Лоукостеры в России и мире
Под понятием «лоукостер» понимается авиакомпания, которая предлагает крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных услуг. Слово происходит от английского «low-cost», что переводится как «низкие издержки». Официально такое понятие в российских НПА не закреплено.
В мире насчитывается 228 лоукостеров, которые выполняют рейсы по всей планете. В то же время в России была предпринята уже третья попытка создания авиакомпании-дискаунтера, которая потерпела фиаско. После двух предыдущих неудачных попыток, с 10 июня 2014 года в России заработал очередной лоукостер – ООО «Добролет», который выполнял рейсы по маршруту Москва – Симферополь – Москва. В планах авиакомпании значились также полеты в Волгоград, Пермь, Самару, Уфу, Архангельск, Екатеринбург, Казань, Санкт-Петербург, Тюмень. Следует отметить, что тарифы, предлагаемые ООО «Добролет» были выше, чем у их предшественников. Кроме того, для облегчения работы компании был изменен Воздушный кодекс РФ в части введения «невозвратных» билетов на самолет и возможном изменении требований к нормам багажа. Но и это не помогло компании выжить на российском рынке.
Уже 4 августа 2014 года было объявлено о прекращении полетов в связи с введенными в отношении России санкциями со стороны Евросоюза. Ряд европейских контрагентов аннулировал действие договоров лизинга, технического обслуживания и страхования воздушных судов компании, что сделало невозможным продолжение ее деятельности. Основанием к расторжению договоров стало выполнение «Добролетом» полетов в Крым, присоединение которого к России не признается Евросоюзом. Фактически, компания не продержалась в небе даже и двух месяцев. Пассажиров «Добролета», которым проданы билеты по маршруту Москва-Симферополь-Москва на период по 15 сентября 2014 года включительно и по маршруту Москва-Волгоград-Москва на период по 20 августа 2014 года включительно, будут перевозить самолетами «Оренбургских авиалиний», в связи с чем можно ожидать, что и эта компания попадет в санкционный список Евросоюза за полеты в Крым.
Ранее в России уже неоднократно предпринимались попытки создать низкобюджетную авиакомпанию. Так, 27 октября 2006 года было создано ЗАО «Скай Экспресс», выполнявшее полеты из Москвы в Санкт-Петербург, Сочи, Ростов-на-Дону, Тюмень, Казань, Пермь, Самару, Челябинск, Краснодар, Анапу, Уфу, Владикавказ и Оренбург. По состоянию на 1 июля 2010 года флот ЗАО «Скай Экспресс» состоял из восьми Boeing-737. Минимальная стоимость полета в одну сторону составляла 500 рублей.
Вторым лоукостером в России стало ООО «Авианова», созданное в 2009 году. Компания выполняла полеты в Анапу, Архангельск, Астрахань, Волгоград, Геленджик, Екатеринбург, Казань, Калининград, Краснодар, Курган, Набережные Челны, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Самару, Симферополь, Сочи, Ставрополь, Сургут, Тюмень, Ульяновск, Уфу.
По состоянию на апрель 2011 года парк авиакомпании состоял из шести Airbus A320. Минимальный тариф на большинстве направлений полетов «Авиановы» составлял от 250 рублей, а при рекламных акциях доходил до одной копейки без сборов.
Однако, обе авиакомпании разорились и были признаны банкротами.
Какова история деятельности лоукостеров в России, на чем экономят и зарабатывают лоукостеры и какая разница в цене с обычными авиакомпаниями, узнайте из нашей инфографики.
Нажмите, чтобы увеличить
Документы по теме:
- Воздушный кодекс Российской Федерации
- Приказ РФ от 25 сентября 2008 г. № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»
Новости по теме:
- География полетов «Добролета» будет охватывать 8 городов – ГАРАНТ.РУ, 19 июня 2014 г.
- Закон о невозвратных билетах не нарушает права потребителей – ГАРАНТ.РУ, 15 апреля 2014 г.
- Закон о невозвратных тарифах на авиаперевозки принят Госдумой – ГАРАНТ.РУ, 7 апреля 2014 г.
- В России могут ввести невозвратные тарифы на авиаперевозки – ГАРАНТ.РУ, 28 февраля 2014 г.
- Минтранс планирует ввести невозвратные билеты на поезда дальнего следования – ГАРАНТ.РУ, 4 февраля 2014 г.
Материалы по теме:
Чудеса на виражах, или Помогут ли «невозвратные» билеты снизить цену на авиаперевозки
По оценке Министра транспорта Р. Ф. Максима Соколова, средний тариф экономкласса по внутрирегиональным авиалиниям туда и обратно у нас составляет 23,2 тыс. руб., что эквивалентно среднемесячной заработной плате. За рубежом размер стоимости перевозки на борту региональной авиакомпании туда и обратно не превышает 5% среднемесячной заработной платы населения. О том, позволят ли предлагаемые в Воздушный кодекс РФ поправки о введении «невозвратных» авиабилетов снизить цену на воздушные перевозки, какие факторы влияют на ценообразование на российском авиарынке и каким образом сегодня можно сэкономить на перелете, читайте в нашем материале.