Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7
Как подобрать название бренда на маркетплейсе
Автор Маргарита Булычева

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

5 февраля 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

В современном мире продавать товары стало проще — сейчас необязательно открывать магазин, платить за аренду помещения, нанимать сотрудников и т. д., достаточно просто зарегистрироваться на маркетплейсе. Но чтобы стать продавцом на интернет-площадке, понадобится придумать имя для своего «магазина» — название бренда. А в некоторых случаях еще и зарегистрировать свой товарный знак. Как это сделать и для чего это нужно, расскажем в статье.

Что такое «бренд» и «товарный знак»

Бренд можно определить как совокупность элементов, по которым потребители узнают компанию, — название, логотип, слоган, фирменные цвета или шрифт, особенности упаковки товаров, ценности, которые транслирует компания, и т. п. По действующим российским законам бренд не нужно нигде регистрировать — в законодательстве даже нет такого термина.

Например, Apple — это один из самых известных мировых брендов. Потребители узнают его по логотипу — надкусанному яблоку, известному слогану Think Different — «Думай иначе», который отражает ценности компании, продукции с уникальным дизайном, культовой личности Стива Джобса и многим другим элементам.

Товарные знаки (ТЗ), согласно ст. 1477 ГК РФ, — это обозначения, которые юрлица и ИП используют, чтобы индивидуализировать свои товары. Товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, звуковыми, световыми, цветовыми, осязательными, обонятельными, вкусовыми, комбинированными и т. д. Общий перечень возможных вариантов ТЗ закреплен в п. 1 ст. 1482 ГК РФ, а расширенный — в Приказе Минэкономразвития от 20.07.2015 № 482.

Главное отличие бренда от товарного знака в возможности официально зарегистрировать последний в Роспатенте. Это не обязательно, но дает ряд преимуществ, о которых поговорим дальше.

Как правило, чтобы начать торговлю на маркетплейсе, не нужно регистрировать товарный знак — достаточно просто придумать название бренда.

Требования маркетплейсов к названию бренда

По данным Тинькофф eCommerce, самые популярные площадки для торговли — это Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, KazanExpress, AliExpress и СберМегаМаркет. И у каждой из них есть свои требования к продавцам, в том числе к названию бренда. Рассмотрим правила двух лидеров рынка — Wildberries и Ozon.

Тинькофф eCommerce
В собственном исследовании Тинькофф eCommerce определил, какие интернет-площадки предпочитали активные продавцы с 2020 по 2022 год. Лидерами стали Wildberries и Ozon. Источник: tinkoff.ru

Требования Wildberries к названию бренда продавца минимальные. Согласно п. 1.1 Оферты о реализации товара на сайте Wildberries, продавать товары на этой площадке могут:

  • коммерческие юрлица;

  • ИП;

  • самозанятые.

Регистрируясь на площадке, продавец обязан указать свое наименование (п. 2.5 Оферты). В оферте нет пояснений, но, исходя из норм действующего гражданского законодательства, речь идет о его фирменном наименовании, которое зарегистрировано в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При этом оно может как совпадать, так и не совпадать с названием бренда.

Дальше у продавца появляется возможность указать название своего бренда. И каких-то правил по его выбору Wildberries не устанавливает. То есть теоретически на площадке могут присутствовать бренды с одинаковыми или очень похожими названиями. И, судя по отзывам продавцов, из-за этого часто возникает путаница, потому что, если продавец вписал в карточку товара название, которое уже используется, «Вайлдберриз» просто объединяет его товары с товарами другого продавца с таким же названием бренда.

Правда, у продавцов есть обязанность размещать на площадке только ту информацию, на которую у него есть законные права. В том числе это касается торговых знаков, изображений, описаний, документов, личных данных и т. п. За нарушение этого требования установлена ответственность — о ней расскажем дальше.

Wildberries
Так в карточке товара на Wildberries выглядит информация о продавце — полужирным выделено название продавца (его бренда), а если навести на значок «i», появится юридическая информация о нем — фирменное наименование, коммерческий адрес и данные из госреестра

Требования Ozon к названию бренда немного строже. В разделе «Определения» Договора для Продавцов товаров на Платформе Ozon указано, что продавцами на площадке могут быть юрлица, ИП и самозанятые. При этом свой магазин нужно назвать так, чтобы его не путали с другими брендами (п. 1.1 раздела «Личный кабинет»).

Кроме того, согласно п. 1.3 раздела «Требования к товару» продавец в отношении всех товаров «обязан получить исключительное право либо лицензии или иные необходимые согласия на использование фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, коммерческих обозначений, имен, изображений и/или иных охраняемых РИД третьих лиц». При этом, чтобы создать личный кабинет на Ozon, сертификаты и документы на бренд не нужны.

Ozon
Так выглядит информация о продавце в карточке товара на Ozon — слева логотип, рядом с ним название бренда. Если навести на знак «i», появятся юридические сведения — фирменное наименование, коммерческий адрес, данные из ЕГРЮЛ

Как выбрать название бренда для маркетплейса

Поскольку название бренда не нужно нигде регистрировать и, как правило, у маркетплейсов нет особых требований к нему, оно может быть любым. Главное, чтобы название бренда не нарушало права третьих лиц, например владельцев уже зарегистрированных товарных знаков. При этом удачно подобранное название поможет компании выделиться среди конкурентов, привлечь внимание и запомниться клиентам и контрагентам.

Чтобы подобрать подходящее имя бренда, мы рекомендуем:

  1. Изучить рынок и целевую аудиторию вашего бизнеса.

  2. Придумать несколько подходящих уникальных вариантов.

  3. Убрать из списка труднопроизносимые, фонетически несозвучные, сложные к запоминанию и не создающие позитивный имидж бренда названия.

  4. Согласовать отобранные варианты с ответственными лицами.

Методики нейминга, которые могут помочь

Идея названия бренда

Пример

Используйте фамилию владельца бизнеса

Касперский, Tinkoff, Коркунов

Придумайте звучную псевдофамилию

Каши «Быстров», мясные продукты «Мясоделов»

Опишите бизнес в нескольких словах и составьте аббревиатуру из первых букв

ВТБ, МТС

Используйте созвучные слова

«Крошка-картошка», Chupa-Chups, M&Ms

Используйте иностранные слова для российский брендов, чтобы повысить доверие потребителей

Bork, Carlo Pazolini

Название из кино, литературы, мультфильмов, мифологии. Важно: многие из них охраняются законом об авторском праве

Молочные продукты «Простоквашино», магазины одежды «Снежная королева»

Попробуйте звукоподражание — используйте для названия не слово, а звуки, которые могут передать имидж бренда

«Агуша», Schwepps

Попробуйте приставки или преувеличения

SuperJob, SuperJet

Скомбинируйте части слов

«Лукойл»: первые три буквы — это названия городов с нефтяными месторождениями: Лангепас, Урай, Когалым + «ойл» — масло

Используйте место происхождения товара или ассоциацию с ним

«Балтика», «Москвич», «Черноголовка»

Включите в название бренда цифры

Сеть аптек «36,6», мороженое «48 копеек», магазины «Пятерочка»

Зачем регистрировать товарный знак

Бренд не нужно и невозможно нигде зарегистрировать. И это удобно для начинающих бизнесменов — можно просто придумать свой бренд и начать под ним развивать бизнес — например, продавать товары.

Но у отсутствия регистрации есть и отрицательная сторона — бренд не защищен от плагиата. Это значит, что любой другой предприниматель может позаимствовать ваш бренд для своего бизнеса. И этими действиями он ничего не нарушит, а значит, и привлечь его к ответственности будет нельзя.

Решение проблемы отсутствия правовой защиты бренда — это регистрация отдельных его элементов в качестве ТЗ. По закону зарегистрировать как ТЗ можно практически любую составляющую бренда — например, уникальные логотип, слоган, фирменный шрифт, персонажа (маскота), упаковку, мелодию, цвет и даже запах.

На старте начинающие предприниматели могут просто придумать название бренда и работать под ним, не регистрируя его как ТЗ. Но если бизнес будет развиваться, пренебрегать оформлением своих исключительных прав на элементы бренда не стоит.

При этом зарегистрированный товарный знак охраняется законодательством. Поэтому, если конкуренты попытаются использовать его без вашего согласия, вы сможете привлечь их к гражданско-правовой ответственности по ст. 1515 ГК РФ. Например, вынудить их изъять всю продукцию с вашим товарным знаком из оборота и возместить вам убытки — до 5 млн рублей.

Важность регистрации ТЗ в зависимости от вашей ситуации

Если вы продаете товары российского производителя, регистрировать свой товарный знак необязательно. Но у вас должно быть лицензионное соглашение с производителем о том, что он предоставляет вам право использовать свои товарные знаки.

Кроме того, вам нужно получить от производителя дополнительные документы к товару — например, сертификаты или декларации соответствия либо официальное письмо о том, что товар не подлежит сертификации. Эти документы у вас может запросить маркетплейс и, если вы их не предоставите, вам могут ограничить или запретить торговлю на этой площадке.

Например, «Вайлдберриз» в этом случае может удалить карточку товара, приостановить сотрудничество с продавцом или совсем его заблокировать (п. 2.5 Правил использования портала, установленных Офертой о реализации товара на сайте Wildberries). А также потребовать штраф — 25 000 руб. за один факт нарушения, то есть за одну карточку товара (п. 8.3 Правил использования портала).

А «Озон» вправе в одностороннем порядке прекратить сотрудничество с продавцом полностью или частично (пп. «г» п. 1.6, пп. «б» п. 1.7 Договора для Продавцов товаров на Платформе Ozon, п. 1.4 раздела «Требования к товару» Договора).

Конечно, многие российские продавцы до сих пор работают по устаревшим бизнес-схемам и не выходят на онлайн-площадки. Поэтому вы можете продавать их товары онлайн без соглашений — но только до момента, пока об этом узнает производитель. Поэтому мы так действовать не рекомендуем.

Если вы продаете товары иностранного производителя, также можно не регистрировать свой товарный знак. А вопрос с разрешительной документацией решить, как при продаже товаров российского производителя. При этом стоит учитывать, что долго продавать товары без разрешения в этом случае вряд ли получится: у крупных брендов целые отделы сотрудников занимаются отслеживанием нарушений в области интеллектуальной собственности, а значит, вас быстро обнаружат и привлекут к ответственности.

При этом есть много китайских производителей, которые никак не брендируют свои товары или согласны, чтобы заказчик наклеил на них свои этикетки. И даже сами предлагают такие услуги на производстве. В этом случае есть смысл зарегистрировать свой товарный знак — так у вас появляется шанс стать эксклюзивным поставщиком.

Если вы продаете собственные товары, мы рекомендуем зарегистрировать свой товарный знак, потому что продавать товары под придуманным, но не зарегистрированным именем опасно.

Во-первых, вам могут предъявить претензии владельцы зарегистрированных товарных знаков, похожих на ваш. Во-вторых, недобросовестные конкуренты или патентные тролли могут воспользоваться ситуацией и превратить бренд в свой товарный знак, а потом предложить вам его выкупить или заблокировать вашу возможность использовать его в бизнесе.

Когда лучше зарегистрировать ТЗ, а когда можно обойтись без него

Рекомендуем зарегистрировать ТЗ

Можно обойтись без регистрации

1. Вы начинаете работать на маркетплейсе. Без зарегистрированного ТЗ на ваш товар могут пожаловаться конкуренты, и вы рискуете лишиться своего магазина на площадке

1. У вас локальный бизнес — например, названия киосков «табак» или «ремонт обуви» просто не получится зарегистрировать: они не охраноспособны

2. Вы хотите сделать вывеску или запустить наружную рекламу — особенно, если ваш бренд называется латинскими буквами

2. Вы только начинаете бизнес и не уверены, что будете заниматься им в дальнейшем. При этом нужно учитывать риски блокировки вашего магазина на маркетплейсах

3. Вы хотите запустить собственную франшизу

3. Вы не планируете развивать и масштабировать бизнес, вас устраивают текущие доходы и бизнес-модель

4. Вы обнаружили, что вашим товаром на маркетплейсе торгуют конкуренты — при условии, что у них еще нет собственного зарегистрированного товарного знака

Как зарегистрировать товарный знак

Процесс регистрации товарного знака состоит из нескольких этапов. Если вы уже придумали, например, название и логотип, которые хотите зарегистрировать, придется проверить, нет ли похожего уже зарегистрированного ТЗ в реестре Роспатента. По закону названия брендов могут повторяться, только если компании продают товары из разных сфер.

Сделать это можно самостоятельно, например с помощью нашего бесплатного онлайн-сервиса по проверке товарного знака. Это удобнее, чем искать совпадения в базе данных Роспатента.

Дальше нужно подать заявку на регистрацию в Роспатент, а также заплатить за экспертизу товарного знака и его регистрацию. В заявке важно правильно прописать класс вашего товара по МКТУ — это Международная классификация товаров и услуг, аналог кодов ОКВЭД, но для интеллектуальной собственности. Классов может быть несколько, сколько именно — зависит от вашего бизнеса и финансовых возможностей: чем больше классов вы выбрали, тем больше будет пошлина за регистрацию.

Разобраться с заявкой и необходимыми документами самостоятельно бывает непросто. Поэтому мы рекомендуем перед этим как минимум проконсультироваться с юристом в сфере патентного права. Но лучше — воспользоваться услугой регистрации ТЗ от нашей компании.

Что в итоге

  1. Чтобы продавать товары на маркетплейсах, достаточно иметь некоторые элементы бренда — обычно хватит названия и логотипа. При этом интернет-площадки, как правило, не требуют от продавцов подтвердить, что эти элементы зарегистрированы в качестве ТЗ.

  2. На старте бизнеса регистрировать свой ТЗ необязательно — можно продавать товары под придуманным именем бренда. Но когда бизнес пойдет в гору, только официальная регистрация ТЗ поможет защитить его от недобросовестных конкурентов и патентных троллей.

  3. За нарушение прав на интеллектуальную собственность грозит ответственность. Например, маркетплейс может заблокировать продавца и отказаться с ним сотрудничать, а лицо, чьи права нарушены, подать в суд и взыскать с нарушителя компенсацию.

01

Брендинг под ключ

Новый логотип и фирменный стиль

от 43 500 ₽

заказать

02

Бренд + товарный знак

Разработка и регистрация товарного знака

от 114 700 ₽

заказать

03

Регистрация «Форсаж 2.0»

Ускоренная регистрация за 2 месяца

от 148 000 ₽

заказать
MDN

Маргарита Булычева

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Как продавать на Ozon: пошаговый гайд

20 апреля 2024

Декларация соответствия: регистрация, стоимость и срок действия

21 апреля 2024

Сертификат соответствия на товары: порядок и нюансы получения

2 мая 2024

Как запатентовать ПАК: преимущества патентования, документы

15 сентября 2024

Внесение ПАК в реестр Минцифры: требования к ПО, документы и пошлины

25 сентября 2024

Евразийский патент: срок действия, преимущества, порядок получения

28 октября 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных