Маркировка на маркетплейсах: актуальная инструкция для продавцов
юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»
Содержание
- Кто обязан маркировать товар
- Как и зачем работает «Честный знак»
- Изменения в маркировке в 2024 году
- Маркировка товара для разного вида бизнеса
- Подготовка к продажам. Маркировка товаров для маркетплейсов
- Поставка и продажа по модели FBO (FBY, FBW)
- Поставка и продажа по модели FBS
- Частые ошибки при маркировке и как их избежать
- Штрафные санкции
- Вывод: как работать с маркировкой на маркетплейсах
Маркировка товаров — процесс, который помогает бороться с контрафактной продукцией в России. Покупатель получает товар на маркетплейсе, сканирует специальную метку маркировки через приложение в смартфоне и видит, откуда этот товар доставлен, кто производитель, состав и другие критерии.
Эксперимент по маркировке некоторых групп товаров был введен в 2019 году. Со временем планируется сделать маркировку обязательной для абсолютно всех товаров. Поэтому разбираемся, как правильно маркировать продукцию для продажи через маркетплейсы: кто за что отвечает и как избежать штрафных санкций.
Консультация юриста по интеллектуальному праву →
Как выйти на маркетплейс без риска. Советы юристов «Гардиум».
Кто обязан маркировать товар
Процесс маркировки в России начинается с производителя или импортера. То есть тот, кто произвёл товар на территории РФ или ввез его через границу, прежде, чем передать продукцию конечному потребителю или другой компании, должен ввести его в оборот путем маркировки.
Дальше в системе отражается каждый переход товара:
от производителя или импортера — к оптовику;
от оптовика — к розничному продавцу;
от розничного продавца — на маркетплейс;
от маркетплейса — к конечному потребителю.
Схема в каждом конкретном случае может отличаться. Суть в том, что каждое юрлицо, которое является звеном в цепочке продаж, должно сделать отметку о том, когда товар поступил к нему, и куда этот товар отправился дальше.
Маркировать нужно только продукцию, предназначенную для продажи конечному потребителю. Выставочные образцы, тестеры и пробники маркировать не нужно.
Как и зачем работает «Честный знак»
«Честный знак» — единая система для маркировки товаров на территории РФ. Именно в ней регистрируют и отражают путь каждой товарной единицы от появления ее в России до продажи конечному потребителю или выведения из оборота по другим причинам.
Маркировка товара в системе «Честный знак» платная: 50 копеек без учета НДС за каждую единицу. Исключения — лекарственные препараты первой необходимости, которые стоят менее 20 руб., и некоторые товары, для которых маркировка еще не обязательна, но по желанию производители уже могут их маркировать. В этих случаях маркировка бесплатна.
В первую очередь система «Честный знак» создана, чтобы потребители в РФ получали качественную продукцию:
одежду от производителей, а не контрафакт;
лекарства, еду и напитки понятного происхождения, безопасные для здоровья;
надежные технические средства.
В случае, если потребителю достался товар ненадлежащего качества — маркировка дает возможность обнаружить, на каком этапе что-то пошло не так. И не допустит продажи выведенной из оборота продукции другому потребителю.
Изменения в маркировке в 2024 году
С каждым годом расширяется список товарных групп, обязательных для маркировки, и список участников процесса маркировки. В 2023 году обязательно маркировать товары легкой промышленности: одежду, постельное белье, обувь; алкоголь, молочную продукцию и бутилированную воду, шубы, духи, фотоаппараты, шины, бады, медицинские изделия и кресла-коляски.
С 2024 года нужно будет маркировать икру лососевых рыб, велосипеды и титановые металлоконструкции. А участниками процесса маркировки станут не только продавцы молока и бутилированной воды, но и заведения общепита, которые используют эти продукты для процесса приготовления своей продукции.
В настоящий момент для напитков ведется объемно-сортовой учет — когда производители вносят в систему маркировки общие сведения о партии, но не вносят сведения о каждой конкретной единице. Получается так:
ООО «Водовоз» произвел партию 1000 бутылок воды 25 сентября 2023 года;
в системе маркировки он отражает только сведения о партии и о количестве бутылок, но не вносит сведения о каждой конкретной единице товара;
розничные продавцы уже вносят данные о каждой единице товара.
С 2024 года вводится постепенный переход на поэкземплярный учет, то есть на учет каждой конкретной единицы товара. Поэкземплярную маркировку будут осуществлять уже розничные продавцы — те, кто закупают не всю партию, а какую-то ее часть.
Узнать, нужно ли маркировать ваши товары, можно на сайте системы «Честный знак».
Маркировка товара для разного вида бизнеса
Для большинства видов бизнеса маркировка товаров выглядит как Data Matrix код, который необходимо нанести на этикетку. Этот код заводят в системе «Честный знак» и наносят на каждую единицу товара.
Важные условия:
код наносится на часть упаковки, которую невозможно снять или заменить до покупки товара;
код наносится таким образом, чтобы его можно было отсканировать в любой момент;
если код невозможно отсканировать, например, из-за того, что при транспортировке товар запаковали в непрозрачный целлофан, — это считается за отсутствие маркировки и продавцу грозит штраф;
если код поврежден — продавец должен получить новый код на этот товар в системе «Честный знак».
Data Matrix код — это не QR-код. Он не читается обычным сканером на смартфоне. Чтобы избежать претензий от покупателей, лучше предупредить их заранее о том, что код маркировки можно прочитать только через приложение «Честный знак».
Для меховых изделий процесс маркировки более сложный. Шубы и другие изделия из натурального меха маркируют с помощью специальных чипов — КИЗ (контрольный идентификационный знак). Для получения КИЗ необходимо заключить договор с Гознаком и запрашивать чипы для маркировки в Гознаке через «Честный знак».
Подготовка к продажам. Маркировка товаров для маркетплейсов
Для подготовки к маркировке товаров при продаже через маркетплейс вам потребуется:
УКЭП — усиленная квалификационная электронная подпись. Можно получить в любом удостоверяющем центре. Если уже есть — повторно получать не нужно.
Регистрация в системе «Честный знак».
Data Matrix коды на каждую единицу товара, если эти товары подлежат маркировке.
Электронный документооборот для обмена данными по маркированным товарам уже встроен в личные кабинеты продавцов на всех крупных маркетплейсах.
Маркетплейсы работают с селлерами двумя способами:
FBO — Fulfillment by Operator. Продажи со склада оператора. Эта схема еще может называться FBY, FBW — продажи со склада Яндекса или Вайлдберриза. Селлер отгружает товар на склад маркетплейса, за дальнейшую логистику и продажу отвечает маркетплейс.
FBS (Fulfillment by Seller) — продажи со склада селлера. Продавец хранит товар на своем складе и передает его на доставку в маркетплейс только после заказа конечным покупателем.
Вне зависимости от способа хранения, продавец должен правильно заполнить данные по каждому товару на маркетплейсе. Обратите внимание на ТН ВЭД — товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Это международный классификационный код на товарные группы. Именно по ним маркетплейс определяет, подлежит или нет продукция маркировке.
Проверьте, чтобы на каждый товар был нанесен Data Matrix код, чтобы его легко было прочитать, а упаковка товара была в целости. При неверном заполнении сведений о товаре,отсутствии или невозможности прочтения Data Matrix кода штраф получит маркетплейс, а селлер обязан будет возместить ему убытки.
Разберемся, кто отвечает за передачу данных по маркировке товаров при разных способах хранения товаров.
Поставка и продажа по модели FBO (FBY, FBW)
Маркетплейс, который принимает товары от селлера на свой склад, становится звеном в цепочке оборота этого товара. То есть, продавец ставит в системе «Честный знак» отметку о том, что товар поступил на маркетплейс, и за дальнейшие шаги в системе этот продавец уже не отвечает.
Перед отправкой товаров на маркетплейс продавец должен самостоятельно обеспечить весь процесс по маркировке: нанести коды и отметить в личном кабинете, какие товары промаркированы.
Площадка проверяет, что все коды работают, товары промаркированы верно, и принимает их к себе на баланс через подписание с селлером универсального передаточного документа (УПД). После продажи маркетплейс самостоятельно делает отметку в системе «Честный знак» о том, что товар вышел из оборота.
Поставка и продажа по модели FBS
Если продавец хранит товары на своем складе, а после заказа передает их на доставку маркетплейсу — за весь путь в системе маркировки отвечает продавец. Перед отправкой в системе честный знак необходимо поставить отметку о выводе товара из оборота по причине дистанционной продажи. Маркетплейс пришлет подтверждение о продажах в специальном отчете по промаркированным товарам в личном кабинете.
Важно понимать, что маркетплейс в любом случае будет проверять, правильно ли оформлены коды, и если найдет ошибку — селлеру грозит штраф и изъятие товара из оборота. Поэтому всегда проверяйте корректность работы кода и данных в системе «Честный знак».
Частые ошибки при маркировке и как их избежать
Ошибка: невнимательность
При добавлении информации о товаре в систему «Честный знак» очень много данных вносится вручную. В случае ошибки процесс маркировки необходимо проходить заново.
Как избежать: проверка
При получении товаров от производителя проверяйте, чтобы вам передали товары с верной маркировкой. А при отправке на маркетплейс или потребителю перепроверяйте данные еще раз.
Ошибка: поврежденные коды
Если код маркировки поврежден и его невозможно прочитать сканером — значит кода нет, а товар не промаркирован.
Как избежать: менять поврежденные коды
При приемке и перед отправкой проверять, чтобы все коды читались сканером.
Ошибка: оставлять товар в обороте
Обычно товары из оборота автоматически выводит маркетплейс, но лучше проверить.
Как избежать: проверять
После соответствующей отметки с маркетплейса проверьте, что в системе «Честный знак» отображены все товары, которые вышли из оборота.
Штрафные санкции
При допущении ошибок при маркировке товаров существуют штрафные санкции по закону. Дополнительно на всех крупных маркетплейсах есть собственные системы штрафов за нарушение их требований.
Важно понимать,что когда маркетплейс получает товар по любой системе: FBS или FBO, при нарушениях маркировки отвечать перед законом будет именно площадка. А уже потом, по договору, вся ответственность переходит на селлера. Сотрудничать с селлерами, которые периодически допускают ошибки, площадкам невыгодно, поэтому маркетплейсы могут сообщать в Минпромторг список продавцов, периодически допускающих ошибки.
Штрафы за нарушение маркировки:
5000 – 10 000 руб. для физлиц;
25000 – 150 000 руб. для малых юридических лиц;
50 000 – 300 000 руб. для среднего и крупного бизнеса.
Товары, нарушающие закон, подлежат конфискации.
Вывод: как работать с маркировкой на маркетплейсах
Если вы торгуете товарами, которые необходимо маркировать, то ваша задача перед отправкой на маркетплейс — пройти все необходимые этапы и передать площадке правильно промаркированный товар.
Перед отправкой обязательно проверьте: верность ТН ВЭД в карточке товара, Data Matrix код, целостность упаковки и правильное заполнение данных в системе «Честный знак».
Маркетплейс всегда проверяет, работают ли коды, и верность заполнения остальных данных.
После продажи товара не забудьте проверить, чтобы в «Честном знаке» появилась отметка, что этот товар выведен из оборота.
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru