Только 7% респондентов полностью устраивает содержание учебной литературы для школьников
Комиссия Общественной палаты РФ по развитию науки и образования запустила проект "Народная экспертиза учебников", цель которого – выявить в школьных учебниках материалы некорректного содержания. Школьники и их родители получили возможность направить жалобу на школьный учебник по электронной почте uchebnik@oprf.ru. Например, можно указать, что текст учебника не адаптирован, не соответствует возрасту учащихся, не выверен с точки зрения этики, в нем встречаются чрезмерно трудные, запутанные задания или в конкретном параграфе недостаточно материала для отработки навыков. В дальнейшем отзывы пользователей планируется учитывать при подготовке перечня изданий, рекомендуемых к использованию в школах.
Мы опросили читателей портала ГАРАНТ.РУ, устраивает ли их содержание учебной литературы для школьников.
26% респондентов недовольны содержанием учебников – по их мнению, задания часто составлены с ошибками. "Встречается очень много некорректных вопросов, на которые не только школьникам, но и родителям трудно найти правильный ответ. Например, задача по математике: "С одной грядки собрали столько-то огурцов, а с другой – столько-то. Сколько помидоров собрали с двух грядок?" Помимо логических, попадаются и элементарные орфографические ошибки", – пишут интервьюируемые. Многие из них замечают, что иногда задания сформулированы очень нечетко, в связи с чем становится непонятно, каким образом решать задачу.
22% опрошенных не интересуются данным вопросом. "Детей пока нет, потому и причин интересоваться проблемами учебников пока тоже нет", – объясняют они.
17% читателей портала ГАРАНТ.РУ критикуют современные учебники за их несоответствие возрасту учащихся. "Порой взрослый не может разобраться с заданиями, а про детей и говорить не стоит", – заметил один из участников опроса. "Некоторые задания по математике, информатике, дисциплине "Окружающий мир" школьники не могут выполнить самостоятельно. Условия задач сформулированы таким образом, что не воспринимаются детьми, – они не видят в них смысла", – высказываются родители.
15% тех, кто принял участие в нашем опросе, считают, что содержащиеся в учебной литературе факты не всегда выверены с точки зрения этики. "Недавно обсуждался случай с учебником обществознания, в котором была фраза о том, что люди с психическими заболеваниями не являются личностями. Это находится за гранью добра и зла", – негодуют интервьюируемые.
13% респондентов недовольны современными учебниками по другим причинам, не указанным выше. В качестве таковых назывались следующие: задания в учебниках составлены слишком "сухо", подача материала несерьезная, тексты излишне упрощенные, присутствуют фактические ошибки. Некоторые родители уверены, что проблема шире: "Недостатки таятся скорее в самой системе образования. Подросткам в 14-16 лет преподают высшую математику и тригонометрию, которые многим в будущем даже не понадобятся. Возникает вопрос – зачем?", – недоумевают участники опроса.
7% читателей полностью устраивает содержание школьной литературы. "Неважно, что дается в учебнике – важно, кто и как интерпретирует эту информацию", – считают они.
Время проведения опроса: 28 сентября – 4 октября 2015 года
Место проведения опроса: Россия, все округа