

8 марта 2025

Законодательное Собрание Пензенской области
Закон Пензенской области от 14 февраля 2025 г. N 4543-ЗПО "Об участковых комиссиях"
Закон Пензенской области от 14 февраля 2025 г. N 4543-ЗПО
"Об участковых комиссиях"
Принят Законодательным Собранием Пензенской области 14 февраля 2025 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правовая основа организации и деятельности участковых комиссий
1. В своей деятельности участковые комиссии руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пензенской области и законами Пензенской области, решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии Пензенской области, территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии, муниципальными правовыми актами.
2. Для целей настоящего Закона используются понятия, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 2. Статус участковых комиссий
1. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковые комиссии формируются для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета их голосов на избирательных участках, участках референдума.
При проведении референдумов на территории Пензенской области участковые комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Совмещение участковыми комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение участковыми комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.
2. Участковые комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Решения и иные акты участковых комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Пензенской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты участковых комиссий не подлежат государственной регистрации.
4. Решение участковой комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить участковой комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае если участковая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
5. В целях обеспечения реализации положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иного закона государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать участковым комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения без возмещения и оплаты комиссиями затрат на использование помещений и оплату коммунальных услуг, в том числе для хранения избирательной документации, документации референдума (до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом) и технологического оборудования участковых комиссий, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанных документации и оборудования, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
6. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, Пензенской области и (или) муниципального образования Пензенской области превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать участковым комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
7. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять участковым комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными законами, и печатную площадь для опубликования решений участковых комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном законодательством.
8. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций, обязаны предоставлять участковым комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения участковых комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются участковым комиссиям безвозмездно.
9. Участковые комиссии не вправе осуществлять деятельность коммерческого, а также благотворительного характера.
Глава 2. Формирование (расформирование) и полномочия участковых комиссий
Статья 3. Порядок формирования участковых комиссий
1. Участковые комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями на избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктами 2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 и 4 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. На избирательных участках, участках референдума, образованных в результате уточнения перечня избирательных участков, участков референдума в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковые комиссии вне периода избирательной кампании, кампании референдума формируются в течение 60 дней со дня принятия решения об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем за 35 дней до дня голосования. Срок приема предложений по их составу составляет 30 дней.
3. По решению Избирательной комиссии Пензенской области полномочия избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, могут возлагаться на участковую комиссию, действующую в границах этого муниципального образования. В случае исполнения полномочий комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, участковая комиссия осуществляет полномочия территориальной избирательной комиссии, предусмотренные пунктом 9.1 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
4. На избирательном участке, участке референдума, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на избирательном участке, участке референдума, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума или в местах, где пребывают избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, участковая комиссия формируется территориальной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного частью 10 настоящей статьи, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования. На избирательном участке, участке референдума, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, участковая комиссия формируется территориальной комиссией (по решению территориальной комиссии - командиром соответствующей воинской части) из числа военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий.
5. Для обеспечения голосования в соответствии с пунктом 17 статьи 64 и (или) пунктом 19 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и (или) досрочного голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательной комиссией Пензенской области могут быть сформированы специальные участковые комиссии. Такие участковые комиссии могут быть сформированы в том числе из числа работников мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, либо полномочия таких участковых комиссий могут быть возложены на иные участковые комиссии.
6. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с частью 1 настоящей статьи, составляет пять лет. Если срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с частью 1 настоящей статьи, истекает в сроки, предусмотренные пунктами 2, 3 и 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для назначения ближайших выборов, в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается сформировавшей ее комиссией, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия такой участковой комиссии прекращаются со дня, следующего за днем исполнения участковой комиссией решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. Полномочия участковой комиссии прекращаются досрочно решением территориальной комиссии в случае ликвидации избирательного участка, участка референдума в связи с уточнением перечня избирательных участков, участков референдума.
7. Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующей ее территориальной комиссией в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах:
1) до 1001 избирателя, участника референдума - 3-9 членов участковой комиссии;
2) от 1001 до 2001 избирателя, участника референдума - 7-12 членов участковой комиссии;
3) более 2000 избирателей, участников референдума - 7-16 членов участковой комиссии.
8. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней максимальное число членов участковой комиссии с правом решающего голоса, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий на срок, установленный территориальной комиссией. Этот срок не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной участковой комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия этих членов участковой комиссии продлеваются до дня принятия вышестоящей комиссией решения либо до дня, следующего за днем исполнения участковой комиссией решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) этих членов участковой комиссии и выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производятся за счет средств соответствующего бюджета.
9. Участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Пензенской области, других политических партий, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
10. Кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии в соответствии с частью 9 настоящей статьи, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется Избирательной комиссией Пензенской области или по ее решению территориальными комиссиями в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
11. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса территориальная избирательная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
12. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Пензенской области, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в состав участковой комиссии сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Пензенской области, представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном частью 18 настоящей статьи.
13. В случае досрочного прекращения полномочий члена участковой комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в Законодательном Собрании Пензенской области либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с частью 18 настоящей статьи вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в части 12 статьи 12 настоящего Закона).
14. Политическая партия, по предложению которой назначен член участковой комиссии в соответствии с частью 18 настоящей статьи, вправе внести в назначившую этого члена участковой комиссии территориальную избирательную комиссию мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена участковой комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена участковой комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена участковой комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена участковой комиссии рассмотрению не подлежит. Представление о досрочном прекращении полномочий члена участковой комиссии и предложение по кандидатуре нового члена участковой комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения либо иного структурного подразделения. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена участковой комиссии, за один год до окончания срока полномочий участковой комиссии, в период, который начинается за шесть месяцев до указанного в пункте 3 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дня голосования на выборах, в подготовке и проведении которых в соответствии с законом участвует участковая комиссия, в период соответствующей избирательной кампании, а также в период избирательной кампании на иных выборах, кампании референдума, в подготовке и проведении которых участвует участковая комиссия.
15. В участковую комиссию может быть назначено не более одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения.
16. Сообщение о начале формирования участковой комиссии нового состава должно быть официально опубликовано территориальной избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее чем за 50 дней до даты истечения срока полномочий соответствующей участковой комиссии действующего состава.
Период приема предложений по составу участковой комиссии от органов, указанных в части 9 настоящей статьи, начинается со дня опубликования сообщения о начале формирования участковой комиссии и составляет 31 день.
Территориальная избирательная комиссия принимает решение о назначении нового состава участковой комиссии не позднее чем за пять дней до истечения срока полномочий участковой комиссии предыдущего состава.
17. Если срок полномочий участковой комиссии истекает в период избирательной кампании, кампании референдума, формирование нового состава участковой комиссии не производится до дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Срок приема предложений по новому составу участковой комиссии составляет 30 дней и должен начинаться не ранее дня официального опубликования результатов выборов, референдума и оканчиваться не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Сформированная в новом составе участковая комиссия собирается на свое первое заседание в десятидневный срок после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума.
18. Территориальная избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:
1) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
2) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Пензенской области;
3) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
19. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой комиссии.
20. Территориальная избирательная комиссия, назначающая в состав участковой комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом, обязана получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой участковой комиссии.
21. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если территориальная избирательная комиссия не назначит состав или часть состава участковой комиссии в срок, установленный Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, либо если территориальная избирательная комиссия не сформирована, состав или часть состава участковой комиссии назначается вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом.
Статья 4. Расформирование участковой комиссии
Участковая комиссия может быть расформирована в случаях и порядке, установленных статьей 31 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 5. Полномочия участковой комиссии
Участковая комиссия:
1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
2) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
3) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
4) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
6) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
7) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую комиссию;
8) объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
9) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
10) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом.
Глава 3. Организация деятельности участковых комиссий. Статус членов участковых комиссий
Статья 6. Порядок деятельности участковых комиссий
1. Деятельность участковой комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.
2. Участковая комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
3. Основной организационной формой деятельности участковой комиссии является ее заседание.
4. Участковая комиссия, сформированная в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий участковой комиссии предыдущего состава. При этом в состав участковой комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов участковой комиссии. Со дня первого заседания участковой комиссии нового состава полномочия участковой комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий участковой комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
5. Председатель участковой комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности решением территориальной избирательной комиссии. Председатель участковой комиссии, сформированной в соответствии с частью 5 статьи 3 настоящего Закона, назначается на должность из числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением Избирательной комиссии Пензенской области.
6. Заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
7. Заседания участковой комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
8. Член участковой комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях участковой комиссии.
9. Заседание участковой комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
10. Участковая комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым участковой комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
11. Решения участковой комиссии об избрании либо об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря участковой комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, об итогах голосования принимаются на заседании участковой комиссии большинством голосов от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря участковой комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых заместителя председателя, секретаря участковой комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
12. Решения участковой комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
13. При принятии участковой комиссией решения в случае равного числа голосов членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя участковой комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
14. Решения участковой комиссии подписываются председателем и секретарем участковой комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
15. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением участковой комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе участковой комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение участковой комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение участковой комиссии.
16. Участковые комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий участковых комиссий, по гражданско-правовым договорам.
Статья 7. Полномочия председателя участковой комиссии
Председатель участковой комиссии:
1) организует работу участковой комиссии;
2) созывает и ведет заседания участковой комиссии;
3) дает поручения по вопросам, относящимся к его компетенции;
4) подписывает решения участковой комиссии, договоры, соглашения и иные документы участковой комиссии;
5) представляет участковую комиссию во взаимоотношениях с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Избирательной комиссией Пензенской области, территориальной избирательной комиссией, окружной избирательной комиссией, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, средствами массовой информации, гражданами;
6) является распорядителем финансовых средств в случае их выделения участковой комиссии из соответствующего бюджета;
7) заверяет копии протоколов и иных документов участковой комиссии в порядке, установленном действующим законодательством;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 8. Полномочия заместителя председателя участковой комиссии
Заместитель председателя участковой комиссии:
1) замещает председателя участковой комиссии в его отсутствие;
2) по поручению председателя участковой комиссии созывает и ведет заседания участковой комиссии;
3) организует работу по конкретным направлениям деятельности участковой комиссии в соответствии с распределением обязанностей между членами участковой комиссии;
4) выполняет поручения председателя участковой комиссии;
5) заверяет копии протоколов и иных документов участковой комиссии в порядке, установленном действующим законодательством;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 9. Полномочия секретаря участковой комиссии
Секретарь участковой комиссии:
1) организует подготовку заседаний участковой комиссии, вносимых на ее рассмотрение материалов;
2) организует текущее и перспективное планирование деятельности участковой комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;
3) осуществляет работу по доведению решений и иных материалов участковой комиссии до сведения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, общественных объединений, средств массовой информации;
4) подписывает решения участковой комиссии;
5) заверяет копии протоколов и иных документов участковой комиссии в порядке, установленном действующим законодательством;
6) выполняет поручения председателя участковой комиссии;
7) осуществляет оперативный контроль за выполнением членами участковой комиссии поручений председателя участковой комиссии;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 10. Временное исполнение обязанностей председателя, заместителя председателя, секретаря участковой комиссии
1. В случае временного отсутствия заместителя председателя, секретаря участковой комиссии их обязанности по решению участковой комиссии могут быть возложены на других членов участковой комиссии с правом решающего голоса на срок не более трех месяцев, о чем незамедлительно извещается вышестоящая избирательная комиссия.
2. В случае временного отсутствия одновременно председателя и заместителя председателя участковой комиссии обязанности председателя участковой комиссии возлагаются по решению соответствующей вышестоящей комиссии на другого члена участковой комиссии с правом решающего голоса на срок не более трех месяцев.
3. В случае досрочного освобождения от должностей заместителя председателя, секретаря участковой комиссии их обязанности до проведения новых выборов возлагаются по решению участковой комиссии на других членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
Статья 11. Досрочное освобождение от должностей председателя, заместителя председателя, секретаря участковой комиссии
1. Председатель участковой комиссии может быть досрочно освобожден от занимаемой должности по решению соответствующей вышестоящей избирательной комиссии.
2. Заместитель председателя, секретарь участковой комиссии могут быть досрочно освобождены от должностей на основании решения участковой комиссии, принимаемого большинством голосов от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса при тайном голосовании (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).
3. Решение участковой комиссии о досрочном освобождении от должностей заместителя председателя, секретаря участковой комиссии может быть принято по предложению не менее одной трети членов участковой комиссии с правом решающего голоса от установленного числа членов участковой комиссии, а также по представлению соответствующей вышестоящей избирательной комиссии.
4. Решение об освобождении от должностей заместителя председателя, секретаря участковой комиссии принимается на заседании участковой комиссии и оформляется решением участковой комиссии, копия которого направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
5. В случае досрочного освобождения от должностей председателя, заместителя председателя, секретаря участковой комиссии новые выборы заместителя председателя, секретаря участковой комиссии, назначение председателя участковой комиссии проводятся не позднее чем через 15 дней со дня освобождения соответствующего должностного лица, а в период проведения избирательной кампании, референдума - не позднее чем через три дня со дня освобождения в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Законом.
Статья 12. Статус членов участковой комиссии с правом решающего голоса
1. Членами участковой комиссии с правом решающего голоса не могут быть:
1) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
2) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
3) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
4) сенаторы Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
5) выборные должностные лица, главы местных администраций;
6) судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;
7) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов;
8) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
9) на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса;
10) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
11) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
12) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
13) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах или за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
14) лица, включенные в реестр иностранных агентов, а также лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.
2. Положения пунктов 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
3. Под непосредственным подчинением в настоящем Законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
4. Член участковой комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.
5. Член участковой комиссии с правом решающего голоса вправе представлять в суде интересы участковой комиссии, в состав которой он назначен, а также иной комиссии на основании выданной ему доверенности.
6. Срок полномочий членов участковой комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий участковой комиссии, в состав которой они входят, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.1 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
7. Член участковой комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена участковой комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, к компетенции которого относится назначение этого члена участковой комиссии, в случае:
1) подачи членом участковой комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня (первого дня) голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена участковой комиссии, его близких родственников;
2) появления оснований, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2, 13 и 14 части 1 настоящей статьи.
8. Полномочия члена участковой комиссии с правом решающего голоса в случае появления оснований, предусмотренных пунктами 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению участковой комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что участковая комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена участковой комиссии приведет к тому, что участковая комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена участковой комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.
9. Член участковой комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена участковой комиссии до истечения срока своих полномочий по решению территориальной избирательной комиссии, его назначившей, на основании мотивированного представления политической партии о досрочном прекращении его полномочий, внесенного в соответствии с частью 14 статьи 3 настоящего Закона.
10. Полномочия члена участковой комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
1) прекращения гражданства Российской Федерации члена участковой комиссии или приобретения им гражданства (подданства) иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
2) вступления в законную силу в отношении члена участковой комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах или за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) признания члена участковой комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
4) смерти члена участковой комиссии;
5) признания члена участковой комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей участковой комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
6) вступления в законную силу решения суда о расформировании участковой комиссии в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
7) включения члена участковой комиссии в реестр иностранных агентов либо включения сведений о нем в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.
11. Если территориальная избирательная комиссия не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена участковой комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в территориальную избирательную комиссию заявления члена участковой комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена участковой комиссии принимается участковой комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.
12. В период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума территориальная избирательная комиссия обязана назначить нового члена участковой комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в частях 7, 9 и 10 настоящей статьи, не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьями 22, 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 3 настоящего Закона. В иной период территориальная избирательная комиссия обязана назначить нового члена участковой комиссии не позднее чем в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий выбывшего члена участковой комиссии. В случае невыполнения данных требований нового члена участковой комиссии назначает Избирательная комиссия Пензенской области с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом. Новый член участковой комиссии назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных частью 13 статьи 3 настоящего Закона, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
13. Территориальная избирательная комиссия, назначившая члена участковой комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с частью 14 статьи 3 настоящего Закона, принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена участковой комиссии и назначении нового члена участковой комиссии либо об отказе в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий не позднее чем в месячный срок со дня получения представления о досрочном прекращении полномочий члена участковой комиссии и предложения по кандидатуре нового члена участковой комиссии. Территориальная избирательная комиссия, назначившая члена участковой комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с частью 14 статьи 3 настоящего Закона, информирует политическую партию о принятом в соответствии с настоящей частью решении.
14. Члену участковой комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в участковой комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом участковой комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления участковой комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
Члену участковой комиссии с правом решающего голоса кроме выплат, предусмотренных абзацем первым настоящей части, может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в участковой комиссии по подготовке и проведению выборов за счет средств, выделенных в соответствии с пунктом 3.1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Размеры и порядок выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за счет средств, выделенных Избирательной комиссии Пензенской области из бюджета Пензенской области в соответствии с пунктом 3.1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливаются Избирательной комиссией Пензенской области.
15. Члену участковой комиссии с правом решающего голоса могут компенсироваться за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае, если в соответствии с решением участковой комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена участковая комиссия, для исполнения полномочий члена участковой комиссии. Указанная компенсация производится в порядке и размерах, предусмотренных для возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор в государственных органах, органах местного самоуправления (соответственно виду и уровню проводимых выборов, референдума).
16. Гарантии членам участковой комиссии с правом решающего голоса, связанные с привлечением их к уголовной или административной ответственности, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
17. Член участковой комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу.
18. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные на то участковой комиссией, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Код ексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 13. Права членов участковой комиссии с правом решающего голоса
Член участковой комиссии с правом решающего голоса:
1) заблаговременно извещается о заседаниях участковой комиссии;
2) вправе выступать на заседании участковой комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции участковой комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания участковой комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, включая списки, составленные в электронном виде, сведения об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссии и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума, в том числе составленным в электронном виде, числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
6) вправе обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Глава 4. Обеспечение деятельности участковых комиссий
Статья 14. Финансовое обеспечение деятельности участковых комиссий
1. Участковые комиссии финансируются в период федеральных, областных и местных избирательных кампаний, кампаний референдумов за счет средств соответствующего бюджета в установленном законом порядке.
2. Участковые комиссии представляют отчеты об использовании бюджетных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
2. Положения настоящего Закона применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Закона.
Губернатор Пензенской области | О.В. Мельниченко |
г. Пенза
14 февраля 2025 года
N 4543-ЗПО
Обзор документа
Об участковых комиссиях Пензенской области.
Участковые комиссии формируются для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей на избирательных участках, а при проведении референдумов действуют в качестве комиссий референдума. Определен порядок формирования (расформирования) участковых комиссий, организации и обеспечения их деятельности. Установлены полномочия участковых комиссий и статус их членов.
Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после его вступления в силу.