15 августа 2022
Проверено на актуальность 1.07.2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Иностранные названия в рекламе: как избежать штрафов

Иностранные названия в рекламе: как избежать штрафов
Кристина Гучмазова
Автор Кристина Гучмазова

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412

На территории РФ есть ограничение по использованию иностранных слов в рекламе и на вывесках. Информацию о товарах можно писать только на русском языке или на языках народов РФ.

Многие предприниматели хотят, чтобы название компании было написано на иностранном языке. Некоторые вкладывают в это маркетинговый смысл, например, чтобы потребители ассоциировали товар со страной, язык которой использован в названии. Другим просто нравится какое-то слово, и они хотят его использовать. В любом случае, это может добавить бизнесу проблем, если латинское название не зарегистрировано как товарный знак.

Например, из-за названия на иностранном языке Яндекс.Директ может отклонить объявление, рекламное агентство — отказать в размещении билборда с логотипом в городе. За размещение вывески на иностранном языке на фасаде здания можно получить штраф до 500 000 руб.

П. 15 требований к рекламным материалам Яндекс.Директа означает, что Яндекс вправе отказать в размещении рекламы без объяснения причин. Специалист по настройке контекстной рекламы столкнулся с ситуацией, когда оконной компании отказали в размещении объявления из-за того, что название на латинице.

Разбираемся, какие есть ограничения по использованию иностранных слов в рекламе в законах РФ и что сделать, чтобы работать с брендом на иностранном языке в России без проблем.

Информационная и рекламная вывеска: в чем разница

Если вы хотите просто информировать людей — использование иностранных слов на вывесках возможно, но только если рядом есть перевод. К информационным сведениям относятся:

  • обязательные к размещению сведения в месте расположения компании: юридическое и фактическое название организации, график работы;

  • сообщения, не содержащие логотип, слоган и другие фирменные обозначения;

  • не содержащие информацию для продвижения: описание товаров, услуг, преимущества покупки в вашей компании перед конкурентами и подобного;

  • номер телефона, адрес в сети интернет на вывеске — без описания товаров и услуг;

  • каталоги товаров или меню ресторанов без описания продукции и цен;

  • информация культурно-развлекательного характера: афиши, описания спектаклей, фильмов, репертуары;

  • информация об услугах АЗС, расположенная на самих АЗС;

  • крест на вывеске аптеки и подобные обозначения, которые вошли в обиход и не идентифицируют конкретную компанию;

  • справочная, аналитическая информация, таблички, указатели, в том числе «Круглосуточно», «Добро пожаловать!»;

  • объявления об аренде или продаже помещений в здании, размещенные на этом здании;

  • информация о деятельности компании без названия: маникюр, товары для дома, юрист, продукты.

Информационные вывески, как правило, устанавливаются в конкретном месте, чтобы информировать людей о чем-то важном, что происходит именно здесь. В том числе, о том, что именно здесь расположена ваша компания. Информационная вывеска на фасаде не должна сильно бросаться в глаза, ее задача — информировать, а не продавать. Если на фасаде здания большая, цветная и светящаяся конструкция с названием бренда — она будет считаться рекламной, даже если размещена по юридическому адресу.

Если сообщение носит рекламный характер — использовать иностранные слова в нем нельзя. Любая информация о бизнесе, запущенная по рекламным каналам, считается рекламной и не может быть написана или озвучена на иностранном языке. Если в сообщении есть сведения о характере товаров и услуг, о скидках, акциях и преимуществах бренда — это реклама. Да, за слово «Sale» на окне магазина можно получить крупный штраф.

Полный перечень сведений об отличии рекламы от информирования есть в письме ФАС.

Какие законы регламентируют употребление иностранных слов на вывесках

Использование иностранных слов в деятельности бизнеса ограничивают ФЗ «О государственном языке РФ», ФЗ «О рекламе», Закон «О защите прав потребителей» и локальные нормативные акты, которые издаются правительствами городов и регионов РФ.

Что говорит ФЗ «О государственном языке РФ»

В Конституции РФ и в ФЗ «О государственном языке РФ» написано, что основной язык на территории РФ — русский. В ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» четко прописано, что вся рекламная информация на территории РФ должна быть на русском языке.

Закон допускает использование иностранных слов и местных диалектов, но тогда сведения должны быть переведены на русский без потери смысла. Более того, информация на русском и другом языке должна занимать на вывеске одинаковое количество места, иметь одинаковое оформление. В аудио- и видео сообщениях нельзя информацию на иностранном языке сообщить четко, а на русском — бегло с ускорением.

Без перевода рекламу на иностранном языке могут выпускать только СМИ, которые зарегистрированы для выпуска на этом языке.

Что говорит Закон «О защите прав потребителей»

Закон «О защите прав потребителя» требует, чтобы рекламные послания были понятны любому потребителю в России. То есть, если на витрине магазина написано «Sale», а не «Скидка» — люди, не знающие иностранный язык, могут пропустить выгодное предложение. Это недопустимо.

В Законе прописано, что потребитель имеет право получать сведения о товарах и услугах на русском языке. Если информационные или рекламные вывески написаны на иностранном — рядом должен быть перевод. Если компания называется ООО «Blanket», рядом нужно написать транскрибацию на русском — ООО «Блэнкет», как в уставе.

Исключения — размещение информации в СМИ, которые официально зарегистрированы для выпуска на иностранном языке, и написание фирменного наименования, если оно на иностранном языке зарегистрировано как товарный знак.

Что говорит ФЗ «О рекламе»

Закон о рекламе требует соблюдения требований ФЗ «О русском языке», а значит, все рекламные сообщения — на русском. Более того, он ужесточает требования к переводу при использовании иностранных слов:

  • нельзя использовать иностранные слова, способные исказить смысл товара или услуги;

  • нельзя переводить иностранные слова так, чтобы при переводе исказился смысл.

Это значит, что если в рекламном сообщении используется французский язык — у покупателей не должно сложиться впечатление, что компания из франции, если это не так. Или другой пример: фразу «we have tea» нельзя перевести на русский как «у нас есть чай», как и любые другие устойчивые выражения. Кто захочет поиграть со смыслом — рискуют проиграть и заплатить крупный штраф.

Каким должен быть товарный знак, чтобы его зарегистрировали →

Локальные нормативные акты

В разных регионах РФ могут быть разработаны и приняты местные локальные акты, которые регламентируют использование других языков, кроме русского, на вывесках и в рекламных сообщениях. Особенно внимательно стоит относиться к регионам, где большая часть населения говорит не на русском языке. Например, в Татарстане могут потребовать к вывеске на иностранном языке добавить такую же на русском и татарском.

Правительство Москвы пошло дальше и выпустило Постановление, по которому на вывесках можно указывать только информацию о сфере деятельности, видах товаров и услуг и юридическое название компании. Фактическое название, то есть название бренда на любом языке, а не то, как вы записаны в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также логотип можно использовать на вывеске только если зарегистрирован товарный знак. Иначе вывеску демонтируют.

Штраф за использование иностранного языка на вывеске

За нарушение законодательства о рекламе штраф может быть наложен на компанию, чей бизнес рекламируют, а также на того, кто произвел вывеску или воспроизводил рекламное сообщение. Суммы штрафа:

  • для физлиц — 2000 руб. – 2500 руб.;

  • для должностных лиц — 4000 руб. – 20 000 руб.;

  • для юрлиц — 100 000 руб. – 500 000 руб.

В каких случаях разрешена вывеска на иностранном языке

В законодательных актах, о которых говорилось выше, написано, что вывеску на иностранном языке, как и любое другое сообщение, можно использовать только в двух случаях:

  • если сообщение носит информационный, а не рекламный характер, и рядом есть перевод;

  • если это фирменное наименование бренда, которое зарегистрировано как товарный знак.

То есть, если компания выбрала себе название бренда на иностранном языке, единственная возможность использовать это название в рекламных целях — зарегистрировать товарный знак.

Преимущества регистрации товарного знака

Помимо возможности использовать свое название на латинице в любых рекламных сообщениях, регистрация товарного знака дает компании монополию на бренд. После регистрации ни один конкурент в любом регионе РФ не сможет взять себе такое же название, доменное имя сайта или настроить рекламу в интернете на ваш фирменный запрос.

За нарушение прав чужой на товарный знак компания выплачивает компенсацию до 5 000 000 руб. Предприниматели регистрируют бренды, чтобы знать:

  • они сами не нарушают права на чужие товарные знаки, и им внезапно не придут исковые требования на несколько миллионов;

  • если кто-то нарушит их права, через суд можно получить крупную компенсацию;

  • когда бренд по закону принадлежит компании, можно вкладывать деньги в раскрутку и не переживать, что кто-то может запретить использовать это название.

А еще товарный знак можно поставить на учет как нематериальный актив и увеличить стоимость компании. Цена известных брендов может достигать огромных сумм, например, бренд «Сбер» по состоянию на январь 2022 года стоил 12,8 миллиардов $.

Примеры брендов на русском и английском языках

Часто компании регистрируют товарные знаки сразу на двух языках, даже если используют бренд только на одном. Для русских обозначений регистрация товарного знака на латинице дает гарантию, что никто не займет нужный домен для сайта, не будет использовать такой логин в соцсетях или хештег. К тому же, сайт, ник в соцсетях и любую информацию о компании на латинице можно будет использовать в рекламе.

Компании, которые изначально выбирают иностранное название, регистрируют бренд на русском, чтобы никто не зарегистрировал на себя похожий русский бренд. Некоторые пишут на этикетках русское и иностранное название, чтобы покупателям без знания другого языка было проще читать этикетку и запомнить бренд.

Бренд на латинице

Бренд на русском

Примечания

Бренд Глория Джинс на английском языке Бренд Глория Джинс на русском языке

Глория Джинс не используют название на русском языке, но правообладатель защитил свой бренд от копирования.

Бренд Бонаква на английском языке

Бренд Бонаква на русском языке

Бонаква пишет на этикетках бутылок русское и латинское название, чтобы покупателям было проще читать и запоминать бренд.

«Гардиум» поможет получить товарный знак на любом языке

Квалифицированные патентные поверенные «Гардиума» помогут вам зарегистрировать товарный знак на русском, английском и любом другом языке. В компании работают специалисты с опытом в регистрации брендов от 15 лет. После регистрации вы сможете использовать свой бренд на вывесках, в любой рекламе, и обретете уверенность, что название принадлежит вам по на законных основаниях.

Уже в ходе первой консультации вы узнаете, можно ли зарегистрировать бренд, нет ли уже зарегистрированных похожих обозначений, а также цену и сроки защиты вашего товарного знака.

Заказать проверку обозначения на возможность регистрации →

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Регистрация с гарантией

от 89 000 ₽

заказать
MDN

Кристина Гучмазова

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Как продавать на Ozon: пошаговый гайд

20 апреля 2024

Декларация соответствия: регистрация, стоимость и срок действия

21 апреля 2024

Сертификат соответствия на товары: порядок и нюансы получения

2 мая 2024

Как запатентовать ПАК: преимущества патентования, документы

15 сентября 2024

Внесение ПАК в реестр Минцифры: требования к ПО, документы и пошлины

25 сентября 2024

Евразийский патент: срок действия, преимущества, порядок получения

28 октября 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных