Новости и аналитика Партнерские материалы Использование товарных знаков

Использование товарных знаков

На правах рекламы

Использование товарных знаков
AndreyPopov: / depositphotos.com

Склонность людей маркировать окружающие их вещи проявилась достаточно давно. Первый документально подтвержденный пример хозяйственного использования товарных знаков можно найти в Римской империи: на римских кирпичах проставлена печать изготовителя, дата и место производства.

В средние века свою продукцию начали обозначать с помощью товарных знаков цеха ремесленников. В отсутствие современных средств рекламы торговые гильдии поддерживали свою репутацию с помощью товарных знаков, наносимых на изделия.

Спустя столетие после начала промышленной революции ряд законов о товарных знаках был принят во Франции (1857 г.), в Великобритании (1862 г.) и в США (1870 г.).

Изначально использование товарных знаков являлось лишь способом идентификации происхождения товара, но с недавнего времени товарные знаки стали сложным бизнес-инструментом, оказывающим огромное влияние на развитие компании и результативность ее деятельности. Сегодня любые участники рынка – от малых предприятий до крупных корпораций – при коммерциализации своих товаров и услуг учитывают стоимость товарных знаков как важную составляющую бренда.

 

В чем отличия бренда и товарного знака?

Говоря о соотношении понятий "товарный знак"и "бренд», необходимо отметить следующее. Товарные знаки дают возобновляемое право на эксклюзивное использование брендов и на них не распространяется требования новизны. Иначе говоря, товарный знак является одним из идентификаторов бренда, но он не отражает весь бренд.

Товарные знаки (далее – ТЗ) – представляют собой правовое воплощение брендов и на сегодняшний день являются одними из самых распространенных объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС). Во многих странах – как развитых, так и развивающихся – компании активно подают заявки на товарные знаки, даже если другие ОИС они используют сравнительно реже.

На сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) приводится следующее определение товарного знака: "Товарный знак – это обозначение, цель которого обеспечить различие между товарами или услугами разных предприятий. Товарный знак представляет собой охраняемое право интеллектуальной собственности"[3].

В России под товарным знаком понимают способ индивидуализации товаров, на который распространяется исключительное право.

В статье 1482 Гражданского кодекса говорится следующее: "В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании».

Изначально товарные знаки создавались с целью смягчения информационной асимметрии между покупателями и продавцами (путем обеспечения возможности идентификации и дифференциации происхождения товара), а также в качестве стимула для улучшения качества готового товара. Сегодня товарные знаки несут в себе информацию для инвесторов и могут помочь фирме сохранить монопольное право на запатентованные инновации по истечении срока действия патента, удерживая потенциальных клиентов с помощью охраняемого товарным знаком бренда. Помимо этого, товарные знаки позволяют устанавливать более высокие цены на товары.

С юридической точки зрения, согласно ст. 1477 ГК РФ, товарный знак – это обозначение, позволяющее отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. Понятие "знак обслуживания"соответствует определению "товарный знак"с тем отличием, что применяется по отношению к услугам.

 

Преимущества регистрации товарных знаков

Свидетельство на товарный знак обеспечивает юридическую защиту ОИС владельца; только если в случае с патентом объектом защиты являются ОИС "технического"характера – изобретения, полезные модели или промышленные образцы, то свидетельство на товарный знак и знак обслуживания служат для защиты репутации и делового образа.

Аналогично правам на изобретения и полезные модели, права на товарные знаки подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки; однако, в отличие от прав на другие ОИС, права на товарные знаки могут продлеваться неограниченное количество раз.

 

Разрешение на использование товарного знака

Владеющая товарным знаком компания может использовать его не только для идентификации и защиты собственных товаров и услуг, но и передать право на его использование другим субъектам по лицензии. При регистрации предполагается, что регистрируемый товарный знак будет непрерывно использоваться в деловой деятельности; в противном случае регистрация может быть аннулирована.

 

Незаконное использование товарного знака

Исключительное право на товарный знак является абсолютным правом, то есть действует в отношении неопределенной группы лиц. Данный факт подразумевает запрет на использование товарного знака третьими лицами. При незаконном использовании товарного знака наступает гражданско-правовая (ст. 1515 ГК РФ), административная (ст. 14.10. КоАП) и уголовная ответственность (ст. 180 Уголовного кодекса).

 

Ответственность за использование чужого знака

В случае нарушения исключительных прав на товарный знак, владелец вправе требовать возмещения убытков – включающих в себя как реальный ущерб, так и из упущенную выгоду. По собственному желанию правообладатель вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации за нарушение исключительного права. Размер такой компенсации определяется решением суда в пределах от 10 тыс. до 5 млн руб., либо же в двукратном размере стоимости товаров, на которых был незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования такого товарного знака (п. 4 ст. 1515 ГК РФ).

 

Выводы

В целом, товарный знак – это весьма действенный способ защиты исключительных прав участников гражданского оборота; сегодня многие компании отдают предпочтение использованию товарных знаков как способу защиты собственной репутации и бренда. Этим обуславливается необходимость объективной оценки товарных знаков и определения факторов, оказывающих влияние на их стоимость.