Новости и аналитика Горячие документы Региональные Республика Коми Приказ Министерства финансов Республики Коми от 13 мая 2024 г. N 120 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Министерстве финансов Республики Коми, Правил по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми, Инструкции по охране труда для государственных гражданских служащих Министерства финансов Республики Коми и работников Министерства финансов Республики Коми, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве финансов Республики Коми, Программы проведения вводного инструктажа по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми"

Обзор документа

8 июня 2024

gerb

Минфин Республики Коми


Приказ Министерства финансов Республики Коми от 13 мая 2024 г. N 120 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Министерстве финансов Республики Коми, Правил по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми, Инструкции по охране труда для государственных гражданских служащих Министерства финансов Республики Коми и работников Министерства финансов Республики Коми, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве финансов Республики Коми, Программы проведения вводного инструктажа по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми"

Приказ Министерства финансов Республики Коми от 13 мая 2024 г. N 120
"Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Министерстве финансов Республики Коми, Правил по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми, Инструкции по охране труда для государственных гражданских служащих Министерства финансов Республики Коми и работников Министерства финансов Республики Коми, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве финансов Республики Коми, Программы проведения вводного инструктажа по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми"


В соответствии с абзацем двадцать четвертым части 3 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 11 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем" приказываю:

1. Утвердить:

1) Положение о системе управления охраной труда в Министерстве финансов Республики Коми согласно приложению N 1;

2) Правила по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми согласно приложению N 2;

3) Инструкцию по охране труда для государственных гражданских служащих Министерства финансов Республики Коми и работников Министерства финансов Республики Коми, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве финансов Республики Коми, согласно приложению N 3;

4) Программу проведения вводного инструктажа по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми согласно приложению N 4.

2. Признать утратившими силу приказ Министерства финансов Республики Коми от 10 апреля 2024 г. N 100 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Министерстве финансов Республики Коми, Правил по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми, Инструкции по охране труда для государственных гражданских служащих Министерства финансов Республики Коми и работников Министерства финансов Республики Коми, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве финансов Республики Коми, Программы проведения вводного инструктажа по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра финансов Республики Коми Комлева А.С.


Заместитель Председателя Правительства
Республики Коми - министр

В.В. Казаков


Утверждено
приказом Министерства финансов
Республики Коми
от 13 мая 2024 г. N 120
(приложение N 1)


Положение
о системе управления охраной труда в министерстве финансов Республики Коми


I. Общие положения


1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с созданием, внедрением и обеспечением функционирования системы управления охраной труда в Министерстве финансов Республики Коми и направлено на обеспечение соблюдения требований охраны труда, разработку мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (далее соответственно - СУОТ, Министерство).

2. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются посредством соблюдения установленных законодательством Российской Федерации государственных нормативных требований охраны труда.

3. СУОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:

1) организационная структура СУОТ, предусматривающая обязанности и ответственность в области охраны труда на всех ее уровнях;

2) мероприятия по охране труда, направленные на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;

3) документированная информация (локальные нормативные акты, организационно-распорядительные документы, журналы, акты и прочее).

4. Требования СУОТ обязательны для всех государственных гражданских служащих Министерства и работников, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве (далее - работники).

5. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению на территории Министерства, распространяются на всех лиц, находящихся в помещениях Министерства, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности в помещениях Министерства. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до вышеуказанных лиц при проведении вводного инструктажа и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.

В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда, утверждается положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории Министерства, в котором будет указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ.


II. Политика в области охраны труда в Министерстве


6. Политика в области охраны труда в Министерстве определяется настоящим положением, которым определены цели и мероприятия по охране труда, направленные на сохранение жизни и здоровья работников.

7. Политика в области охраны труда в Министерстве направлена на достижение следующих целей:

1) сохранение жизни и здоровья работников Министерства в процессе их трудовой деятельности;

2) обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

3) выполнение последовательных мероприятий по предупреждению происшествий, случаев ухудшения состояния здоровья работников и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

4) совершенствование системы управления охраной труда и повышение ее эффективности;

5) устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах;

6) привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий профессиональной служебной деятельности, соответствующих требованиям охраны труда, установленным законодательством Российской Федерации.

8. Для достижения целей политики в области охраны труда в Министерстве реализуются следующие мероприятия:

1) проведение специальной оценки условий труда работников Министерства, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве (далее - специальная оценка условий труда работников), выявление опасностей, оценка и снижение или недопущение повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков;

2) обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;

3) внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства Российской Федерации;

4) установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей зоне помещений;

5) обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.


III. Разработка и внедрение СУОТ в Министерстве


9. Организация работы по охране труда в Министерстве возлагается на руководство Министерства, в том числе министра финансов Республики Коми (далее - руководитель), его заместителей (далее - заместители руководителя), курирующих работу по охране труда в соответствии с распределением обязанностей между ними, руководителей структурных подразделений Министерства (далее соответственно - руководитель структурного подразделения, структурное подразделение), лицо, назначенное приказом руководителя ответственным за организацию работы по охране труда в Министерстве (далее - ответственное лицо).

10. Распределение обязанностей в рамках функционирования СУОТ в Министерстве осуществляется по двум уровням управления:

1) в Министерстве в целом - уровень управления СУОТ руководителем, заместителями руководителя;

2) в структурном подразделении - уровень управления СУОТ ответственным лицом, руководителями структурных подразделений.

11. Руководитель, заместители руководителя обеспечивают создание безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

12. Руководитель структурного подразделения:

1) обеспечивает функционирование СУОТ на уровне структурного подразделения;

2) принимает участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;

3) информирует ответственное лицо о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении, получении микротравмы (микроповреждения) работником структурного подразделения;

4) обеспечивает исполнение поручений по охране труда руководителя, заместителей руководителя, рекомендаций ответственного лица;

5) приостанавливает работу в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;

6) принимает меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении.

13. Ответственное лицо:

1) координирует все направления функционирования СУОТ в Министерстве;

2) разрабатывает нормативные правовые и правовые акты, содержащие требования охраны труда в Министерстве;

3) обеспечивает доступ работников к нормативным правовым и правовым актам, содержащим требования охраны труда, и методической документации в области охраны труда в Министерстве;

4) осуществляет мониторинг состояния условий и охраны труда в Министерстве;

5) разрабатывает и организует мероприятия по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;

6) составляет ежегодный отчет о функционировании СУОТ в Министерстве.


IV. Планирование СУОТ в Министерстве


14. При планировании СУОТ в Министерстве определяются и принимаются во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.

15. В Министерстве осуществляется управление профессиональными рисками путем выявления опасностей, проведения оценки профессиональных рисков и применения мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущения повышения их уровней, осуществления контроля и пересмотра выявленных профессиональных рисков.

16. Комиссия ежегодно не позднее 31 декабря выявляет опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей. Ответственное лицо составляет их перечень (реестр).

17. Ежегодно не позднее 31 декабря комиссия осуществляет анализ и упорядочивание опасностей, указанных в пункте 16 настоящего раздела, исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий деятельности Министерства, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах.

18. С учетом опасностей, указанных в пункте 16 настоящего раздела, комиссия 1 раз в год не позднее 31 декабря проводит оценку уровня профессиональных рисков методом Файна-Кинни.

19. Ответственным лицом в течение 10 дней после утверждения перечня (реестра) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, составляется карта оценки уровня профессиональных рисков в Министерстве финансов Республике Коми (далее - карта уровня оценки рисков).

20. Комиссия с периодичностью не реже 1 раза в год осуществляет пересмотр выявленных профессиональных рисков.

В случае выявления новых профессиональных рисков, исключения ранее выявленных профессиональных рисков, ответственным лицом вносятся изменения в карту уровня оценки рисков не позднее 30 дней с даты выявления новых профессиональных рисков, исключения ранее выявленных профессиональных рисков.

21. Контроль за профессиональными рисками осуществляется комиссией.

22. В целях исключения опасностей, указанных в пункте 16 настоящего раздела, или снижения уровня профессиональных рисков, а также достижения целей политики в области охраны труда в Министерстве, указанных в пункте 7 раздела II настоящего положения, ответственным лицом ежегодно в срок до 31 декабря разрабатывается план мероприятий по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми, который содержит меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) (далее - план мероприятий).


V. Обеспечение функционирования СУОТ в Министерстве


23. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда в Министерстве определяются необходимые компетенции в области охраны труда, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках СУОТ.

24. Работники и иные лица, участвующие в деятельности Министерства (лица, командированные в Министерство (подразделение Министерства), лица, проходящие производственную практику в Министерстве), лица в том числе представители органов надзора и контроля, находящиеся в помещениях Министерства, работники подрядных организаций, допущенные к выполнению работ и осуществлению иной деятельности в помещениях Министерства до начала выполнения трудовых функций, выполнения работ проходят вводный инструктаж по охране труда в соответствии Программой прохождения вводного инструктажа в Министерстве финансов Республики Коми, утвержденной настоящим приказом (приложение N 4). Вводный инструктаж по охране труда и проверка знания требований охраны труда по результатам прохождения вводного инструктажа по охране труда проводится ответственным лицом.

От прохождения первичного и повторного инструктажей по охране труда лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, освобождены приказом руководителя.

Внеплановый и целевой инструктажи по охране труда проводятся в случаях, установленных Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464.

25. Заместители руководителя проходят обучение по охране труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда, по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда.

26. Ответственное лицо проходит обучение по охране труда в организации или у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда, по программе обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда и программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.

27. Информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, в Министерстве осуществляется следующими способами:

1) ознакомление работника при приеме на работу с условиями трудового договора, служебного контракта;

2) ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

3) ознакомление с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях;

4) ознакомление с нормативными правовыми актами и правовыми актами Министерства, содержащими требования охраны труда.


VI. Функционирование


28. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Министерстве, являются:

1) специальная оценка условий труда работников;

2) оценка профессиональных рисков;

3) проведение диспансеризации работников;

4) обучение работников;

5) обеспечение безопасности при эксплуатации здания и помещений Министерства;

6) обеспечение безопасности при эксплуатации оборудования;

7) обеспечение безопасности работников подрядных организаций;

8) санитарно-бытовое обеспечение работников;

9) соблюдение режима труда и отдыха работников;

10) реагирование на аварийные ситуации;

11) реагирование на несчастные случаи;

12) реагирование на профессиональные заболевания.

29. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ являются:

1) планирование мероприятий по охране труда;

2) выполнение мероприятий по охране труда;

3) контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;

4) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;

5) управление документами СУОТ;

6) информирование работников и взаимодействие с ними;

7) распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.


VII. Реагирование на несчастные случаи в Министерстве


30. С учетом специфики деятельности Министерства реагирование на несчастные случаи в Министерстве осуществляется в соответствии с ТК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2022 г. N 1206 "О порядке расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".


VIII. Оценка результатов деятельности


31. Объектами контроля при функционировании СУОТ в Министерстве являются мероприятия, процессы и процедуры, подлежащие реализации в рамках СУОТ.

32. Основные виды контроля функционирования СУОТ в Министерстве:

1) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования осуществляется комиссией;

2) контроль за воздействием выявленных опасностей и уровнем профессиональных рисков осуществляется комиссией;

3) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение диспансеризации) осуществляется комиссией;

4) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда осуществляется комиссией;

5) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом осуществляется комиссией.

33. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются в плане мероприятий. По результатам контроля составляется акт.

34. В Министерстве ответственным лицом ежегодно в срок до 15 февраля составляется отчет о функционировании СУОТ (далее - отчет о функционировании СУОТ).

35. В отчете о функционировании СУОТ отражается оценка следующих показателей:

1) достижение целей в области охраны труда;

2) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда;

3) эффективность действий на всех уровнях управления СУОТ в Министерстве;

4) необходимость дальнейшего развития СУОТ в Министерстве, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц;

5) необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;

6) необходимость изменения критериев оценки эффективности СУОТ;

7) полнота идентификации опасностей и эффективность управления профессиональными рисками;

8) необходимость выработки корректирующих мер.

36. Показатели контроля функционирования СУОТ в Министерстве определяются, в частности, следующими данными:

1) абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);

2) относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);

3) качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).

37. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации, имеющей соответствующую компетенцию, для обеспечения внешнего контроля СУОТ.


IX. Улучшение функционирования СУОТ в Министерстве


38. С учетом показателей отчета о функционировании СУОТ в Министерстве по решению руководителя реализуются корректирующие действия по ее совершенствованию.

39. Реализация корректирующих действий состоит из следующих этапов:

1) разработка;

2) формирование;

3) планирование;

4) внедрение;

5) контроль.

40. Действия на каждом этапе реализации, сроки их выполнения, ответственное лицо утверждаются руководителем.

41. На этапах разработки и формирования корректирующих действий производится опрос работников относительно совершенствования СУОТ путем анкетирования.


Утверждены
приказом Министерства финансов
Республики Коми
от 13 мая 2024 г. N 120
(приложение N 2)


Правила
по охране труда в министерстве финансов Республики Коми


I. Общие требования


1. Настоящие правила действуют в пределах Министерства финансов Республики Коми (далее - Министерство) и не противоречат федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, содержащим нормы трудового права.

2. Правила разработаны на основе анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также результатов специальной оценки условий труда работников Министерства, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве, и оценки профессиональных рисков.

3. На государственных гражданских служащих Министерства и работников Министерства, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве (далее - работник), при выполнении ими трудовой функции в Министерстве, воздействуют выявленные в установленные Министерством порядке и сроки вредные и (или) опасные производственные факторы.

4. Работник обязан выполнять трудовую функцию с учетом выявленных в установленные Министерством порядке и сроки опасностей и профессиональных рисков.


II. Требования охраны труда при организации и проведении работ в Министерстве


5. Работники должны соблюдать требования охраны труда, установленные в Инструкции по охране труда для государственных гражданских служащих Министерства финансов Республики Коми и работников Министерства финансов Республики Коми, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве финансов Республики Коми, утвержденной настоящим приказом (приложение N 3).

6. Меры, направленные на защиту работников от определенных опасностей посредством обеспечения функционирования системы управления охраной труда в Министерстве:

1) устранение опасности, риска;

2) ограничение опасности, риска;

3) минимизация опасности, риска.

7. К способам контроля и управления, обеспечивающих защиту работников, отключение или блокировку оборудования в Министерстве относятся:

- выполнение мероприятий по определению опасностей и оценки профессиональных рисков на рабочих местах, указанных в разделе IV Положения о системе управления охраной труда в Министерстве финансов Республики Коми, утвержденной настоящим приказом (приложение N 1);

- проведение обучения работников безопасному обращению с электрооборудованием (инструктаж по электробезопасности с присвоением I группы допуска) и проверки знаний;

- осуществление осмотра оборудования, при необходимости организация осуществления его ремонта, замены;

- организация условий для правильной эксплуатации оборудования.

8. Меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций:

- проведение в отношении всех принимаемых на государственную гражданскую службу Республики Коми в Министерство лиц и иных лиц, участвующих в деятельности Министерства (лиц, командированных в Министерство (подразделение Министерства), лиц, проходящих производственную практику в Министерстве), лиц в том числе представителей органов надзора и контроля, находящихся в помещениях Министерства, работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности в помещениях Министерства до начала выполнения трудовых функций вводного инструктажа по Программе прохождения вводного инструктажа в Министерстве финансов Республики Коми, утвержденной настоящим приказом (приложение N 4);

- организация работы системы оповещения охранно-пожарной сигнализации, автоматизированной системы оповещения "DragNet";

- организация эвакуации всех людей, находящихся в Министерстве;

- обеспечить рабочие кабинеты аптечками для оказания первой помощи пострадавшим.


III. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников


9. В помещениях Министерства организован оптимальный микроклимат для работы с равномерным распределением тепла по помещению в соответствии с допустимыми величинами параметров микроклимата на рабочих местах применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года, установленными в таблице 5.2 Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2.

10. Рабочие места в Министерстве размещены с учетом наличия возможности у работников безопасного доступа на свое рабочее место и быстрой эвакуации при аварии.

11. Пути эвакуации и проходы свободны для движения, обозначены соответствующими указателями и имеют освещенность, обеспечивающую их восприятие.

12. Рабочее место работника в Министерстве организовано с возможностью смены рабочей позы работника.

13. С целью удобства рабочей позы работника в положении "сидя" офисное кресло работника оснащено функцией регулирования взаимного положения места для сидения и рабочей поверхности, в том числе ее высоты.

14. Рабочее место работника организовано в соответствии с государственными требованиями охраны труда и обеспечено безопасным выполнением трудовых операций в зависимости от частоты действий при осуществлении управления размещенным на данном рабочем месте оборудованием.

15. Рабочее место работника организовано с учетом устойчивого положения и свободой движений занятого на нем работника, возможностью контроля деятельности и безопасности выполнения трудовых операций при условии соблюдения государственных требований охраны труда.

16. При организации рабочих мест в Министерстве обеспечен обзор наблюдения с места выполнения работ визуальных средств отображения информации и знаков безопасности, имеющих освещение, обеспечивающее восприятие отображаемой информации.

17. Персональные компьютеры на рабочих места работников размещены таким образом, что показатели освещенности не превышают установленных гигиенических нормативов утвержденных в соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".


Утверждено
приказом Министерства финансов
Республики Коми
от 13 мая 2024 г. N 120
(приложение N 3)


Инструкция
по охране труда для государственных гражданских служащих Министерства финансов Республики Коми и работников Министерства финансов Республики Коми, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве финансов Республики Коми


I. Общие требования охраны труда в Министерстве


1. Государственные гражданские служащие Министерства финансов Республики Коми и работники Министерства финансов Республики Коми, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве финансов Республики Коми (далее - работник), выполняют трудовую функцию, соблюдая утвержденные Министерством правила служебного распорядка, а также требования Министерства по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха.

2. Работник выполняет трудовую функцию с учетом выявленных Министерством в установленные Министерством сроки и порядке вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей.

3. Работник обязан уведомить своего непосредственного начальника о случаях его травмирования и неисправности оборудования.

4. Работник, выполняя трудовую функцию, обязан соблюдать правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, в частности:

1) для питья использовать бутилированную или кипяченую воду из специально предназначенных для этой цели устройств с плотно закрывающейся крышкой и наличием надписи "питьевая вода";

2) не хранить на рабочем месте посторонние жидкости (электролиты, кислоты, щелочи, растворы пестицидов);

3) содержать в чистоте свое рабочее место;

4) мыть руки с мылом после посещения туалета, соприкосновения с загрязненными предметами, по окончании работы.


II. Требования охраны труда в Министерстве перед началом работы


5. Перед выполнением трудовой функции работник обязан осуществить подготовку рабочего места, в частности:

1) убрать с рабочего места все лишние предметы, не используемые в работе;

2) очистить все необходимое в работе оборудование от пыли;

3) проверить правильность установки стола, угла наклона экрана, положение клавиатуры, положение компьютерной мыши, при необходимости произвести регулировку офисного кресла, а также расположение элементов электронно-вычислительной машины (далее - ЭВМ) в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.

6. После действий, указанных в пункте 5 настоящего раздела, работник обязан проверить исправность освещения на рабочем месте, затем проверить исправность оборудования на рабочем месте путем проверки правильности подключения оборудования к электросети, исправности проводов питания и отсутствия оголенных и греющихся участков проводов.

Также работник обязан убедиться в наличии предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).


III. Требования охраны труда в Министерстве во время работы


7. Работник при выполнении трудовой функции обязан соблюдать следующие способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования:

1) использовать оборудование на рабочем месте согласно инструкции по его эксплуатации;

2) следить за работой оборудования, периодически проводить его визуальный профилактический осмотр;

3) не использовать неисправное или поврежденное оборудование;

4) размещать оборудование в таком месте, где шнур питания не может быть поврежден.

8. При работе с принтером и факсом работнику необходимо соблюдать следующие требования:

1) необходимо исключить возможность попадания инородных предметов (канцелярских скрепок, мелких канцелярских принадлежностей и т.д.) в приемный лоток принтера, факса;

2) не допускать попадания волос, галстука и т.д. между выходными и загрузочными роликами;

3) не перемещать принтер и факс и другое оборудование во время его работы.

9. При использовании копировального аппарата и сканера работнику необходимо соблюдать следующие требования:

1) температура воздуха в помещении должна быть от +10°C до +30°C, а влажность 20 - 70%;

2) аппарат необходимо устанавливать на ровной твердой поверхности;

3) не разрешается устанавливать аппарат на поверхности, которая имеет отверстия, пустоты, проемы в местах действия прямых солнечных лучей и яркого света (более 1500 люкс), возле кондиционеров, нагревательных приборов (во избежание образования конденсата в аппарате), в запыленных помещениях;

4) всегда закрывать крышку копировального аппарата во время работы;

5) использовать бумагу хорошего качества, предназначенную для работы в копировальных аппаратах (при использовании бумаги плохого качества тракт копировального устройства забивается пылью и увеличивается вероятность самовозгорания);

6) при удалении застрявшей бумаги отключать питание копировального аппарата, после чего извлекать бумагу.

10. При использовании уничтожителей бумаги (шредера) работнику необходимо соблюдать следующие требования:

1) не допускать попадания волос, одежды, галстуков, т.д. в проем загрузки бумаги, во избежание затягивания;

2) не допускать уничтожения материалов, имеющих склонность закручиваться или легко плавиться (магнитная лента, полиэтилен, ткань и т.д.), а также наличия скрепок и скобок на уничтожаемых материалах;

3) запрещается поправлять руками бумагу в проеме загрузки уничтожителя бумаги.

11. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, выполнять комплексы упражнений.

12. Работник, направленный в иной объект, а также в командировку за пределы города Сыктывкара, обязан:

1) при движении пешком соблюдать правила дорожного движения для пешехода;

2) при переходе через дорогу пользоваться обозначенными пешеходными переходами по зеленому сигналу светофора;

3) при отсутствии инженерных сооружений или светофоров, стоя на обочине автодороги или тротуаре, оценить расстояние от приближающихся автомашин, условия перехода автодороги и переходить автодороги по перпендикулярному направлению при отсутствии транспорта и безопасности перехода;

4) железнодорожные пути переходить по мостам и оборудованным переходам.

13. При пользовании служебной машиной, оборудованной ремнем безопасности, работник обязан быть пристегнут им. Работник обязан садиться в служебную машину и выходить из нее со стороны обочины или тротуара. Работнику запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время движения автомобиля и открывать двери транспортного средства во время его движения.

14. С целью безопасного содержания рабочего места работнику запрещается:

1) отключать оборудование от электросети и выдергивать электропилку, держа за шнур;

2) складывать на шнур питания и оборудование различные предметы (бумаги, папки и т.д.);

3) прикасаться мокрыми руками к оборудованию и другим электроприборам;

4) снимать средства защиты с оборудования и электроприборов;

5) закрывать вентиляционные отверстия системного блока и источников бесперебойного питания (далее - ИБП);

6) переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;

7) допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров, ИБП, сетевых фильтров и других устройств;

8) держать воду и другие жидкости в какой-либо таре рядом с офисной техникой;

9) производить самостоятельное снятие защитного корпуса оргтехники и ремонт оборудования;

10) опираться на стекло оригиналодержателя множительной техники, класть на него какие-либо вещи помимо оригинала;

11) вынимать застрявшие листы, не обесточив оборудование;

12) качаться на стуле или кресле, садиться и облокачиваться на ограждения и случайные предметы;

13) вставать ногами на офисные кресла и любую другую подвижную мебель;

14) размахивать острыми и режущими предметами;

15) использовать не по назначению канцелярские принадлежности, оборудование и другие приборы, в том числе в личных целях;

16) принимать пищу и напитки, сидя за ЭВМ;

17) запрещается вешать одежду, головные уборы, ставить сумки на оборудование.

15. Во время нахождения на рабочем месте работник не должен совершать действия, которые могут повлечь за собой наступление аварийной ситуации.


IV. Требования охраны труда в Министерстве в аварийных ситуациях


16. Перечень возможных аварий в Министерстве, и причин их вызывающих:

1) повреждение электрическим током по причине неисправности электроприборов;

2) пожар по причине нарушения требований пожарной безопасности либо по причине высокой плотности размещения элементов электронных схем в ЭВМ.

17. Действия работника при аварии:

1) при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) работник должен:

а) немедленно прекратить работу и вызвать пожарную охрану по телефону 01 (с сотового телефона 112), сообщив при этом адрес Министерства, место возникновения пожара, фамилию, имя, отчество, телефон;

б) принять меры по оповещению о пожаре (нажать кнопку ручного пожарного извещателя или оповестить голосом);

в) принять меры по тушению возгорания в начальной стадии (если есть возможность) имеющимися средствами пожаротушения;

г) покинуть здание;

д) сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю.

При общем сигнале опасности покинуть здание;

2) при повреждении работника электрическим током работник должен:

а) незамедлительно обесточить источник поражения, соблюдая меры предосторожности;

б) оттащить пострадавшего от источника поражения, аккуратно взявшись за его одежду, не входя в контакт с открытыми частями тела;

в) положить пострадавшего на ровную поверхность, вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с разделом VI Программы проведения вводного инструктажа по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми, утвержденной настоящим приказом (приложение N 4).


V. Требования охраны труда в Министерстве по окончании работ


18. По окончании выполнения трудовой функции работник обязан отключить питание ЭВМ, все оборудование и другие электрические приборы.

19. Выполнить упражнения для глаз и пальцев рук на расслабление. В случае загрязнения вымыть руки с мылом.

20. Привести в порядок свое рабочее место.

21. Проверить противопожарное состояние рабочего места, закрыть окна в рабочем кабинете, выключить свет, закрыть двери.


Утверждено
приказом Министерства финансов
Республики Коми
от 13 мая 2024 г. N 120
(приложение N 4)


Программа
проведения вводного инструктажа по охране труда в Министерстве финансов Республики Коми


I. Общие положения


1. Все принимаемые на государственную гражданскую службу Республики Коми в Министерство финансов Республики Коми (далее - Министерство) лица и иные лица, участвующие в деятельности Министерства (лица, командированные в Министерство (подразделение Министерства), лица, проходящие производственную практику в Министерстве), лица в том числе представители органов надзора и контроля, находящиеся в помещениях Министерства, работники подрядных организаций, допущенные к выполнению работ и осуществлению иной деятельности в помещениях Министерства (далее - работники) до начала выполнения трудовых функций, проходят в установленном порядке вводный инструктаж.

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основе примерного перечня тем, установленных в приложении N 1 к Правилам обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464 (далее - Правила) с учетом специфики деятельности Министерства.

2. Программа вводного инструктажа содержит следующие основные положения:

1) Сведения о Министерстве. Политика и цели Министерства в области охраны труда.

2) Общие правила поведения работников на территории Министерства во вспомогательных помещениях. Источники опасности, действующие на всех работников, находящихся на территории Министерства.

3) Расположение вспомогательных помещений. Средства обеспечения санитарии и личной гигиены.

4) Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев на производстве, аварий, пожаров, происшедших на аналогичных производствах из-за нарушения требований охраны труда.

5) Действия работников при возникновении возможных аварийных ситуаций. Виды сигнализаций и звуковых оповещений при возникновении аварийных ситуаций.

6) Оказание первой помощи пострадавшим.

3. Прохождение вводного инструктажа по охране труда работником регистрируется лицом, назначенным приказом министра ответственным за организацию работы по охране труда в Министерстве, в день его прохождения в Журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда в Министерстве финансов Республике Коми по форме согласно приложению 1 к настоящей программе (далее - Журнал).

4. Проверка знания требований охраны труда работников по результатам прохождения вводного инструктажа по охране труда проводится комиссией в форме тестирования в день его прохождения.

Результат проверки знания требований охраны труда работника по результатам прохождения вводного инструктажа по охране труда фиксируется ответственным лицом в Журнале.


II. Сведения о Министерстве. Политика и цели Министерства в области охраны труда


5. Министерство является юридическим лицом. Юридический адрес Министерства: 167010, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 8.

6. Министерство проводит политику и преследует цели в области охраны труда с учетом положений раздела II Положения о системе управления охраной труда в Министерстве финансов Республики Коми, утвержденного настоящим приказом (приложение N 1).


III. Общие правила поведения работников в помещениях и во вспомогательных помещениях Министерства. Источники опасности, действующие на всех работников, находящихся на территории Министерства


7. Общие правила поведения работников в помещениях и во вспомогательных помещениях Министерства установлены в утвержденных Министерством правилах служебного распорядка Министерства финансов Республики Коми.

8. Источники опасности, действующие на всех работников, находящихся на территории Министерства:

1) неисправность оборудования, инструмента, конструктивные недостатки оборудования;

2) загромождение рабочих мест, проходов, лестниц и т.д.;

3) нарушение требований по охране труда, установленных актами Министерства.


IV. Расположение вспомогательных помещений.
Средства обеспечения санитарии и личной гигиены


9. Министерство занимает помещения, находящиеся по юридическому адресу: 167000, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 8. на условиях договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, закрепленным на праве оперативного управления. Помещения, занимаемые Министерством, находятся на 5, 7 и 8 этажах. Вспомогательные помещения располагаются на цокольном этаже (склады, архив).

9.1. Сотрудники Министерства занимают помещения, находящиеся по следующим юридическим адресам:

- пл. Юбилейная, д. 1, г. Воркута, 169900;

- ул. Бушуева, д. 11г, г. Ухта, 169300;

- ул. Горького, д. 16г, г. Инта, 169000;

- Новый квартал, д. 13а, с. Усть-Цильма, 169480.

10. Работники обеспечиваются средствами обеспечения санитарии и личной гигиены.


V. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев на производстве, аварий, пожаров, происшедших на аналогичных производствах из-за нарушения требований охраны труда


11. По результатам анализа обстоятельств и причин отдельных характерных несчастных случаев на производстве, аварий, пожаров происшедших на аналогичных производствах из-за нарушения требований охраны труда установлено, что наиболее частыми обстоятельствами и причинами указанного является:

1) нарушение установленных Министерством требований по охране труда в Министерстве;

2) неудовлетворительное обучение и проведение инструктажей по охране труда.


VI. Действия работников при возникновении возможных аварийных ситуаций. Виды сигнализаций и звуковых оповещений при возникновении аварийных ситуаций


12. Работники при возникновении возможных аварийных ситуаций должны действовать в соответствии с пунктом 11 раздела IV Инструкции по охране труда для государственных гражданских служащих Министерства финансов Республики Коми и работников Министерства финансов Республики Коми, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве финансов Республики Коми, утвержденной настоящим приказом (приложение N 3).

13. При возникновении такой аварийной ситуации, как пожар, возгорание помещений Министерства срабатывает система оповещения охранно-пожарной сигнализации.

При угрозе чрезвычайной ситуации оповещение работников производится посредством автоматизированной системы оповещения "DragNet". При угрозе чрезвычайной ситуации оповещение также осуществляется по громкоговорящим устройствам и электросиренам Региональной автоматизированной системе централизованного оповещения и средствам массовой информации (радио и телевидению).


VII. Оказание первой помощи пострадавшим


Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи


14. Организация оказания первой помощи в Российской Федерации.

Система оказания первой помощи в Российской Федерации:

1) нормативно-правовое обеспечение;

2) обучение оказанию первой помощи, правилам и навыкам ее оказания;

3) оснащение средствами для ее оказания.

15. Права и обязанности при оказании первой помощи установлены Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Обязанность по обеспечению оказания первой помощи для работодателя установлена Трудовым кодексом Российской Федерации, для лиц, которые в силу профессиональных обязанностей первыми оказываются на месте происшествия с пострадавшими установлены нормами законодательства различного уровня. Ответственность при оказании первой помощи установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации.

16. Первая помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, участниками оказания первой помощи. Цель ее состоит в устранении явлений, угрожающих жизни, а также - в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.

17. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:

1) отсутствие сознания;

2) остановка дыхания и кровообращения;

3) наружные кровотечения;

4) инородные тела верхних дыхательных путей;

5) травмы различных областей тела;

6) ожоги, эффекты воздействия высоких температур;

7) отравления.

18. В целях оказания первой помощи пострадавшему в кабинетах Министерства имеется "Аптечка для оказания первой помощи работникам", состав которой утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 1331н (далее - аптечка).

19. Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших включает в себя действия работника по оказанию первой помощи пострадавшему согласно универсальному алгоритму оказания первой помощи, установленному в приложении 2 к настоящей программе.

20. Перед началом действий по оказанию первой помощи следует соблюдать правила личной безопасности и обеспечить безопасные условия для ее оказания.

21. При оказании первой помощи необходимо соблюдать следующие простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с пострадавшим, его кровью и другими биологическими жидкостями:

1) использовать медицинские перчатки (для защиты рук) и защитные устройства для проведения искусственного дыхания, находящиеся в аптечке;

2) в случае попадания крови и других биологических жидкостей на кожу следует немедленно смыть их проточной водой, тщательно вымыть руки, обработать кожу спиртовыми антисептическими салфетками;

3) прополоскать рот после проведения искусственного дыхания.

22. Основные правила вызова скорой медицинской помощи и других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь:

1) позвонить по единому номеру вызова экстренных служб "112" (либо по телефонным номерам 01, 101; 02, 102; 03, 103);

2) необходимо обязательно сообщить диспетчеру: место происшествия, что произошло, число пострадавших и тяжесть их состояния, какая помощь оказывается;

3) телефонную трубку положить последним, после сообщения диспетчера о том, что вызов принят.


Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения


23. Основными признаками жизни у пострадавшего являются наличие сознания и самостоятельное дыхание.

24. Причинами нарушения дыхания и кровообращения являются заболевания (инфаркт миокарда, нарушения ритма сердца и др.) или внешние воздействия (травма, поражение электрическим током и др.).

25. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего:

1) для проверки сознания необходимо вступить с пострадавшим в словесный и тактильный контакт, проверяя его реакцию на это;

2) для проверки дыхания следует наклониться щекой и ухом ко рту и носу пострадавшего и в течение 10 сек. попытаться услышать его дыхание, почувствовать выдыхаемый воздух на своей щеке и увидеть движения грудной клетки у пострадавшего;

3) отсутствие кровообращения у пострадавшего определяется путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания).

26. Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (далее - реанимация):

1) необходимо уложить пострадавшего на спину на твердую ровную поверхность;

2) с целью давления руками на грудину пострадавшего необходимо основание ладони одной руки поместить на середину грудной клетки пострадавшего, вторую руку поместить сверху первой, кисти рук сомкнуть в замок, при этом выпрямить руки в локтевых суставах так, чтобы плечи расположились перпендикулярно плоскости грудины пострадавшего;

3) надавить руками на грудину пострадавшего на глубину 5 - 6 см с частотой 100 - 120 в минуту;

4) после 30 надавливаний руками на грудину пострадавшего, запрокинув его голову и приподняв подбородок, необходимо осуществить искусственное дыхание методом "Рот ко рту" (на 2 вдоха искусственного дыхания должно быть потрачено не более 10 секунд);

5) следует продолжить реанимационные мероприятия, чередуя 30 надавливаний на грудину с 2 вдохами искусственного дыхания.

27. Ошибки, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий:

1) нарушение последовательности мероприятий сердечно-легочной реанимации;

2) неправильная техника выполнения давления руками на грудину пострадавшего (неправильное расположение рук, недостаточная или избыточная глубина надавливаний, неправильная частота, отсутствие полного поднятия грудной клетки после каждого надавливания);

3) неправильная техника выполнения искусственного дыхания;

4) неправильное соотношение надавливаний руками на грудину и вдохов искусственного дыхания;

5) время между надавливаниями руками на грудину пострадавшего превышает 10 сек.

Осложнением реанимации является перелом костей грудной клетки.

28. Показаниями к прекращению реанимации являются прибытие скорой медицинской помощи или других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь, и распоряжения сотрудников этих служб о прекращении реанимации, либо появление явных признаков жизни у пострадавшего.

29. Мероприятия, выполняемые после прекращения реанимации.

В случае появления самостоятельного дыхания у пострадавшего с отсутствующим сознанием (либо если у пострадавшего, внезапно потерявшего сознание, изначально имелось дыхание) ему необходимо придать устойчивое боковое положение. Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1) расположить ближнюю руку пострадавшего под прямым углом к его телу;

2) дальнюю руку пострадавшего приложить тыльной стороной ладони к противоположной щеке пострадавшего, придерживая ее своей рукой;

3) согнуть дальнюю от себя ногу пострадавшего в колене, поставить ее с опорой на стопу, надавить на колено этой ноги на себя и повернуть пострадавшего;

4) после поворота пострадавшего набок слегка запрокинуть его голову для открытия дыхательных путей и подтянуть ногу, лежащую сверху, ближе к животу.

30. Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине.

Последовательность действий:

1) необходимо определить степень нарушения проходимости верхних дыхательных путей (при частичном нарушении проходимости верхних дыхательных путей пострадавший отвечает на вопрос, может кашлять; при полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей пострадавший не может говорить, не может дышать или дыхание явно затруднено (шумное, хриплое), может хватать себя за горло, может кивать);

2) при частичном нарушении проходимости следует предложить пострадавшему покашлять;

3) при полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей необходимо предпринять меры по удалению инородного тела:

а) встать сбоку и немного сзади пострадавшего;

б) придерживая пострадавшего одной рукой, другой наклонить его вперед, чтобы в случае смещения инородного тела оно попало в рот пострадавшего, а не опустилось ниже в дыхательные пути;

в) нанести 5 резких ударов основанием своей ладони между лопатками пострадавшего;

г) проверять после каждого удара, не удалось ли устранить нарушение проходимости;

д) если после 5 ударов инородное тело не удалено, то следует: встать позади пострадавшего и обхватить его обеими руками на уровне верхней части живота; сжать кулак одной из рук и поместить его над пупком большим пальцем к себе; обхватить кулак другой рукой и, слегка наклонив пострадавшего вперед, резко надавить на его живот в направлении внутрь и кверху; при необходимости надавливания повторить до 5 раз;

4) при полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей у тучных людей или беременных женщин, необходимо предпринять меры по удалению инородного тела, указанные в подпункте 3 подпункта 13.8 пункта 13 раздела VII настоящей программы, при этом надавливания осуществляются на нижнюю часть груди;

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду указанные в подпункте 3 пункта 30 раздела VII

5) если пострадавший потерял сознание - необходимо начать реанимацию в объеме давления руками на грудину и искусственного дыхания.


Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах


31. В случае подозрения на наличие у пострадавшего кровотечения или травмы необходимо в течение 1 - 2 секунд провести его обзорный осмотр с головы до ног, целью которого является определение признаков кровотечения, требующего скорейшей остановки.

32. Под кровотечением понимают ситуацию, когда кровь по разным причинам покидает сосудистое русло, что приводит к острой кровопотере.

Основные признаки острой кровопотери:

1) резкая общая слабость;

2) чувство жажды;

3) головокружение;

4) мелькание "мушек" перед глазами;

5) обморок, чаще при попытке встать;

6) бледная, влажная и холодная кожа;

7) учащенное сердцебиение;

8) частое дыхание.

33. Признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного):

1) признак артериального кровотечения - пульсирующая алая струя крови, быстро расплывающаяся лужа крови алого цвета, быстро пропитывающаяся кровью одежда пострадавшего;

2) признак венозного кровотечения - темно-вишневая кровь, вытекает "ручьем";

3) признак капиллярного кровотечения - небольшое количество, крови, пульсации не наблюдается;

4) признак смешанного кровотечения - кровь по цвету близка к артериальной, выглядит как насыщенно-красная жидкость, вытекает в небольшом объеме, медленно.

34. Способы временной остановки наружного кровотечения:

1) пальцевое прижатие артерии;

2) наложение жгута;

3) максимальное сгибание конечности в суставе;

4) прямое давление на рану;

5) наложение давящей повязки.

35. В случае обнаружения у пострадавшего носового кровотечения необходимо:

1) усадить его со слегка наклоненной вперед головой и зажать ему нос в районе крыльев носа на 15 - 20 минут;

2) положить холод на переносицу;

3) если кровотечение не остановилось, следует вызвать скорую медицинскую помощь, до приезда которой надо продолжать выполнять те же мероприятия.

Если пострадавший с носовым кровотечением находится без сознания, следует придать ему устойчивое боковое положение, контролируя проходимость дыхательных путей, вызвать скорую медицинскую помощь.

36. В случае обнаружения у пострадавшего травмы или сильного кровотечения, необходимо проверить пострадавшего на признаки травматического шока:

1) нарушения дыхания и кровообращения (учащенное дыхание и сердцебиение);

2) бледная холодная влажная кожа;

3) возбуждение, сменяющееся апатией.

37. В случае отсутствия травматического шока у пострадавшего необходимо провести мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока:

1) остановка кровотечения;

2) придание пострадавшему оптимального положения тела;

3) иммобилизация травмированных конечностей;

4) защита от переохлаждения.

38. В целях выявления травм различных областей тела и других состояний, требующих оказания первой помощи, необходимо провести подробный осмотр пострадавшего в следующей последовательности:

1) осмотреть и аккуратно ощупать голову;

2) осмотреть шею пострадавшего для выявления возможных деформаций, костных выступов, болезненных мест;

3) провести осмотр грудной клетки пострадавшего;

4) осмотреть живот и область таза;

5) ощупать ноги и руки.

39. В случае обнаружения у пострадавшего травмы головы необходимо осуществить остановку кровотечения, вызвать скорую медицинскую помощь. Если пострадавший находится без сознания, следует придать ему устойчивое боковое положение. При наличии раны и кровотечения надо выполнить прямое давление на рану, при необходимости - наложить повязку.

При повреждениях глаз следует наложить повязку с использованием стерильного перевязочного материала из аптечки на оба глаза.

40. В целях оказания первой помощи пострадавшему при травме шеи, необходимо оставить кровотечение пальцевым прижатием, прямым давлением на рану, наложением давящей повязки в зависимости от вида кровотечения.

В случае повреждения шейного отдела позвоночника у потерпевшего необходимо вручную поддерживать голову в положении, ограничивающем движение, дожидаясь прибытия скорой медицинской помощи.

41. При обнаружении травм груди необходимо оказать следующую первую помощь:

1) при переломах и ушибах ребер необходимо придать пострадавшему полусидячее положение и контролировать его состояние до прибытия скорой медицинской помощи;

2) при ранениях груди следует осуществить первичную герметизацию раны ладонью, после чего наложить герметизирующую (окклюзионную) повязку;

3) при обнаружении инородного тела в ране грудной клетки необходимо обложить инородный предмет салфетками или бинтами, наложив поверх них давящую повязку для остановки кровотечения.

42. В случае обнаружения открытой травмы живота необходимо остановить кровотечения, вызвать скорую медицинскую помощь и контролировать состояние пострадавшего до ее прибытия.

При обнаружении закрытой травмы живота с признаками закрытого кровотечения необходимо вызвать скорую медицинскую помощь, положить холод на живот, пострадавшему придать положение на спине с валиком под полусогнутыми разведенными в стороны ногами, контролировать его состояние.

43. При обнаружении травмы таза следует придать пострадавшему положение на спине с валиком под полусогнутыми разведенными ногами и контролировать его состояния до прибытия скорой медицинской помощи.

44. При обнаружении травмы конечностей следует:

1) остановить кровотечение при открытой травме (прямым давлением на рану, наложением давящей повязки);

2) вызвать скорую медицинскую помощь;

3) в случае необходимости транспортировки пострадавшего следует выполнить иммобилизацию (обездвиживание) поврежденной конечности.

45. В случае обнаружения травмы позвоночника следует:

1) обеспечить его телу стабильное положение, никуда не перемещать больного до приезда скорой медицинской помощи;

2) удостовериться, что дыхание пострадавшего не затруднено;

3) если у пострадавшего остановились дыхание или пульс - выполните реанимацию.


Оказание первой помои при ожогах, отравлениях


46. При обнаружении ожога у пострадавшего следует:

1) прекратить действие повреждающего агента (тушение огня, удаление химических веществ, прекращение действия электрического тока на организм);

2) охладить обожженную часть тела под струей холодной воды в течение 20 минут (при отсутствии воды можно заменить приложением холода поверх повязки или ткани);

3) вызвать скорую медицинскую помощь.

47. При ожоге верхних дыхательных путей необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух, придать ему оптимальное положение (полусидя) и вызвать скорую медицинскую помощь.

48. В случае отравления пострадавшего следует:

1) прекратить поступление яда в организм пострадавшего;

2) опросить пострадавшего и попытаться выяснить, какой вид отравляющего вещества был принят, в каком количестве и как давно;

3) в случае если ядовитое вещество неизвестно, собрать небольшое количество рвотных масс для последующей медицинской экспертизы;

4) попытаться удалить яд (спровоцировать рвоту, стереть или смыть токсическое вещество с кожи и т.д.);

5) оценить состояние пострадавшего и оказать первую помощь в зависимости от его тяжести.

49. После оказания первой помощи пострадавшему необходимо оказать ему психологическую поддержку путем поддержания с ним диалога.

50. При передаче пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи необходимо сообщить медицинским работникам информацию о происшествии, выявленных травмах, оказанной первой помощи, отвечать на их вопросы и оказывать содействие.


Приложение 1
к Программе проведения
вводного инструктажа по охране труда
в Министерстве финансов Республики Коми


(Форма)


ЖУРНАЛ
регистрации вводного инструктажа по охране труда в Министерстве финансов Республике Коми


Начат ___________ 20__ г.

Окончен ___________ 20__ г.


Дата

Фамилия, имя, отчество инструктируемого

Число, месяц, год рождения

Профессия (должность) инструктируемого

Наименование структурного подразделения, в котором будет осуществлять трудовую деятельность инструктируемый

Фамилия, имя, отчество, должность инструктирующего

Результат проверки знания требований охраны труда инструктируемого по результатам прохождения вводного инструктажа

Подпись

инструктирующего

инструктируемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9





























Приложение 2
к Программе проведения
вводного инструктажа по охране труда
в Министерстве финансов Республики Коми


Универсальный алгоритм оказания первой помощи



Обзор документа


О совершенствовании системы охраны труда в Республике Коми.

Разработаны:

Положение о системе управления охраной труда в Министерстве финансов Республики Коми;

Правила по охране труда в Министерстве финансов;

Инструкция по охране труда для государственных гражданских служащих и работников Министерства финансов, не относящихся к должностям государственной гражданской службы в Министерстве финансов;

Программа проведения вводного инструктажа по охране труда в Министерстве финансов.

Назад