Как продавать на Wildberries с нуля: пошаговый гайд для новичков
юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»
Содержание
- Как стать селлером на Wildberries
- Пошаговая инструкция выхода на Wildberries
- Считаем, сколько нужно вложить в запуск
- Документы и товарный знак: что нужно знать и сколько стоит
- Товар и продвижение: как создать карточку, отработать негатив и провести анализ
- Штрафы от площадки: будьте внимательны
- Главное о Wildberries: почему эксперты выбирают этот маркетплейс
Wildberries – крупнейший в России маркетплейс. В 2022 году Forbes оценил стоимость компании в 7,635 млрд долларов, что сделало «ВБ» второй по дороговизне компанией в РФ.
Помимо России работает в Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Армении, Израиле, Молдавии, Турции, Узбекистане и Азербайджане. Основана в 2004 году, и начинал с продажи одежды из немецких каталогов Otto и Quelle.
Площадка ежегодно становится отличным стартом для начинающих предпринимателей, а также помогает расширяться среднему бизнесу за счет удобства взаимодействия и широкому охвату регионов.
В статье расскажем, что необходимо учесть селлеру, чтобы успешно выйти на Wildberries и начать продавать.
Рекомендуем начать с собственного бренда
Лень читать? Посмотрите видео. Юрист расскажет какие есть риски есть у продавцов и как их обойти.
Как стать селлером на Wildberries
Продавцов на Wildberries называют селлерами. Селлером не может быть физическое лицо, только юридическое. Однако с 2023 года самозанятые тоже могут вести бизнес на площадке.
Есть три варианта сотрудничества с площадкой: самозанятость, ИП и ООО. Рассказываем, какие особенности есть в каждом варианте.
Что могут продавать самозанятые на Wildberries
Самые очевидные плюсы для самозанятых селлеров – это простота входа. Зарегистрировать себя как самозанятого можно в пару кликов на сайте «Мой налог» или в кабинете «Госуслуг». После одобрения заявления можно приступать к продажам.
Однако этот плюс перекрывают два момента.
Самозанятые могут продавать на Wildberries только то, что произвели своими руками, то есть handmade.
Максимальный оборот самозанятого на площадке не должен превышать 2 400 000 рублей в год. Этот режим не про масштабирование бизнеса.
Самозанятый, понимая, что бизнес расширяется, может зарегистрировать себя как ИП. В этом случае нужно учесть, что пока карточки товаров не переносятся и придется создавать все с нуля.
Как ИП продавать на Wildberries
Для начала, необходимо стать индивидуальным предпринимателем. Процедура открытия ИП занимает от трех до семи дней. Сейчас для открытия даже не нужно никуда ходить, достаточно обратиться в банк, заранее уточнив, есть ли у них такая услуга.
Для торговли на маркетплейсах подходит УСН 6% – упрощенная система налогообложения. Режим избавляет от необходимости платить ряд налогов и ориентирован на малый бизнес.
Очевидный минус ИП на маркетплейсе – запрет на продажу бизнеса. По закону Российской Федерации продать статус индивидуального предпринимателя нельзя, а значит – и бизнес на маркетплейсе.
Как продавать на Wildberries без ИП
Если вам не подходит ни ИП, ни самозанятый, то остается один вариант взаимодействия.
ООО или общество с ограниченной ответственностью – этот вариант подходит, если вы хотите масштабироваться и у вас есть планы продажи бизнеса в дальнейшем. Или если вы открываете бизнес с партнером и вам необходимо заранее поделить доли.
Из заметных минусов ООО – это сложное налогообложение и увеличенная комиссия на маркетплейсе.
Для начинающих этот вариант сложен, однако если вы уверены в своих силах и перспективах развития, всегда можно доверить бухгалтерию банку или специализированным аутсорсинговым компаниям.
Как снизить риски на старте
Пошаговая инструкция выхода на Wildberries
Ниже даем подробную инструкцию от анализа до первой продажи по выходу на маркетплейс.
Как выбрать товар для реализации
Выбор товара – самый главный этап при открытии бизнеса на маркетплейсе. От него зависит, сколько вы будете зарабатывать и в принципе будете ли зарабатывать. При выборе нужно учесть много факторов, их мы обсудим чуть ниже.
Перед этим – товары, которые нельзя продавать на Wildberries.
А вот, что можно, но эксперты не рекомендуют продавать новичкам:
КГТ – крупногабаритные товары. С такими товарами могут возникнуть проблемы в логистике и хранении: далеко не все склады готовы принять рояль из-за его размеров.
хрупкий товар: стекло, посуда, зеркала. Здесь все просто – для сохранения товара селлеру нужно потратить очень много денег на упаковку. Иначе – брак, возвраты, недовольные отзывы.
хайповые товары. Опытные продавцы понимают, в каком объеме нужно привезти из Китая поп-иты или спинеры (помните, были такие?), а вот новичок может не рассчитать партию и оказаться наедине с товаром, который уже не сможет реализовать по выгодной цене.
Как проанализировать нишу
Вот ряд рекомендаций от опытных селлеров по анализу ниши для старта.
Поищите продукты, которые уже пользуются спросом на маркетплейсе. Исследуйте первые страницы результатов поиска, прочитайте отзывы покупателей и оцените конкуренцию. Если товар имеет много отзывов (но не более 100), это свидетельствует о популярности, но отсутствии перенасыщения рынка, что может означать хорошие перспективы для вас.
Обратите внимание на качество представления товаров у конкурентов. Если у них низкокачественные фотографии и неясные описания, это может предоставить вам возможность выделиться на фоне конкуренции.
Сравните себестоимость товара, его розничную цену и цены у конкурентов. Если вы сможете обеспечить маржинальность более 100% и предложить конкурентоспособные цены, ваш бизнес будет экономически целесообразным.
Посмотрите товары небольшого веса и объема, такие как браслеты, наклейки, часы и тому подобное. Это упростит процесс хранения, упаковки и доставки. Хороши и товары одного размера (one size) для снижения вероятности возвратов из-за несоответствия размера.
Используйте специализированные инструменты аналитики. Они помогут определить категорию товаров, с которой стоит начать работу, учитывая различные параметры, включая количество конкурентов, цены и рейтинг на маркетплейсе.
Важно: Исключите из рассмотрения слишком популярные товары с более чем 3000-4000 продажами и более чем 150 отзывами. С такими товарами конкурировать новичку будет сложно, и придется снижать цены и инвестировать в рекламу для привлечения клиентов.
Итак, следуя этим рекомендациям, вы сможете более осознанно подойти к анализу ниши и выбору товара для продажи на маркетплейсе. Учитывайте спрос, отзывы, конкурентов и экономическую целесообразность, и ваш бизнес сможет достичь успеха.
Воспользуйтесь рекомендациями от MPSTATS →
Считаем, сколько нужно вложить в запуск
Посчитаем, сколько минимальных вложений необходимо, чтобы запустить продажи на Wildberries.
Платная регистрация или «Гарантийный взнос»
В 2022 году Wildberries ввел платную регистрацию для новых селлеров. Сейчас ее стоимость – снова 10 000 рублей. Подробнее о правилах взаимодействия площадки и продавца можно узнать из оферты или на портале селлера – для этого необходимо зарегистрироваться.
Закупка товара: минимальный бюджет для старта
Здесь все просто – чем больше вложений, тем больше прибыли. То, чем маркетплейс привлекает тысячи селлеров – прибыльность товара на маркетплейсе от 10% до 40%.
Отгрузка товара
На маркетплейсе есть две системы, продажа со склада поставщика и продажа со склада маркетплейса (FBS и FBO). Минимальная сумма продажи со склада поставщика может быть и 5 000 рублей. А вот со склада маркетплейса минимум начинается от 30 000 рублей (меньше просто не рентабельно).
Упаковка
Если вы закупаете товар без нее, то закладывайте ее стоимость в бюджет заранее. Особенно, если это хрупкие товары.
Разрешающие документы
О них мы поговорим ниже, однако стоимость их оформления необходимо также включить в прайс запуска. Они могут обойтись от 2 000 до 60 000 рублей.
Съемка
Здесь есть два варианта:
бесплатный – вы самостоятельно снимаете товар, собираете карточки и размещаете
платный – находите студию, фотографа и дизайнера, который оформляет карточки. Этот вариант в среднем обходится от 1 500 до 15 000 рублей.
Расход на продвижение
На старте расход на продвижение стоит около 10% от стоимости закупки.
Если контрагент – из Азии: что нужно проверить
В Азии, в частности в Китае, находится огромное количество фабрик, готовых организовать поставку любого товара. Однако не каждый селлер, тем более начинающий, готов ездить на производство. Выход – азиатские маркетплейсы. Однако без проверки товара, который вам придется приобрести, риск возрастает. С большой вероятностью он не будет соответствовать вашим критериям. Необходимо проверять поставщиков.
Маркетплейсы, такие как Aliexpress, Lazada и Tabao, представляют собой значительный источник товаров для Вайлдберриз. На первый взгляд, цены на китайских площадках могут выглядеть очень привлекательно, однако неопытных закупщиков могут поджидать различные риски, связанные с неправильно оформленными документами и недобросовестными продавцами.
Для обеспечения безопасности сделки и определения степени надежности вашего китайского партнера, рекомендуется запросить следующие документы у продавца:
Свидетельство о праве ведения хозяйственной деятельности
Этот документ содержит важную информацию о компании, такую как унифицированный код кредитоспособности, название организации, данные о руководителе, уставный капитал и местонахождение. Важно проверить подлинность предоставленных данных, введя наименование компании или номер свидетельства на официальном сайте или обратившись в Торговое представительство России в Китае.Свидетельство о постановке на налоговый учет
Свидетельство о регистрации в качестве декларанта на таможне и сертификаты качества. Эти документы свидетельствуют о законности продукции, которую ваш контрагент производит и предлагает.Устав компании
Лицензию на экспорт
Реквизиты банковского счета
Для подтверждения этой информации, свяжитесь с банком, в котором у вашего контрагента открыт счет, и убедитесь, что китайский поставщик является действительно клиентом этого банка.
Кроме того, удостоверьтесь, что все предоставленные документы оформлены на официальной бумаге, имеют водяные знаки и государственные печати, а также подписаны уполномоченными лицами. Запросите перевод всех документов на русский язык и заверьте перевод у нотариуса для дополнительной уверенности.
Важно также проверить полномочия лица, подписывающего документы от имени компании. Документы должны быть подписаны генеральным директором или другим уполномоченным представителем. Если документы подписаны представителем по доверенности, запросите копию доверенности с указанием данных представителя, его обязанностей и срока действия.
Помимо проверки документов:
изучите веб-сайт компании,
ознакомьтесь с отзывами клиентов,
проверьте местоположение контрагента на карте.
В работе с китайскими контрагентами рекомендуется использовать надежные методы оплаты, при которых контрагент получает платеж после выполнения своих обязательств, например, аккредитив. Это поможет уменьшить риски и обеспечить безопасность при сотрудничестве с китайскими поставщиками.
Документы и товарный знак: что нужно знать и сколько стоит
На этапе регистрации маркетплейс не будет запрашивать у вас документы. Однако распространенная ошибка новичков – думать, что они не потребуются дальше. Как только вы начали продавать на ВБ, вы должны быть готовы предоставить любой документ, сертификат или декларацию, который у вас попросит маркетплейс. За непредставление предусмотрены штрафы, о них поговорим ниже, а сейчас – какие документы должны быть «на руках» у селлера.
Подробнее о нарушениях на маркетплейсах →
Документы продавца
Список может отличаться в зависимости от формы организации бизнеса.
Документы на товар
Документы, подтверждающие безопасность товара, могут быть в виде сертификата или декларации соответствия.
Риски штрафов по сертификации
Например, для товаров, относящихся к биологически активным добавкам (БАДам), необходимо предоставить свидетельство о государственной регистрации.
Для обуви, парфюмерии, шин и некоторых предметов одежды и домашнего текстиля, требуются коды маркировки.
Весь перечень изделий, подлежащих обязательной сертификации, указан в Постановлении Правительства РФ №2425.
Если изделие не входит в перечень, желательно оформить отказное письмо, т.к. таможенный орган или покупатель имеют право запросить сертификационные документы, а вы должны их предоставить. Если не сможете доказать им, что товар не подлежит сертификации, то надо предоставить отказное письмо. Оформить письмо может только изготовитель или сертификационный центр.
Для этого необходимо собрать пакет документов: заявка по образцу сертификационного центра, карточка заявителя с реквизитами, названием компании, адресом и ФИО руководителя, указать наименование товарной группы и товара, дать тех. описание продукта и коды – ТН ВЭД или ОКП.
Все явки и пароли по сертификации в материалах вебинара →
Товарный знак
Зарегистрировать товарный знак можно через Роспатент самостоятельно. Эти меры защитят ваш бизнес от клонирования конкурентами и «угона» бренда. А также обезопасят бизнес от нежелательных трат, если кто-то другой увидит сходство со своим бизнесом.
Обязательно проверьте ваши название и логотип перед тем, как выходить с ними на рынок. В случае, если он будет схож с другим, возможны судебные тяжбы и выплаты пострадавшей стороне.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООПервый шаг – подготовка заявки. Необходимо правильно заполнить форму для государственной регистрации, приложить образец будущего товарного знака и указать перечень продуктов и услуг согласно МКТУ. Также нужно предоставить подробное описание товарного знака и внести идентификаторы заявителя.
Второй шаг – выбрать способ подачи заявки. Можно обратиться в патентное бюро, где специалисты помогут с процессом, либо подать самостоятельно через «Госуслуги».
Третий шаг – формальная экспертиза, где проверяются формальные требования, такие как уплата пошлины, корректность заполнения заявки и описание товаров и услуг.
Четвертый шаг – экспертиза по существу, где эксперты Роспатента решают, будет ли товарный знак зарегистрирован. Здесь могут возникнуть вопросы и нюансы, которые можно было бы устранить на предыдущих этапах.
Пятый шаг – получение свидетельства. После успешной регистрации, вы должны уплатить пошлину и получить свидетельство. Электронное свидетельство приходит на email, указанный в заявке.
В случае отказа, вы можете оспорить решение в Палате по патентным спорам Роспатента и, при необходимости, обратиться в суд по интеллектуальным правам. Безопаснее и надежнее всего обратиться к патентным поверенным – в этом случае вы в разы снизите риски отказа из-за ошибок или некорректного выбора наименования товарного знака.
Подробнее о регистрации товарного знака →
Товар и продвижение: как создать карточку, отработать негатив и провести анализ
Все про успешный старт на WB в одном видео. Рассказывает Виктория Мурашкина, руководитель клиентского сервиса MPSTATS Consulting, действующий селлер.
Создаем карточку товара и прокачиваем SEO
От качества карточки товара напрямую зависит успех продаж. Для увеличения числа просмотров товара необходимо подбирать ключевые слова к каждой карточке.
Грамотная оптимизация может значительно увеличить объем продаж на Wildberries.
Работа с карточками важна, потому что покупатели не ищут товары по категориям. Они вводят название товара в поиск и просматривают результаты на маркетплейсе. Таким образом, главная задача продавца – вывести товар в поисковую выдачу по всем возможным запросам потенциальных покупателей.
Для этого требуется серьезный анализ. Необходимо понять, как именно пользователи ищут товары, какие запросы чаще всего вводятся, какие ключевые слова следует использовать и какие запросы приводят к покупкам.
Вам нужно:
указать категорию
заполнить общую информацию
выбрать цвета
сгенерировать штрихкоды и указать размеры
загрузить фото и видео товара
установить цену
заполнить описание
установить скидку
Проверяем аналитику
Интуиция – это хорошо, но только реальные цифры покажут, какой товар пользуется спросом, а какой стоит распродать по скидке и заменить. Введите правило еженедельно отслеживать отчеты по аналитике.
Более глубокую аналитику селлерам дают внешние сервисы. Самые популярные из них:
бесплатный – Shopstat.ru
бесплатный тариф при выручке до 100 000 рублей – JStick.ru
есть триал, далее от 900 рублей/месяц – Huntersales
есть триал, 70 рублей в день – Stat4Market
для оборота от 300 000 рублей – Mpstats.io
Работа с возвратами и негативом
Негатив есть везде, но не соврем, если скажем, что больше всего от возвратов и отзывов страдает ниша одежды. В ней процент выкупа едва достигает 40%. Вот несколько болей селлеров.
Возвраты
Как правило, покупатели берут несколько размеров, а покупают только подходящий. Из-за этого – отказы. Каждый возврат обходится продавцу в 30+ рублей и за пару недель может набежать приличный чек.
Решение: работа с инфографикой. Размещайте как можно более подробную размерную сетку и описания товаров.
Отзывы
Еще одна боль – это негативные отзывы. Многие продавцы «огрызаются» в комментариях, возможно думая, что черный пиар это тоже пиар. Но такого рода вирусный контент работает не на руку селлеру – как правило, он собирает еще и комментарии «никогда не куплю у такого товар!».
Решение: даже если комментарий кажется вам обидным, постарайтесь помочь покупателю решить его проблему и не грубите. Плохие отзывы – часть продаж, и их необходимо отрабатывать так, чтобы сохранить лицо бренда.
Штрафы от площадки: будьте внимательны
Торговля под чужим брендом
Торговля под чужим брендом на платформе Wildberries считается нарушением политики маркетплейса. Это включает в себя продажу товаров, не являющихся оригинальными, без согласия правообладателя. За каждую подделку предполагается штраф от 100 000 рублей.
Регистрация товарного знака
Требования Wildberries по товарным знакам ничем не отличаются от требований других маркетплейсов. За каждое нарушение прав других лиц аккаунт пользователя немедленно блокируется, а в случае судебного иска продавец несет ответственность за компенсацию ущерба.
Многие «коучи» на низкокачественных курсах по Wildberries утверждают, что в Роспатенте можно зарегистрировать любое название товара без уплаты государственной пошлины.
Продавцы прикрепляют подтверждение отправки заявки в Роспатент и начинают торговать. Начинающие предприниматели, послушав советы, сталкиваются с огромными штрафами.
Кейс: ИП Тизларишвили Семен Васильевич выставил на Wildberries 246 товаров общей стоимостью 1 195 501 рубль под брендом «UNIHIT». Однако товарный знак «UNIHIT» принадлежит ИП Дубских Дмитрию Андреевичу. Дмитрий Андреевич справедливо обратился в суд, требуя компенсации в размере 2,3 миллиона рублей за использование его названия.
Суд частично удовлетворил иск: Тизларишвили был обязан выплатить 1,2 миллиона рублей.
Не рискуйте и проверьте свой товарный знак совершенно бесплатно через специальный сервис на уникальность.
Нарушение сроков при работе с заказами
Когда покупатель заказал товар, он видит приблизительную дату доставки. В случае, если селлер отгружает товар не в срок (за 36 часов), почасовая комиссия составляет 0,25%. Заказ автоматически будет отменен, если его в течение 5 дней продавец не взял в работу и в таком случае сумма штрафа будет составлять 35% от стоимости товара.
Самовыкупы
Продавцы, осуществляющие самовыкуп товаров на Wildberries, нарушают правила платформы. За самовыкуп площадка может посчитать следующие «подозрительные» активности:
когда у товара без информации возник резкий скачок продаж,
одним заказом большое количество позиций отправились в один пункт выдачи,
большое количество выкупов по одному ключевику.
Штраф на Wildberries — 30% от суммы выкупа. Минимум — 100 000 рублей + убытки маркетплейса.
Нет документов на товар
Вайлдберриз не запрашивает документы на товар при регистрации на маркетплейсе. Однако при первой необходимости селлер должен предоставить сертификаты и декларации. в случае, если таковых не имеется, предусмотрен штраф:
от Wildberries: 100 000 рублей и 5 000 рублей за каждый час (!) просрочки предоставления;
от Роспотребнадзора: до 300 000 рублей, а также судебные издержки и высокая вероятность конфискации.
Несоблюдение правил маркировки
Если вы не выполнили обязательную маркировку своего товара – на нем должно быть два кода, на самом товаре и упаковке, в соответствии с законодательством, то вам грозит наложение штрафа 1 500 рублей за каждую единицу.
Товар не соответствует заявленным характеристикам
Если в информации о товаре указаны функции, которыми товар на самом деле не обладает, неправильный цвет, модель или материал изготовления, а также любая другая некорректная информация.
Даже если это случайная ошибка, платформа рассматривает такую ситуацию как обман клиентов и налагает штраф в размере 35% от стоимости товара. При повторном нарушении аккаунт клиента блокируется.
Продажа запрещенных изделий
«Запрещенка» на Вайлдберриз наказывается строго: 50 000 рублей за каждую единицу на складе, а также возмещение всех затрат на логистику.
Передача контактов клиенту
Строжайшее правило Wildberries – общение с клиентом (покупателем) должно происходить только на площадке маркетплейса. Указывать, а также передавать контакты посредством чата, комментариев, этикеток, карточек и буклетов запрещено.
Штрафы за нарушения индивидуальные и могут дойти до блокировки аккаунта.
Главное о Wildberries: почему эксперты выбирают этот маркетплейс
Несмотря на дороговизну регистрации и множество штрафов, Вайлдберриз остается самым крупным маркетплейсом России, привлекая как покупателей, так и селлеров. Вот его главные преимущества.
Обширная аудитория
Wildberries – одна из самых популярных онлайн-площадок в России и странах СНГ. Благодаря своей обширной аудитории, маркетплейс предоставляет уникальную возможность достичь множества потенциальных покупателей. Эксперты отмечают, что это позволяет продавцам эффективно масштабировать свой бизнес и увеличивать продажи.
Удобство и надежность
Wildberries предоставляет продавцам простой и надежный инструментарий для управления своими продажами. Система учета заказов, возможность интеграции с популярными платежными системами и удобный интерфейс делают работу с маркетплейсом максимально комфортной и эффективной.
Бесплатное размещение товаров
Один из ключевых плюсов Wildberries для продавцов – возможность бесплатно размещать свои товары на платформе. Это снижает первоначальные затраты на вход на рынок и позволяет экспериментировать с ассортиментом.
Маркетинговая поддержка
Wildberries предоставляет продавцам доступ к различным маркетинговым инструментам и рекламным кампаниям, которые помогают привлечь внимание к их товарам. Эксперты отмечают, что это позволяет увеличить видимость продукции и привлечь больше покупателей.
Собственная логистика
Wildberries имеет разветвленную сеть логистических центров, что позволяет быстро и надежно доставлять товары покупателям. Это не только повышает уровень доверия со стороны клиентов, но и упрощает процесс выполнения заказов для продавцов.
Контроль качества
Маркетплейс уделяет большое внимание контролю качества товаров, предлагаемых на платформе. Это способствует формированию доверия со стороны покупателей и помогает продавцам создавать надежную репутацию.
Международное присутствие
Wildberries активно развивается не только на российском рынке, но и за его пределами. Эксперты отмечают, что это открывает новые возможности для продавцов, которые могут расширить свой бизнес за границей.
Итак, Wildberries – это маркетплейс, который предоставляет множество преимуществ для продавцов, начиная от доступа к огромной аудитории и заканчивая поддержкой и маркетинговыми инструментами. Эксперты считают, что работа с этой платформой может быть выгодным и перспективным шагом для бизнеса в сфере онлайн-торговли.
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru