Как подобрать название бренда на маркетплейсе
юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»
Содержание
В современном мире продавать товары стало проще — сейчас необязательно открывать магазин, платить за аренду помещения, нанимать сотрудников и т. д., достаточно просто зарегистрироваться на маркетплейсе. Но чтобы стать продавцом на интернет-площадке, понадобится придумать имя для своего «магазина» — название бренда. А в некоторых случаях еще и зарегистрировать свой товарный знак. Как это сделать и для чего это нужно, расскажем в статье.
Что такое «бренд» и «товарный знак»
Бренд можно определить как совокупность элементов, по которым потребители узнают компанию, — название, логотип, слоган, фирменные цвета или шрифт, особенности упаковки товаров, ценности, которые транслирует компания, и т. п. По действующим российским законам бренд не нужно нигде регистрировать — в законодательстве даже нет такого термина.
Например, Apple — это один из самых известных мировых брендов. Потребители узнают его по логотипу — надкусанному яблоку, известному слогану Think Different — «Думай иначе», который отражает ценности компании, продукции с уникальным дизайном, культовой личности Стива Джобса и многим другим элементам.
Товарные знаки (ТЗ), согласно ст. 1477 ГК РФ, — это обозначения, которые юрлица и ИП используют, чтобы индивидуализировать свои товары. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, звуковыми, световыми, цветовыми, осязательными, обонятельными, вкусовыми, комбинированными и т. д. Общий перечень возможных вариантов ТЗ закреплен в п. 1 ст. 1482 ГК РФ, а расширенный — в Приказе Минэкономразвития от 20.07.2015 № 482.
Главное отличие бренда от товарного знака в возможности официально зарегистрировать последний в Роспатенте. Это не обязательно, но дает ряд преимуществ, о которых поговорим дальше.
Как правило, чтобы начать торговлю на маркетплейсе, не нужно регистрировать товарный знак — достаточно просто придумать название бренда.
Требования маркетплейсов к названию бренда
По данным Тинькофф eCommerce, самые популярные площадки для торговли — это Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, KazanExpress, AliExpress и СберМегаМаркет. И у каждой из них есть свои требования к продавцам, в том числе к названию бренда. Рассмотрим правила двух лидеров рынка — Wildberries и Ozon.
Требования Wildberries к названию бренда продавца минимальные. Согласно п. 1.1 Оферты о реализации товара на сайте Wildberries, продавать товары на этой площадке могут:
коммерческие юрлица;
ИП;
самозанятые.
Регистрируясь на площадке, продавец обязан указать свое наименование (п. 2.5 Оферты). В оферте нет пояснений, но, исходя из норм действующего гражданского законодательства, речь идет о его фирменном наименовании, которое зарегистрировано в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При этом оно может как совпадать, так и не совпадать с названием бренда.
Дальше у продавца появляется возможность указать название своего бренда. И каких-то правил по его выбору Wildberries не устанавливает. То есть теоретически на площадке могут присутствовать бренды с одинаковыми или очень похожими названиями. И, судя по отзывам продавцов, из-за этого часто возникает путаница, потому что, если продавец вписал в карточку товара название, которое уже используется, «Вайлдберриз» просто объединяет его товары с товарами другого продавца с таким же названием бренда.
Правда, у продавцов есть обязанность размещать на площадке только ту информацию, на которую у него есть законные права. В том числе это касается торговых знаков, изображений, описаний, документов, личных данных и т. п. За нарушение этого требования установлена ответственность — о ней расскажем дальше.
Требования Ozon к названию бренда немного строже. В разделе «Определения» Договора для Продавцов товаров на Платформе Ozon указано, что продавцами на площадке могут быть юрлица, ИП и самозанятые. При этом свой магазин нужно назвать так, чтобы его не путали с другими брендами (п. 1.1 раздела «Личный кабинет»).
Кроме того, согласно п. 1.3 раздела «Требования к товару» продавец в отношении всех товаров «обязан получить исключительное право либо лицензии или иные необходимые согласия на использование фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, коммерческих обозначений, имен, изображений и/или иных охраняемых РИД третьих лиц». При этом, чтобы создать личный кабинет на Ozon, сертификаты и документы на бренд не нужны.
Как выбрать название бренда для маркетплейса
Поскольку название бренда не нужно нигде регистрировать и, как правило, у маркетплейсов нет особых требований к нему, оно может быть любым. Главное, чтобы название бренда не нарушало права третьих лиц, например владельцев уже зарегистрированных товарных знаков. При этом удачно подобранное название поможет компании выделиться среди конкурентов, привлечь внимание и запомниться клиентам и контрагентам.
Чтобы подобрать подходящее имя бренда, мы рекомендуем:
Изучить рынок и целевую аудиторию вашего бизнеса.
Придумать несколько подходящих уникальных вариантов.
Убрать из списка труднопроизносимые, фонетически несозвучные, сложные к запоминанию и не создающие позитивный имидж бренда названия.
Согласовать отобранные варианты с ответственными лицами.
Методики нейминга, которые могут помочь
Идея названия бренда |
Пример |
Используйте фамилию владельца бизнеса |
Касперский, Tinkoff, Коркунов |
Придумайте звучную псевдофамилию |
Каши «Быстров», мясные продукты «Мясоделов» |
Опишите бизнес в нескольких словах и составьте аббревиатуру из первых букв |
ВТБ, МТС |
Используйте созвучные слова |
«Крошка-картошка», Chupa-Chups, M&Ms |
Используйте иностранные слова для российский брендов, чтобы повысить доверие потребителей |
Bork, Carlo Pazolini |
Название из кино, литературы, мультфильмов, мифологии. Важно: многие из них охраняются законом об авторском праве |
Молочные продукты «Простоквашино», магазины одежды «Снежная королева» |
Попробуйте звукоподражание — используйте для названия не слово, а звуки, которые могут передать имидж бренда |
«Агуша», Schwepps |
Попробуйте приставки или преувеличения |
SuperJob, SuperJet |
Скомбинируйте части слов |
«Лукойл»: первые три буквы — это названия городов с нефтяными месторождениями: Лангепас, Урай, Когалым + «ойл» — масло |
Используйте место происхождения товара или ассоциацию с ним |
«Балтика», «Москвич», «Черноголовка» |
Включите в название бренда цифры |
Сеть аптек «36,6», мороженое «48 копеек», магазины «Пятерочка» |
Зачем регистрировать товарный знак
Бренд не нужно и невозможно нигде зарегистрировать. И это удобно для начинающих бизнесменов — можно просто придумать свой бренд и начать под ним развивать бизнес — например, продавать товары.
Но у отсутствия регистрации есть и отрицательная сторона — бренд не защищен от плагиата. Это значит, что любой другой предприниматель может позаимствовать ваш бренд для своего бизнеса. И этими действиями он ничего не нарушит, а значит, и привлечь его к ответственности будет нельзя.
Решение проблемы отсутствия правовой защиты бренда — это регистрация отдельных его элементов в качестве ТЗ. По закону зарегистрировать как ТЗ можно практически любую составляющую бренда — например, уникальные логотип, слоган, фирменный шрифт, персонажа (маскота), упаковку, мелодию, цвет и даже запах.
На старте начинающие предприниматели могут просто придумать название бренда и работать под ним, не регистрируя его как ТЗ. Но если бизнес будет развиваться, пренебрегать оформлением своих исключительных прав на элементы бренда не стоит.
При этом зарегистрированный товарный знак охраняется законодательством. Поэтому, если конкуренты попытаются использовать его без вашего согласия, вы сможете привлечь их к гражданско-правовой ответственности по ст. 1515 ГК РФ. Например, вынудить их изъять всю продукцию с вашим товарным знаком из оборота и возместить вам убытки — до 5 млн рублей.
Важность регистрации ТЗ в зависимости от вашей ситуации
Если вы продаете товары российского производителя, регистрировать свой товарный знак необязательно. Но у вас должно быть лицензионное соглашение с производителем о том, что он предоставляет вам право использовать свои товарные знаки.
Кроме того, вам нужно получить от производителя дополнительные документы к товару — например, сертификаты или декларации соответствия либо официальное письмо о том, что товар не подлежит сертификации. Эти документы у вас может запросить маркетплейс и, если вы их не предоставите, вам могут ограничить или запретить торговлю на этой площадке.
Например, «Вайлдберриз» в этом случае может удалить карточку товара, приостановить сотрудничество с продавцом или совсем его заблокировать (п. 2.5 Правил использования портала, установленных Офертой о реализации товара на сайте Wildberries). А также потребовать штраф — 25 000 руб. за один факт нарушения, то есть за одну карточку товара (п. 8.3 Правил использования портала).
А «Озон» вправе в одностороннем порядке прекратить сотрудничество с продавцом полностью или частично (пп. «г» п. 1.6, пп. «б» п. 1.7 Договора для Продавцов товаров на Платформе Ozon, п. 1.4 раздела «Требования к товару» Договора).
Конечно, многие российские продавцы до сих пор работают по устаревшим бизнес-схемам и не выходят на онлайн-площадки. Поэтому вы можете продавать их товары онлайн без соглашений — но только до момента, пока об этом узнает производитель. Поэтому мы так действовать не рекомендуем.
Если вы продаете товары иностранного производителя, также можно не регистрировать свой товарный знак. А вопрос с разрешительной документацией решить, как при продаже товаров российского производителя. При этом стоит учитывать, что долго продавать товары без разрешения в этом случае вряд ли получится: у крупных брендов целые отделы сотрудников занимаются отслеживанием нарушений в области интеллектуальной собственности, а значит, вас быстро обнаружат и привлекут к ответственности.
При этом есть много китайских производителей, которые никак не брендируют свои товары или согласны, чтобы заказчик наклеил на них свои этикетки. И даже сами предлагают такие услуги на производстве. В этом случае есть смысл зарегистрировать свой товарный знак — так у вас появляется шанс стать эксклюзивным поставщиком.
Если вы продаете собственные товары, мы рекомендуем зарегистрировать свой товарный знак, потому что продавать товары под придуманным, но не зарегистрированным именем опасно.
Во-первых, вам могут предъявить претензии владельцы зарегистрированных товарных знаков, похожих на ваш. Во-вторых, недобросовестные конкуренты или патентные тролли могут воспользоваться ситуацией и превратить бренд в свой товарный знак, а потом предложить вам его выкупить или заблокировать вашу возможность использовать его в бизнесе.
Когда лучше зарегистрировать ТЗ, а когда можно обойтись без него
Рекомендуем зарегистрировать ТЗ |
Можно обойтись без регистрации |
1. Вы начинаете работать на маркетплейсе. Без зарегистрированного ТЗ на ваш товар могут пожаловаться конкуренты, и вы рискуете лишиться своего магазина на площадке |
1. У вас локальный бизнес — например, названия киосков «табак» или «ремонт обуви» просто не получится зарегистрировать: они не охраноспособны |
2. Вы хотите сделать вывеску или запустить наружную рекламу — особенно, если ваш бренд называется латинскими буквами |
2. Вы только начинаете бизнес и не уверены, что будете заниматься им в дальнейшем. При этом нужно учитывать риски блокировки вашего магазина на маркетплейсах |
3. Вы хотите запустить собственную франшизу |
3. Вы не планируете развивать и масштабировать бизнес, вас устраивают текущие доходы и бизнес-модель |
4. Вы обнаружили, что вашим товаром на маркетплейсе торгуют конкуренты — при условии, что у них еще нет собственного зарегистрированного товарного знака |
Как зарегистрировать товарный знак
Процесс регистрации товарного знака состоит из нескольких этапов. Если вы уже придумали, например, название и логотип, которые хотите зарегистрировать, придется проверить, нет ли похожего уже зарегистрированного ТЗ в реестре Роспатента. По закону названия брендов могут повторяться, только если компании продают товары из разных сфер.
Сделать это можно самостоятельно, например с помощью нашего бесплатного онлайн-сервиса по проверке товарного знака. Это удобнее, чем искать совпадения в базе данных Роспатента.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООДальше нужно подать заявку на регистрацию в Роспатент, а также заплатить за экспертизу товарного знака и его регистрацию. В заявке важно правильно прописать класс вашего товара по МКТУ — это Международная классификация товаров и услуг, аналог кодов ОКВЭД, но для интеллектуальной собственности. Классов может быть несколько, сколько именно — зависит от вашего бизнеса и финансовых возможностей: чем больше классов вы выбрали, тем больше будет пошлина за регистрацию.
Разобраться с заявкой и необходимыми документами самостоятельно бывает непросто. Поэтому мы рекомендуем перед этим как минимум проконсультироваться с юристом в сфере патентного права. Но лучше — воспользоваться услугой регистрации ТЗ от нашей компании.
Что в итоге
Чтобы продавать товары на маркетплейсах, достаточно иметь некоторые элементы бренда — обычно хватит названия и логотипа. При этом интернет-площадки, как правило, не требуют от продавцов подтвердить, что эти элементы зарегистрированы в качестве ТЗ.
На старте бизнеса регистрировать свой ТЗ необязательно — можно продавать товары под придуманным именем бренда. Но когда бизнес пойдет в гору, только официальная регистрация ТЗ поможет защитить его от недобросовестных конкурентов и патентных троллей.
За нарушение прав на интеллектуальную собственность грозит ответственность. Например, маркетплейс может заблокировать продавца и отказаться с ним сотрудничать, а лицо, чьи права нарушены, подать в суд и взыскать с нарушителя компенсацию.
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru