13 июля 2011
Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области "О муниципальных выборах в Челябинской области" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана"
Обзор документа
Предметом проверки КС РФ стал вопрос о применении пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в сельских поселениях.
Оспариваемые нормы устанавливают право регионов определять виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их использования.
При этом муниципальное образование с учетом этих видов избирательных систем может само определять в своем уставе ту из них, которая применяется на его территории.
Как указал КС РФ сами по себе эти положения не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой они связывают возможность проведения выборов в сельских поселениях на основе пропорциональной избирательной системы с тем, какие для этого условия определены в региональном законе - в зависимости от численности избирателей, вида муниципального образования и других обстоятельств.
Между тем данные положения неконституционны в той мере, в какой они не исключают возможности искажения волеизъявления избирателей, отступления от принципа свободных и справедливых выборов, нарушения равенства избирательных прав граждан.
Такая вероятность создается в случае, когда пропорциональная избирательная система применяется (в т. ч. как элемент смешанной системы) на выборах в сельских поселениях с малочисленным населением и небольшим количеством депутатов.
Дело в том, что при проведении выборов с применением пропорциональной избирательной системы выдвигать списки кандидатов могут исключительно политические партии, формируемые на общефедеральном уровне.
Между тем участие в выработке решений представительных органов по вопросам местного значения в сельских поселениях только представителей федеральных политических партий являлось бы неоправданной централизацией через партийные структуры управления на местах. Такой подход противоречил бы сущности местного самоуправления.
В связи с этим федеральный законодатель в течение 6 мес. должен установить критерии, которые регионы будут обязаны учитывать при определении условий для применения пропорциональной избирательной системы (в т. ч. как элемента смешанной) на выборах в поселениях исходя из числа распределяемых мандатов.