Новости и аналитика Интервью Татьянин день. 24 января 2008

Татьянин день. 24 января 2008

 

 


Интернет-Конференция
Ректора Московского государственного университетеа имени М. В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

24 января 2008 года в 12:00 в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Садовничего Виктора Антоновича.

Тема конференции: "Татьянин день".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ")

Ведущий интернет-конференции Царь Сергей (Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя Садовничего Виктора Антоновичя - Ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Тема сегодняшней конференции: "Татьянин день"

Как известно, 25 января в России отмечается Татьянин день! Татьянин день для студенчества в целом, и особенно для студенчества Московского государственного университета - это не только день студентов, но и день основания Московского государственного университета. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова был основан в 1755 году, в Татьянин день. Императрица Елизавета подписала ломоносовско-шуваловский проект, который стал именоваться "Указом об учреждении в Москве университета и двух гимназий". Почти 50 лет он оставался практически единственным университетом России. Затем стал "ветвиться", дав жизнь большинству других университетов страны.

В настоящее время в структуре МГУ 29 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, более 350 кафедр, научный парк, ботанический сад, научная библиотека, имеющая фонд в 9 миллионов томов, издательство, типография, культурный центр, школа-интернат, в которой обучается около 300 талантливых ребят со всей России. В преподавательский состав МГУ входит 2500 докторов и почти 6000 кандидатов наук, около 1000 профессоров и 2000 доцентов и старших преподавателей.

Вот уже более 250 лет Московский государственный университет радостно празднует 25 января как день своего рождения.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить дальнейшие планы развития университета, о праздничных мероприятиях, посвященных Дню студента, об интересах и чаяниях студентов, о тех достижениях, с которыми университет встретит Татьянин день, а также об актуальных вопросах, волнующих преподавателей, студентов и абитуриентов, а также о многом другом. На эти и другие вопросы в ходе интернет-конференции ответит Ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю. Мы разбили вопросы на блоки для удобства, в соответствии с их тематикой.

 

 

Уважаемый Виктор Антонович, каково Ваше отношение к возможности и необходимости образовательного права как отрасли российского права? В том числе к проблеме создания единого для всей страны кодекса об образовании? Не кажется ли Вам, что эта проблема созрела не только в научном, но и в практическом отношении? Но уже пора принимать решительные шаги в этом направлении со стороны и федерального законодателя, и не в последнюю очередь, если не в первую, со стороны научно-образовательной общественности, одним из наиболее авторитетных представителей которой сегодня являетесь Вы.

Садовничий В.А.:

Законодательство в области образования очень лоскутное, и Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и Закон «Об образовании» состоят буквально из кусков. Поэтому Союз ректоров России выступил с предложением создать Образовательный кодекс. Мы выиграли гранд, и сейчас проект этого закона нами разработан. Он находится на обсуждении. В ближайшее время пройдет круглый стол, и через несколько недель, я надеюсь, Образовательный кодекс поступит в Госдуму. Мы считаем, что это очень важный документ, который должен обобщить все законы в образовании, и наравне с Гражданским кодексом, Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом и другими кодексами стать главным документом в области образования.

 

Ведущий: Виктор Антонович, будет ли приглашаться для чтения лекций студентам и аспирантам МГУ ведущий зарубежный ученый? Меня интересуют, в частности, проблемы нанотехнологий. Поддерживает ли МГУ связи с учеными, покинувшими Россию в 1990-е годы? Соболевский М. (Москва)

Садовничий В.А.:

Что касается приглашения лекторов из-за рубежа, то это, конечно, практикуется. Если говорить о нанотехнологиях, у нас создан Центр коллективного пользования, который на сегодняшний день является лучшим в России. В нем работает более половины приглашенных профессоров Запада. Конечно, нам хотелось бы больше приглашать профессоров, но всякое приглашение связано в том числе и с финансовыми средствами. И поэтому Университет, сами факультеты делают все от них зависящее, в частности, и в области нанотехнологий.

 

Ведущий: Переходим к блоку вопросов, касающихся проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который сейчас является наиболее актуальным: Будет ли МГУ принимать результаты ЕГЭ со следующего года? Кириллов (Москва)

Садовничий В.А.:

Закон о введении ЕГЭ, принят и согласно этому закону университеты обязаны принимать в этом году те экзамены в виде ЕГЭ, которые проводятся в данном регионе, в данном субъекте Федерации. В Москве в этом году проводятся два ЕГЭ: по математике и русскому языку. Мы согласно закону обязаны эти два сертификата учитывать. Но в этом году Московский университет будет проводить все свои экзамены, которые проводились и в прошлые годы. Таким образом, в этом году будут проходить все экзамены Московского университета, которые были, и, кроме того, мы будем учитывать плюс к этому в единой шкале и результаты этих двух ЕГЭ. Если на данном факультете нет, скажем, математики, то будет учитываться ЕГЭ только по русскому языку, и наоборот. Русский язык везде будет учитываться, но естественные факультеты могут не захотеть в этом случае проводить свой экзамен по русскому языку отдельно от ЕГЭ, им достаточно будет ЕГЭ. В 2009 году планируется включить Московский университет в список вузов, которые будут иметь право проводить собственные дополнительные испытания профильной направленности. То есть в этом году мы все проводим, а на следующий год уже определим, сколько будет экзаменов профильной направленности. Если говорить коротко, ситуация сейчас такая: мы будем учитывать эти два сертификата, но, конечно, наряду с этим будем проводить собственные испытания профильной направленности в рамках школьной программы.

 

Ведущий: Следующий вопрос также из Москвы: Те люди, которые заканчивали школу во времена, когда еще ЕГЭ не существовало, тоже должны будут сдать ЕГЭ или их аттестат в этом случае просто бумажка? Где и когда они должны сдавать ЕГЭ?

Садовничий В.А.:

Вот как раз согласно закону они должны сдавать ЕГЭ. И такие пункты сдачи ЕГЭ есть в каждом регионе, в каждом субъекте, в Москве тоже есть. И если, допустим, человек приехал без ЕГЭ поступать в Московский университет, он может сдавать с 1 июля все экзамены в Московском университете, а 15 июля, уже после сдачи этих экзаменов, в единый день для всей России, в Москве, скорее всего в Московском университете, сдаст ЕГЭ. И таким образом к тем сданным экзаменам он присовокупит эти два сертификата и будет претендовать по конкурсу на поступление. То есть даже если нет у человека ЕГЭ, он может приезжать в Московский университет сдавать экзамены и, сдав их, сдать ЕГЭ в Москве. Тогда он присовокупит эти документы и будет поступать.

 

Ведущий: Переходим к блоку вопросов, касающихся проблем студенчества. Уважаемый Виктор Антонович, какова политика руководства МГУ в части организации точек доступа студентов в Интернету?

Садовничий В.А.:

В Московском университете имеется собственный широкополосный доступ в Интернет. Он есть и в учебных корпусах, и в общежитиях. В строящихся корпусах доступ в Интернет через Wi-Fi предусматривается уже в процессе строительства, а в старых корпусах осуществляется силами университета. На территории университета вне здания с августа 2007 года совместно с компанией «Голден-телеком» создается сеть, обеспечивающая доступ в Интернет на следующих условиях:

  1. К университетским интернет-ресурсам доступ для сотрудников и учащихся бесплатный. Для обеспечения работы этих точек доступа используется опорная сеть МГУ.
  2. Доступ к внешним ресурсам – платный по специальным тарифам.

В общежитиях МГУ строится локальная сеть университета. С сентября 2007 года она работает с точками доступа в каждой комнате 11-17 этажей зоны В со скоростью 100 мегабит. Вскоре будет на всех этажах. Закуплено коммуникационное оборудование для построения такой сети в секторе В и в аспирантских башнях. На строительство локальной сети в общежитии сейчас затрачено 40 миллионов рублей. На строительство локальной сети – 10 миллионов рублей. И 25 мы затратим в этом году. Сеть Wi-Fi работает в тех масштабах, о которых я сказал.

 

Ведущий: На каком факультете в этом году был самый большой конкурс, а на каком самый маленький?

Садовничий В.А.:

Мне кажется, что вопрос конкурса специфичный. Дело в том, что есть факультеты, которые принимают небольшое количество студентов, и есть факультеты, которые принимают большое. Поэтому логично разделять этот конкурс для больших факультетов и для маленьких. Но если формально ответить, то самый большой конкурс был на факультет государственного управления, там небольшой прием на бюджет, всего 25 человек на место. А самый маленький конкурс был на факультет почвоведения, это сравнительно большой факультет, там конкурс три человека на место. В целом по МГУ конкурс семь человек на место.

 

Ведущий: Льготы для медалистов распространяются только на золотые медали или на серебро тоже? Я слышал от студентов МГУ, что к медалистам совсем другое отношение при поступлении, нежели к другим абитуриентам. Правда ли это?

Садовничий В.А.:

Льготы для золотых и серебряных медалистов одинаковые. Если человек сдает первый экзамен профильный на «отлично», он освобождается от экзаменов и зачисляется в студенты Московского государственного университета. На мой взгляд, к сожалению, со следующего года медаль не будет предоставлять этих льгот. Это последний год, когда медаль дает преимущество при поступлении. Что касается особых отношений к медалистам в МГУ, то я приведу только один пример. На многих факультетах количество поданных заявлений от абитуриентов-медалистов в три-четыре раза превышает план приема. Например, на экономическом факультете около четырех медалистов претендовали на одно бюджетное место. И поэтому понятно, что что-то из медалистов не поступил. Возможно, это и является причиной разговоров, что медалистов режут, хотя как же не резать, если их четыре человека на место.

 

Ведущий: А почему принимаются меры по неоправданному ужесточению режима прохода в главное здание университета? Понятно, что с нелегальными жильцами нужно бороться, но при этом не должно происходить ограничения свободы движения легальных жителей общежития.

Садовничий В.А.:

На этот счет есть очень много поговорок в русском языке, но тут так: если контроля не будет, то будут точно такие же письма: «Как Вы могли допустить, что в Московский университет открыты двери и все кому не лень проходят?!» Естественно, в университете, как государственном учреждении, которое за один день посещает до 100 000 человек, должны быть организованы меры контроля за проходом. Мы знаем, что невнимание к этим мерам приводит к неприятным, а иногда и тяжелым последствиям. Поэтому мы, безусловно, стараемся осуществлять строгий контроль за проходом в МГУ, но при одном условии: любой студент, любой сотрудник при предъявлении документа, подтверждающего, что он студент или сотрудник, пройдет в любое здание МГУ. Конечно, лучше всего иметь при себе пропуск, который можно получить, или студенческий билет, который есть у каждого студента. До меня иногда доходили претензии, что на ряде факультетов сами факультеты устраивали специальные системы прохода в данный корпус. Мы принимали соответствующие меры. Например, очень жесткие меры были приняты к факультету социологии, который старался ввести собственную систему прохода, и это было устранено, причем весьма решительно. В одном из вопросов, на который я предварительно взглянул, приводится такой факт: якобы декана биологического факультета академика М.П. Кирпичникова не пустили в соседний корпус другого факультета. Мы только что разговаривали с деканом, и он сказал, что с ним такого не было. Но, действительно, к нему кто-то подходил и спрашивал: «Вот говорят, что Вас не пустили». Он сказал, что этого не было, это все придумка, это неправда. Но, тем не менее, слух такой откуда-то пошел.

 

Ведущий: Существует ли в МГУ единая система работы с одаренными детьми: выявление ребят на этапах обучения в школе, поддержка и развитие до поступления в МГУ, во время обучения, рекомендации лучших выпускников в ведущие научные центры? Как Вы себе представляете развитие этой системы?

Садовничий В.А.:

Очень важный вопрос. Университет настолько большой, что сказать, что есть система, которая все решает, нельзя. Практически каждый факультет имеет свою сеть работы с одаренными детьми: подшефные школы, конкурсы, лекции, посещения школ, экскурсии школьников – всего не перечислишь. Это сотни мероприятий по университету. МГУ осуществляет следующие общие мероприятия: мы – единственный университет в России, который проводит олимпиаду «Ломоносов». Олимпиада «Ломоносов» проходит в марте-апреле, участниками ее становятся до 10 тысяч школьников. В прошлом году по результатам этой олимпиады и некоторых других в МГУ было принято более половины студентов. Наряду с олимпиадой «Ломоносов» мы проводим очень интересную олимпиаду «Покори Воробьевы горы!» совместно с газетой «Московский комсомолец». На начальном этапе, заочном туре, в этой олимпиаде участвует более 10 тысяч ребят из всех регионов России. На заключительный этап, на наш взгляд, в этом году в марте приедет 600-700 человек. Мы ставим для себя цель принять по этой олимпиаде 300-400 студентов в Московский университет. Кроме того, Московский университет участвует во многих других региональных олимпиадах. Помимо этого у нас есть школа-интернат имени А.Н. Колмогорова для одаренных ребят. Мы набираем в эту школу учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов со всей России. Занятия там ведут профессора МГУ, выпускники этой школы поступают в Московский университет без экзаменов по рекомендации Ученого совета школы. И это тоже хороший аргумент за то, что талантливых людей действительно надо искать всеми доступными средствами. На новой территории Московского университета мы будем строить мощный школьный центр для талантливых людей со всей России. Это несколько корпусов, и школа-интернат им. А.Н. Колмогорова из Давыдково переедет в эти корпуса на новой территории, что позволит расширить возможности этого уникального специализированного учебно-научного центра. Есть и другие способы поиска талантливых ребят – через дистанционные формы обучения. И одна приятная новость – мы, стараясь создать альтернативу ЕГЭ, в Законе о введении ЕГЭ провели положение, согласно которому наряду с ЕГЭ можно осуществлять поступление в МГУ через олимпиады. Это положение закона. Оно будет действовать с 2008 года. И что очень ценно для Московского университета, общероссийский Совет олимпиадного движения, основной функцией которого будет организация надзора за олимпиадным движением в России, возглавил ректор Московского университета. Таким образом, в наших руках со следующего года будет находиться все олимпиадное движение по поиску талантливых ребят, по поиску и привлечению их через олимпиады в вузы. Я считаю, что поскольку Московский университет всегда набирал большое количество победителей олимпиад, для нас это будет почти основным способом поступления в Московский университет. Наряду с собственными испытаниями, наряду с ЕГЭ мы будем проводить мощную работу по привлечению студентов через олимпиады.

 

Ведущий: Когда планируется сдача новых корпусов для экономического и юридического факультетов? Планируется ли реконструкция спортивного зала и бассейна в главном здании МГУ?

Садовничий В.А.:

Это немного неточное название, это 3-й и 4-й корпуса Московского университета. Конечно, эти корпуса курируются, и они учитывают интересы, соответственно, экономического и юридического факультетов. Переезд в эти корпуса будет осуществляться по правилам, установленным в Московском университете. И возможно, в них будет определенное дополнение к этим факультетам. Эти корпуса строятся как раз на старой территории, на месте так называемой автобазы, возле Института ядерной физики, напротив цирка. Ввод первой очереди корпуса № 3 планируется к концу года, а окончательный ввод – в следующем году. Ввод корпуса № 4 планируется в следующем году. Таким образом, с вводом этих корпусов Московский университет получит два новых здания для учебного процесса, каждый корпус площадью около 60 000 кв. м. Для сравнения: корпус на новой территории, который введен в сентябре, вместе с подземными гаражами занимает 106 кв. м.

 

Ведущий: Вопрос от Михаила Ефремова из Москвы: Возможно ли в наш век информационных технологий подготовиться к поступлению в университет в дистанционной форме. Конечно, есть курсы, но в силу ряда причин не все могут их посещать; есть книги для поступающих, но современное поколение тянется к компьютерам, программам.

Садовничий В.А.:

В МГУ создана мощная система дистанционного доступа. Это уже сотня, может быть, и несколько сотен специальных курсов, программ для поступающих. Мне кажется, что там уже несколько тысяч абитуриентов занимаются. Вся информация о дистанционном доступе к занятиям по подготовке в университет содержится на сайте МГУ. Кроме того, в МГУ работает так называемая Малая академия, которая предоставляет своим слушателям эти же услуги. И что мне очень приятно, что одной из площадок дистанционного доступа к ресурсам Московского университета является Научный парк МГУ, который очень много сделал для расширения масштабов системы дистанционного обучения. Забегая вперед, хочу сказать, что система дистанционного обучения распространяется не только на абитуриентов, она рассчитана не только на тех, кто хочет поступить в МГУ, но также и на тех, кто хочет повысить свою квалификацию. В этой системе очень много курсов для преподавателей, научных работников, то есть курсов по уже специальным направлениям науки, по специальным предметам.

 

Ведущий: Вопросы приходили и от преподавателей МГУ, и один из них от Орлова С. И.: Я работаю уже 10 лет в МГУ преподавателем, сам из другого города. Есть ли возможность получить общежитие от нашего университета?

Садовничий В.А.:

Как я понял, уважаемый коллега является иногородним и работает в МГУ. Сейчас это возможно по современным законам. Общежитие вообще предназначено для проживания студентов, и по своему статусу и положению общежитие предоставляется только студентам. Потому что у нас нет такого общежития, которое бы предоставлялось преподавателям, хотя мы и ставим вопросы о таком общежитии для молодых ученых, где бы они могли, оставаясь в Москве, какое-то время проживать в таких Best House. Пусть не в самых комфортных условиях, но все-таки могли бы жить. Пока это в процессе реализации. Возможно, данный преподаватель слышал, что кто-то из преподавателей имеет возможность задержаться на ночь в общежитии, но это не есть проживание. Такие случаи в МГУ имеются, в МГУ есть преподаватели с ограниченными возможностями движения, и, конечно, мы в очень редких случаях таким людям разрешаем переночевать, если завтра у них утром занятия. Но повторю, что официально, согласно Положению по общежитиям, да и всем нормам, мы не имеем права селить в студенческое общежитие преподавателей.

 

Ведущий: Следующий вопрос: Нас интересует Ваше отношение к мировому рейтингу вузов, подготовленному на днях журналом «Таймс». В этом рейтинге МГУ определили место в середине третьей сотни. Почему?

Садовничий В.А.:

Таких рейтингов много. Это был рейтинг по сайтам, насколько я понимаю. Но, вообще-то, по приложению к газете «Таймс» МГУ занимает где-то от 60-го до 80-го места. На мой взгляд, все рейтинги преследуют определенную цель. Эти рейтинги, безусловно, кем-то проводятся, и очень трудно предполагать, что они абсолютно объективны. Это и понятно. Дело в том, что эти рейтинги проводятся в определенных странах, которые, конечно, отдают предпочтение своей системе образования. Есть еще один недостаток: эти рейтинги иногда опираются на неполную информацию. Например, в одном рейтинге было сказано, что за последние 30 лет Московский университет построил ноль квадратных метров дополнительной площади. Это при том, что мы строим миллион квадратных метров! И можно просто посмотреть, что построено. Следовательно, это была информация или с какого-то сайта, или еще откуда-то. И это один из показателей. Более того, сейчас работает группа по анализу этих рейтингов, и мы по некоторым показателям (Филдсовским, Нобелевским премиям) в сумме входим в пятерку мировых университетов. Так что здесь есть очень много тем для обсуждения. Учитывая все это, я обратился с предложением к бизнесу: «Деловой России», а также некоторым средствам массовой информации с предложением начать работу по созданию российского рейтинга. Такая работа проводится. Мы хотим, чтобы этот рейтинг был очень понятным, очень объективным. Мы хотим, чтобы в этом рейтинге принимали участие те университеты, которые имеют возможность проверить информацию о себе.

 

Ведущий: И последний вопрос: Многих студентов интересует, были ли у Вас приметы или обряды для успешной сдачи экзаменов, когда Вы были студентом?

Садовничий В.А.:

Я не суеверный, но вот что я делал, я могу сказать. Дело в том, что я учился на мехмате в ту пору, когда мехмат находился на пике своего могущества. Приведу такую цифру: дополнительно к основным курсам ежегодно на мехмате читалось 500 дополнительных курсов и спецсеминаров. Итак, вот есть обязательные занятия, как в школе – расписание. Но, кроме того, весь 15-й этаж был обклеен объявлениями профессоров: начинает работать семинар или начинаю читать лекцию. Поэтому каждый студент штучно попадал к преподавателю и становился ученым. И, кстати сказать, это достижение мехмата до сих пор обсуждается в мире. У нас забыли, а в мире обсуждается как феномен. Многие зарубежные эксперты-аналитики не могут объяснить, почему в 60-70-х годах мехмат фактически был единственной научной организацией по математике в мире, который занимался всеми науками и был на вершине. Вот, собственно, к этому времени относятся мои студенческие годы. Конечно, это сказывалось на учебном процессе. Очень строгий был учебный процесс. Достаточно вспомнить, как некоторые мои одногруппники, однокурсники сдавали 17 раз зачет по матанализу! Была очень требовательная преподавательница Зоя Михайловна Кишкина, для нас это была гроза. Слава Богу, не в моей группе это было. Она до 17 раз, был такой случай на нашем курсе, отправляла студента готовиться, чтобы сдать зачет. Не экзамен, а зачет по матанализу! Собственно, эта обстановка и диктовала способ подготовки к экзамену. Я занимался в библиотеке мехмата, в то время она работала до половины десятого вечера. Когда нас выгоняли, мы с моим товарищем Герой Кулешовым находили аудиторию на мехмате, стулом закрывали дверь и до часу ночи продолжали заниматься. В час ночи, благо, что выходить на улицу не надо, мы по переходу до 13-го этажа главного корпуса прибегали в общежитие и падали без чувств. Я считаю, что главная примета – это, конечно, хорошая подготовка. Есть еще один эффект, связанный, видимо, с некоторыми функциями человеческого организма, мозга. Перед экзаменом ты убежден, что ничего не знаешь (на нашем языке это называлось перезанимался). Идешь на экзамен, начинается некий прилив, особенно если преподаватель доброжелателен, ты немножко в себя приходишь. Но главный эффект, что спустя какое-то время чувствуешь, что ты этот предмет знаешь досконально. Вот такой эффект. Перед экзаменом студенты нервничают, волнуются и считают, что ничего не знают, но это еще не означает, что в их подкорке ничего не отложилось. Поэтому надо смело идти на экзамен, смело отвечать. Преподаватель найдет возможность правильно оценить. Но, поверьте, я уже обращаюсь к студентам, при хорошей подготовке этот фундамент знаний останется навсегда.

 

Ведущий: Спасибо! В свою очередь компания «Гарант» поздравляет всех студентов с наступающим праздником Днем студента и Московский государственный университет с Днем образования!

 
Читать ГАРАНТ.РУ в и