23 марта 2021
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 марта 2021 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Компания Ладога"
Обзор документа
КС указал, что в КоАП просрочка исполнения госконтракта приравнивается к его неисполнению.
Поставщик по муниципальному контракту был оштрафован за то, что в результате несвоевременной поставки запчастей для электростанции жители были лишены электроснабжения и был нарушен нормальный режим работы учреждений и предприятий. КоАП предусматривает административную ответственность за действия (бездействия), приведшие к неисполнению госконтракта с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства. Поставщик считает эту норму неконституционной, так как она позволяет судам применять ее и в случае его просрочки.
Конституционный Суд РФ указал,что спорная норма не противоречит Конституции. Она не содержит неопределенности в толковании. Суды и ФАС однозначно относят просрочку исполнения госконтракта к действиям (бездействию), которые могут влечь наступление административной ответственности.
КС разъяснил, что ГК РФ и законодательство о контрактной системе разделяют неисполнение обязательств и просрочку, чтобы предусмотреть для них разные санкции. За неисполнение начисляется штраф, а за просрочку - пени, так как их размер зависит в том числе от продолжительности просрочки. Следовательно, такое разделение имеет отраслевое, а не общеправовое значение. За вред, причиненный не только сторонам контракта, но и другим лицам, законодатель устанавливает публичную ответственность, имеющую самостоятельное значение. Спорная норма не разграничивает неисполнение и просрочку, поскольку и то и другое считается противоправным и может повлечь наступление опасных последствий.
Поставщик по муниципальному контракту был оштрафован за то, что в результате несвоевременной поставки запчастей для электростанции жители были лишены электроснабжения и был нарушен нормальный режим работы учреждений и предприятий. КоАП предусматривает административную ответственность за действия (бездействия), приведшие к неисполнению госконтракта с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства. Поставщик считает эту норму неконституционной, так как она позволяет судам применять ее и в случае его просрочки.
Конституционный Суд РФ указал,что спорная норма не противоречит Конституции. Она не содержит неопределенности в толковании. Суды и ФАС однозначно относят просрочку исполнения госконтракта к действиям (бездействию), которые могут влечь наступление административной ответственности.
КС разъяснил, что ГК РФ и законодательство о контрактной системе разделяют неисполнение обязательств и просрочку, чтобы предусмотреть для них разные санкции. За неисполнение начисляется штраф, а за просрочку - пени, так как их размер зависит в том числе от продолжительности просрочки. Следовательно, такое разделение имеет отраслевое, а не общеправовое значение. За вред, причиненный не только сторонам контракта, но и другим лицам, законодатель устанавливает публичную ответственность, имеющую самостоятельное значение. Спорная норма не разграничивает неисполнение и просрочку, поскольку и то и другое считается противоправным и может повлечь наступление опасных последствий.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад