2 ноября 2024
Правительство Севастополя
Постановление Правительства Севастополя от 21 октября 2024 г. N 490-ПП "Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики города Севастополя на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
Постановление Правительства Севастополя от 21 октября 2024 г. N 490-ПП
"Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики города Севастополя на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 30.12.2022 N 737-ЗС "О Правительстве Севастополя" в целях реализации долговой политики города Севастополя Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной долговой политики города Севастополя на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее - Основные направления долговой политики).
2. Департаменту финансов города Севастополя при формировании проекта бюджета города Севастополя на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов руководствоваться Основными направлениями долговой политики.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора города Севастополя.
Губернатор города Севастополя | М.В. Развожаев |
21.10.2024
N 490-ПП
Утверждены
постановлением
Правительства Севастополя
от 21.10.2024 N 490-ПП
Основные направления государственной долговой политики города Севастополя на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
I. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики города Севастополя на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее - долговая политика города Севастополя) разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Долговая политика города Севастополя разработана с учетом налоговой и бюджетной политики и направлена на решение задач по обеспечению сбалансированности бюджета города Севастополя.
Долговая политика города Севастополя содержит основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики, ее цели и задачи, инструменты реализации, риски для бюджета города Севастополя, возникающие в процессе управления государственным долгом.
В соответствии со статьей 101 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктами 17, 18 статьи 6 Закона города Севастополя от 14.08.2014 N 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе" управление государственным долгом и государственные внутренние и внешние заимствования города Севастополя от имени города Севастополя уполномочен осуществлять финансовый орган, которым является Департамент финансов города Севастополя.
II. Итоги реализации долговой политики города Севастополя предыдущего периода
В период 2015 - 2022 годов у города Севастополя долговые обязательства отсутствовали, государственные заимствования не осуществлялись.
В 2023 году изменения бюджетного законодательства в части предоставления субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов позволили городу Севастополю на выгодных условиях привлечь два бюджетных кредита:
- бюджетный кредит в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в сумме 600,0 млн руб. на приведение в нормативное состояние 24 км дорог посредством их ремонта. Плата за пользование кредитными средствами составляла 0,1 процента годовых. Возврат средств осуществлен 26.04.2024. Расходы на обслуживание государственного долга составили 0,4 млн руб.;
- бюджетный кредит за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование по ставке три процента годовых с правом досрочного погашения (специальный казначейский кредит). Расходы на обслуживание государственного долга в 2023 году составили 2,2 млн руб., далее ежегодно - до 8,7 млн руб.
Предусмотренные Законом города Севастополя от 20.12.2022 N 728-ЗС "О бюджете города Севастополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" заимствования у кредитных организаций в сумме 3 685,8 млн руб. для финансирования дефицита бюджета в 2023 году не осуществлялись в связи с отсутствием потребности.
Государственный долг города Севастополя на 01.01.2024 составил 892,2 млн руб., или три процента от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города Севастополя.
По результатам проведения Министерством финансов Российской Федерации оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации в 2023 году город Севастополь отнесен к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
В 2024 году в соответствии с пунктом 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов" городу Севастополю из федерального бюджета предоставлен бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурный бюджетный кредит) в сумме 304,9 млн руб. на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование по ставке три процента годовых на реализацию проекта "Строительство автомобильной дороги "Проспект Античный". Расходы на обслуживание государственного долга по инфраструктурному бюджетному кредиту составят до 9,1 млн руб. ежегодно.
Механизм инфраструктурных бюджетных кредитов используется для финансирования инвестиционных расходов в объекты транспортной, инженерной, дорожной и социальной инфраструктур регионов. С учетом того, что одним из критериев для отбора инфраструктурного проекта являлось превышение дополнительных поступлений налоговых и неналоговых доходов субъекта Российской Федерации над суммой инфраструктурного бюджетного кредита и расходами на выплату процентов, погашение инфраструктурного бюджетного кредита и его обслуживание обеспечены за счет бюджетных эффектов от реализации таких проектов. Такой кредит не учитывается при расчете оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации.
Государственный долг города Севастополя на 01.09.2024 составляет 597,1 млн руб., или два процента налоговых и неналоговых доходов бюджета города Севастополя.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики города Севастополя
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Севастополя на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов предусмотрено обеспечение сбалансированности бюджета города Севастополя за счет увеличения собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Приоритетным направлением долговой политики города Севастополя является минимизация заемных средств при обеспечении сбалансированности бюджета за счет получения дополнительных доходов бюджета, в том числе за счет роста поступлений имущественных налогов, перечисления средств от приватизации государственного имущества, не используемого для выполнения государственных функций, мобилизации задолженности по платежам в бюджет, получения дотаций и целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также использования переходящих остатков средств прошлого года и свободных остатков средств учреждений.
Опережающий рост расходов социальной направленности может обусловить необходимость привлечения заемных средств в качестве источника финансирования дефицита бюджета.
Характер и направления долговой политики города Севастополя на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов будут определять следующие факторы:
изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленная в том числе неблагоприятными внешнеполитическими условиями;
обеспечение безусловного финансирования первоочередных и социально значимых расходов бюджета города Севастополя;
сохранение в среднесрочной перспективе потребности в финансировании дефицита бюджета города Севастополя;
необходимость поддержания высокого уровня долговой устойчивости в соответствии с системой оценки, реализуемой согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
IV. Цели и задачи долговой политики города Севастополя
Основными целями долговой политики города Севастополя на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов являются обеспечение сбалансированности бюджета города Севастополя при сохранении высокой степени долговой устойчивости, своевременное исполнение долговых обязательств города Севастополя с обеспечением оперативного реагирования на изменения экономической ситуации.
Исходя из основных целей основными задачами долговой политики города Севастополя являются:
- обеспечение эффективности государственных заимствований города Севастополя;
- создание оптимальной структуры государственного долга города Севастополя в целях минимизации стоимости его обслуживания, привлечение в первую очередь бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
- обеспечение условий для сохранения кредитных рейтингов города Севастополя на уровне суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации.
Долговая политика города Севастополя в 2025 году и в плановом периоде 2026 и 2027 годов будет строиться с учетом соблюдения следующих принципов:
сохранение объема государственного долга города Севастополя на экономически безопасном уровне посредством контроля за объемом государственного Долга и расходами на его обслуживание;
недопущение необоснованных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с потребностями бюджета города Севастополя в привлечении заемных средств;
планирование и исполнение программы государственных заимствований города Севастополя в соответствии с направлениями бюджетной политики города Севастополя и с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований города Севастополя;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее оптимальных форм и сроков заимствований;
взаимодействие с инвестиционным сообществом и кредитными рейтинговыми агентствами, обеспечение раскрытия актуальной информации о финансово-экономическом положении города Севастополя, проводимой бюджетной, экономической и долговой политике города Севастополя.
В 2025 году и плановом периоде 2026 и 2027 годов планируется сохранить все показатели и индикаторы долговой устойчивости города Севастополя в пределах безопасных зон.
V. Инструменты реализации долговой политики города Севастополя
В 2025 году возможно привлечение следующих видов внутренних заимствований (исключительно в валюте Российской Федерации):
бюджетный кредит на пополнение остатков средств на едином счете бюджета, который является самым дешевым видом заимствований;
кредиты кредитных организаций как наиболее доступный и гибкий в управлении вид заимствований.
Реальные объемы привлечения заемных средств будут определяться исходя из потребностей бюджета города Севастополя на основании показателей кассового плана и оценки исполнения бюджета города Севастополя.
В 2025 году также планируется привлечение второго транша бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурного проекта "Строительство автомобильной дороги "Проспект Античный", одобренного президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, в сумме 440,5 млн руб. Работа по предоставлению указанного бюджетного кредита будет организована после включения в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период нормы о предоставлении бюджетных кредитов на соответствующий период.
VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом города Севастополя
1. Основные виды рисков
Планирование и исполнение программ государственных заимствований города Севастополя на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов будут осуществляться с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований города Севастополя.
Основными рисками, возникающими в процессе управления государственным долгом города Севастополя, являются:
1) риск процентной ставки - риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований.
Увеличение процентных ставок заемных ресурсов влияет на стоимость обслуживания как накопленного долга, так и новых заимствований, осуществляемых в целях рефинансирования долговых обязательств и/или связанных с финансированием дефицита бюджета. Дополнительный риск возникает в том случае, если значительная часть задолженности обслуживается по переменной процентной ставке. Как следствие, краткосрочные долговые обязательства или обязательства с переменной ставкой рассматриваются как более рискованные, чем долгосрочные обязательства с фиксированной ставкой.
При управлении долгом минимизацию риска процентной ставки планируется обеспечить за счет постоянного мониторинга рыночной конъюнктуры и с учетом прогноза изменения процентных ставок, в связи с чем необходимо будет использовать фиксированную процентную ставку, когда ожидается рост процентных ставок, и плавающую, когда ожидается их снижение;
2) риск недостаточного поступления доходов в бюджет города Севастополя и роста дефицита бюджета города Севастополя.
Минимизации данного риска способствует проведение взвешенной налоговой политики в части оптимизации налоговых ставок, обеспечивающей рост налоговой базы и поддержку бизнеса, а также контроль за эффективностью налоговых льгот и взысканием дебиторской задолженности по платежам в бюджет;
3) риск рефинансирования - риск невозможности осуществления рефинансирования накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или невозможности рефинансирования текущих обязательств.
Управлять риском рефинансирования планируется следующими способами:
снижение доли краткосрочных заимствований по кредитам кредитных организаций в структуре государственного долга;
расширение базы кредиторов;
использование различных долговых инструментов;
удлинение сроков привлечения кредитных ресурсов;
4) операционный риск - вероятность возникновения дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных субъектами порядков и процедур совершения заемных/долговых операций и других сделок, нарушения сотрудниками бюджетного законодательства, иных правил управления госдолгом, включая некомпетентность или ошибки персонала, а также из-за сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем.
В целях противодействия материализации операционного риска необходимо утверждение квалификационных требований к занятому в сфере управления государственным долгом персоналу, использование четких положений, регламентов его деятельности, правил контроля за осуществляемыми операциями, эффективных механизмов отчетности;
5) риск необходимости расходов в связи с введением режима чрезвычайной ситуации для ликвидации ее последствий. В данном случае потребуется оперативное привлечение дополнительных бюджетных или коммерческих кредитов кредитных организаций. Противодействовать данному риску не представляется возможным.
2. Идентификация, количественная оценка и контроль рисков
С целью успешного прогнозирования рисков планируется постоянная аналитическая работа, мониторинг рыночной ситуации, прогнозирование движения процентных ставок.
Оценку степени подверженности накопленного долга сложившейся рыночной ситуации - потенциального роста бюджетных затрат на обслуживание долга, обусловленных действием различных рыночных факторов, что может привести к неисполнению долговых обязательств в срок и в полном объеме, планируется проводить посредством определения предельных возможных объемов заимствований города Севастополя и стресс-тестирования финансовых потоков по государственному долгу города Севастополя путем построения различных финансово-экономических моделей.
Для контроля рисков планируется проведение следующих процедур:
прогнозирование будущих расходов по обслуживанию долга в средне- и долгосрочной перспективе на основе допущений относительно факторов, определяющих способность бюджета города Севастополя обслуживать долг, включая график погашения накопленного долга, прогнозы динамики процентных ставок и валютных курсов;
составление характеристик, отражающих уровень риска по фактическим и прогнозируемым долговым обязательствам и охватывающих такие показатели, как отношение краткосрочного долга к долгосрочным обязательствам, средний срок погашения (дюрация) долговых обязательств, наличие "пиков" платежей по долгу и прочее;
расчет рисков увеличения будущих расходов по долгу;
количественная оценка уровня рисков, присущих различным стратегиям управления государственным долгом.
Для оценки рисков государственных заимствований города Севастополя используется набор следующих показателей по государственному долгу и государственным заимствованиям города Севастополя, позволяющих определять экономически безопасный уровень государственного долга города Севастополя и платежей по нему при их планировании и осуществлять контроль рисков при исполнении программ государственных заимствований города Севастополя:
- показатель "Объем государственного долга города Севастополя к общему объему доходов бюджета города Севастополя без учета безвозмездных поступлений" не может принимать значения, превышающие уровень в 50 процентов. При расчете показателя, предусмотренного настоящим абзацем, в объеме государственного долга города Севастополя не учитываются бюджетные кредиты, предоставленные из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
- показатель "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга города Севастополя, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета города Севастополя и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" не может принимать значения, превышающие уровень в 13 процентов. При расчете показателя, предусмотренного настоящим абзацем, в годовой сумме платежей по погашению и обслуживанию государственного долга города Севастополя не учитывается сумма платежей по погашению и обслуживанию бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
- показатель "Доля расходов на обслуживание государственного долга города Севастополя в общем объеме расходов бюджета города Севастополя, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" не может принимать значения, превышающие уровень в пять процентов;
- показатель "Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга города Севастополя" не может принимать значения, превышающие уровень в 15 процентов.
Соответствие вышеуказанным показателям позволит городу Севастополю при оценке долговой устойчивости субъектов Российской Федерации оставаться в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Обзор документа
О долговой политике г. Севастополя в предстоящем трехлетии.
По результатам проведенной в 2023 году Минфином России оценки г. Севастополь отнесен к числу субъектов РФ с высоким уровнем долговой устойчивости.
На 1 января 2024 года госдолг составил 892,2 млн руб., или 3% от общего объема налоговых и неналоговых доходов городского бюджета, на 1 сентября 2024 года - 597,1 млн руб., или 2%.
В предстоящем трехлетии долговая политика в целом останется прежней и будет направлена на обеспечение сбалансированности бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости, на своевременное исполнение долговых обязательств с обеспечением оперативного реагирования на изменения экономической ситуации.
В качестве наиболее доступного и гибкого в управлении источника внутренних заимствований обозначены кредиты кредитных организаций, но самым дешевым видом заимствований остается бюджетный кредит. Реальные объемы привлечения заемных средств будут определяться исходя из потребностей бюджета на основании показателей кассового плана и оценки исполнения бюджета.
Намечены основные направления работы, оценены и учтены риски.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.