Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если вы получили жалобу от правообладателя

30 ноября 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7
Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если вы получили жалобу от правообладателя
Автор Дарья Полякова

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

30 ноября 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

В 2022 году маркетплейс Wildberries запустил специальный сервис для защиты интеллектуальных прав — «Цифровой арбитраж».

Основные цели сервиса:

  • защита правообладателей от незаконной продажи продукции под их товарными знаками на маркетплейсе

  • защита покупателей от контрафакта

  • обеспечение качества товаров, продающихся на маркетплейсе.

Что такое «Цифровой арбитраж»

Цифровой арбитраж – сервис, который направлен на очищение площадки от контрафактной продукции.

Сервис встроен в личные кабинеты продавцов на маркетплейсе, но зайти в него по ссылке может кто угодно — это удобно для правообладателей, которые официально не продают свои товары на Wildberries и не заводили личный кабинет, но обнаружили нарушение на маркетплейсе.

«Цифровой арбитраж» — это внутренний сервис Wildberries, и урегулирование споров с нарушителями через него не заменяет собой стандартный процесс: претензия — суд. Официальную претензию и жалобу через маркетплейс лучше использовать параллельно.

Если правообладатель направляет только жалобу через «Цифровой арбитраж, он в будущем не сможет получить от нарушителя компенсацию за незаконное использование товарного знака даже в случае рассмотрения жалобы в его пользу на маркетплейсе.

Поэтому, если кто-то продает товар под вашим брендом незаконно на Wildberries, обязательно направляйте претензию заказным письмом с уведомлением — это поможет в будущем обратиться в суд и взыскать компенсацию. Однако жалоба через «Цифровой арбитраж» также может показать свою эффективность и помочь пресечь нарушение прав и незаконное распространение товара.

Как сервис отражается на деятельности продавцов

Оферта, которую продавцы на Wildberries принимают, регистрируясь на маркетплейсе, содержит целый ряд обязанностей, связанных с «Цифровым арбитражем», и ужесточает требования по документам, подтверждающим законность продажи товара под определенным логотипом.

Продавцы должны иметь свидетельство о регистрации товарного знака, если распространяют товар под своим брендом, либо договор с правообладателем, позволяющий использовать его логотип при продаже товаров. Эти документы они предоставляют правообладателю в случае жалобы на нарушение его прав в сервисе «Цифровой арбитраж».

Для ответа на жалобу правообладателя у продавца есть 30 дней. Если ответ не поступит либо не устроит, жалоба переходит на рассмотрение маркетплейса. После анализа обстоятельств нарушения и предоставленных с обеих сторон документов Wildberries может установить, что нарушение было. В таком случае маркетплейс может заблокировать личный кабинет продавца и наложить на него штраф в размере 25 000 рублей за каждое нарушение в соответствии с п. 9.8.1 оферты о реализации товара на сайте Wildberries и п. 1 Перечня штрафов.

Как работает «Цифровой арбитраж»

Урегулирование споров через «Цифровой арбитраж» осуществляется через сайт Wildberries и личный кабинет продавца. Процедура состоит в следующем:

  1. Правообладатель заполняет форму жалобы в сервисе — он должен выбрать категорию жалобы, описать нарушение, указать артикул товара, на который он жалуется, или загрузить таблицу с артикулами, если товаров много. Также приложить сканы документов, подтверждающие права на товарный знак, и доверенность, если вместо него обращается представитель. Более подробно процедура подачи жалобы описана ниже, в разделе «Как создать обращение правообладателя на Wildberries».

  2. Продавец видит жалобу в личном кабинете в разделе «Информация» > «Обращения правообладателей». У него есть 30 дней на ответ. В ответе он либо признает нарушение и прекращает продавать товары правообладателя на маркетплейсе, либо оспаривает жалобу, прикладывая документы, которые подтверждают его права на продажу товара.

  3. Если продавец не ответил в установленный срок, либо правообладатель не удовлетворен ответом, жалоба переходит на рассмотрение самого Wildberries. Они вправе заблокировать доступ продавца в личный кабинет и взыскать 25000 рублей за каждое нарушение.

  4. Продавец, в свою очередь, может оспорить и претензии правообладателя, и действия маркетплейса в суде, но до получения положительного решения суда доступа в личный кабинет не будет.

Что делать продавцу, который получил жалобу от правообладателя на Wildberries

Внимательно проанализируйте претензии и проверьте товары по артикулам, которые он указал в жалобе, а также все документы, предоставленные правообладателем.

Если вы уверены, что используете товарный знак при продаже на маркетплейсе на законных основаниях, аргументируйте это в письменном ответе на жалобу. Законными основаниями могут быть:

  • использование зарегистрированного вами товарного знака — приложите отсканированное бумажное или электронное свидетельство о регистрации с сайта Роспатента

  • использование знака на основании лицензионного или другого договора, прямо предоставляющего указанное право — приложите выписку из договора или копию всего договора

  • использование знака с согласия правообладателя — приложите сканированную копию согласия, подписанного уполномоченным представителем правообладателя

  • использование знака на основании принципа исчерпания права. Этот принцип означает, что если правообладатель сам ввел товар в гражданский оборот на территории Российской Федерации, например, привез из-за границы по дистрибьюторскому договору, другие продавцы могут законно его перепродавать под товарным знаком изготовителя без получения дополнительных разрешений.

Чтобы доказать использование по принципу исчерпания права, приложите договор и акт приема-передачи товара / товарную накладную / УПД, подтверждающие, что вы законно приобрели товар у того, кто ввел его в оборот в России.

Если у вас нет подтверждающих документов, но с претензией вы все еще не согласны, рекомендуем сначала обратиться к опытным юристам в сфере интеллектуальных прав — они помогут проанализировать жалобу и выработать оптимальную стратегию защиты.

Правообладатель требует большую компенсацию, что делать

Перед тем, как предпринимать какие-либо действия, рекомендуем внимательно проанализировать, есть ли у правообладателя основания требовать компенсацию, и действительно ли было нарушение.

Нарушением считается не только фактическая продажа товара под чужим товарным знаком, но и использование его в рекламе и даже размещение на маркетплейсе карточки товара.

Юристы по защите интеллектуальных прав →

Нарушения нет

Если у вас есть все документы, подтверждающие ваши права на товарный знак, беспокоиться не стоит — даже если Wildberries не рассмотрит их по существу и оставит ваш личный кабинет заблокированным, вы можете оспорить и действия маркетплейса, и размер компенсации в суде.

Случается и другое — например, вы не регистрировали товарный знак, но достаточно долго продавали под ним товары на разных площадках, получали неплохую прибыль и формировали базу лояльных клиентов. И тут внезапно получаете жалобу от компании, которая зарегистрировала ваш товарный знак на себя совсем недавно, деятельность не ведет, но компенсацию требует.

Если дело развивается подобным образом, значит, вы столкнулись с патентным троллем. Обычно тролли оформляют на себя успешные, но по каким-то причинам еще не зарегистрированные товарные знаки, а их единственная цель — взыскать как можно больше денег с компании с реальной прибылью, которая использует такие логотипы.

Чтобы справиться с троллем, рекомендуем обратиться к специализированным юристам. В таких ситуациях зачастую следует направить встречную претензию, а если дело дойдет до суда, доказать то, что знак не используется номинальным правообладателем. Также можно оспорить регистрацию в Роспатенте.

Нарушение есть

Если вы действительно использовали чужой товарный знак незаконно, лучший способ снизить компенсацию, которую требует правообладатель — договориться до того, как дело попадет в суд.

Вы можете предложить:

  • заключить лицензионный договор на использование товарного знака, в соответствии с которым будете регулярно отчислять ему фиксированное вознаграждение или процент с прибыли;

  • дать вам письмо-согласие на использование знака, если, например, правообладатель сам в логотипе не заинтересован и не планирует зарабатывать с помощью него;

  • дать вам согласие на регистрацию вашего товарного знака, сходного до степени смешения с его логотипом, но в одном или двух классах МКТУ. Этот способ может сработать, если у знака правообладателя есть защита в нескольких классах, и основную прибыль он получает от продажи товаров или оказания услуг, не схожих с вашими, то есть вы не конкуренты;

  • удалить карточки с маркетплейса и прекратить продажу без выплаты компенсации.

Если дело дойдет до суда, вполне вероятно, что рассмотрение спора затянется, особенно если вы будете подавать ходатайства, заявлять дополнительные доводы и подадите апелляцию, например. Возможно, за это время получится найти средства для выплаты компенсации, но есть одна проблема — ваш личный кабинет на Wildberries так и будет заблокирован до решения суда.

В ходе судебного разбирательства обязательно заявите ходатайство о снижении размера компенсации — по последней практике, без него суды по своей инициативе компенсацию не уменьшают.

Как создать обращение правообладателя на Wildberries

Если вы — правообладатель и обнаружили незаконную продажу товаров на Wildberries под вашим товарным знаком, сразу подайте жалобу. Для этого заполните специальную форму в «Цифровом арбитраже».

  1. Выберите, какие права нарушили: авторские, права на товарный знак или патентные права.

    Обращение правообладателя

  2. Заполните суть жалобы: выберите наиболее подходящий вариант. Для всех нарушенных прав список оснований жалобы одинаковый.

    Суть жалобы

  3. Введите артикул товара, если нарушение разовое, или загрузите таблицу со списком артикулов. Артикул можно найти в карточке товара в одноименном поле под развернутым описанием (в мобильной версии) или рядом с названием товара (в десктопной версии).

    Продавец и товары
    Карточка товара
    Артикул товара (десктопная версия). Фото товара не иллюстрирует нарушение каких-либо интеллектуальных прав и использовано в качестве примера месторасположения артикула.

  4. Заполните информацию о себе и номер регистрации права, о нарушении которого вы заявляете.

    Контактная информация

  5. Загрузите необходимые документы и отправьте жалобу. В качестве подтверждения нарушения права можно загрузить скриншоты карточек товара.

    Документы

Вопросы и ответы

Где в личном кабинете Wildberries найти обращения правообладателей?

В разделе «Информация» → «Обращения правообладателей».

Что делать, если вашу карточку на Wildberries скопировали?

При заполнении жалобы в сервисе в поле «Суть жалобы» выберите одно из оснований, отмеченных звездочками на скриншоте ниже.

Подача жалобы

Обязательно сделайте скриншоты своей карточки и скопированной карточки, чтобы приложить их в качестве доказательств нарушения.

Есть ли штраф за незаконное использование товарного знака на Wildberries?

Да, сам маркетплейс в соответствии с п. 9.8.1 оферты о реализации товара на сайте Wildberries и п. 1 Перечня штрафов при признании нарушения вправе взыскать штраф в размере 25 000 рублей за каждое нарушение, то есть за каждую карточку товара, которая размещена незаконно.

Помимо этого, пока не доказано обратное, маркетплейс может заблокировать для нарушителя вход в личный кабинет — торговля на Wildberries для него станет недоступной.

Правообладатель же может взыскать компенсацию в размере до 5 миллионов рублей в суде.

Какие документы необходимо загрузить в ответ на обращение правообладателя?

Перечень документов зависит от схемы реализации товара, которую использует продавец.

Если продавец распространяет свой товар — свидетельство о регистрации товарного знака.

Если продавец распространяет чужой товар — всю цепочку дистрибьюторских договоров от производителя до непосредственного контрагента. Можно не загружать договоры полностью, а заверить выписки из них. В выписке должны быть указаны:

  • реквизиты договора,

  • наименования сторон,

  • предмет договора,

  • перечень товара, если есть, он также может содержаться в заявках или приложениях в договору,

  • пункт о праве использования товарного знака,

  • срок действия договора и подписи сторон.

Выводы

Если планируете продавать свой товар на Wildberries, предварительно подайте заявку на регистрацию товарного знака — так вы сможете минимизировать риски потери бренда и обезопасить себя от претензий конкурентов.

Если вы обнаружили, что кто-то продает товар под вашим логотипом на маркетплейсе, подайте жалобу через сервис «Цифровой арбитраж», а также отправьте письменную претензию предполагаемому нарушителю.

Если вы получили жалобу, проанализируйте её доводы и в течение 30 дней дайте ответ. В противном случае Wildberries, вероятнее всего, заблокирует ваш личный кабинет.

Если вы действительно использовали чужие товарные знаки при продаже продукции на маркетплейсе без подтверждающих документов, попробуйте договориться до суда — например, заключить с правообладателем лицензионный договор.

В любом случае при возникновении проблем с товарными знаками обращайтесь к профессиональным юристам — они помогут проанализировать претензии и разрешить сложившийся спор с минимальными потерями для бизнеса.

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Регистрация с гарантией

от 89 000 ₽

заказать
MDN

Дарья Полякова

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Как продавать на Ozon: пошаговый гайд

20 апреля 2024

Декларация соответствия: регистрация, стоимость и срок действия

21 апреля 2024

Сертификат соответствия на товары: порядок и нюансы получения

2 мая 2024

Как запатентовать ПАК: преимущества патентования, документы

15 сентября 2024

Внесение ПАК в реестр Минцифры: требования к ПО, документы и пошлины

25 сентября 2024

Евразийский патент: срок действия, преимущества, порядок получения

28 октября 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных