отражения в законодательных инициативах Правительства и, к сожалению, Федерального Собрания Положение Послания Президента Федеральному Собранию от 2004 года. Более того, некоторые инициативы, особенно Правительства, носили прямо противоположный характер тому, о чем говорил Президент. Напомню, это был итог за 2004 год, то есть по Посланию 2004 года. По Посланию 2005 года ситуация, к счастью, кардинально изменилась. Уже большинство положений Послания Президента Федеральному Собранию 2005 года в течение же 2005 года было реализовано. Во-первых, и сами продолжения инициатив Президента в виде национальных проектов 5 сентября 2005 года, и прямые поручения Правительству и Федеральному Собранию - это первые шаги. Потом все, что касается вопросов упрощения наследования этой процедуры и снятия тех обременительных налогов на наследство, и многие другие. Это все те конкретные шаги, которые были сделаны во исполнение Послания Президента. В целом мы оцениваем, что где-то на 60% того, что говорил Президент, было реализовано. Думаю, что такой новацией в виде ежегодных докладов мы в хорошем смысле слова стимулируем все субъекты законодательной инициативы к тому, чтобы полностью были реализованы положения ежегодных Посланий Президента. И уже можно судить по тем задачам и темам даже уже рабочим группам, которые сформированы в Правительстве и в Федеральном Собрании, что Послание 2006 года будет еще в большей степени реализовано.

Ведущий: Следующий вопрос из Коломны. Существуют ли наиболее приоритетные направления Послания Президента по осуществлению поставленных целей в кратчайшие сроки? Иными словами, что должно делаться в первую очередь быстрее всего?

Миронов С.М.:

Практически все, о чем говорил Президент, - важные вопросы, требующие как можно скорейшего решения. Но все-таки ключевыми я бы назвал два направления. Это решение вопросов демографических, потому что это острейшая проблема в нашей стране, когда ежегодно населения страны уменьшается на 800 тысяч человек. И второе, что очень мешает и будет мешать, в том числе реализации этих положений, - это коррупция в нашей стране. Я умышленно не ставлю вопросы обороноспособности, хотя они, безусловно, также находятся в приоритетном положении. Но, если выбирать из тех положений, которые затронул Президент, лично я выделил бы эти два главнейших вопроса: решение демографических проблем и борьба с коррупцией. Потому что решение первой задачи дает уверенность в завтрашнем дне России и дает рост человеческого капитала в прямом исчислении в России, а решение второй проблемы - борьбы с коррупцией - позволяет надеяться, что не только эта задача, но и другие не менее важные задачи будут успешно решены. Коррупция - это как ржавчина, которая каждодневно разъедает государство. И если не будет положен предел этой 'ржавчине', то просто сами основы рано или поздно рухнут. Мы не без оснований в 21-м веке все время видим, как возникают новые угрозы российским государственности и суверенитету извне. Но эта угроза внутренняя не менее страшна, так как этой 'ржавчине' подвержены практически все сферы нашей деятельности.

Ведущий: Часть проблем, которые Президент поставил в своем Послании, кажутся настолько всеобъемлющими и комплексными, что на их решение потребуются десятилетия. Вот о сроках вопрос из Челябинска. В какие сроки планируется реализовать те задачи, которые были поставлены Президентом в своем Послании?

Миронов С.М.:

Послание Президента Российской Федерации направлено на долгосрочную перспективу и не носит сиюминутного характера. По некоторым позициям в Послании поставлены конкретные сроки для решения определенных задач. Например, к 2010 году должна быть решена задача обеспечения постоянным жильем, а к 2012 году - служебным жильем военнослужащих. К долгосрочным задачам относится задача 'сбережения народа' - решение демографической проблемы. Программа демографического развития будет действовать как минимум в течение десяти лет. Я обращаю ваше внимание вот на эту оговорку. Президент сказал 'как минимум', потому что прекрасно понимает, что, начав осуществлять эту Программу, останавливаться нельзя. И совершенно очевидно, что она, конечно, будет пролонгирована. Давайте в хорошем смысле пофантазируем: совершенно очевидно, что уже в 2007-2008 и ближайшие последующие годы можно ожидать реальное увеличение рождаемости. И это позитивный фактор. Дети тех, кто будет рождаться в ближайшие несколько лет, появятся примерно через двадцать три - двадцать пять лет. Как бывает в демографии, все пойдет такими волнами, и главное, сделать так, чтобы эти волны не затухали, а, наоборот, носили, как у технарей говорится, демультипликативный эффект, чтобы происходило увеличение рождаемости в нашей стране. Давайте просто напомним сами себе, что два ребенка - это прямое воспроизводство, не более того. Приращение дает только третий ребенок. И в этой связи сейчас стоит задача хотя бы выйти на сохранение численности населения нашей страны. Именно такой акцент на второго ребенка, которое дал в Послании Президент, решает эту задачу. А дальше для воспроизводства нужно будет думать о том, чтобы нормой стала семья из трех детей, а может быть, и четырех детей во всей стране, а не только в отдельных республиках, что мы сейчас наблюдаем. По срокам, я думаю, закон, касающийся решения вопросов выплат и пособий по уходу за ребенком, должен вступить в силу с 1 января 2007 года. Поэтому уже в осеннюю сессию мы должны будем рассмотреть соответствующий законопроект, который можно сформулировать так - 'Закон о решении демографической проблемы в нашей стране', или 'Закон, улучшающий демографическую ситуацию': Подумаем, как его назвать. И это, я думаю, будет именно отдельный закон, а не внесение изменений в действующее законодательство. И так как закон, безусловно, должен вступить в силу с 1 января 2007 года, я уверен, что мы уложимся в этот срок.

Ведущий: Мы видим, что в зале присутствует достаточно большое количество представителей средств массовой информации, поэтому хотели бы на время прервать вопросы из Интернета и дать слово аудитории.

Телеканал "Россия", Игорь Карачин, "Вести": Сергей Михайлович, в пятницу минувшую впервые воспользовались своим правом инициирования отставки своих коллег по верхней палате Федерального Собрания и направили представление в четыре региона, где рекомендуете отозвать. Чем это вызвано? Это первый вопрос. И второй вопрос. Как быстро их заменят другие сенаторы?

Миронов С.М.:

Я начну со второй части вашего вопроса. Порядок, который определен законом, следующий. Сначала идет инициатива Председателя Совета Федерации о досрочном отзыве, и в данном случае это представление, которое я направил в четыре органа власти четырех субъектов РФ. Дальше решение за соответствующим органом власти. Вы уже знаете, что в Приморском крае такое решение прошло. И эти документы о своем решении направляются обратно в Совет Федерации. На ближайшем заседании Совета Федерации по Приморью, 26 мая, будет уже решение Совета Федерации, голосование в рамках вопроса о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации. И после голосования в Совете Федерации, если мои коллеги подтвердят это решение органа власти, в данном случае Приморского края, этот процесс завершается и открывается вакансия от органа власти этого субъекта Федерации. Далее по закону даются три месяца на то, чтобы орган власти субъекта делегировал нового члена Совета Федерации. Теперь непосредственно о четырех представлениях, которые я направил в Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Хакассию и Приморский край. Основания разные. Сразу хочу сказать, никакого отношения к тем громким увольнениям, которые прошли в органах, таможенных структурах, МВД, ФСБ, мое решение не имеет. Дело в том, что полтора года назад вступил в силу закон, который дал мне это право. Я внимательно изучал ситуацию. Более того, например, коллега Гутин по своим личным мотивам написал заявление об увольнении по собственному желанию с просьбой рассмотреть его. Я не торопился с этим решением, поэтому оно у меня лежало. Иванов написал в пятницу такое заявление по собственному желанию. Высказывал намерения и Саркисян. И он меня уведомил об этом своем намерении. Что касается Сабодаша, я напомню ситуацию. Дело в том, что по Ненецкому округу идет грубейшее нарушение действующего законодательства со стороны губернатора Ненецкого округа, которое предписывает в течение трех месяцев после того, как нынешний губернатор вступил в должность, а уже прошел, по-моему, год. Есть представление от законодательного органа власти Ненецкого округа, где они делегировали господина Сабодаша. Я не давал ход этому решению законодательной власти. Дело в том, что сегодня в газете опубликовали фотографии всех четырех членов Федерации. Я с интересом посмотрел на господина Сабодаша и увидел его фотографию. Теперь, если где-то мы встретимся, я хотя бы узнаю его. Я это говорю без всякой иронии, и это не преувеличение, это именно так, потому что я господина Сабодаша не видел. На самом деле коллега, надеюсь можно уже говорить бывший, все-таки получал мандат члена Совета Федерации явно не для работы в качестве законодателя в стенах Совета Федерации, и в данном случае я оценивал как раз работу своего коллеги и пришел к выводу, что он занят чем-то другим.

'Страна.ру'. ВГТРК: Сергей Михайлович, одним из главных вопросов Послания Президента был вопрос о борьбе с коррупцией. И в этой связи хотелось бы знать те несколько редакций проекта закона 'О борьбе с коррупцией', в каком они сейчас состоянии. То есть будет ли Совет Федерации инициировать рассмотрение, учитывая, что уже Международная конвенция по борьбе с коррупцией была одобрена. И второй вопрос. Базовый материнский капитал, он будет выдаваться по достижению трехлетнего возраста. А мы знаем, что многие семьи живут от зарплаты до зарплаты, и единовременное пособие, которое увеличено до трехсот долларов, кажется все-таки не очень достаточным, учитывая инфляцию и рост цен, на то, что рождается ребенок и повышаются расходы. Спасибо огромное.

Миронов С.М.:

По первой части вашего вопроса, по закону. Вы правильно обозначили, что на самом деле мы ждали ратификации Конвенции по борьбе с коррупцией. Появляется и возможность, и необходимость вот именно такого прямого закона. Может быть, он будет носить другое название, но суть его именно такая: по борьбе с коррупцией. И в этой связи сейчас и законодатели, и Правительство будут готовить соответствующие предложения. То, что до сих пор эта работа шла не так активно, как раз обусловлено тем, что мы ждали ратификации. И, когда юридически мы взяли на себя определенные обязательства, необходимо приводить в соответствие законодательные нормы и, возможно, инициировать новые. По базовому материнскому капиталу. Я напомню еще раз. В Послании Президента говорится как об идее создания такого капитала в качестве именно некоего капитала, который может быть израсходован по трем направлениям: либо это покупка, приобретение жилья, либо это получение образования детьми. Кстати, обратите внимание на формулировку, именно детьми, а не только тот ребенок, который родился вторым. Допустим, если первый ребенок оканчивает школу, а второй ребенок достиг возраста трех лет, то уже на первого ребенка мать может тратить деньги в случае необходимости на его обучение. И третье направление - это накопительная часть пенсии. Пользуясь случаем, как законодатель я готов высказать предложение, которое обязательно внесу, когда будет рассматриваться соответствующий закон. Я счел бы возможным рассмотреть четвертое направление траты этого материнского капитала. В зале присутствует много женщин, думаю, что у многих из вас есть дети, но и так вы все прекрасно знаете, в том числе и мужчины, - мать для здоровья своего ребенка готова на все. Я, как председатель Совета Федерации, как председатель Российской партии жизни, получаю очень много писем с мольбой изыскать деньги на проведение дорогостоящей операции, как правило, которая требует донорских органов, либо еще чего-то, что всегда это только делается за деньги. И иногда это связано с онкологией, а иногда с чем-то другим. И матери просто готовы все что угодно сделать, чтобы оплатить для своего ребенка стоимость такой дорогостоящей операции. Это, с одной стороны, как бы единичные случаи, но в масштабе нашей страны, я просто по почте вижу, к сожалению, очень много женщин и семей сталкиваются с этой проблемой. И я думаю: почему бы не дать право использовать этот капитал именно для таких целей? И кстати, не только случаи, допустим, с дорогостоящими операциями, а, например, на оздоровление всей семьи. Допустим, та же путевка в какой-то санаторий на Черном море, что, обратите внимание, и первое, и второе, и операция опять же безналичные расчеты, потому что это перевод со счета, на котором находится базовый материнский капитал на счет той организации, которая обеспечит ту или иную услугу. Я думаю, что это было бы более чем своевременно и необходимо. Ну а теперь, насколько это достаточно или недостаточно. Вы правильно обратили внимание. Повышенные размеры пособия по уходу за ребенком до полутора лет и возможность для работающей перед уходом в декрет матери еще иметь и добавку, кроме тех денег, которые будут получаться в виде пособия, в виде 40% от среднего заработка плюс не надо забывать те возможные льготы в финансовом положении по оплате нахождения детей в детских дошкольных учреждениях - это все-таки добавка вполне ощутимая и серьезная. Ну а базовый материнский капитал - это, конечно, тот фактор, который позволит планировать рождение ребенка, будет гарантировать какую-то основательность и позитивную перспективу для семьи, для матери прежде всего. Но все-таки до конца проблема с увеличением рождаемости не будет решена, пока не будет решена вторая часть, я ее называю 'морально-этическая'. Потому что, здесь я верну вас снова к Посланию Президента 2005 года, когда он сказал слова о престижности материнства и отцовства. Отношения государства к семье, к семейным ценностям, к материнству и отцовству. В том числе к многодетным семьям. Отношение общества к этому - очень важный аспект. Кроме материальной составляющей у женщины должно быть и понимание того, что на самом деле она, рожая второго, третьего, четвертого, пятого, обогащает в прямом смысле слова наше государство с учетом, что эти дети действительно со временем за счет воспитания в семье и внимания матери станут полноценными гражданами нашей страны. Речь не идет о тех ситуациях, когда матери оставляют детей в роддомах, потом отказываются от них, лишены родительских прав и многое-многое другое, что, к сожалению, имеется у нас.

Ведущий: Большое спасибо, если можно, мы перейдем к вопросам интернет-аудитории, а в конце еще дадим слово журналистам. Вопрос от Какориной Ольги из Москвы. Каково Ваше видение проблемы разграничения законодательных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами применительно к правовому регулированию социальной сферы?

Миронов С.М.:

Здесь я сэкономлю время и отвечу очень коротко, потому что у меня есть давняя позиция, которая заключается в очень простой формуле. При любом перераспределении полномочий, а я считаю, что они должны перераспределяться в сторону региональных властей и еще ниже - муниципальных властей. За любым полномочием должны следовать соответствующие деньги, финансовое обеспечение. Иногда прямое финансовое, иногда материальное обеспечение, в том числе и имущественным комплексом, по-другому это будет либо 'без меня меня женили' либо 'на тебе боже, что нам не гоже'. И то и другое неприемлемо для реальной работы и ответственности перед населением, будь то местное самоуправление или региональная власть. Это главный критерий, и мы, в Совете Федерации и в Совете законодателей, всегда стараемся следовать именно этому, по крайней мере, регулируя те или иные нормы закона, стремимся именно к этому.

Ведущий: Следующий вопрос как раз про финансы из Санкт-Петербурга. Как обстоит ситуация с финансированием федеральных целевых программ, все ли они будут исполнены в 2006 году? Будут ли приняты новые или прекращена реализация старых программ? Если будут приняты новые ФЦП, то по каким направлениям? Каков объем их финансирования?

Миронов С.М.:

Хороший вопрос. Дело в том, что сначала просто назову несколько цифр, на самом деле две цифры. Что было в 2000 году и что стало сейчас? Количество программ, ФЦП либо подпрограмм за шестилетний период уменьшилось в четыре раза, а финансирование каждой программы увеличилось в среднем в 10 раз. Это я могу сказать предельно четко и внятно. Это прямое позитивное следствие руководства страной Владимиром Путиным. Он поставил еще в начале своего президентского срока такую задачу. Потому что это бессмысленное размазывание 'тонкого слоя масла по многочисленным горбушкам' имело абсолютно нулевой эффект. Именно об этом говорил Президент РФ в своем Послании, когда говорил, что сейчас, когда ежегодно утверждается кроме ФЦП еще и ФАИПы (федерально-адресные инвестиционные программы). Когда каждый депутат в своем округе хочет сделать благо, оно в умозаключениях каждого депутата имеет свою специфику. И иногда, я просто знаю это, много находясь в регионах, губернаторы говорят, что строится какой-то объект, что он может быть объектом культуры, иногда - объектом соцкультбыта, иногда - объектом здравоохранения, образования. На самом деле объект строится уже на протяжении пяти лет. Каждый год чуть-чуть из бюджета дают. И вот ни шатко ни валко этот объект строится. Говорит, что на эти деньги он бы построил, допустим, там 20 детских садов или, допустим, отремонтировал капитально какую-то дорогу. Экономический и социальный эффект был бы во много раз больше. Но поправку вносит депутат, а он не может ничего сделать. Мы, Совет Федерации, предлагали буквально осенью прошлого года на встрече Совета Палаты с Президентом РФ, я как раз говорил об этом. Мы предлагали выделить инвестиционную составляющую вместо ФАИПа и направлять средства в регионы напрямую по очень простому критерию. Каждый регион имеет определенную численность населения. Вот мы считаем, что в целом теряем такую-то сумму денег на инвестиции, на строительство каких-то объектов в регионах. Считаем численность населения, делим всю сумму на численность населения страны, потом умножаем на количество населения в регионе, все, вот вам сумма. А уже местные власти и губернатор, и законодательная власть, им виднее, на что потратить деньги. Об этом говорил Президент РФ, и с этим связано сокращение в четыре раза количества ФЦП. Естественно, мы сразу увидели, что каждая оставшаяся программа резко прибавила финансирование. Другое дело, что у нас страдает финансовая дисциплина. Когда на бумаге и в бюджете текущем есть ФЦП, есть сумма, а по итогам видим, что нет ФЦП, на 90% профинансировано это хорошо, даже на 60% это хорошо, потому что есть ФЦП, которые профинансированы на 5%, на 3%, на 1%, на 0,1%. Это никуда не годится. Конечно, деньги. Вот представьте себе, что такое на 1% профинансировано? С одной стороны, этот 1% может выражаться в сумме, допустим, миллиард рублей, а на самом деле можно сказать, что они выброшены на ветер в прямом смысле этого слова. Именно об этом говорил Президент РФ. Ну а в качестве новых ФЦП, я напомню, совсем недавно Правительством РФ была принята программа социального развития села до 2010 года, и сейчас, об этом тоже говорил Президент РФ, она уже на стадии реализации. Я надеюсь, в ближайшее время будет полностью разработана новая федерально-целевая программа по нанотехнологиям. Это одно из конкурентоспособных направлений, где сильны наша наука и наши технологии. И здесь, я думаю, создание такой программы более чем позитивно.

Ведущий: Вопросы из Интернета самые разные, есть конкретные предложения по развитию Послания Президента. Одно из них пришло из Рязани. Почему не сократить чиновников примерно на 60,2%? Это и будет: 1. Борьба с коррупцией; 2. Помощь учителям и медработникам в зарплате и т. д. (Известно, что цены растут на 25%, а зарплата повышается на 11%.) Как быть?

Миронов С.М.:

Я много писем получаю по этой теме. К сожалению, реалии таковы, что, как мы помним, несколько лет назад, в общем-то, планировалось сокращение госаппарата, но пока мы видим медленное все-таки его увеличение. Вот есть такой парадокс: любое волевое сокращение аппарата приводит, по разным оценкам, к его увеличению в полтора, где-то в два раза, в зависимости от интенсивности этой работы. Кстати, замечу, что российский госаппарат, притом что у нас территория вроде бы большая, меньше, чем соответствующие аппараты и в США, и во Франции, и даже в Германии. Но, тем не менее, чиновников действительно много, и какое-то сокращение было бы более чем уместно, особенно если бы за счет сокращаемых чиновников оставшиеся получали бы более высокую заработную плату, чтобы у них был меньше искусов где-то заработать на стороне за счет использования своего служебного положения. Я считаю (и это моя давнишняя идея как председателя Российской партии жизни), что есть две категории наших бюджетников, которые давным-давно достойны того, чтобы их статус по социальной защите был бы приравнен к статусу госслужащих, - это все наши учителя и врачи. И это понятно, потому что если подумать, то именно врачи и учителя - это самые что ни на есть государственные служащие, которые работают только на государство. Что касается роста заработной платы учителей и врачей, то, конечно, она должна значительно опережать уровень инфляции. На решение этих вопросов направлены национальные проекты в области здравоохранения и образования. Конечно, хочется оптимизировать госаппарат, и, кстати, последние Указы Президента и Закон 'О государственной службе' декларируют именно это намерение. Именно на это направлена проводимая в стране административная реформа. Борьба с чиновничеством и бюрократизмом должна вестись через сокращение избыточных государственных функций. Только так можно оптимизировать госаппарат.

Ведущий: У нас есть возможность снова послушать вопросы из зала. Пожалуйста, ваш вопрос.

Журналист 'Голос России': В 2008 году Президент Путин, по его собственным словам, уйдет в отставку. А инициативы, прорывные, по Вашему выражению, рассчитаны на много лет. Где гарантия того, что Правительство будет продолжать выделять эти немалые суммы? И кто следит за преемственностью действий нашего Правительства?

Миронов С.М.:

Я, с вашего позволения, вас поправлю. Президент не уйдет в отставку, в отставку уходят досрочно. У Президента кончатся полномочия в соответствии с Конституцией РФ. Я бы обратил ваше внимание на его высказывание в Сочи на встрече с журналистами, когда он говорил о том, что, конечно, ему не безразлично, что будет дальше, в том числе с точки зрения реализации всего задуманного. Думаю, что не ошибусь, если еще раз скажу, что Владимир Путин и после 2008 года, где бы он ни находился и в каком бы качестве ни был, будет очень сильно своим моральным авторитетом влиять на принимаемые решения. Так как он будет, безусловно, пользоваться такой же поддержкой и одобрением населения, иметь такой, как у политиков говорят, высокий рейтинг, как общественный деятель. Это первое. Второе. Какие гарантии того, что будет продолжено? Гарантии в том, что закон, который будет принят сейчас, будет обязательным к исполнению вне зависимости от того, кто будет Президентом России в следующие годы и десятилетия. В-третьих, я уверен, что все-таки позитивный перелом и отдача начнутся буквально уже в 2007 году. А возврат или поворот от противного будет просто ударом по всему народу. И просто лучший гарант, как и написано в Конституции РФ, - это единственный источник власти в нашей стране - российский многонациональный народ.

Ведущий: Пожалуйста, еще вопросы.

РБК, Катушина Наталья: Известно Ваше предложение снизить избирательный барьер на выборах в Госдуму, не в ближайших, а следующих за ними, до 3%. Вот в связи с этим как Вы оцениваете шансы Российской партии жизни?

Миронов С.М.: Вы знаете, что я высказал такую идею как раз для того, чтобы политики, практики и теоретики обсудили бы ее, высказали бы аргументы против. Я слышал, что некоторые уже высказываются против, кто-то высказывается за. Я не считаю, что это обязательно нужно делать сегодня или завтра. Хорошо подумать об этом и, может быть, после дискуссии прийти к какому-то решению. Я на это и рассчитываю. В любом случае это нужно делать для выборов 2011 года. Если общая такая дискуссия и мнения склонятся в пользу такого предложения, то ни в коем случае не надо менять правила игры сейчас на 2007 год. Что касается Российской партии жизни, то мы уверены в своих силах. Уверены, что преодолеем 7%-ный барьер в 2007 году, потому что за последний год мы уже в четырех регионах преодолели 7%-ный барьер. И совершенно очевидно, что это реальная задача для нашей растущей партии. А президентское Послание, которое такое внимание уделило тому, что заложено в программе нашей партии, я уверен, будет находить еще большее понимание у наших избирателей. Поэтому перспективу Российской партии жизни я оцениваю весьма позитивно, и у меня никаких сомнений на этот счет нет. А с точки зрения возможности уменьшения порога прохождения в Госдуму после 2007 года, думаю, надо об этом говорить и надо об этом думать. Я не скрываю, что на такое предложение меня навели результаты выборов в Украине, когда из 45 политических партий 3%-ный барьер на финише преодолели только пять партий. Это как раз к вопросу о том, что нельзя слишком допускать такого размывания политического спектра. Тем не менее, жизнь идет, и я не удивлюсь, если будут появляться новые политические движения, новые партии, новые, скажем, интересы тех или иных слоев нашего населения. Почему мы заранее все в асфальт вкатываем таким высоким порогом для будущего политического устройства нашей страны? Поэтому, думаю, нужно обсудить эту идею и действительно послушать, какие будут аргументы 'за' и 'против'. И особенно, не будут ли эти аргументы 'против' со стороны тех, кто хочет навсегда затвердить свою монополию в политическом процессе. Я думаю, что это очень опасно и неправильно для нашей страны. Для России многопартийность - благо, причем реальная многопартийность, в том числе отраженная в составе депутатского корпуса будущей Государственной Думы.

Ведущий:

Спасибо, Сергей Михайлович за интереснейшие ответы. К сожалению, время нашей интернет-конференции подошло к концу. Мы благодарим всех за внимание, у нас есть еще около сотни конкретных вопросов от интернет-аудитории - мы их передадим в аппарат Совета Федерации.

Миронов С.М.:

Коллеги! Всем спасибо, всем успехов!

Читать ГАРАНТ.РУ в и