Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если вы получили жалобу от правообладателя
юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»
Содержание
- Что такое «Цифровой арбитраж»
- Как сервис отражается на деятельности продавцов
- Как работает «Цифровой арбитраж»
- Что делать продавцу, который получил жалобу от правообладателя на Wildberries
- Правообладатель требует большую компенсацию, что делать
- Как создать обращение правообладателя на Wildberries
- Вопросы и ответы
- Выводы
В 2022 году маркетплейс Wildberries запустил специальный сервис для защиты интеллектуальных прав — «Цифровой арбитраж».
Основные цели сервиса:
защита правообладателей от незаконной продажи продукции под их товарными знаками на маркетплейсе
защита покупателей от контрафакта
обеспечение качества товаров, продающихся на маркетплейсе.
Что такое «Цифровой арбитраж»
Цифровой арбитраж – сервис, который направлен на очищение площадки от контрафактной продукции.
Сервис встроен в личные кабинеты продавцов на маркетплейсе, но зайти в него по ссылке может кто угодно — это удобно для правообладателей, которые официально не продают свои товары на Wildberries и не заводили личный кабинет, но обнаружили нарушение на маркетплейсе.
«Цифровой арбитраж» — это внутренний сервис Wildberries, и урегулирование споров с нарушителями через него не заменяет собой стандартный процесс: претензия — суд. Официальную претензию и жалобу через маркетплейс лучше использовать параллельно.
Если правообладатель направляет только жалобу через «Цифровой арбитраж, он в будущем не сможет получить от нарушителя компенсацию за незаконное использование товарного знака даже в случае рассмотрения жалобы в его пользу на маркетплейсе.
Поэтому, если кто-то продает товар под вашим брендом незаконно на Wildberries, обязательно направляйте претензию заказным письмом с уведомлением — это поможет в будущем обратиться в суд и взыскать компенсацию. Однако жалоба через «Цифровой арбитраж» также может показать свою эффективность и помочь пресечь нарушение прав и незаконное распространение товара.
Как сервис отражается на деятельности продавцов
Оферта, которую продавцы на Wildberries принимают, регистрируясь на маркетплейсе, содержит целый ряд обязанностей, связанных с «Цифровым арбитражем», и ужесточает требования по документам, подтверждающим законность продажи товара под определенным логотипом.
Продавцы должны иметь свидетельство о регистрации товарного знака, если распространяют товар под своим брендом, либо договор с правообладателем, позволяющий использовать его логотип при продаже товаров. Эти документы они предоставляют правообладателю в случае жалобы на нарушение его прав в сервисе «Цифровой арбитраж».
Для ответа на жалобу правообладателя у продавца есть 30 дней. Если ответ не поступит либо не устроит, жалоба переходит на рассмотрение маркетплейса. После анализа обстоятельств нарушения и предоставленных с обеих сторон документов Wildberries может установить, что нарушение было. В таком случае маркетплейс может заблокировать личный кабинет продавца и наложить на него штраф в размере 25 000 рублей за каждое нарушение в соответствии с п. 9.8.1 оферты о реализации товара на сайте Wildberries и п. 1 Перечня штрафов.
Как работает «Цифровой арбитраж»
Урегулирование споров через «Цифровой арбитраж» осуществляется через сайт Wildberries и личный кабинет продавца. Процедура состоит в следующем:
Правообладатель заполняет форму жалобы в сервисе — он должен выбрать категорию жалобы, описать нарушение, указать артикул товара, на который он жалуется, или загрузить таблицу с артикулами, если товаров много. Также приложить сканы документов, подтверждающие права на товарный знак, и доверенность, если вместо него обращается представитель. Более подробно процедура подачи жалобы описана ниже, в разделе «Как создать обращение правообладателя на Wildberries».
Продавец видит жалобу в личном кабинете в разделе «Информация» > «Обращения правообладателей». У него есть 30 дней на ответ. В ответе он либо признает нарушение и прекращает продавать товары правообладателя на маркетплейсе, либо оспаривает жалобу, прикладывая документы, которые подтверждают его права на продажу товара.
Если продавец не ответил в установленный срок, либо правообладатель не удовлетворен ответом, жалоба переходит на рассмотрение самого Wildberries. Они вправе заблокировать доступ продавца в личный кабинет и взыскать 25000 рублей за каждое нарушение.
Продавец, в свою очередь, может оспорить и претензии правообладателя, и действия маркетплейса в суде, но до получения положительного решения суда доступа в личный кабинет не будет.
Что делать продавцу, который получил жалобу от правообладателя на Wildberries
Внимательно проанализируйте претензии и проверьте товары по артикулам, которые он указал в жалобе, а также все документы, предоставленные правообладателем.
Если вы уверены, что используете товарный знак при продаже на маркетплейсе на законных основаниях, аргументируйте это в письменном ответе на жалобу. Законными основаниями могут быть:
использование зарегистрированного вами товарного знака — приложите отсканированное бумажное или электронное свидетельство о регистрации с сайта Роспатента
использование знака на основании лицензионного или другого договора, прямо предоставляющего указанное право — приложите выписку из договора или копию всего договора
использование знака с согласия правообладателя — приложите сканированную копию согласия, подписанного уполномоченным представителем правообладателя
использование знака на основании принципа исчерпания права. Этот принцип означает, что если правообладатель сам ввел товар в гражданский оборот на территории Российской Федерации, например, привез из-за границы по дистрибьюторскому договору, другие продавцы могут законно его перепродавать под товарным знаком изготовителя без получения дополнительных разрешений.
Чтобы доказать использование по принципу исчерпания права, приложите договор и акт приема-передачи товара / товарную накладную / УПД, подтверждающие, что вы законно приобрели товар у того, кто ввел его в оборот в России.
Если у вас нет подтверждающих документов, но с претензией вы все еще не согласны, рекомендуем сначала обратиться к опытным юристам в сфере интеллектуальных прав — они помогут проанализировать жалобу и выработать оптимальную стратегию защиты.
Правообладатель требует большую компенсацию, что делать
Перед тем, как предпринимать какие-либо действия, рекомендуем внимательно проанализировать, есть ли у правообладателя основания требовать компенсацию, и действительно ли было нарушение.
Нарушением считается не только фактическая продажа товара под чужим товарным знаком, но и использование его в рекламе и даже размещение на маркетплейсе карточки товара.
Юристы по защите интеллектуальных прав →
Нарушения нет
Если у вас есть все документы, подтверждающие ваши права на товарный знак, беспокоиться не стоит — даже если Wildberries не рассмотрит их по существу и оставит ваш личный кабинет заблокированным, вы можете оспорить и действия маркетплейса, и размер компенсации в суде.
Случается и другое — например, вы не регистрировали товарный знак, но достаточно долго продавали под ним товары на разных площадках, получали неплохую прибыль и формировали базу лояльных клиентов. И тут внезапно получаете жалобу от компании, которая зарегистрировала ваш товарный знак на себя совсем недавно, деятельность не ведет, но компенсацию требует.
Если дело развивается подобным образом, значит, вы столкнулись с патентным троллем. Обычно тролли оформляют на себя успешные, но по каким-то причинам еще не зарегистрированные товарные знаки, а их единственная цель — взыскать как можно больше денег с компании с реальной прибылью, которая использует такие логотипы.
Чтобы справиться с троллем, рекомендуем обратиться к специализированным юристам. В таких ситуациях зачастую следует направить встречную претензию, а если дело дойдет до суда, доказать то, что знак не используется номинальным правообладателем. Также можно оспорить регистрацию в Роспатенте.
Нарушение есть
Если вы действительно использовали чужой товарный знак незаконно, лучший способ снизить компенсацию, которую требует правообладатель — договориться до того, как дело попадет в суд.
Вы можете предложить:
заключить лицензионный договор на использование товарного знака, в соответствии с которым будете регулярно отчислять ему фиксированное вознаграждение или процент с прибыли;
дать вам письмо-согласие на использование знака, если, например, правообладатель сам в логотипе не заинтересован и не планирует зарабатывать с помощью него;
дать вам согласие на регистрацию вашего товарного знака, сходного до степени смешения с его логотипом, но в одном или двух классах МКТУ. Этот способ может сработать, если у знака правообладателя есть защита в нескольких классах, и основную прибыль он получает от продажи товаров или оказания услуг, не схожих с вашими, то есть вы не конкуренты;
удалить карточки с маркетплейса и прекратить продажу без выплаты компенсации.
Если дело дойдет до суда, вполне вероятно, что рассмотрение спора затянется, особенно если вы будете подавать ходатайства, заявлять дополнительные доводы и подадите апелляцию, например. Возможно, за это время получится найти средства для выплаты компенсации, но есть одна проблема — ваш личный кабинет на Wildberries так и будет заблокирован до решения суда.
В ходе судебного разбирательства обязательно заявите ходатайство о снижении размера компенсации — по последней практике, без него суды по своей инициативе компенсацию не уменьшают.
Как создать обращение правообладателя на Wildberries
Если вы — правообладатель и обнаружили незаконную продажу товаров на Wildberries под вашим товарным знаком, сразу подайте жалобу. Для этого заполните специальную форму в «Цифровом арбитраже».
Выберите, какие права нарушили: авторские, права на товарный знак или патентные права.
Заполните суть жалобы: выберите наиболее подходящий вариант. Для всех нарушенных прав список оснований жалобы одинаковый.
Введите артикул товара, если нарушение разовое, или загрузите таблицу со списком артикулов. Артикул можно найти в карточке товара в одноименном поле под развернутым описанием (в мобильной версии) или рядом с названием товара (в десктопной версии).
Заполните информацию о себе и номер регистрации права, о нарушении которого вы заявляете.
Загрузите необходимые документы и отправьте жалобу. В качестве подтверждения нарушения права можно загрузить скриншоты карточек товара.
Вопросы и ответы
Где в личном кабинете Wildberries найти обращения правообладателей?
В разделе «Информация» → «Обращения правообладателей».
Что делать, если вашу карточку на Wildberries скопировали?
При заполнении жалобы в сервисе в поле «Суть жалобы» выберите одно из оснований, отмеченных звездочками на скриншоте ниже.
Обязательно сделайте скриншоты своей карточки и скопированной карточки, чтобы приложить их в качестве доказательств нарушения.
Есть ли штраф за незаконное использование товарного знака на Wildberries?
Да, сам маркетплейс в соответствии с п. 9.8.1 оферты о реализации товара на сайте Wildberries и п. 1 Перечня штрафов при признании нарушения вправе взыскать штраф в размере 25 000 рублей за каждое нарушение, то есть за каждую карточку товара, которая размещена незаконно.
Помимо этого, пока не доказано обратное, маркетплейс может заблокировать для нарушителя вход в личный кабинет — торговля на Wildberries для него станет недоступной.
Правообладатель же может взыскать компенсацию в размере до 5 миллионов рублей в суде.
Какие документы необходимо загрузить в ответ на обращение правообладателя?
Перечень документов зависит от схемы реализации товара, которую использует продавец.
Если продавец распространяет свой товар — свидетельство о регистрации товарного знака.
Если продавец распространяет чужой товар — всю цепочку дистрибьюторских договоров от производителя до непосредственного контрагента. Можно не загружать договоры полностью, а заверить выписки из них. В выписке должны быть указаны:
реквизиты договора,
наименования сторон,
предмет договора,
перечень товара, если есть, он также может содержаться в заявках или приложениях в договору,
пункт о праве использования товарного знака,
срок действия договора и подписи сторон.
Выводы
Если планируете продавать свой товар на Wildberries, предварительно подайте заявку на регистрацию товарного знака — так вы сможете минимизировать риски потери бренда и обезопасить себя от претензий конкурентов.
Если вы обнаружили, что кто-то продает товар под вашим логотипом на маркетплейсе, подайте жалобу через сервис «Цифровой арбитраж», а также отправьте письменную претензию предполагаемому нарушителю.
Если вы получили жалобу, проанализируйте её доводы и в течение 30 дней дайте ответ. В противном случае Wildberries, вероятнее всего, заблокирует ваш личный кабинет.
Если вы действительно использовали чужие товарные знаки при продаже продукции на маркетплейсе без подтверждающих документов, попробуйте договориться до суда — например, заключить с правообладателем лицензионный договор.
В любом случае при возникновении проблем с товарными знаками обращайтесь к профессиональным юристам — они помогут проанализировать претензии и разрешить сложившийся спор с минимальными потерями для бизнеса.
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru