

1 марта 2025

Правительство УР
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 10 февраля 2025 г. N 92-р "Об утверждении Концепции реализации в Удмуртской Республике образовательного проекта "Школа 21"
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 10 февраля 2025 г. N 92-р
"Об утверждении Концепции реализации в Удмуртской Республике образовательного проекта "Школа 21"
В целях развития системы подготовки кадров в ИТ-сфере на территории Удмуртской Республики:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию реализации в Удмуртской Республике образовательного проекта "Школа 21" (далее - Концепция).
2. Министерству цифрового развития Удмуртской Республики обеспечить реализацию Концепции на базе автономной некоммерческой организации "Цифровая экономика Удмуртской Республики" (далее - АНО "Цифровая экономика Удмуртской Республики") в рамках осуществления АНО "Цифровая экономика Удмуртской Республики" деятельности по созданию условий для формирования и развития информационного общества в Удмуртской Республике, повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий на территории Удмуртской Республики, а также оказание образовательных услуг в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ и дополнительных профессиональных программ в области информатизации и связи в Удмуртской Республике.
Председатель Правительства | Р.В. Ефимов |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Удмуртской Республики
от 10 февраля 2025 г. N 92-р
Концепция
реализации в Удмуртской Республике образовательного проекта "Школа 21"
Настоящая Концепция реализации в Удмуртской Республике образовательного проекта "Школа 21" (далее соответственно - Концепция) определяет цели, принципы и направления реализации в Удмуртской Республике образовательного проекта "Школа 21".
Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Концепция разработана в соответствии со следующими приоритетными документами:
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 года N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 года N 1014 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации";
Указ Главы Удмуртской Республики от 31 марта 2020 года N 74 "Об утверждении Стратегии цифровой трансформации в Удмуртской Республике на период до 2030 года";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2023 года N 781 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике".
В числе ключевых проблем развития отрасли информационных технологий и связи в Удмуртской Республике отмечается:
1) нехватка квалифицированных кадров;
2) недостаточное инновационное развитие региона;
3) существенная степень износа основных фондов и низкий уровень инвестиций в основной капитал;
4) недостаточно высокий уровень специализированной инфраструктуры для ИТ-сектора в республике.
Для минимизации эффектов от действия текущих проблемных вопросов необходимо:
1) сформировать инфраструктуру поддержки цифровой экономики по образцу лучших регионов Российской Федерации;
2) опережающими темпами устранить цифровое неравенство и обеспечить доступ к современным средствам коммуникаций для граждан и бизнеса;
3) создать новые цифровые сервисы развития новых компетенций;
4) стимулировать привлечение квалифицированных и высокооплачиваемых специалистов в сферу информационных технологий.
Удмуртская Республика уже имеет опыт привлечения специалистов в сферу информационных технологий. Так, в республике действует проект "Академия "Цифра", реализующийся на базе автономной некоммерческой организации "Цифровая экономика Удмуртской Республики" (далее - АНО "Цифровая экономика Удмуртской Республики"), целью которого является оказание образовательных услуг населению в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ и дополнительных профессиональных программ в области информатизации и связи в Удмуртской Республике.
В рамках проекта "Академия "Цифра" реализуется проект "ЦифраЛаб", который позволяет выпускникам во время обучения попробовать себя на реальном проекте с реальным заказчиком.
Также в республике действует региональный проект "ИТ-вектор образования", в рамках которого ученики с 7 по 11 класс в 50 школах проходят обучение по дополнительным программам углубленного изучения программирования (программирование на С, C++, web-программирование, Python, программирование 1С) и углубленного изучения математики. Проект реализуется с 2016 года, в рамках которого проводятся профориентационные мероприятия, конкурсы проектов и турниры. За период реализации регионального проекта "ИТ-вектор образования":
1) увеличилось количество поданных заявлений для поступления на ИТ-специальности в высшие учебные заведения Удмуртской Республики;
2) увеличился проходной балл для поступления на ИТ-специальности в высшие учебные заведения Удмуртской Республики.
Все образовательные проекты будут и в дальнейшем реализовываться и тем самым закрывать потребность в квалифицированных и высокооплачиваемых специалистах для отрасли информационных технологий в Удмуртской Республике.
Целью реализации образовательного проекта "Школа 21" также является решение кадровой потребности организаций сферы информационных технологий в Удмуртской Республике.
Данная цель будет способствовать достижению следующих целевых показателей и задач национальных целей развития Российской Федерации:
1) снижение уровня бедности;
2) обеспечение устойчивого роста доходов населения;
3) увеличение численности иностранных студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
4) увеличение числа молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание;
5) создание эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики;
6) создание условий для одновременного освоения студентами нескольких квалификаций в рамках профессионального образования;
7) создание институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации;
8) достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования.
Ключевыми принципами реализации образовательного проекта "Школа 21" являются:
1) подход "равный равному", метод взаимного обучения, когда все участники процесса равноправны и выполняют одновременно роли и ментора, и учащегося;
2) практико-ориентированный подход, тесная связь теории с реальными жизненными ситуациями;
3) развитие критического мышления, творческих способностей, навыков коммуникации и сотрудничества;
4) использование современных образовательных технологий, в том числе цифровых технологий;
5) открытость школы к взаимодействию с родителями, местным сообществом, компаниями Удмуртии;
6) геймификация, обучение похоже на прохождение компьютерной игры.
Основные направления реализации образовательного проекта "Школа 21":
1) создание гибкой, вариативной образовательной среды, позволяющей каждому ученику выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
2) организация проектной, исследовательской, творческой деятельности обучающихся;
3) развитие профориентационной работы, сотрудничество с вузами и компаниями Удмуртии;
4) внедрение современных методик преподавания, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
5) формирование у обучающихся навыков 21 века: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация;
6) развитие системы дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации образовательного проекта "Школа 21":
1) повышение качества образования и уровня подготовки выпускников;
2) высокий уровень мотивации обучающихся и их вовлеченности в образовательный процесс;
3) развитие у учащихся ключевых компетенций;
4) формирование у обучающихся активной жизненной позиции и готовности к самореализации;
5) создание инновационной образовательной среды, способствующей всестороннему развитию личности;
6) создание удобного и продуктивного пространства для обучения: кампусы образовательного проекта "Школы 21" работают 24/7 и оснащены всем необходимым для обучения и развития: компьютеры, игровые, площадки для проведения хакатонов и открытых лекций.
Обзор документа
В Удмуртии разработана Концепция реализации образовательного проекта "Школа 21".
Концепция определяет цели, принципы и направления реализации в Удмуртской Республике образовательного проекта "Школа 21".
Целью реализации образовательного проекта "Школа 21" является решение кадровой потребности организаций сферы информационных технологий в Удмуртской Республике.
Основные направления реализации образовательного проекта "Школа 21":
- создание гибкой, вариативной образовательной среды, позволяющей каждому ученику выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
- организация проектной, исследовательской, творческой деятельности обучающихся;
- развитие профориентационной работы, сотрудничество с вузами и компаниями Удмуртии;
- внедрение современных методик преподавания, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; и др.
Ожидаемые результаты реализации проекта "Школа 21":
- повышение качества образования и уровня подготовки выпускников;
- высокий уровень мотивации обучающихся;
- развитие у учащихся ключевых компетенций;
- формирование у обучающихся активной жизненной позиции;
- создание инновационной образовательной среды;
- создание удобного и продуктивного пространства для обучения: кампусы образовательного проекта "Школы 21".