11 апреля 2024
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2024 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 85, части 4 статьи 87 и статьи 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Сергеева"
Обзор документа
КС РФ: надо дополнить полномочия суда при рассмотрении исков в сфере охраны объектов культурного наследия.
Оспаривался ряд норм КАС РФ, в т. ч. касающихся применения мер предварительной защиты по административному иску.
С запросом обратился заявитель, который ранее пытался оспорить приказ регионального госоргана об исключении одного из зданий из Перечня выявленных объектов культурного наследия. Мужчина просил применить меру предварительной защиты - приостановить действие оспариваемого акта, чтобы за время тяжбы строение не могли демонтировать. Суд отклонил подобное ходатайство со ссылкой на то, что в силу КАС РФ по иску об оспаривании нормативных правовых актов можно использовать лишь такую меру, как запрет на их применение в отношении истца. В итоге здание снесли еще до того, как суд признал приказ недействующим.
КС РФ признал положения неконституционными. Они необоснованно ограничивают полномочия суда и не позволяют применить иные меры предварительной защиты по иску об оспаривании акта регионального органа, которым отказано во включении имущества в перечень выявленных объектов культурного наследия.
По сути, в таком случае нормы разрешают использовать лишь меру в виде запрета применять оспариваемый акт к административному истцу. Тем самым не обеспечивается эффективная правовая охрана объекта от невосполнимой утраты до вступления в силу решения суда.
Законодатель должен принять поправки. До этого закрепляется временное регулирование. При рассмотрении упомянутого иска суд вправе применить иную меру - обязать воздержаться от сноса объекта. Обязанность могут возложить на собственника (иного владельца) такого имущества или земли, на которой оно находится. Если подобное лицо не участвует в деле, суд должен привлечь его в процесс.
Оспаривался ряд норм КАС РФ, в т. ч. касающихся применения мер предварительной защиты по административному иску.
С запросом обратился заявитель, который ранее пытался оспорить приказ регионального госоргана об исключении одного из зданий из Перечня выявленных объектов культурного наследия. Мужчина просил применить меру предварительной защиты - приостановить действие оспариваемого акта, чтобы за время тяжбы строение не могли демонтировать. Суд отклонил подобное ходатайство со ссылкой на то, что в силу КАС РФ по иску об оспаривании нормативных правовых актов можно использовать лишь такую меру, как запрет на их применение в отношении истца. В итоге здание снесли еще до того, как суд признал приказ недействующим.
КС РФ признал положения неконституционными. Они необоснованно ограничивают полномочия суда и не позволяют применить иные меры предварительной защиты по иску об оспаривании акта регионального органа, которым отказано во включении имущества в перечень выявленных объектов культурного наследия.
По сути, в таком случае нормы разрешают использовать лишь меру в виде запрета применять оспариваемый акт к административному истцу. Тем самым не обеспечивается эффективная правовая охрана объекта от невосполнимой утраты до вступления в силу решения суда.
Законодатель должен принять поправки. До этого закрепляется временное регулирование. При рассмотрении упомянутого иска суд вправе применить иную меру - обязать воздержаться от сноса объекта. Обязанность могут возложить на собственника (иного владельца) такого имущества или земли, на которой оно находится. Если подобное лицо не участвует в деле, суд должен привлечь его в процесс.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад