23 октября 2023
Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18 октября 2023 г.)
Обзор документа
ВС РФ обобщил свои позиции по потребительским спорам.
Проанализирована практика по делам о защите прав потребителей в 2022 - 2023 гг.
Приведены выводы, сформулированные при разрешении потребительских споров, связанных с реализацией товаров, выполнением работ (оказанием услуг). Затронуты вопросы, возникающие между финансовыми организациями и потребителями их услуг. Выделены особенности применения процессуальных норм.
Часть дел связана с приобретением товаров дистанционным способом.
Отмечено, что покупатель вправе получить товар по заявленной на сайте цене, которая фиксируется в момент оформления интернет-заказа. Продавец не может изменить ее или отменить оформленный заказ в одностороннем порядке. Условие о том, что он имеет такую возможность, он не вправе включать в публичную оферту.
Право на возмещение вреда, причиненного из-за недостатков услуги (товара), имеет любой потерпевший независимо от того, состоял он или нет в договорных отношениях с исполнителем (продавцом). Возникновение деликтного обязательства само по себе не исключает возможность применить Закон о защите прав потребителей.
Отдельные споры связаны с продажей технически сложных товаров с недостатками, а также с предоставлением скидок продавцами.
При отказе потребителя от договора из-за обнаружения недостатков обязательство продавца по уплате неустойки сохраняется до момента возврата денег за товар.
При возврате товара ненадлежащего качества потребитель имеет право на возмещение убытков - на выплату разницы между ценой в договоре и стоимостью аналогичной вещи на дату удовлетворения его иска. Т. е. фактически продавец обязан компенсировать удорожание товара за период тяжбы.
Гостиница отвечает за действия своих сотрудников, допустивших нарушение прав постояльца.
Проанализирована практика по делам о защите прав потребителей в 2022 - 2023 гг.
Приведены выводы, сформулированные при разрешении потребительских споров, связанных с реализацией товаров, выполнением работ (оказанием услуг). Затронуты вопросы, возникающие между финансовыми организациями и потребителями их услуг. Выделены особенности применения процессуальных норм.
Часть дел связана с приобретением товаров дистанционным способом.
Отмечено, что покупатель вправе получить товар по заявленной на сайте цене, которая фиксируется в момент оформления интернет-заказа. Продавец не может изменить ее или отменить оформленный заказ в одностороннем порядке. Условие о том, что он имеет такую возможность, он не вправе включать в публичную оферту.
Право на возмещение вреда, причиненного из-за недостатков услуги (товара), имеет любой потерпевший независимо от того, состоял он или нет в договорных отношениях с исполнителем (продавцом). Возникновение деликтного обязательства само по себе не исключает возможность применить Закон о защите прав потребителей.
Отдельные споры связаны с продажей технически сложных товаров с недостатками, а также с предоставлением скидок продавцами.
При отказе потребителя от договора из-за обнаружения недостатков обязательство продавца по уплате неустойки сохраняется до момента возврата денег за товар.
При возврате товара ненадлежащего качества потребитель имеет право на возмещение убытков - на выплату разницы между ценой в договоре и стоимостью аналогичной вещи на дату удовлетворения его иска. Т. е. фактически продавец обязан компенсировать удорожание товара за период тяжбы.
Гостиница отвечает за действия своих сотрудников, допустивших нарушение прав постояльца.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад