Сходство до степени смешения: что это значит и как проверить свой товарный знак
ведущий юрист юридической компании «Гардиум»
Содержание
По закону не получится зарегистрировать товарный знак, если он тождественен или схож до степени смешения с рядом обозначений, наименований и изображений, которые уже заявлены на регистрацию или зарегистрированы и охраняются законодательством РФ либо не подлежат правовой охране по ст. 1231.1 ГК РФ. |
ст. 1483 ГК РФ |
Это значит, что не любой товарный знак получится зарегистрировать. И перед тем как подавать документы в Роспатент, нужно оценить, не откажут ли вам в регистрации из-за того, что ваш товарный знак похож на другие в тех же или однородных классах МКТУ — это общепринятая классификация, на основании которой регистрируют товарные знаки. Как определяются сходство и тождественность, расскажем в статье.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООЧто такое тождественность и сходство до степени смешения
Согласно п. 3 методических рекомендаций, утв. приказом Роспатента от 31.12.2009 № 197, тождественные товарные знаки полностью одинаковые — совпадают по всем элементам. Зарегистрировать тождественный другому товарный знак не получится.
Сходные до степени смешения товарные знаки не одинаковые, то есть они чем-то различаются. Но при этом они настолько похожи друг на друга, что это может ввести потребителя в заблуждение. По общему правилу такие товарные знаки тоже не регистрируют. Однако в этом случае можно запросить письмо-согласие от владельца сходного знака, которое увеличивает шансы на то, что Роспатент все же зарегистрирует ваш знак. Главное, чтобы при определенном сходстве знаки не вводили потребителя в заблуждение. С тождественными товарными знаками такое письмо не поможет.
Важно: сходство до степени смешения товарных знаков оценивают только по аналогичным продуктам или услугам. Не запрещено, чтобы два похожих знака существовали в разных классах МКТУ.
Как проверяют сходство товарных знаков
Сходство товарных знаков оценивают специалисты Федерального института промышленной собственности (ФИПС) во время экспертизы. И делают это они на основании общего впечатления от знака, на которое могут повлиять любые его особенности: слова, графические элементы, цветовые и графические решения и пр.
Важно: решение принимает человек — эксперт Роспатента, а не какая-либо автоматизированная программа.
Как правило, есть три признака, по которым оценивают сходство:
Фонетический — это оценка товарного знака на слух.
Смысловой, или семантический.
Графический — визуальная оценка знака.
Фонетическое сходство характеризуется тем, что у нескольких товарных знаков есть близкие или совпадающие звуки/слоги/слова/словосочетания, которые расположены схожим образом. Например, DIXIE — DIXI, DIXY, ДИКСИ.
Семантическое сходство подразумевает, что в товарные знаки заложен похожий смысл, значение или идея. Например, «Музыка сна» — «Мелодия сна».
Графическое сходство — это когда несколько товарных знаков выглядят похожим образом. Например, у них одинаковый или очень похожий шрифт, графическое написание, расположение букв относительно друг друга, используемый алфавит или цвета.
Что делать, если ваш знак похож на чужой →
Как проверить сходство товарного знака перед регистрацией
При регистрации товарного знака у заявителя есть два пути. Первый — не заниматься предварительной проверкой и сразу подать документы в Роспатент. Однако экспертиза, которую проводит госорган, может растянуться до года — это самый длительный этап всего процесса.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООХотя на практике специалисты справляются за полгода, это не значит, что они точно зарегистрируют ваш товарный знак. Заявитель может получить положительный ответ, отказ или уведомление с дополнительными вопросами. По статистике Роспатента, за 2021 год было подано около 122 тысяч заявок на регистрацию товарных знаков. Из них экспертиза была проведена для почти 112 тысяч заявок и отказ получили около 17 тысяч заявителей, то есть 15 %.
Второй путь — заранее, до подачи документов, проверить свой товарный знак. Это можно сделать, обратившись в Роспатент за платной услугой, которая называется «Предварительная оценка охраноспособности обозначения как товарного знака по указанным заказчиком классам МКТУ». Но готовьтесь потратить на это от 40 000 руб. за проверку по одному классу МКТУ. |
Услуги, предоставляемые ФИПС на платной основе |
Также за проверкой можно обратиться к патентному поверенному. Эти специалисты сдают сложные экзамены, подтверждающие их квалификацию, и имеют опыт работы с различными товарными знаками. А потому знают, как сделать, чтобы знак стал уникальным, и могут дать вам ценные рекомендации или по вашему запросу доработать ваш товарный знак. Квалификацию патентного поверенного всегда можно проверить в реестре Роспатента.
Денис Волков
Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2424
Задать вопрос экспертуНа правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru