Как зарегистрировать товарный знак через Госуслуги. Пошаговая инструкция
юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»
Содержание
Существует несколько вариантов регистрации товарного знака для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: посещение офиса Роспатента, отправка почтой, подача заявки на сайте ФИПС или через портал Госуслуг. Однако самый быстрый и выгодный способ - регистрация заявки на Госуслугах. В статье расскажем, почему это так и как осуществить данную процедуру.
Подготовка к регистрации товарного знака
Сама процедура регистрации не займёт больше 2-3 часов, но есть технические моменты, которые нужно учесть перед оформлением заявки.
Проверить наличие учётной записи на Госуслугах. Она должна быть оформлена на ИП или юридическое лицо, иначе подать заявку онлайн не получится.
Получить усиленную электронно-цифровую подпись (ЭЦП). Для этого нужно обратиться в территориальный налоговый орган.
Установить на ПК криптопровайдер для расшифровки электронной подписи. Базовая версия есть в свободном доступе.
На портале Госуслуг можно подать заявку на регистрацию товарного знака, знака обслуживания и коллективного товарного знака. Для остальных видов интеллектуальной собственности регистрация через портал пока не доступна.
Как подать заявку на регистрацию через Госуслуги
Сайт Госуслуг - удобный способ быстро, не посещая офис Роспатента, зарегистрировать товарный знак. Минимальная пошлина при подаче документов в бумажном виде составляет 35000 рублей.
При подаче документов онлайн все этапы процедуры регистрации проходят дистанционно, в том числе и выдача электронного свидетельства.
Пошаговая инструкция
Шаг 1 - проверка обозначения на возможность регистрации
На этапе подготовки к регистрации необходимо проверить уникальность обозначения. Опустив этот шаг, вы рискуете потерять средства, потраченные на пошлины (Роспатент не возвращает уплаченную пошлину в случае отказа в регистрации).
Без предварительной проверки обозначения на уникальность есть большой риск получить отказ в регистрации.
Статистика Роспатента показывает, что 3 из 10 поданных заявок получают отказ в регистрации по причине неуникальности обозначения. Поэтому важно провести поиск и убедиться, что больше никто не использует ваш товарный знак. Сделать это можно самостоятельно через наш бесплатный сервис. Умный поиск brand-search анализирует не только зарегистрированные товарные знаки, но и заявки, домены и названия компаний. Благодаря этому результат максимально точен и понятен даже пользователю без специальной подготовки.
Если по результатам поиска окажется, что обозначение неуникально, сделайте ребрендинг. В исходном виде оно не пройдёт экспертизу.
Шаг 2 - получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП)
Если вы уже зарегистрированы на Госуслугах как ИП или юрлицо, то ЭЦП у вас уже есть (без неё регистрация невозможна). Если же нет, то это следующий шаг. Выдачей усиленной электронно-цифровой подписи занимаются аккредитованные Минцифрой удостоверяющие центры, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте ведомства.
Сроки рассмотрения документов: 1 день
Стоимость выдачи ЭЦП: 2-3 тысячи рублей
ЭЦП - это зашифрованные файлы на флеш-носителе. Такая подпись обладает той же юридической силой, что и рукописная, но для её работы на ПК требуется установка криптопрограммы. На сегодняшний день сертифицированы две отечественные программы: VipNet CSP 4.2 и Крипто Про CSP. Обе есть в свободном доступе для скачивания.
Шаг 3 - создание учётной записи на Госуслугах
Для создания учётной записи ИП или юрлица вам нужно войти на портал Госуслуг в качестве физлица. После этого можно добавить новую организацию, нажав на соответствующее поле:
В открывшемся окне выбираете нужную организационно-правовую форму: индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, гос.организация или представительство иностранного ЮЛ:
После выбора откроется поле для заполнения персональных данных. Некоторые из них заполнятся автоматически, некоторые нужно ввести вручную. Если вы регистрируете учётную запись для юрлица, портал сразу попросит подключение носителя с ЭЦП. Обычно электронная подпись считывается сразу, при возникновении проблем воспользуйтесь подробной инструкцией:
Проверив все внесённые данные, нажмите «Продолжить». Начнётся проверка сведений, после успешного завершения которой откроется личный кабинет организации.
Шаг 4 - выбор классов МКТУ
Классы Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) - это перечень товаров и услуг, которые разделены по классам исходя из своей однотипности.Сделано это для того, чтобы обеспечить порядок в среде бизнеса в части охраны товарных знаков. Выбор определенных классов МКТУ при регистрации товарного знака необходим для защиты вашего обозначения в пределах конкретных групп товаров и услуг.. Сегодня выделяют 45 классов, каждый из которых включает более 100 наименований. Перед заполнением заявки на регистрацию товарного знака подберите все подходящие для вашей деятельности классы.
Некоторые предприниматели считают, что правильнее и выгоднее будет ограничиться одним классом. Но это не так. Иногда от выбора классов МКТУ зависит дальнейшая работа бренда. И если вы планируете через год-два расширить производство, сразу укажите все подходящие классы. Не стоит забывать и о корреспондирующих классах, когда ваш продукт или услуга могут быть отнесены к нескольким классам МКТУ. Например, рестораны (43 класс МКТУ) и ночные клубы (41 класс МКТУ) включены в разные классы, но часть оказываемых ими услуг идентична. В таком случае целесообразно включить в заявку оба класса.
Регистрировать во всех классах тоже не нужно. Неиспользуемый товарный знак могут отобрать конкуренты, оспорив правомерность его регистрации через суд (статья 1486 ГК РФ). Кроме того, при подаче заявки на регистрацию с указанием широкого перечня классов МКТУ высок риск отказа в защите обозначения из-за возможных противопоставлений с другими товарными знаками уже работающими в рамках данных классов.
Если вы занимаясь производством одеял, заранее продумайте, будете ли открывать их розничную продажу, устраивать выставки или ярмарки. Если да, то регистрируем обозначение не только в 24 классе, но и в 35.
Шаг 5 - самостоятельный расчёт пошлин
Чтобы самостоятельно рассчитать сумму пошлины за регистрацию товарного знака, воспользуйтесь актуальной информацией о её размерах на сайте Роспатента или ФИПС. Всего у вас должно быть два платежа:
Первоначально необходимо заплатить пошлину за подачу заявки и проведение формальной экспертизы (пункты 2.1 и 2.4 в таблице пошлин).
Затем следует оплатить пошлину за проведение экспертизы по существу и получение свидетельства о регистрации (пункты 2.11 и 2.14). Эту пошлину необходимо уплатить в течение двух месяцев после окончания формальной экспертизы.
На размер госпошлины влияет только количество классов МКТУ, указанных в заявке.
Пример расчетов: за регистрацию и первую экспертизу обозначения в одном классе вы заплатите 17000 рублей. Указав в заявке 6 классов, сумма уже составит 34500 рублей (доплата +3500 руб. за каждый дополнительный класс).
Точно также рассчитывается вторая часть пошлины, причём п.2.14 не обязателен, если вам не нужен сертификат на бумажном носителе.
Оплата пошлины онлайн для юридических лиц и предпринимателей пока не доступна, однако можно это сделать через учётную запись физлица.
Шаг 6 - оформление заявки на портале
Чтобы подать заявку онлайн, нужно зайти в раздел «Регистрация товарного знака» на Госуслугах. Найти эту страницу можно через поиск на сайте:
Здесь же необходимо скачать шаблоны двух документов: заявления и согласия на обработку персональных данных. Вместе с остальными документами их нужно будет прикрепить на странице регистрации.
Затем в правой части страницы нажмите на кнопку «Получить услугу», после чего портал перенаправит вас на страницу регистрации.
На открывшейся странице вводите адрес для переписки и адрес электронной почты (сведения могут совпадать), затем прикрепляете уже заполненные и заархивированные файлы. В архиве должны быть следующие документы:
заявление на регистрацию;
согласие на обработку персональных данных;
доверенность, если заявку оформляет представитель или патентный поверенный;
чек, подтверждающий уплату пошлин.
Подпишите документы электронной подписью и направьте в ведомство. Ответ о регистрации заявки поступит в течение 2 рабочих дней. Проверяйте корреспонденцию по адресу, указанному в заявке, потому что у экспертов могут возникнуть вопросы или уточнения. Обычно в письме указаны сроки ответа на запрос.
Преимущества и недостатки регистрации через Госуслуги
Преимущества онлайн-регистрации |
Недостатки онлайн-регистрации |
|
|
Зарегистрировать товарный знак через Госуслуги можно достаточно быстро, если разобраться во всех нюансах процесса.
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru