Новости и аналитика Горячие документы Региональные Москва Закон г. Москвы от 13 ноября 2024 г. N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве"

Обзор документа

2 декабря 2024

gerb

Закон г. Москвы от 13 ноября 2024 г. N 27 "Об охране и использовании зеленого фонда в городе Москве"

     Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны и
использования зеленого фонда в городе Москве (далее - зеленый фонд) в
целях сохранения в городе Москве зеленых насаждений, естественных
экологических и природных систем, природных ландшафтов и природных
комплексов, объектов растительного и животного мира, сохранения и
развития территорий зеленого фонда, а также обеспечения их доступности
для граждан.

                        Глава 1. Общие положения

     Статья 1. Основные понятия
     1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные
понятия:
     1) зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая
растительность естественного и искусственного происхождения, в том числе
отдельно произрастающие деревья и кустарники, травяной покров и цветники;
     2) зеленый фонд - совокупность территорий в границах города Москвы,
занятых зелеными насаждениями;
     3) территории зеленого фонда - участки поверхности земли, занятые
зелеными насаждениями, в том числе особо охраняемые природные территории,
особо охраняемые зеленые территории, природные и озелененные территории,
иные территории, занятые зелеными насаждениями;
     4) особо охраняемые природные территории - расположенные в городе
Москве национальные парки, природные парки, природно-исторические парки,
экологические парки, природные заказники, памятники природы, заповедные
участки, ботанические сады и дендрологические парки, водоохранные зоны,
иные категории особо охраняемых природных территорий, установленные
федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города
Москвы;
     5) особо охраняемые зеленые территории - территории зеленого фонда,
имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое,
рекреационное и оздоровительное значение, в отношении которых
Правительством Москвы установлен особый порядок создания, охраны и
использования;
     6) природные территории - территории зеленого фонда, обладающие
природоохранными, природно-рекреационными, средозащитными и иными
природными качествами, не отнесенные в установленном порядке к особо
охраняемым природным территориям и особо охраняемым зеленым территориям,
в том числе природные ландшафты, луга, береговые полосы (долины, поймы)
рек, ручьев, озер, прудов, родников, водохранилищ;
     7) озеленение - комплекс проводимых с учетом принципов ландшафтной
архитектуры мероприятий по созданию зеленых насаждений, выполняющих
экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные,
инженерно-технические, культурные, эстетические или иные
несельскохозяйственные функции;
     8) озелененные территории - территории зеленого фонда рекреационного
назначения, в отношении которых были проведены мероприятия по озеленению
и благоустройству, в том числе общегородские, районные и расположенные
внутри кварталов жилой застройки парки, сады, бульвары, скверы,
пешеходные зоны, зоологические парки (сады), озелененные набережные рек,
ручьев, прудов, озер, водохранилищ, озелененные территории открытых
плоскостных (спортивных, физкультурно-оздоровительных, досуговых и
детских игровых) площадок;
     9) иные территории, занятые зелеными насаждениями - занятые зелеными
насаждениями участки поверхности земли (озелененные участки) в границах
территорий объектов жилого, общественного, делового, коммунального,
производственного назначения, в том числе придомовых территорий
многоквартирных домов, территорий медицинских, образовательных, научных,
физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры и отдыха,
объектов промышленности, инженерной и транспортной инфраструктуры и иных
объектов;
     10) уполномоченный орган - исполнительный орган города Москвы,
осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей
среды;
     11) правообладатель территории зеленого фонда - лицо, которому
земельный участок, расположенный на территории зеленого фонда,
принадлежит на праве собственности или ином законном основании;
     12) зеленый каркас города Москвы (далее - зеленый каркас) -
совокупность особо охраняемых природных территорий, особо охраняемых
зеленых территорий, а также иных территорий зеленого фонда, имеющих
особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное,
оздоровительное значение и обеспечивающих экосистемную и территориальную
связность и доступность территорий зеленого фонда;
     13) экосистемные функции - прямые и косвенные выгоды, обеспечиваемые
зелеными насаждениями, территориями зеленого фонда как частью
экологической системы города Москвы, выраженные в удовлетворении
потребностей города Москвы и его жителей в благоприятных условиях
окружающей среды, в том числе в насыщении воздуха кислородом, очистке
воздуха от углекислого газа и загрязнений, шумо- и пылепоглощении,
снижении колебаний температуры воздуха, обеспечении биоразнообразия и
среды обитания растений и животных, в обеспечении жителей города Москвы
возможностями для отдыха, досуга, занятий спортом, туризмом, обеспечении
адаптации экосистем города Москвы к изменениям климата;
     14) обращение с зелеными насаждениями - деятельность, затрагивающая
зеленые насаждения и территории зеленого фонда, включая создание,
восстановление, содержание, удаление, пересадку зеленых насаждений,
использование зеленых насаждений и территории зеленого фонда;
     15) содержание зеленых насаждений, территорий зеленого фонда -
комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями, территориями зеленого
фонда;
     16) повреждение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу,
ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение
надземной части и корневой системы травянистых растений, не влекущее
прекращения их роста, в том числе механическое повреждение ветвей,
корневой системы, нарушение целостности коры, нарушение целостности
живого напочвенного покрова, загрязнение зеленых насаждений либо почвы в
корневой зоне веществами, которые могут нанести ущерб растениям, поджог и
иное причинение вреда;
     17) уничтожение зеленых насаждений - причинение вреда кроне, стволу,
ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение
надземной части и корневой системы травянистых растений, влекущее
прекращение их роста, в том числе валка зеленых насаждений (отделение
различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня),
слом ствола, ошмыг кроны, обдир коры дерева, механическое повреждение
корневой системы зеленого насаждения;
     18) удаление зеленых насаждений - правомерное уничтожение зеленых
насаждений в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом и
иными нормативными правовыми актами города Москвы;
     19) компенсационные мероприятия - мероприятия по воспроизводству
зеленых насаждений в натуральной форме взамен утраченных и (или) выплата
денежных средств за удаление, пересадку зеленых насаждений,
обеспечивающие в полном объеме восстановление экосистемных функций и
декоративных качеств зеленых насаждений;
     20) инвазивные растения - растения, находящиеся за пределами их
естественного ареала, распространение и численность которых создают
угрозу жизни или здоровью граждан, сохранению биологического
разнообразия, функционированию экологических систем и причинения вреда
отдельным отраслям экономики;
     21) районированные сорта растений - сорта растений, в установленном
порядке допущенные (разрешенные, рекомендуемые) к использованию в средней
полосе России (зоне смешанных и широколиственных лесов);
     22) нативные виды растений - местные виды растений, для которых
средняя полоса России (зона смешанных и широколиственных лесов) является
естественным ареалом произрастания.
     2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том
значении, в каком они определены в федеральном законодательстве.

     Статья 2. Законодательство города Москвы в области охраны и
                 использования зеленого фонда
     Законодательство города Москвы в области охраны и использования
зеленого фонда основывается на Конституции Российской Федерации,
Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей
среды", Федеральном законе от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо
охраняемых природных территориях", иных федеральных законах и нормативных
правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, иных
законов и нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих охрану и
использование зеленого фонда.

     Статья 3. Основные принципы охраны и использования зеленого фонда
     1. Основными принципами охраны и использования зеленого фонда
являются:
     1) охрана зеленых насаждений, расположенных на территории города
Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где
зеленые насаждения расположены;
     2) комплексный подход к развитию, охране, содержанию и использованию
зеленого фонда;
     3) системное планирование и проектирование озеленения территорий
зеленого фонда с учетом регламентов (стандартов) озеленения территорий
зеленого фонда (далее - регламенты (стандарты) озеленения);
     4) учет значения зеленого фонда в программах по адаптации к
климатическим изменениям;
     5) сохранение биологического разнообразия;
     6) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных
ландшафтов и природных комплексов, экосистемных связей между территориями
зеленого фонда;
     7) максимизация экосистемных функций зеленых насаждений;
     8) соблюдение установленных показателей озелененности;
     9) осуществление градостроительной деятельности и деятельности по
благоустройству территорий в городе Москве в соответствии с требованиями
по охране и использованию зеленого фонда;
     10) рациональное и ответственное использование зеленого фонда;
     11) проектирование озеленения с учетом необходимости сохранения,
охраны и улучшения состояния окружающей среды, внедрения наилучших
доступных технологий, использования экологичных ресурсов и материалов, а
также посадочного материала, пригодного для произрастания на территории
города Москвы (нативных видов растений и районированных сортов растений);
     12) учет и регулирование антропогенной нагрузки на территории
зеленого фонда с учетом их рекреационного потенциала;
     13) обеспечение доступности территорий зеленого фонда для граждан,
если это не противоречит требованиям федерального законодательства,
законов и иных нормативных правовых актов города Москвы;
     14) ответственность за нарушение законодательства города Москвы в
области охраны и использования зеленого фонда;
     15) возмещение вреда, причиненного зеленым насаждениям, а также
среде их произрастания;
     16) обеспечение доступа к экологической информации в области охраны
и использования зеленого фонда.
     2. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением
требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами города
Москвы.
     3. На территориях зеленого фонда, расположенных на землях, которые
находятся в государственной собственности города Москвы, или
государственная собственность на которые не разграничена, либо которые
переданы в пользование государственному учреждению города Москвы, работы
по обращению с зелеными насаждениями, связанные с проведением
агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными
организациями.
     4. При принятии решений, затрагивающих территории зеленого фонда, в
том числе решений о создании, преобразовании, об изменении границ,
упразднении территорий зеленого фонда, о разработке, об экспертизе, о
согласовании проектной документации при строительстве, озеленении и
благоустройстве территорий, о выдаче разрешений на удаление, пересадку
зеленых насаждений, об определении вида и объема компенсационных
мероприятий, а также при определении видов и объема мероприятий в рамках
содержания зеленых насаждений должны учитываться виды и объем
экосистемных функций зеленых насаждений.
     5. На территории города Москвы осуществляются меры по предупреждению
распространения и регулированию численности инвазивных растений.
     6. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на
которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за
их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное
развитие зеленых насаждений.
     7. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны
осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать
незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или
уничтожению зеленых насаждений.
     8. Природные и озелененные территории, а также земельные участки,
предназначенные для развития природных и озелененных территорий,
застройке, не связанной с их функциональным назначением, не подлежат.

     Статья 4. Полномочия Правительства Москвы и иных исполнительных
                 органов города Москвы в области охраны и использования
                 зеленого фонда
     К полномочиям Правительства Москвы и иных исполнительных органов
города Москвы в области охраны и использования зеленого фонда относятся:
     1) принятие мер по охране, сохранению и развитию зеленого фонда;
     2) разработка, утверждение и реализация государственных программ
(подпрограмм государственных программ) города Москвы, направленных на
охрану и использование зеленого фонда;
     3) определение форм экономического стимулирования в области охраны и
использования зеленого фонда;
     4) утверждение порядка определения видов экосистемных функций
зеленых насаждений, определения порядка и методики их оценки;
     5) утверждение порядка определения показателей озелененности города
Москвы (далее - показатели озелененности) и определение показателей
озелененности с учетом уровня озеленения и экосистемных функций
территорий зеленого фонда;
     6) утверждение состава территорий зеленого каркаса и описания их
границ;
     7) определение порядка учета зеленых насаждений, территорий зеленого
фонда, порядка предоставления сведений для учета зеленых насаждений,
территорий зеленого фонда и ведения реестра зеленых насаждений;
     8) определение порядка содержания и использования территорий
зеленого фонда, в том числе правил создания и содержания зеленых
насаждений;
     9) установление порядка утверждения регламентов (стандартов)
озеленения, регламентов (стандартов) содержания зеленых насаждений;
     10) регулирование организации озеленения территорий зеленого фонда
при осуществлении благоустройства;
     11) определение порядка согласования проектной документации при
осуществлении работ по созданию, восстановлению зеленых насаждений;
     12) установление порядка определения перечня рекомендуемых к
использованию при осуществлении работ по созданию, восстановлению зеленых
насаждений видов и сортов растений;
     13) определение порядка удаления, пересадки зеленых насаждений, в
том числе порядка и случаев выдачи порубочного билета, разрешения на
пересадку зеленых насаждений, иного специального разрешения;
     14) определение случаев, порядка и форм осуществления
компенсационных мероприятий, методики расчета объема компенсационных
мероприятий, методики определения размера вреда, причиненного
повреждением или уничтожением зеленых насаждений;
     15) определение порядка направления в уполномоченный орган
уведомлений о проведенных удалении, пересадке зеленых насаждений, об
утилизации порубочных остатков, о выполнении компенсационных мероприятий;
     16) установление состава и порядка осуществления мер по
регулированию распространения и численности инвазивных растений на
территории города Москвы;
     17) определение порядка создания, изменения категории,
преобразования и упразднения особо охраняемых природных территорий города
Москвы;
     18) определение порядка создания, преобразования и упразднения особо
охраняемых зеленых территорий, природных и озелененных территорий;
     19) определение порядка охраны особо охраняемых природных
территорий, особо охраняемых зеленых территорий в соответствии с
федеральным законодательством и настоящим Законом;
     20) утверждение положений об особо охраняемых природных территориях
города Москвы;
     21) утверждение границ охранных зон особо охраняемых природных
территорий города Москвы и режимов ограничения хозяйственной и
градостроительной деятельности в указанных зонах;
     22) установление порядка оформления охранных обязательств в случае
образования особо охраняемой природной территории;
     23) установление порядка выдачи разрешений на передвижение
транспортных средств на особо охраняемых природных территориях;
     24) установление порядка осуществления мониторинга состояния
зеленого фонда;
     25) иные полномочия, установленные федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом,
иными законами и нормативными правовыми актами города Москвы.

     Статья 5. Научно-методический совет
     1. В целях научно-методического обеспечения деятельности
уполномоченного органа при нем создается Научно-методический совет (далее
- Совет).
     2. Положение о Совете и его состав утверждаются уполномоченным
органом.

     Статья 6. Показатели озелененности
     1. В городе Москве обращение с зелеными насаждениями и иная
деятельность, оказывающая влияние на зеленые насаждения, территории
зеленого фонда, должны осуществляться с соблюдением показателей
озелененности, учитывающих уровень озеленения территорий зеленого фонда и
экосистемные функции зеленых насаждений.
     2. Показатели озелененности утверждаются в отношении города Москвы в
целом, административных округов города Москвы, районов города Москвы.
Также могут быть определены иные виды показателей озелененности
территорий.
     3. Мероприятия по обеспечению выполнения (достижения) показателей
озелененности определяются с учетом отраслевой схемы развития зеленого
фонда.

     Статья 7. Зеленый каркас
     1. Состав территорий зеленого каркаса и их границы устанавливаются
Правительством Москвы в составе отраслевой схемы развития зеленого фонда.
     2. В зеленый каркас могут включаться земельные участки, которые
зарезервированы в установленном порядке для государственных нужд в целях
воссоздания утраченных, восстановления деградированных территорий
зеленого фонда или создания новых территорий зеленого фонда.
     3. Исключение территорий из состава территорий зеленого каркаса,
изменение границ территорий зеленого каркаса допускаются при условии
сохранения либо восстановления их экосистемной и территориальной
связности, проведения компенсационных мероприятий с учетом объема
утрачиваемых экосистемных функций зеленых насаждений в порядке,
предусмотренном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами
города Москвы.

     Статья 8. Отраслевая схема развития зеленого фонда
     1. Планирование развития территорий зеленого фонда осуществляется в
составе отраслевой схемы развития зеленого фонда, принимаемой в
соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами города
Москвы.
     2. В отраслевую схему развития зеленого фонда включаются особо
охраняемые природные территории, особо охраняемые зеленые территории,
природные территории, озелененные территории, а также могут включаться
иные территории, занятые зелеными насаждениями. В отраслевую схему
развития зеленого фонда также включаются земельные участки, которые
зарезервированы в установленном порядке для государственных нужд в целях
воссоздания утраченных, восстановления деградированных территорий
зеленого фонда или создания новых территорий зеленого фонда.
     3. Отраслевая схема развития зеленого фонда содержит сведения о виде
(категории), наименовании (при наличии), месторасположении, границах,
площади территорий и земельных участков, указанных в части 2 настоящей
статьи, о включении территорий зеленого фонда в состав зеленого каркаса,
режимах регулирования градостроительной деятельности на территориях
зеленого фонда, применяемых показателях озелененности, показателях
озелененности, которые планируется достичь за определенный период, а
также иные сведения.
     4. Обращение с зелеными насаждениями и иная деятельность,
оказывающая влияние на зеленые насаждения, территории зеленого фонда,
должны осуществляться с учетом отраслевой схемы развития зеленого фонда.
     5. Отраслевая схема развития зеленого фонда учитывается при
разработке и утверждении правил землепользования и застройки, документов
по планировке территорий, разработке, рассмотрении, проведении экспертизы
и реализации градостроительных и архитектурно-строительных проектов
(включая проекты комплексного развития территорий, проекты озеленения и
благоустройства территорий), проектов отраслевых схем размещения и
развития объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, при выдаче
разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию
при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального
строительства, а также при разработке и утверждении документов
стратегического планирования, затрагивающих территории зеленого фонда.

     Статья 9. Учет зеленых насаждений, территорий зеленого фонда
     1. В городе Москве ведется учет зеленых насаждений и территорий
зеленого фонда. В целях учета зеленых насаждений создается реестр зеленых
насаждений.
     2. Сведения для учета зеленых насаждений, территорий зеленого фонда
и ведения реестра зеленых насаждений предоставляются правообладателями
территорий зеленого фонда в установленном порядке.

      Глава 2. Правовой режим охраны и использования зеленого фонда

     Статья 10. Создание, восстановление зеленых насаждений
     1. Работы по созданию, восстановлению зеленых насаждений, в том
числе при осуществлении проектов озеленения и благоустройства территорий,
должны осуществляться в соответствии с проектной документацией,
согласованной с уполномоченным органом, если иной порядок не предусмотрен
настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
     2. Разработка проектной документации на проведение работ по
созданию, восстановлению зеленых насаждений при осуществлении проектов
комплексного развития территории, строительства, озеленения и
благоустройства должна осуществляться с учетом необходимости сохранения,
охраны или улучшения состояния окружающей среды, внедрения наилучших
доступных, природоприближенных технологий, использования экологичных
ресурсов и материалов. Указанная проектная документация должна
основываться на требованиях регламентов (стандартов) озеленения с учетом
необходимости соблюдения показателей озелененности, а также обеспечения
необходимого объема экосистемных функций и декоративных качеств зеленых
насаждений.
     3. Работы по созданию, восстановлению зеленых насаждений должны
осуществляться в соответствии с установленными для соответствующей
территории показателями озелененности, положениями отраслевой схемы
развития зеленого фонда, а также техническими требованиями,
предусмотренными регламентами (стандартами) озеленения.
     4. При осуществлении работ по созданию, восстановлению зеленых
насаждений должен использоваться посадочный материал нативных видов
растений и районированных сортов растений с учетом необходимости
сохранения биологического разнообразия, если иное не предусмотрено
нормативными правовыми актами города Москвы.
     5. При выполнении специализированными организациями работ по
созданию, восстановлению зеленых насаждений, произрастающих на
территориях зеленого фонда, расположенных на землях, которые находятся в
государственной собственности города Москвы, или государственная
собственность на которые не разграничена, либо которые переданы в
пользование государственному учреждению города Москвы, а также в иных
случаях, если соответствующая деятельность осуществляется
государственными организациями города Москвы либо иными организациями или
индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета города Москвы,
условия о соответствии работ требованиям частей 2 - 4 настоящей статьи
должны включаться в документы, являющиеся основанием для финансирования и
проведения работ (государственные контракты, государственные задания,
соглашения о предоставлении субсидий и иные документы). В указанные
документы также включаются условия о гарантийных обязательствах
организации, осуществляющей данные работы.
     6. Положения частей 2 - 4 настоящей статьи не применяются в случае
создания, восстановления зеленых насаждений в границах земельных
участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для
индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами личного
подсобного хозяйства, садоводства или огородничества для собственных
нужд.
     7. Работы по восстановлению цветников и газонов, не предполагающие
изменения планировочной структуры территории зеленого фонда,
восстановления, замены или удаления древесно-кустарниковой растительности
и (или) замены элементов объектов благоустройства, могут осуществляться
правообладателями соответствующих территорий зеленого фонда без
утвержденной проектной документации при условии их соответствия
отраслевой схеме развития зеленого фонда и регламентам (стандартам)
озеленения.
     8. Сведения о создании, восстановлении зеленых насаждений
направляются в уполномоченный орган в случаях и порядке, установленных
правилами создания и содержания зеленых насаждений.

     Статья 11. Использование территорий зеленого фонда
     1. Режимы использования территорий зеленого фонда определяются в
соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами
города Москвы, отраслевой схемой развития зеленого фонда, а также
положениями о соответствующих территориях зеленого фонда (при наличии).
     2. Режимы использования территорий зеленого фонда в
санитарно-защитных, водоохранных зонах, зонах охраны особо охраняемых
природных территорий, объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного
наследия), охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций, зонах
санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения и зонах отдыха определяются с учетом требований
федерального законодательства и нормативных правовых актов города Москвы
к использованию указанных территорий.
     3. На территориях зеленого фонда запрещается:
     1) повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением
случаев удаления, пересадки зеленых насаждений в порядке, предусмотренном
статьей 13 настоящего Закона;
     2) разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать
иные действия, создающие пожароопасную обстановку;
     3) осуществлять приготовление пищи на открытом огне вне специально
оборудованных для этих целей мест;
     4) осуществлять организацию и обустройство туристических стоянок и
кемпингов вне специально оборудованных для этих целей мест;
     5) осуществлять складирование различных грузов, в том числе
строительных материалов;
     6) осуществлять размещение и использование опасных, радиоактивных,
ядовитых веществ;
     7) осуществлять ремонт, слив отходов, мойку автотранспортных
средств;
     8) производить иные действия, способные нанести вред зеленым
насаждениям.

     Статья 12. Содержание зеленых насаждений, территорий зеленого фонда
     1. Работы по содержанию зеленых насаждений, произрастающих на
территориях, расположенных на землях, которые находятся в государственной
собственности города Москвы, или государственная собственность на которые
не разграничена, либо которые переданы в пользование государственному
учреждению города Москвы, а также в иных случаях, если указанные работы
осуществляются государственными организациями города Москвы либо иными
организациями, индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета
города Москвы, должны осуществляться в соответствии с установленными для
соответствующей территории показателями озелененности, положениями
отраслевой схемы развития зеленого фонда, а также техническими
требованиями, предусмотренными регламентами (стандартами) содержания
зеленых насаждений. Соответствующие условия должны включаться в
документы, являющиеся основанием для финансирования и проведения работ
(государственные контракты, государственные задания, соглашения о
предоставлении субсидий и иные документы).
     2. Лица, на которых возложены обязанности по содержанию зеленых
насаждений, допустившие несоблюдение требований регламентов (стандартов)
содержания зеленых насаждений, повлекшее повреждение либо уничтожение
зеленых насаждений, возмещают вред, причиненный повреждением или
уничтожением зеленых насаждений, в порядке, предусмотренном статьей 15
настоящего Закона.
     3. На территории города Москвы осуществляются меры по регулированию
распространения и численности инвазивных растений, в том числе по
предупреждению проникновения инвазивных растений в естественные
экологические системы, а также удалению инвазивных растений.

     Статья 13. Удаление, пересадка зеленых насаждений
     1. Удаление, пересадка зеленых насаждений осуществляются на
основании порубочного билета, разрешения на пересадку зеленого насаждения
либо иного специального разрешения, выдаваемого уполномоченным органом,
если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными нормативными
правовыми актами города Москвы.
     2. Правообладатель территории зеленого фонда, осуществивший
удаление, пересадку зеленых насаждений, в течение пяти рабочих дней с
момента окончания соответствующих работ направляет в уполномоченный орган
уведомление о проведенных удалении, пересадке зеленых насаждений,
утилизации порубочных остатков, если иное не предусмотрено настоящим
Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

     Статья 14. Компенсационные мероприятия при удалении, пересадке
                 зеленых насаждений
     1. В случаях, установленных нормативными правовыми актами города
Москвы, выдача порубочного билета, разрешения на пересадку зеленого
насаждения либо иного специального разрешения, предусмотренного частью 1
статьи 13 настоящего Закона, производится при условии осуществления
компенсационных мероприятий.
     2. Случаи, порядок и формы осуществления компенсационных
мероприятий, методика расчета объема компенсационных мероприятий,
обеспечивающих восстановление утраченных экосистемных функций зеленых
насаждений, утверждаются Правительством Москвы.
     3. Лицо, обязанное осуществить компенсационные мероприятия,
направляет в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней после их
выполнения соответствующее уведомление.

     Статья 15. Возмещение вреда, причиненного зеленым насаждениям
     В случае повреждения или уничтожения зеленых насаждений в результате
противоправных действий причиненный вред возмещается лицом, совершившим
противоправные действия, в размере, определяемом уполномоченным органом в
соответствии с методикой, утвержденной правовым актом города Москвы.

             Глава 3. Особо охраняемые природные территории

     Статья 16. Категории особо охраняемых природных территорий
     1. В городе Москве особо охраняемые природные территории могут быть
федерального, регионального значения. В зависимости от целевого
назначения различаются следующие категории особо охраняемых природных
территорий:
     1) национальный парк;
     2) природный парк;
     3) природно-исторический парк;
     4) экологический парк;
     5) природный заказник;
     6) памятник природы;
     7) заповедный участок;
     8) ботанический сад, дендрологический парк;
     9) водоохранная зона;
     10) иные категории особо охраняемых природных территорий,
установленные федеральным законодательством и законами города Москвы.
     2. Национальный парк - особо охраняемая природная территория
федерального значения, расположенная на территории города Москвы и
имеющая особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное
значение как уникальный природный комплекс, отличающийся высоким
природным разнообразием и наличием редких или хорошо сохранившихся
типичных природных сообществ, редких и уязвимых видов растений и
животных.
     3. Природный парк - особо охраняемая природная территория
регионального значения, имеющая природоохранное, рекреационное,
эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный,
крупный и целостный природно-территориальный комплекс, отличающийся
высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в условиях
города Москвы видов растений и животных и благоприятными условиями для
отдыха в природном окружении, создаваемая в целях сохранения крупных
природно-территориальных комплексов и организации их рационального
рекреационного использования.
     4. Природно-исторический парк - особо охраняемая природная
территория регионального значения, имеющая природоохранное,
историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо
ценный природный комплекс и объект культурного наследия, которая
образуется на природных территориях, включающих объекты культурного
наследия, памятники садово-паркового искусства, создаваемая в целях
сохранения природного комплекса и объектов культурного наследия в
границах особо охраняемой природной территории.
     5. Экологический парк - специализированная особо охраняемая
природная территория регионального значения, предназначенная для
отработки методов и приемов сохранения, восстановления и рационального
использования территорий зеленого фонда с учетом специфики их
местоположения, экологизации градостроительной и хозяйственной
деятельности на территории города Москвы, экологического просвещения и
природоохранного воспитания населения.
     6. Природный заказник - особо охраняемая природная территория
регионального значения, образуемая в целях охраны природных и
историко-культурных комплексов, естественных ландшафтов, сохранения или
восстановления природных комплексов, биологического разнообразия или
отдельных видов растений и животных, поддержания рекреационного
потенциала природных территорий в пределах города Москвы.
     7. Памятник природы - особо охраняемая природная территория
федерального или регионального значения, на которой представлены
уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и
эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты
естественного и искусственного происхождения.
     8. Заповедный участок - особо охраняемая природная территория
регионального значения, предназначенная для использования в научных целях
как объект биологического мониторинга или место постоянного или
временного обитания редких или находящихся под угрозой исчезновения видов
животных или растений.
     9. Ботанический сад, дендрологический парк - особо охраняемые
природные территории федерального или регионального значения со
специальной коллекцией растений, создаваемой в целях сохранения
разнообразия растительного мира и осуществления научной, учебной и
просветительской деятельности.
     10. Водоохранная зона - особо охраняемая природная территория
регионального значения, образуемая на территориях природного комплекса
города Москвы вдоль рек и (или) водоемов вне особо охраняемых природных
территорий иных категорий в целях предотвращения загрязнения, засорения и
истощения поверхностных вод, поддержания водных объектов в экологически
благополучном состоянии, а также для сохранения среды обитания объектов
животного и растительного мира.
     11. Особо охраняемые природные территории регионального значения
являются собственностью города Москвы.

     Статья 17. Особенности правового регулирования различных категорий
                 особо охраняемых природных территорий
     1. Правовое регулирование в области охраны и использования особо
охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с
Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", иными
федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской
Федерации, настоящим Законом и иными законами и нормативными правовыми
актами города Москвы с учетом особенностей, установленных настоящей
статьей.
     2. Правовое регулирование охраны и использования национального парка
осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами города Москвы.
     3. На территории природных парков допускается использование
специально выделенных участков в физкультурно-оздоровительных целях.
Использование природно-исторических парков допускается в
культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и
спортивных целях. Использование территорий природных заказников
допускается в культурно-просветительских, рекреационных,
физкультурно-оздоровительных и спортивных целях. Ботанические сады и
дендрологические парки используются в научных, культурно-просветительских
и рекреационных целях.
     4. Памятники природы образуются на территориях, где располагаются
уникальные, редкие и наиболее сохранившиеся природные объекты, а также
могут учреждаться в границах особо охраняемых природных территорий иных
категорий. В соответствии с федеральным законодательством уполномоченным
органом утверждается паспорт памятника природы регионального значения в
порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы.
     5. Заповедные участки являются самостоятельной категорией особо
охраняемых природных территорий, а также могут учреждаться в границах
особо охраняемых природных территорий иных категорий. Для территорий,
являющихся местом временного обитания редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных, могут устанавливаться заповедные участки
временного характера на период обитания указанных видов животных.
     6. В пределах водоохранных зон в соответствии с Водным кодексом
Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации могут выделяться прибрежные защитные полосы с более строгим
режимом охраны, чем на иных частях водоохранных зон.

     Статья 18. Образование особо охраняемых природных территорий города
                 Москвы
     1. Особо охраняемые природные территории города Москвы являются
особо охраняемыми природными территориями регионального значения и
образуются в порядке, установленном Правительством Москвы.
     2. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные
объединения, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных
образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления)
вправе направлять в уполномоченный орган предложения об образовании особо
охраняемой природной территории города Москвы с указанием ее
предполагаемого местоположения и категории с приложением материалов об
образовании особо охраняемой природной территории города Москвы.
     3. Уполномоченный орган рассматривает предложения граждан,
юридических лиц, общественных и религиозных объединений, органов местного
самоуправления, а также при необходимости направляет предложения об
образовании особо охраняемой природной территории города Москвы с
приложением материалов о таком образовании в Совет для подготовки
заключения в порядке, установленном уполномоченным органом.
Уполномоченный орган при наличии оснований и с учетом заключения Совета
(при наличии) принимает решение о подготовке материалов об образовании
особо охраняемой природной территории города Москвы и направляет в
Правительство Москвы указанные материалы либо дает мотивированный отказ.
     4. Правительство Москвы согласовывает решения о создании особо
охраняемых природных территорий города Москвы с федеральными органами
исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством.
     5. Утверждение границ особо охраняемой природной территории города
Москвы является основанием для прекращения использования земельных
участков, расположенных в указанных границах, в целях, не соответствующих
режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории
города Москвы. Изъятие земельных участков и возмещение убытков, связанных
с изъятием земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой
природной территории города Москвы, лицам, деятельность которых
несовместима с функционированием данной территории, производится в
порядке, установленном федеральным законодательством.

     Статья 19. Зонирование особо охраняемых природных территорий города
                 Москвы
     1. Зонирование особо охраняемой природной территории города Москвы
осуществляется в соответствии с установленной категорией и режимом охраны
и использования на основании утвержденного положения о данной особо
охраняемой природной территории города Москвы.
     2. На особо охраняемых природных территориях города Москвы в
зависимости от их категории, целей и задач использования, площади,
природных, историко-культурных, градостроительных и иных особенностей
могут быть выделены различные зоны и участки, в том числе:
     1) заповедные участки, предназначенные для использования в
природоохранных и научных целях и выделяемые в целях обеспечения
сохранения и (или) восстановления представляющих особую ценность
природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных,
других объектов живой и неживой природы. Заповедные участки не утрачивают
своего статуса при вхождении в состав особо охраняемой природной
территории города Москвы иной категории;
     2) зоны охраны объектов культурного наследия, предназначенные для
сохранения и восстановления объектов культурного наследия, которые могут
быть использованы в научных и просветительских целях;
     3) учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использования в
целях экологического просвещения и воспитания населения,
эколого-просветительская деятельность на которых осуществляется в целях
экологического образования, экологической пропаганды и повышения
экологической культуры населения, в том числе путем создания в
учебно-экскурсионной зоне учебных и познавательных маршрутов, музеев
природы и информационных экологических центров;
     4) рекреационные центры, специально обустроенные и предназначенные
для массового отдыха населения;
     5) физкультурно-оздоровительные и спортивные зоны, предназначенные
для организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий и
специально обустроенные для этих целей;
     6) прогулочные зоны;
     7) административно-хозяйственные участки, предназначенные для
размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для
обеспечения охраны, содержания и использования особо охраняемых природных
территорий города Москвы в соответствии с их целями и задачами;
     8) участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам,
деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием
особо охраняемых природных территорий и не противоречит установленному
режиму;
     9) зоны охраняемого ландшафта.
     3. В пределах зон и участков в соответствии с режимом охраны особо
охраняемых природных территорий города Москвы и их целевым назначением
устанавливаются дифференцированные режимы охраны, хозяйственного и иного
использования, в том числе режимы регулирования градостроительной
деятельности, не противоречащие целям образования и использования особо
охраняемых природных территорий.

     Статья 20. Положение об особо охраняемой природной территории города
                 Москвы
     1. Положение об особо охраняемой природной территории города Москвы
утверждается Правительством Москвы.
     2. Положение об особо охраняемой природной территории города Москвы
должно содержать:
     1) наименование особо охраняемой природной территории города Москвы;
     2) сведения об организации, осуществляющей охрану, содержание и
использование особо охраняемой природной территории города Москвы (при
наличии);
     3) режим охраны и использования особо охраняемой природной
территории города Москвы;
     4) режим охраны и использования охранной зоны особо охраняемой
природной территории города Москвы (при наличии);
     5) режимы использования земельных участков, предоставленных в
пользование гражданам и юридическим лицам, в соответствии с охранными
обязательствами;
     6) иные сведения.

     Статья 21. Порядок изменения категории, преобразования и упразднения
                 особо охраняемой природной территории города Москвы
     1. Изменение категории или упразднение особо охраняемой природной
территории города Москвы допускается по основаниям, указанным в настоящей
статье.
     2. Основаниями для изменения категории особо охраняемой природной
территории города Москвы являются:
     1) необходимость усиления режима охраны особо охраняемой природной
территории города Москвы;
     2) чрезвычайная экологическая ситуация, повлекшая за собой гибель
природных объектов и (или) утрату объектов культурного наследия,
являющихся основой особо охраняемой природной территории города Москвы,
при наличии заключения государственной экологической экспертизы о
возможности восстановления указанной территории с приданием ей иной
категории.
     3. При изменении категории особо охраняемой природной территории
города Москвы границы данной территории пересмотру не подлежат.
     4. Решением Правительства Москвы особо охраняемая природная
территория города Москвы может быть преобразована в особо охраняемую
зеленую территорию города Москвы при условии обеспечения требований к
охране зеленого фонда, установленных пунктом 2 статьи 61 Федерального
закона "Об охране окружающей среды".
     5. Основаниями для упразднения особо охраняемой природной территории
города Москвы являются утрата природных объектов и их экосистемных
функций и (или) утрата объектов культурного наследия, являющихся основой
особо охраняемой природной территории города Москвы.

     Статья 22. Государственный кадастр особо охраняемых природных
                 территорий города Москвы
     1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
города Москвы является составной частью государственного кадастра особо
охраняемых природных территорий.
     2. Ведение государственного кадастра особо охраняемых природных
территорий города Москвы осуществляется уполномоченным Правительством
Москвы исполнительным органом города Москвы в порядке, установленном
федеральным законодательством.

     Статья 23. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий
                 города Москвы
     1. В целях обеспечения режима охраны природного парка города Москвы,
памятника природы города Москвы на прилегающих к ним территориях
устанавливаются охранные зоны.
     2. На территориях охранных зон природного парка города Москвы,
памятника природы города Москвы устанавливаются ограничения хозяйственной
и градостроительной деятельности, обеспечивающие снижение неблагоприятных
воздействий на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных
территорий города Москвы.
     3. Границы охранных зон природного парка города Москвы, памятника
природы города Москвы и режимы ограничения хозяйственной и
градостроительной деятельности в этих зонах утверждаются Правительством
Москвы в соответствии с федеральным законодательством.
     4. При определении границ и размеров охранных зон природного парка
города Москвы, памятника природы города Москвы учитываются функциональное
назначение сопредельных с ними территорий, степень экологической
опасности производственных и иных объектов на этих территориях, планы
градостроительного развития и другая проектная документация, утвержденная
в установленном порядке.

     Статья 24. Режимы охраны особо охраняемых природных территорий
     1. На особо охраняемых природных территориях в соответствии с
зонированием выделяются участки, на которых не допускается хозяйственная
деятельность.
     2. На особо охраняемых природных территориях, категория и режим
охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной
деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным
объектам, в том числе:
     1) искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
     2) возведение объектов капитального строительства, не связанных с
функционированием особо охраняемой природной территории;
     3) проведение работ, которые могут привести к нарушению
гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и
развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения
уполномоченного органа;
     4) применение солей в качестве противогололедных средств без
разрешения уполномоченного Правительством Москвы исполнительного органа
города Москвы;
     5) нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в
Красную книгу города Москвы или являющихся редкими на конкретной особо
охраняемой природной территории;
     6) разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих
использование открытого огня, использование мангалов и иных
приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне
специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том
числе весенние палы;
     7) заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением
регулируемого сенокошения, осуществляемого в целях предотвращения
зарастания лугов древесной растительностью);
     8) использование земель для садоводства и огородничества;
     9) повреждение, уничтожение деревьев и кустарников;
     10) самовольная посадка деревьев и кустарников, а также другие
самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных
участков особо охраняемой природной территории;
     11) умышленное причинение беспокойства диким животным, отлов и
уничтожение диких животных, разорение их гнезд и нор;
     12) пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием,
рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;
     13) проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне
специально выделенных для этих целей мест и без разрешения
уполномоченного Правительством Москвы исполнительного органа города
Москвы;
     14) изменение функционального назначения земельного участка или его
части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на
природный комплекс особо охраняемой природной территории;
     15) размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети в
границах особо охраняемой природной территории без согласования с
уполномоченным Правительством Москвы исполнительным органом города
Москвы;
     16) выгул собак в границах заповедных участков особо охраняемой
природной территории;
     17) въезд, передвижение либо размещение транспортного средства вне
дорог общего пользования и улично-дорожной сети на особо охраняемой
природной территории в нарушение установленного порядка.
     3. На особо охраняемой природной территории в соответствии с ее
зонированием разрешается:
     1) строительство зданий и сооружений, прокладка дорог и
инженерно-технических коммуникаций, необходимых для обеспечения охраны,
содержания и использования особо охраняемой природной территории в
соответствии с целями и задачами ее создания;
     2) ремонт, реконструкция объектов и сооружений (в соответствии с
установленными нормативами), строительство дорог (в утвержденных красных
линиях) и инженерно-технических коммуникаций (в существующих границах
охранных зон) на земельных участках, на которых допускается ограниченная
хозяйственная деятельность, в соответствии с положением об особо
охраняемой природной территории;
     3) проведение работ, связанных с устранением аварийных ситуаций и
ликвидацией их последствий.
     4. Территории и природные объекты, состояние которых нарушено при
производстве работ, указанных в части 3 настоящей статьи, подлежат
восстановлению.

     Статья 25. Охрана особо охраняемых природных территорий
     1. Охрана особо охраняемых природных территорий осуществляется путем
обеспечения соблюдения требований Федерального закона "Об особо
охраняемых природных территориях", Федерального закона "Об охране
окружающей среды", Лесного кодекса Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и
природопользования, а также настоящего Закона.
     2. Охрана особо охраняемых природных территорий включает:
     1) наблюдение за состоянием особо охраняемых природных территорий;
     2) осуществление мероприятий по поддержанию особо охраняемых
природных территорий в состоянии, соответствующем их назначению;
     3) реализацию комплексных программ, направленных на охрану особо
охраняемых природных территорий;
     4) экономическое стимулирование деятельности по охране особо
охраняемых природных территорий;
     5) привлечение к ответственности за несоблюдение режима охраны и
использования особо охраняемых природных территорий;
     6) иные мероприятия.
     3. Охрана зеленых насаждений и объектов животного мира на особо
охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с
федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми
актами города Москвы.

     Статья 26. Правовой режим использования земельных участков особо
                 охраняемых природных территорий города Москвы
     1. Земельные участки особо охраняемых природных территорий города
Москвы предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование
организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо
охраняемых природных территорий города Москвы.
     2. Земельные участки в границах особо охраняемой природной
территории города Москвы могут быть по решению Правительства Москвы
предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и
религиозным объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных,
спортивных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит
режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории
города Москвы. Предоставление земельных участков в границах особо
охраняемых природных территорий города Москвы государственным учреждениям
города Москвы, осуществляющим свою деятельность в сферах культуры,
физической культуры и спорта, образования и здравоохранения, допускается
на праве постоянного (бессрочного) пользования.
     3. Предоставление земельных участков в границах особо охраняемых
природных территорий города Москвы гражданам и юридическим лицам в
собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кроме организаций,
осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых
природных территорий города Москвы, государственных учреждений, указанных
в части 2 настоящей статьи) не допускается.
     4. Распоряжение правами пользования земельным участком особо
охраняемой природной территории города Москвы (залог, продажа права
аренды, субаренда и другие) не допускается.

     Статья 27. Обеспечение землепользователями сохранности земельных
                 участков в границах особо охраняемых природных
                 территорий города Москвы с соблюдением установленных
                 режимов охраны и использования
     В случае принятия в соответствии с настоящим Законом решения об
образовании особо охраняемой природной территории города Москвы
землепользователи земельных участков, включенных в состав указанной
территории, подписывают охранные обязательства, которые содержат
требования к обеспечению сохранности природных сообществ и объектов,
представленных на занимаемых землепользователями земельных участках, с
соблюдением установленных режимов охраны и использования.

     Статья 28. Передвижение транспортных средств на особо охраняемых
                 природных территориях города Москвы
     Передвижение транспортных средств на особо охраняемых природных
территориях города Москвы (за исключением административно-хозяйственных
участков и участков, предоставленных юридическим и физическим лицам,
дорог общего пользования) осуществляется за плату или на основании
разрешений, выдаваемых в установленном порядке.

              Глава 4. Особо охраняемые зеленые территории

     Статья 29. Образование особо охраняемых зеленых территорий
     1. Порядок образования особо охраняемых зеленых территорий,
определения и изменения границ особо охраняемых зеленых территорий
устанавливается Правительством Москвы.
     2. Граждане, юридические лица, общественные и религиозные
объединения, органы местного самоуправления вправе направлять в
уполномоченный орган предложения об образовании особо охраняемой зеленой
территории с указанием предполагаемого местоположения с приложением
материалов об образовании особо охраняемой зеленой территории.
     3. Уполномоченный орган рассматривает предложения граждан,
юридических лиц, общественных и религиозных объединений, органов местного
самоуправления, а также при необходимости направляет предложения об
образовании особо охраняемой зеленой территории с приложением материалов
о таком образовании в Совет для подготовки заключения в порядке,
установленном уполномоченным органом. Уполномоченный орган при наличии
оснований и с учетом заключения Совета (при наличии) принимает решение о
подготовке материалов об образовании особо охраняемой зеленой территории
и направляет в Правительство Москвы материалы о таком образовании либо
дает мотивированный отказ.

     Статья 30. Режим охраны и использования особо охраняемых зеленых
                 территорий
     1. Режим охраны и использования особо охраняемых зеленых территорий
устанавливается Правительством Москвы с учетом требований настоящей
статьи.
     2. На особо охраняемой зеленой территории запрещается деятельность,
не связанная с сохранением и изучением особо охраняемой зеленой
территории, за исключением деятельности, предусмотренной настоящей
статьей и правовыми актами Правительства Москвы.
     3. На особо охраняемой зеленой территории разрешается:
     1) осуществление научно-исследовательской деятельности,
образовательной, культурно-просветительской деятельности, в том числе
организация и проведение эколого-просветительских,
природно-познавательных мероприятий, развитие эколого-просветительских
проектов;
     2) осуществление рекреационной деятельности;
     3) осуществление религиозной деятельности;
     4) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев,
сеянцев);
     5) эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а
также гидротехнических сооружений;
     6) строительство, реконструкция и эксплуатация линий
электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений),
трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других
линейных объектов, а также зданий, строений, сооружений, являющихся
неотъемлемой технологической частью указанных объектов, при условии
сохранения пешеходной связности между участками особо охраняемой зеленой
территории;
     7) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального
строительства рекреационного, физкультурно-оздоровительного, спортивного
назначения;
     8) размещение и эксплуатация объектов, не являющихся объектами
капитального строительства, предназначенных для обеспечения занятий
физической культурой, спортом, проведения массовых культурно-досуговых
мероприятий, обустройства раздевалок, мест хранения спортивного
инвентаря, медицинских пунктов, пунктов охраны, туалетов, пунктов
общественного питания, в том числе с подключением к сетям
электроснабжения, водопровода, канализации, теплоснабжения и заглублением
до 0,5 метра, без устройства фундаментов;
     9) строительство, реконструкция и эксплуатация парковок для
посетителей особо охраняемой зеленой территории и подъездных дорог к
парковкам;
     10) проведение работ, связанных с устранением аварийных ситуаций и
ликвидацией их последствий;
     11) осуществление мероприятий по поддержанию особо охраняемой
зеленой территории в состоянии, соответствующем ее назначению, в том
числе восстановление зеленых насаждений, декоративное озеленение (с
использованием нативных видов растений), формирование почвозащитного
подлеска, проведение биотехнических мероприятий в целях улучшения условий
обитания животных, восстановление и сохранение экосистем, разнообразия
ландшафта, богатства растительного и животного мира, рекультивация
нарушенных земель в целях проведения природовосстановительных работ.
     4. Правительством Москвы может утверждаться положение об особо
охраняемой зеленой территории, устанавливающее режим охраны и
использования данной территории, в том числе включающий дополнительные
ограничения и запреты на осуществление на данной территории отдельных
видов деятельности. Положением об особо охраняемой зеленой территории
может осуществляться ее зонирование.
     5. На особо охраняемых зеленых территориях в зависимости от
расположения, площади, природных, историко-культурных, градостроительных
и иных особенностей могут быть выделены различные зоны и участки, в том
числе:
     1) зоны охраняемого ландшафта;
     2) прогулочные зоны;
     3) рекреационные центры, специально обустроенные и предназначенные
для массового отдыха населения;
     4) физкультурно-оздоровительные и спортивные зоны, предназначенные
для организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий и
специально обустроенные для этих целей;
     5) зоны охраны объектов культурного наследия, предназначенные для
сохранения и восстановления объектов культурного наследия, которые могут
быть использованы в научных и просветительских целях;
     6) учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использования в
целях экологического просвещения и воспитания;
     7) административно-хозяйственные участки, предназначенные для
размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для
обеспечения охраны, содержания и использования особо охраняемых зеленых
территорий в соответствии с их целями и задачами.
     6. В пределах зон и участков в соответствии с режимом охраны особо
охраняемых зеленых территорий устанавливаются дифференцированные режимы
охраны, хозяйственного и иного использования.

     Статья 31. Охрана особо охраняемых зеленых территорий
     1. Охрана особо охраняемых зеленых территорий включает:
     1) наблюдение за состоянием особо охраняемых зеленых территорий;
     2) осуществление мероприятий по поддержанию особо охраняемых зеленых
территорий в состоянии, соответствующем их назначению;
     3) реализацию комплексных программ, направленных на охрану особо
охраняемых зеленых территорий;
     4) экономическое стимулирование деятельности по охране особо
охраняемых зеленых территорий;
     5) привлечение к ответственности за несоблюдение режима охраны и
использования особо охраняемых зеленых территорий;
     6) иные мероприятия.
     2. Охрана зеленых насаждений и объектов животного мира на особо
охраняемых зеленых территориях осуществляется в соответствии с
федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми
актами города Москвы.

    Глава 5. Особенности охраны и использования зеленых насаждений на
                  отдельных территориях зеленого фонда

     Статья 32. Особенности охраны и использования зеленых насаждений в
                 жилых зонах
     1. Занятые зелеными насаждениями участки площадью более 0,01
гектара, расположенные в границах кварталов застройки многоквартирными
домами, не включенные в состав придомовых территорий, территорий
общественно-деловых объектов, используемые гражданами в рекреационных
целях, в том числе для отдыха, прохода (прогулок), занятий физической
культурой и спортом, должны при осуществлении планировки территории
выделяться в качестве озелененных территорий общего пользования, в том
числе внутриквартальных парков, садов, скверов, бульваров, пешеходных
аллей (зон), озелененных территорий открытых плоскостных (спортивных,
физкультурно-оздоровительных, досуговых и детских игровых) площадок.
Ограничение доступа к указанным территориям не допускается, если иной
режим использования территории не установлен в соответствии с законами и
иными нормативными правовыми актами города Москвы.
     2. Работы по созданию, восстановлению, содержанию, удалению,
пересадке зеленых насаждений на находящихся в собственности граждан
земельных участках, расположенных в зонах застройки индивидуальными
жилыми домами, домами блокированной застройки и (или) предназначенных для
ведения личного подсобного хозяйства, осуществляются без оформления
проектной документации, иных документов, разрешений и уведомлений с
соблюдением требований земельного законодательства, законодательства в
области охраны окружающей среды, правил землепользования и застройки.
     3. В границах зон жилой застройки обеспечивается свободный проход
граждан к озелененным территориям общего пользования, озелененным
участкам улично-дорожной сети, внутриквартальных проездов, открытых
плоскостных (спортивных, физкультурно-оздоровительных, досуговых и
детских игровых) площадок, придомовых территорий, если такие озелененные
участки расположены на землях, которые находятся в государственной
собственности города Москвы или государственная собственность на которые
не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным
законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города
Москвы.

     Статья 33. Особенности охраны и использования зеленых насаждений,
                 расположенных на территориях, специально отведенных для
                 агротехнической деятельности
     1. Работы по созданию, восстановлению, содержанию, удалению,
пересадке зеленых насаждений, разведению и уборке сельскохозяйственных
культур на территориях, специально отведенных для агротехнической
деятельности по разведению и содержанию зеленых насаждений и
сельскохозяйственных культур, принадлежащих организациям,
специализирующимся на разведении и содержании зеленых насаждений и
сельскохозяйственных культур (городским питомникам, оранжерейным
комплексам и другим объектам), могут осуществляться правообладателями
указанных территорий без оформления проектной документации, иных
документов и разрешений, за исключением участков (зон) таких территорий,
в отношении которых ранее проводились мероприятия по озеленению и
благоустройству на основании утвержденного проекта.
     2. Работы по созданию, восстановлению, содержанию, удалению,
пересадке зеленых насаждений, разведению и уборке сельскохозяйственных
культур в границах находящихся в собственности граждан садовых или
огородных земельных участков, расположенных на территории ведения
гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд,
осуществляются без оформления проектной документации, иных документов,
разрешений и уведомлений с соблюдением требований земельного
законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды,
правил землепользования и застройки.
     3. В границах земельных участков общего назначения, расположенных на
территориях ведения садоводства или огородничества, обеспечивается
свободный проход граждан к озелененным территориям и озелененным
участкам, если соответствующие земельные участки общего назначения
находятся в государственной собственности города Москвы либо
государственная собственность на которые не разграничена.

     Статья 34. Особенности охраны и использования зеленых насаждений,
                 расположенных в зонах с особыми условиями использования
                 территорий
     1. В зонах с особыми условиями использования территорий могут
реализовываться проекты озеленения и благоустройства при условии
соблюдения обязательных требований, санитарно-гигиенических, технических
норм и требований, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными
документами, регулирующими использование указанных территорий и
эксплуатацию расположенных на них объектов.
     2. Работы по созданию, восстановлению, содержанию, удалению,
пересадке зеленых насаждений, расположенных в зонах с особыми условиями
использования территорий, в отношении которых ранее проводились
мероприятия по озеленению и благоустройству на основании утвержденного
проекта, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Законом и
иными нормативными правовыми актами города Москвы.
     3. Режимы охраны и использования зеленых насаждений, расположенных в
зонах с особыми условиями использования территорий, определяются с учетом
обязательных требований, санитарно-гигиенических, технических норм и
требований, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными
документами, регулирующими использование указанных территорий и
эксплуатацию расположенных на них объектов.

     Статья 35. Особенности охраны и использования зеленых насаждений на
                 территориях объектов культурного наследия и прилегающих
                 к ним территориях
     1. На территориях объектов культурного наследия, в зонах охраны
объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного
наследия обращение с зелеными насаждениями осуществляется в соответствии
с законодательством в области сохранения, использования, популяризации и
государственной охраны объектов культурного наследия.
     2. Создание, восстановление зеленых насаждений на территориях
объектов культурного наследия, включая территории произведений
ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, осуществляются в
соответствии с проектной документацией на проведение работ по сохранению
объектов культурного наследия, согласованной в порядке, установленном
законодательством в области сохранения, использования, популяризации и
государственной охраны объектов культурного наследия.

   Глава 6. Региональный государственный контроль (надзор). Мониторинг
                        состояния зеленого фонда

     Статья 36. Региональный государственный контроль (надзор) в области
                 охраны и использования особо охраняемых природных
                 территорий
     1. Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и
использования особо охраняемых природных территорий осуществляется в
соответствии с положением, утверждаемым Правительством Москвы.
     2. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований
(мониторинга безопасности) при осуществлении регионального
государственного контроля (надзора), указанного в части 1 настоящей
статьи, выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы
причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о
нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных
требований, может быть выдано предписание об устранении выявленных
нарушений.
     3. Если в рамках выездного обследования при осуществлении
регионального государственного контроля (надзора), указанного в части 1
настоящей статьи, выявлены признаки нарушений обязательных требований,
может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

     Статья 37. Региональный государственный контроль (надзор) за
                 выполнением требований к защите зеленых насаждений
     1. Региональный государственный контроль (надзор) за выполнением
требований к защите зеленых насаждений осуществляется в соответствии с
положением, утверждаемым Правительством Москвы.
     2. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований
(мониторинга безопасности) при осуществлении регионального
государственного контроля (надзора), указанного в части 1 настоящей
статьи, выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы
причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о
нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных
требований, может быть выдано предписание об устранении выявленных
нарушений.
     3. Если в рамках выездного обследования при осуществлении
регионального государственного контроля (надзора), указанного в части 1
настоящей статьи, выявлены признаки нарушений обязательных требований,
может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

     Статья 38. Мониторинг состояния зеленого фонда
     Мониторинг состояния зеленого фонда осуществляется уполномоченным
органом, иными исполнительными органами города Москвы и (или)
государственными учреждениями города Москвы в том числе с использованием
технических и (или) программных средств, имеющих функции фото- и
киносъемки, аудио- и видеозаписи, обнаружения, распознавания, анализа и
идентификации объектов, измерения количественных и качественных
показателей, а также с использованием государственных информационных
систем.

                    Глава 7. Заключительные положения

     Статья 39. О признании утратившими силу законов (отдельных положений
                 законов) города Москвы
     Признать утратившими силу:
     1) Закон города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых
насаждений";
     2) часть 23 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001 года
N 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской
Федерации отдельных законов города Москвы";
     3) Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо
охраняемых природных территориях в городе Москве";
     4) Закон города Москвы от 19 декабря 2001 года N 81 "О внесении
изменений в Закон города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых
насаждений";
     5) часть 2 статьи 1 Закона города Москвы от 17 марта 2004 года N 12
"О приведении в соответствие с Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях отдельных законов города Москвы";
     6) Закон города Москвы от 14 июля 2004 года N 48 "О внесении
изменений и дополнений в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года
N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве";
     7) Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 79 "О внесении
изменений в отдельные законы города Москвы в области охраны окружающей
среды";
     8) Закон города Москвы от 8 декабря 2004 года N 82 "О внесении
изменений в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо
охраняемых природных территориях в городе Москве";
     9) Закон города Москвы от 11 мая 2005 года N 16 "О внесении
изменений в статьи 32 и 34 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года
N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве";
     10) Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 37 "О схеме развития и
размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве";
     11) Закон города Москвы от 4 июля 2007 года N 32 "О внесении
изменений в отдельные законы города Москвы в области охраны окружающей
среды";
     12) части 3 и 7 статьи 17.3 Закона города Москвы от 21 ноября 2007
года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях";
     13) Закон города Москвы от 24 сентября 2008 года N 42 "О внесении
изменения в статью 19 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48
"Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве";
     14) Закон города Москвы от 17 декабря 2008 года N 67 "О внесении
изменений в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо
охраняемых природных территориях в городе Москве";
     15) Закон города Москвы от 29 апреля 2009 года N 9 "О внесении
изменений в статьи 4 и 8 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года
N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве";
     16) статью 3 Закона города Москвы от 20 мая 2009 года N 12 "О
внесении изменений в отдельные законы города Москвы";
     17) статью 1 Закона города Москвы от 10 июня 2009 года N 19 "О
внесении изменений в отдельные законы города Москвы в связи с принятием
Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости";
     18) Закон города Москвы от 10 февраля 2010 года N 5 "О внесении
изменений в статьи 10 и 14 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года
N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве";
     19) статьи 1 и 3 Закона города Москвы от 13 июля 2011 года N 35 "О
внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях приведения их
в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации";
     20) статью 2 Закона города Москвы от 11 апреля 2012 года N 12 "О
внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28
"Градостроительный кодекс города Москвы" и статью 8 Закона города Москвы
от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений";
     21) Закон города Москвы от 17 апреля 2013 года N 17 "О внесении
изменений в статью 14 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48
"Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве";
     22) Закон города Москвы от 24 апреля 2013 года N 18 "О внесении
изменений в Закон города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых
насаждений";
     23) статью 1 Закона города Москвы от 22 января 2014 года N 2 "О
внесении изменений в статью 30 Закона города Москвы от 26 сентября 2001
года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и
Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об
административных правонарушениях";
     24) статьи 3 и 4 Закона города Москвы от 7 мая 2014 года N 27 "О
внесении изменений в отдельные законы города Москвы";
     25) статью 1 Закона города Москвы от 29 апреля 2015 года N 19 "О
внесении изменений в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48
"Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и Закон
города Москвы от 4 июля 2007 года N 31 "О городских почвах";
     26) статью 3 Закона города Москвы от 20 февраля 2019 года N 8 "О
внесении изменений в отдельные законы города Москвы";
     27) статьи 4 и 8 Закона города Москвы от 8 июня 2022 года N 17 "О
внесении изменений в отдельные законы города Москвы и признании
утратившим силу Закона города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "О
контроле за соблюдением нормативов Москвы по эксплуатации жилищного
фонда" в связи с изменениями федерального законодательства в сфере
государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

Мэр Москвы                                                  С.С. Собянин

Москва,
Московская городская Дума
13 ноября 2024 года
N 27

Обзор документа

Столичный парламент разработал новые экологические стандарты охраны и использования зеленого фонда Москвы.
Документ заменит три устаревших природоохранных закона: один из них принимался в 1999 году, другой - в 2001-м, третий - в 2005-м. В Москве установился новый стандарт качества жизни - более комфортной и безопасной. И роль экологии чрезвычайно важна. Пришло время привести законодательство в соответствие с текущими запросами горожан.
Введено понятие "зеленый фонд города Москвы" - совокупности всех территорий в границах города, занятых зелеными насаждениями.
Наиболее ценные для города и его жителей территории, занятые зелеными насаждениями, объединяются в "зеленый каркас Москвы". В него включаются особо охраняемые природные и зеленые территории, а также ряд наиболее ценных природных и озелененных территорий Москвы.
Обозначены основные принципы охраны и использования зеленого фонда города Москвы, включая комплексный подход, системное планирование, учет значения зеленого фонда, сохранение биологического разнообразия и ответственность за нарушение законодательства.
Также указаны требования к хозяйственной и иной деятельности, правила обращения с зелеными насаждениями и важность учета экосистемных функций при принятии решений.
Назад