Нарушение интеллектуальных прав на маркетплейсах: как найти и как бороться
юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»
Содержание
После того, как WB ввел Цифровой арбитраж, заблокировать карточку товара стало проще. Поэтому продавцам приходится погружаться в тему защиты интеллектуальной собственности. Одни борются с нарушениями, другие - с претензиями и блокировками. В статье разберемся, что такое нарушение интеллектуальных прав, как их выявить и остановить.
Юристы по интеллектуальной собственности →
Какие бывают нарушения
Далеко не все маркетплейсы требуют документы, подтверждающие права продавца на реализацию товаров под конкретными брендами.
Одна из особенностей маркетплейсов – это отсутствие своих собственных товаров. Маркетплейс по сути предоставляет площадку и свои ресурсы для других продавцов – иначе говоря, оказывает услуги по публикации информации о товарах продавца, условиях их реализации, часто выступает своего рода «информационным посредником». Поэтому почти все товары на маркетплейсах продаются и реализуются не связанными с самой торговой площадкой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Они же отвечают за информацию о товарах и их продвижение.
Посмотрите видео вебинара, как выйти на маркетплейс без риска.
Чаще всего на маркетплейсах нарушаются права на товарные знаки и объекты авторского права. Например, продавец может указать название бренда в карточке товара без согласия на то правообладателя или разместить на фото чужой логотип или маркированный чужим обозначением товар.
ВАЖНО: Нарушением является не карточка товара с брендом производителя, у которого продавец честно купил товар. Нарушением будет использование чужого бренда в названии продавца или использование чужого бренда на товаре, который куплен в обход производителя, т.е. контрафакт.
Виды нарушений |
Истец |
Ответчик |
Название товара/продавца нарушает права владельца другого товарного знака |
Правообладатель, лицензиат |
Продавец |
Бренд указан в карточке товара, в характеристиках или описании |
Правообладатель, лицензиат |
Продавец |
Использование объекта авторского права без разрешения |
Правообладатель |
Продавец |
Использование фото брендированного товара |
Правообладатель |
Продавец |
Продажа контрафакта |
Правообладатель, лицензиат, потребитель |
Продавец |
Когда появляется ответственность маркетплейса за контрафакт
Поскольку маркетплейс чаще всего выступает посредником в обороте товаров, нарушителем интеллектуальных прав почти всегда напрямую является продавец. Однако и маркетплейс может выступать ответчиком в судебном споре: площадку можно привлечь к ответственности за нарушение. Правда, не всегда, и судебная практика в этом вопросе неоднозначна.
Рассмотрение иска о нарушении права на товарный знак или объект авторского права может пойти по двум сценариям. В первом и самом благоприятном суд заключит, что маркетплейс несет солидарную ответственность за нарушение вместе с продавцом. Во втором – маркетплейс будет расценен как тот самый «информационный посредник» и прямым нарушителем будет только и исключительно продавец, а маркетплейс выступит в роли третьего лица в споре.
Запись подкаста с анализом судебных споров с участием маркетплейсов
Посмотрите видео, чтобы было проще понимать в каких случаях стоит обратится в суд.
Понятие «информационный посредник» зафиксировано и объяснено в ст. 1253.1 ГК РФ. Примечательно, что появилась статья ГК РФ в 2013 году, но единого подхода к идентификации деятельности информационных посредников нет до сих пор. С точки зрения закона информационных посредников существует три типа:
Лицо, которое передает материалы в интернете.
Лицо, которое предоставляет возможность для размещения материалов.
Лицо, которое предоставляет возможность доступа к материалам.
Маркетплейсы определяются Законом о защите прав потребителей как владельцы агрегатора информации о товарах или услугах, которые обладают соответствующим ресурсом – программой или сайтом, с помощью которых потребители могут узнать о товарах или услугах и их приобрести. Соответственно, их можно отнести ко второму типу посредников.
Однако не каждый маркетплейс действительно может быть информационным посредников – все зависит от того, какие именно отношения и договоры связывают площадку и продавца. Например, если площадка по договору предоставляет только услуги по публикации информации продавца, организации доставки и всего документооборота (чеки, возвраты и т. д.), то она – информационный посредник в чистом виде. По такому принципу строит отношения с продавцами один крупный российский маркетплейс.
Другие маркетплейсы могут вступать с продавцами в более глубокие отношения, действуют от имени продавца и удерживают процент с продаж. В этом случае нельзя говорить только об информационном посредничестве. То есть если на таком маркетплейсе произойдет продажа контрафактного товара, логично, что он тоже будет нести за это ответственность. Этой позиции придерживается Верховный суд РФ, подобные рекомендации зафиксированы в постановлении пленума Верховного суда №10.
Но не всегда суд будет руководствоваться этими рекомендациями. Так, например, в некоторых случаях суды отказывают в привлечении к ответственности маркетплейса, если площадка не запрашивала подтверждения прав на использование спорного знака у продавца или даже не могла это право подтвердить. Так произошло в споре вокруг изображения роллов в одноим из популярных сервисов доставки еды – суд установил, что маркетплейс просто не мог проверить, кому принадлежат использованные продавцом изображения (см. кейс: 15 фото в карточке товара).
Компания потребовала более миллиона рублей от онлайн-площадки в качестве компенсации за 15 фотографий, которые были опубликованы в карточке товара без согласия правообладателя. Компания направила в адрес маркетплейса претензию, а после обратилась в суд, указав, что площадка не предприняла должных мер для устранения нарушения. Дело прошло несколько кругов рассмотрения. Суд по интеллектуальным правам РФ в итоге отказал в удовлетворении иска.
“Онлайн-площадка как лицо, полагающееся на заверения об обстоятельствах, которые были даны продавцом при акцепте оферты, не знала и не должна была знать о том, что использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным. Следовательно, онлайн-площадка, полагаясь на заверения об обстоятельствах со стороны своего контрагента и руководствуясь презумпцией добросовестности участников гражданского оборота, может считаться проявившим должную степень осмотрительности при выборе контрагента и заключении договора с ним. В ряде случаев информационный посредник не может самостоятельно определить, исходя из названия произведения, является ли факт его загрузки противоправным или нет, в частности, учитывая особенности возникновения авторских прав в силу факта создания произведения, который не требует какой-либо регистрации, отсутствие связи между наименованием контента, присваиваемым пользователем, и содержанием контента, а также отсутствие подробного и полного реестра прав на объекты авторского права. Вследствие указанных обстоятельств без обращений правообладателей с представлением доказательств наличия у них исключительных прав онлайн-площадка лишена возможности определить, может ли размещенный материал потенциально нарушать чьи-либо права. Таким образом, для целей обнаружения конкретного нарушения информационный посредник должен обладать достаточной информацией (включая, информацию, позволяющую установить статус правообладателя и спорный объект, а также информацию, позволяющую обнаружить конкретный факт нарушения).
см. Постановление СИП РФ от 31.08.2022 по делу № А41-47401/2021
Стратегия борьбы с нарушениями
Есть определенный порядок действий, который поможет разобраться с нарушением прав на интеллектуальную собственность на маркетплейсе. Первое, что нужно сделать, – это подготовить досудебную претензию, хотя она и необязательна в неимущественных спорах. Направить ее можно, например, через онлайн-форму на сайте или через личный кабинет на WB (Цифровой арбитраж). Претензия при этом должна быть максимально обоснованной: важно приложить все необходимые документы, которые подтвердят права на спорное обозначение.
Для брендов достаточно свидетельства на товарный знак
Для патентов требуется заключение патентной экспертизы
Для объектов авторского права: скриншоты, документ о депонировании, подтверждение прав.
Маркетплейсы стараются реагировать на обращения от правообладателей, поэтому это хороший способ оперативно остановить продажу контрафакта. Кроме того, всегда есть шанс, что удастся урегулировать вопрос без суда и сэкономить время и деньги.
Когда маркетплейс получает жалобу, сперва он запрашивает информацию у продавца и только потом, изучив все материалы, принимает решение, как именно реагировать. Юристы, которые плотно работают с нарушениями прав на маркетплейсах, отмечают, что очень часто причиной отказа в блокировке продавца становится недостаточно хорошо составленная претензия.
Идти в суд лучше только после того, как маркетплейс рассмотрит претензию. Так на руках у правообладателя будет не только подтверждение того, что площадка проинформирована о нарушении, но и реакция маркетплейса. Исходя из этого можно строить дальнейшую линию поведения, определять ответчиков. По нашему мнению, неправильный выбор ответчика в споре о фотографиях стал одной из причин отказа в иске: несмотря на реакцию маркетплейса и блокировку спорных материалов истец требовал компенсацию с площадки, а не с продавца.
С кем судиться и как считать компенсацию
Требования могут самыми разными: от компенсации до блокировки продавца. Все зависит от того, как именно отреагировал маркетплейс на досудебную претензию. Это определит и ответчика.
Неимущественные требования |
||
Стратегия защиты |
Что требовать |
Кто ответчик |
Признание действий продавца нарушением |
Признать факт нарушения в виде производства, поставки, распространении и продажи товаров |
Продавец, маркетплейс |
Пресечение нарушения прав или угрозы его нарушения |
Прекратить использование обозначения |
Продавец, маркетплейс |
Публикация решения суда о нарушении с указанием реального правообладателя |
Опубликовать резолютивную часть решения |
Маркетплейс |
Имущественные требования |
||
Взыскание убытков |
Возместить убытки от действия нарушителя |
Продавец, маркетплейс |
Взыскание компенсации |
Выплатить компенсацию за нарушение |
Продавец, маркетплейс |
Почему компенсация, а не убытки?
Взыскивать с нарушителя убытки сложнее по двум причинам:
Причинно-следственная связь. Правообладателю придется доказывать связь между своими убытками и действиями продавца. Сделать это проблематично.
Подтверждение. Размер заявленных к взысканию убытков еще нужно подтвердить – ни один суд не примет сумму, указанную без доказательств.
Как рассчитывается сумма компенсации при нарушениях интеллектуальных прав
Поэтому в текущей судебной практике больше споров с требованием компенсации. Сумма возможной компенсации и способы ее расчета прямо обозначены в Гражданском кодексе (ст. 1515 ГК РФ). Так, потребовать можно:
от 10 тысяч до пяти миллионов рублей;
двойную стоимость права использования (характерно, когда компания ведет бизнес, заключая лицензионные договоры);
двойную стоимость партии контрафактного товара.
Суд может снизить размер компенсации. Для этого есть несколько законных оснований:
если сумма компенсации во много раз выше убытков;
если ответчик совершил нарушение впервые;
если ответчик не знал, что реализует контрафактный товар и это не является его основной деятельностью;
если ответчик ходатайствовал о снижении компенсации.
Как доказывать нарушение
Порядок сбора доказательств при нарушении прав на интеллектуальную собственность не зависит от того, где произошло нарушение. Это может быть как реальная, физическая торговая точка, так и онлайн-площадка любого маркетплейса. При доказывании нарушения нужно следовать определенному алгоритму.
Шаг первый – доказать принадлежность и полномочия
Суду нужно предоставить документы, которые подтверждают права на спорный объект. Если нарушено право на товарный знак, это свидетельство Роспатента, в котором указано наименование и правообладатель. Наименование может быть как словесным, так и изобразительным, когда продавец использует чужой логотип.
Обычно это не самый сложный этап. Однако и здесь могут быть трудности, если было нарушено авторское право. Дело в том, что авторские права не регистрируются, на объекты такого права не выдают свидетельства или какие-то иные документы. В этом случае потребуется помощь нотариуса, который сможет осмотреть доказательства, оценить их и зафиксировать это в протоколе. Доказательствами могут быть публикация объекта правообладателем, исходные материалы в RAW-формате. Нотариус обязательно зафиксирует не только сам объект и его формат, но и время создания. Это будет ключевым в доказывании авторского права. Если объект был создан сторонним подрядчиком, поможет трудовой договор, техническое задание и тому подобное.
Подтверждение полномочий судебного представительства нужно, если правообладатель не участвует в процессе напрямую, а обращается за помощью к юристу. Право на представительство подтверждается доверенностью или договором доверительного управления.
Шаг второй – доказать нарушение
Правообладателю товарного знака потребуется доказать реализацию товара под его обозначением. Можно произвести контрольную закупку, получить чеки на товар и осуществить нотариальный осмотр сайта и заверить скриншоты, подтверждающие факт продажи у нотариуса, что позволит зафиксировать факт нарушения интеллектуальных прав в интернет магазине.Такая подготовка упростит процесс доказывания в суде.
Шаг третий – сформулировать требования и рассчитать компенсацию
Обычно иск содержит не одно, а несколько требований – как неимущественных, так и имущественных. Если испрашивается компенсация, на этом этапе нужно подсчитать ее сумму. Правообладателю нужно будет доказать стоимость одного товара и численность реализованных единиц. Иногда эту информацию собирают с карточки товара при нотариальном осмотре. В карточке указана цена и число покупок.
Доказать стоимость объекта авторского права (фото или видео) при этом сложнее. Хорошо, если правообладатель реализует подобные товары по лицензионному договору, расчеты можно произвести на его основании. В противном случае может потребоваться независимая оценка. Примечательно, что нарушитель может использовать несколько объектов авторского права в одной карточке, и это будет считаться одним нарушением, а не несколькими. Это нужно учитывать.
Кейс с игрушкой
Правообладатель прав на Ждуна взыскал более двух миллионов рублей за нарушение авторских прав на произведение изобразительного искусства. Производитель игрушек в этом деле был привлечен только как третья сторона, ответчиком выступил именно маркетплейс.
Важно: Суд первой инстанции может иск не удовлетворить, тогда можно подать апелляцию в вышестоящие инстанции, но дело будет рассматриваться в том виде и с теми доказательствами, которые были предоставлены в первом иске.
Как работает суд по защите интеллектуальных прав →
Что ожидать в суде
В подобных спорах нужно быть готовым к тому, что процесс не закончится быстро, в среднем разбирательства занимают 1,5-2 года. Кроме того, всегда есть вероятность, что потребуется не одно рассмотрение.
Подготовка к таким процессам требует тщательного сбора доказательств на каждом этапе, а после – компетентного представления в суде. Интеллектуальная практика одна из самых сложных отраслей права. Поэтому юристы советуют не заниматься этими спорами самостоятельно, а обращаться за квалифицированной помощью.
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru