Решение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 июня 2001 г. N 3-275/2001
Судебная коллегия рассмотрела вопрос о незаконности отдельных положений глав 2 и 8 Правил обязательного медицинского страхования населения г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 9 февраля 1999 г. N 96, предусматривающих обязательность наличия у гражданина РФ регистрации в городе Москве в качестве необходимого условия для получения им полиса обязательного медицинского страхования и возможность выдачи гражданам РФ полисов ОМС временного действия.
Заявители указывали на то, что существование в московском законодательстве положений, ставящих в зависимость получение полиса ОМС от наличия московской регистрации и предусматривающих существование срочного полиса ОМС, лишает их права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, поскольку, являясь гражданами России и законно находясь на территории Москвы, они не могут реализовать свое право на получение медицинской помощи по программе ОМС.
Судебная коллегия указала на то, что в силу ч.4 ст.1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" обязательное медицинское страхование распространяется на всех граждан Российской Федерации. По смыслу закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, Федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Жалоба заявителей удовлетворена, оспариваемые положения в части, предусматривающей обязательность наличия у гражданина московской регистрации по месту жительства или по месту пребывания в качестве необходимого условия для получения им полиса обязательного медицинского страхования, возможности выдачи гражданам полисов обязательного медицинского страхования временного действия, признаны недействительными и не порождающими правовых последствий с момента издания.
Сообщение о принятом решении опубликовано в газете "Тверская, 13" от 4 февраля 2002 г.