1 июля 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Сходство до степени смешения: что это значит и как проверить свой товарный знак

Сходство до степени смешения: что это значит и как проверить свой товарный знак
Кристина Гучмазова
Автор Кристина Гучмазова

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412

По закону не получится зарегистрировать товарный знак, если он тождественен или схож до степени смешения с рядом обозначений, наименований и изображений, которые уже заявлены на регистрацию или зарегистрированы и охраняются законодательством РФ либо не подлежат правовой охране по ст. 1231.1 ГК РФ.

ст. 1483 ГК РФ


Это значит, что не любой товарный знак получится зарегистрировать. И перед тем как подавать документы в Роспатент, нужно оценить, не откажут ли вам в регистрации из-за того, что ваш товарный знак похож на другие в тех же или однородных классах МКТУ — это общепринятая классификация, на основании которой регистрируют товарные знаки. Как определяются сходство и тождественность, расскажем в статье.

Что такое тождественность и сходство до степени смешения

Согласно п. 3 методических рекомендаций, утв. приказом Роспатента от 31.12.2009 № 197, тождественные товарные знаки полностью одинаковые — совпадают по всем элементам. Зарегистрировать тождественный другому товарный знак не получится.

Сходные до степени смешения товарные знаки не одинаковые, то есть они чем-то различаются. Но при этом они настолько похожи друг на друга, что это может ввести потребителя в заблуждение. По общему правилу такие товарные знаки тоже не регистрируют. Однако в этом случае можно запросить письмо-согласие от владельца сходного знака, которое увеличивает шансы на то, что Роспатент все же зарегистрирует ваш знак. Главное, чтобы при определенном сходстве знаки не вводили потребителя в заблуждение. С тождественными товарными знаками такое письмо не поможет.

Важно: сходство до степени смешения товарных знаков оценивают только по аналогичным продуктам или услугам. Не запрещено, чтобы два похожих знака существовали в разных классах МКТУ.

Как проверяют сходство товарных знаков

Сходство товарных знаков оценивают специалисты Федерального института промышленной собственности (ФИПС) во время экспертизы. И делают это они на основании общего впечатления от знака, на которое могут повлиять любые его особенности: слова, графические элементы, цветовые и графические решения и пр.

Важно: решение принимает человек — эксперт Роспатента, а не какая-либо автоматизированная программа.

Как правило, есть три признака, по которым оценивают сходство:

  1. Фонетический — это оценка товарного знака на слух.

  2. Смысловой, или семантический.

  3. Графический — визуальная оценка знака.

Фонетическое сходство характеризуется тем, что у нескольких товарных знаков есть близкие или совпадающие звуки/слоги/слова/словосочетания, которые расположены схожим образом. Например, DIXIE — DIXI, DIXY, ДИКСИ.

Семантическое сходство подразумевает, что в товарные знаки заложен похожий смысл, значение или идея. Например, «Музыка сна» — «Мелодия сна».

Графическое сходство — это когда несколько товарных знаков выглядят похожим образом. Например, у них одинаковый или очень похожий шрифт, графическое написание, расположение букв относительно друг друга, используемый алфавит или цвета.

Лого необязательно должны совпадать на 100%, иногда достаточно одного сходного элемента. В похожей ситуации оказался наш клиент "Согаз"

Что делать, если ваш знак похож на чужой →

Как проверить сходство товарного знака перед регистрацией

При регистрации товарного знака у заявителя есть два пути. Первый — не заниматься предварительной проверкой и сразу подать документы в Роспатент. Однако экспертиза, которую проводит госорган, может растянуться до года — это самый длительный этап всего процесса.

Хотя на практике специалисты справляются за полгода, это не значит, что они точно зарегистрируют ваш товарный знак. Заявитель может получить положительный ответ, отказ или уведомление с дополнительными вопросами. По статистике Роспатента, за 2021 год было подано около 122 тысяч заявок на регистрацию товарных знаков. Из них экспертиза была проведена для почти 112 тысяч заявок и отказ получили около 17 тысяч заявителей, то есть 15 %.

Статистика регистрации товарных знаков с 2017 по 2021 год. Источник: rospatent.gov.ru

Второй путь — заранее, до подачи документов, проверить свой товарный знак. Это можно сделать, обратившись в Роспатент за платной услугой, которая называется «Предварительная оценка охраноспособности обозначения как товарного знака по указанным заказчиком классам МКТУ». Но готовьтесь потратить на это от 40 000 руб. за проверку по одному классу МКТУ.

Услуги, предоставляемые ФИПС на платной основе


Также за проверкой можно обратиться к патентному поверенному. Эти специалисты сдают сложные экзамены, подтверждающие их квалификацию, и имеют опыт работы с различными товарными знаками. А потому знают, как сделать, чтобы знак стал уникальным, и могут дать вам ценные рекомендации или по вашему запросу доработать ваш товарный знак. Квалификацию патентного поверенного всегда можно проверить в реестре Роспатента.

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Регистрация с гарантией

от 89 000 ₽

заказать
MDN

Кристина Гучмазова

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412

Задать вопрос эксперту
более 20 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 октября 2025

Как запатентовать название и логотип

2 октября 2025

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 октября 2025

Регистрация софта в Роспатенте

1 июля 2023

Домен как товарный знак

21 октября 2025

Регистрация товарного знака

6 октября 2025

Защита товарного знака от незаконного использования

1 июля 2023

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

1 июля 2023

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

1 июля 2023

Патентование – защита разработки от конкурентов

01 июля 2023

Как выбрать патентное бюро

10 октября 2025

Юристы по интеллектуальному праву

10 октября 2025

Патентные поверенные

10 октября 2025

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 октября 2025

Патентование промышленных образцов

30 октября 2025

Главное про патентование идей

30 октября 2025

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

21 октября 2025

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

1 июля 2023

Патентование IT-решений в России и мире

1 июля 2023

Что такое товарный знак?

21 октября 2025

Патентование изобртения в Роспатенте

1 июля 2023

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 октября 2025

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

1 июля 2023

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

1 июля 2023

Вывеска на иностранном языке

1 июля 2023

Передача интеллектуальных прав

1 июля 2023

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

1 июля 2023

Патентная экспертиза

1 июля 2023

Обзор основных трендов в LegalTech

1 июля 2023

Как составляется описание к патенту

1 июля 2023

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

1 июля 2023

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

1 июля 2023

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

1 июля 2023

Реестр отечественного ПО

1 июля 2023

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

1 июля 2023

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

1 июля 2023

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

1 июля 2023

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

1 июля 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 октября 2025

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

1 июля 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 октября 2025

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Как продавать на Ozon: пошаговый гайд

20 апреля 2024

Декларация соответствия: регистрация, стоимость и срок действия

21 апреля 2024

Сертификат соответствия на товары: порядок и нюансы получения

2 мая 2024

Как запатентовать ПАК: преимущества патентования, документы

30 сентября 2024

Внесение ПАК в реестр Минцифры: требования к ПО, документы и пошлины

25 сентября 2024

Евразийский патент: срок действия, преимущества, порядок получения

30 октября 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных