Новости и аналитика Горячие документы Региональные Ленинградская область Закон Ленинградской области от 17 декабря 2024 г. N 168-оз "О внесении изменений в областной закон "О выборах Губернатора Ленинградской области" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 3 декабря 2024 года)

Обзор документа

21 декабря 2024

gerb

Законодательное собрание Ленинградской области


Закон Ленинградской области от 17 декабря 2024 г. N 168-оз "О внесении изменений в областной закон "О выборах Губернатора Ленинградской области" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 3 декабря 2024 года)

Закон Ленинградской области от 17 декабря 2024 г. N 168-оз
"О внесении изменений в областной закон "О выборах Губернатора Ленинградской области"
(Принят Законодательным собранием Ленинградской области 3 декабря 2024 года)


Статья 1


Внести в областной закон от 29 июня 2012 года N 54-оз "О выборах Губернатора Ленинградской области" (с последующими изменениями) следующие изменения:

1) дополнить статьей 5_1 следующего содержания:


"Статья 5_1. Проведение выборов Губернатора Ленинградской области при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, военного положения


1. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на всей территории или на части территории Ленинградской области в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах назначены или должны быть назначены выборы Губернатора Ленинградской области в соответствии со сроками, предусмотренными статьей 5 настоящего областного закона, голосование может быть отложено.

2. В случае, указанном в части 1 настоящей статьи, решение об отложении голосования может быть принято Центральной избирательной комиссией Российской Федерации при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом 2 статьи 10.1 Федерального закона.

Сроки и порядок совершения избирательных действий в случае принятия решения об отложении голосования определяются в каждом конкретном случае исходя из особенностей режима повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации на соответствующей территории.

3. При введении военного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении" выборы Губернатора Ленинградской области проводятся с учетом положений пунктов 5 - 12 статьи 10.1 Федерального закона.";

2) дополнить статьей 8_1 следующего содержания:


"Статья 8_1. Гласность в деятельности избирательных комиссий


1. На всех заседаниях Избирательной комиссии Ленинградской области, территориальных и участковых избирательных комиссий, а также при осуществлении соответствующей избирательной комиссией подсчета голосов избирателей и осуществлении избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам.

Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение.

Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами.

2. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.

3. На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов трудового договора, аккредитованные в соответствии с частью 17 настоящей статьи.

4. Региональные государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции региональных государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям не позднее чем в трехдневный срок со дня обращения эфирное время для информирования избирателей и печатную площадь для опубликования решений избирательных комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона.

5. Решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются соответственно в региональных государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в пятидневный срок в объеме, установленном соответствующей избирательной комиссией.

6. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.

7. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в частях 1 и 3 настоящей статьи, а также наблюдатели.

8. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой Ленинградской области (далее - субъекты общественного контроля).

Политическая партия (ее региональное отделение), зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля вправе назначить в каждую участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию не более трех наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 56_1 настоящего областного закона, о голосовании в течение нескольких дней - из расчета не более трех наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.

Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах Губернатора Ленинградской области.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, сенаторы Российской Федерации, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона, лица, включенные в реестр иностранных агентов, лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.

9. Доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, должен быть обеспечен всем членам участковой избирательной комиссии, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, наблюдателям.

10. Наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

11. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

12. Политическая партия (ее региональное отделение), зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые избирательные комиссии и территориальные избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования представляют на бумажном носителе и (или) в машиночитаемом виде по формам и в порядке, которые установлены Избирательной комиссией Ленинградской области, список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется.

Направление, указанное в части 11 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования, либо непосредственно в день голосования. В участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном абзацем первым настоящей части. Установление иных, кроме указанных в Федеральном законе, настоящем областном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

13. Наблюдатели вправе:

1) знакомиться со списками избирателей, в том числе составленными в электронном виде, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в части 7 настоящей статьи;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 7 настоящей статьи;

6) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

7) знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в избирательную комиссию. Форма нагрудного знака устанавливается Избирательной комиссией Ленинградской области;

9) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Избирательную комиссию Ленинградской области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

11) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

14. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

15. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе:

1) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов;

2) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение.

16. Представители средств массовой информации, указанные в части 3 настоящей статьи, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии.

17. Для осуществления полномочий, указанных в частях 3, 7 и 16 настоящей статьи, представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Избирательной комиссией Ленинградской области. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за семь дней до дня (первого дня) голосования.

18. Аккредитованный в соответствии с частью 17 настоящей статьи представитель средства массовой информации считается извещенным о проведении мероприятия комиссии, если выполнены требования закона об опубликовании (обнародовании) соответствующей информации.

19. Фото- и (или) видеосъемка должна осуществляться лицами, имеющими в соответствии с Федеральным законом и настоящим областным законом право на ее осуществление, таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, а также чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом.

20. Осуществление фото- и (или) видеосъемки в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, допускается только аккредитованными в соответствии с частью 17 настоящей статьи представителями средств массовой информации и по согласованию с командиром соответствующей воинской части.";

3) в части 2 статьи 24 слова "публикуют указанный список в региональных государственных периодических печатных изданиях," исключить, слова "размещают его" заменить словами "размещают указанный список", слова "направляют указанный список" заменить словами "направляют его";

4) статью 25 дополнить частью 12_1 следующего содержания:

"12_1. Кандидат к моменту представления документов, необходимых для регистрации, обязан прекратить статус иностранного агента.";

5) часть 1 статьи 27 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) если в заявлении о согласии баллотироваться были указаны сведения о том, что кандидат является иностранным агентом, - уведомление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, об исключении кандидата из реестра иностранных агентов либо соответствующее решение суда.";

6) часть 2_1 статьи 28 дополнить словами ", а также в случае указания кандидатом в составе сведений, представляемых в соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 25 настоящего областного закона, сведений о наличии у него счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментов либо в случае выявления указанных сведений в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 2_3 настоящей статьи";

7) в части 2 статьи 29:

а) пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более пяти процентов от установленного частью 3 статьи 49 настоящего областного закона предельного размера расходования средств избирательного фонда;";

б) пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на пять процентов установленного настоящим областным законом соответствующего предельного размера расходования средств избирательного фонда;";

в) дополнить пунктом 16 следующего содержания:

"16) несоблюдение кандидатом требования, установленного пунктом 3.4 статьи 33 Федерального закона и частью 12_1 статьи 25 настоящего областного закона.";

8) статью 32 дополнить частью 3_1 следующего содержания:

"3_1. Зарегистрированный кандидат не может быть включен в реестр иностранных агентов.";

9) в статье 33:

а) в части 2 первое предложение дополнить словами ", лица, включенные в реестр иностранных агентов, лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации";

б) в части 6 слова "пункте 1 статьи 30 Федерального закона" заменить словами "части 1 статьи 8_1 настоящего областного закона";

10) в статье 34:

а) в пункте 5 части 2 слова "на расчетных" заменить словами "на платежных (расчетных)";

б) часть 4 дополнить абзацем следующего содержания:

"Уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата не может быть лицо, включенное в реестр иностранных агентов, а также сведения о котором включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.";

11) в части 3 статьи 38 слова "а также в день голосования" заменить словами "и до момента окончания голосования в день голосования (последний день голосования)";

12) в части 5 статьи 39 слова "орган исполнительной власти" заменить словами "исполнительный орган";

13) в части 5 статьи 43 слова "зарегистрированного кандидата, являющегося иностранным агентом, либо" исключить, слова "является иностранным агентом либо кандидатом" заменить словами "является кандидатом";

14) в части 13 статьи 44 слова "кандидата, являющегося иностранным агентом," и слова "иностранным агентом либо" исключить;

15) в статье 49:

а) в части 2:

в пункте 1 слова "предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной" заменить словами "предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного";

в пункте 2 слова "50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной" заменить словами "100 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного";

в пункте 3 слова "предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной" заменить словами "предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного";

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата не может превышать 120 миллионов рублей.";

в) дополнить частью 3_1 следующего содержания:

"3_1. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата, которое может осуществляться до регистрации кандидата, составляет 30 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.";

г) в части 4 слова "Предельная сумма всех расходов" заменить словами "Предельный размер расходования средств";

д) в пункте 14 части 5 слова "а также" исключить, дополнить словами ", лицам, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации";

16) в части 6 статьи 50 в первом предложении слова "перечисленных до дня голосования, прекращаются в день голосования" заменить словами "перечисленных до дня (первого дня) голосования, прекращаются в день (первый день) голосования";

17) в статье 55:

а) в части 2 слова "пункте 1.2 статьи 30 Федерального закона" заменить словами "части 3 статьи 8_1 настоящего областного закона";

б) в части 4 слова "иностранным агентом либо" исключить;

18) в статье 56:

а) в части 8_1 слова "иностранным агентом либо" исключить;

б) часть 20 изложить в следующей редакции:

"20. В день голосования (последний день голосования) после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в территориальной избирательной комиссии, подсчитываются и погашаются в соответствии с требованиями части 3 статьи 61 настоящего областного закона. Территориальной избирательной комиссией при погашении неиспользованных избирательных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных избирательных бюллетеней. При погашении избирательных бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 14 статьи 58 настоящего областного закона. Эти избирательные бюллетени хранятся секретарем соответствующей избирательной комиссии в опечатанном виде вместе с другой документацией избирательной комиссии.";

19) в статье 58:

а) в части 1 слова "пункте 3 статьи 30 Федерального закона" заменить словами "части 7 статьи 8_1 настоящего областного закона";

б) в пункте 1 части 4 слова "пункте 3 статьи 30 Федерального закона" заменить словами "части 7 статьи 8_1 настоящего областного закона";

в) в части 11 четвертое предложение дополнить словами "в соответствии с требованиями части 3 статьи 61 настоящего областного закона";

г) в части 14 в первом предложении слова "пунктах 1 и 1.2 статьи 30 Федерального закона, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели" заменить словами "частях 1 и 3 статьи 8_1 настоящего областного закона, а также наблюдатели";

д) в части 15 первое предложение после слов "в ее работе" дополнить словами "и удаляется из помещения для голосования";

е) часть 18 изложить в следующей редакции:

"18. При проведении выборов голосование избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами Ленинградской области, осуществляется в установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации порядке с учетом требований Федерального закона.";

20) часть 18 статьи 59 изложить в следующей редакции:

"18. При проведении выборов голосование вне помещения для голосования избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами Ленинградской области осуществляется в установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации порядке с учетом требований Федерального закона.";

21) в части 3 статьи 61 первое предложение изложить в следующей редакции: "После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 14 статьи 58 настоящего областного закона, подсчитывают и, не повреждая квадраты, предназначенные для проставления отметки избирателя, погашают неиспользованные избирательные бюллетени, повреждая такие избирательные бюллетени исключающими возможность их дальнейшего использования способами, определенными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней, а также избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.".


Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор
Ленинградской области

А. Дрозденко


Санкт-Петербург
17 декабря 2024 года
N 168-оз


Обзор документа


В Ленобласти скорректировали областной закон о выборах губернатора.

В числе основных следует отметить следующие изменения:

- баллотирующийся к моменту подачи документов в избирком обязан прекратить статус иноагента;

- иноагенты, а также причастные к экстремизму или терроризму не могут быть наблюдателями, уполномоченными представителями или доверенными лицами кандидатов; им нельзя вносить пожертвования в избирательные фонды;

- участие иностранных (международных) наблюдателей в выборах губернатора больше не предусмотрено;

- предельную сумму расходования средств избирательного фонда кандидата увеличили до 120 млн руб. (от прежних 70 млн руб.);

- долю средств избирательного фонда, которая может быть израсходована до регистрации кандидата, ограничили 30% от его предельного размера;

- введены две новеллы (о проведении выборов губернатора при введении режима повышенной готовности или ЧС, военного положения и о гласности в деятельности избирательных комиссий).

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Назад