20 февраля 2022
Проверено на актуальность 1.07.2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Что такое патентные исследования и как их провести

Что такое патентные исследования и как их провести
Автор Антон Филиппов

Ведущий эксперт по патентованию юридической компании «Гардиум». 10 лет практики в качестве эксперта ФИПС

Обычно исполнители госконтрактов по НИОКР не могут закрыть тендер без проведения патентных исследований. Государственный заказчик хочет убедиться в новизне предложенного технологического новшества и его патентной чистоте. Поэтому просит НИИ или другого исполнителя НИОКР подготовить отчет о патентных исследованиях по ГОСТ Р 15.011-96 (далее — ГОСТ) — в техническое задание вносят отдельный пункт.

Иногда исполнители госконтрактов проводят исследования своими силами. Но в условиях коротких сроков сдачи проектов и жестких требований ГОСТ к отчету лучше доверить проведение исследований патентоведу. Иначе есть риск сорвать госконтракт. Разбираем все, что нужно знать про патентные исследования.

Патентные исследования по ГОСТ от патентоведов из ФИПС

Главное про патентные исследования

Патентные исследования — это направление прикладных научно-исследовательских работ (п. 4.1 ГОСТ). Их состав зависит от целей заказчика. Обычно патентоведы:

  • анализируют технический уровень предложенного решения и направления развития в нужной отрасли;

  • проверяют патентоспособность разработки и ее патентную чистоту;

  • оценивают конкуренцию разработки среди запатентованных аналогов в нужном классе МКП.

Патентные исследования проводятся, чтобы проверить, не нарушает ли разработка прав патентообладателей, усилить способность продукта конкурировать с аналогами и обеспечить защиту инноваций. Информация из отчета помогает спланировать развитие и модернизацию предприятия, определить требования потребителей и повысить качество продукции, выбрать оптимальные условия реализации новых товаров и решить вопросы, связанные с охраной разработки от конкурентов. Цели патентных исследований зависят от их практической потребности и формулируются лицом, которое проводит исследования (п. 4.3 ГОСТ).

Патентные исследования по ГОСТ проводят патентные бюро, поверенные и НИИ. Обычно к ним обращаются:

  • заказчик технического решения;

  • исполнитель НИОКР, например, в рамках госконтракта;

  • производитель, внедряющий решение в производство;

  • любая организация — при решении вопросов, связанных с защитой разработки.

НИИ или другая заинтересованная сторона может исследовать патентную информацию самостоятельно или привлекать сторонние организации, частных патентоведов (п. 4.6 ГОСТ).

Обязательность составления отчета фиксируют в договоре на выполнение работ (п. 4.4 ГОСТ), или в планово-технических документах. Например, в программе научно-технических работ, генеральном графике или техническом задании. Обычно заказчик вносит в документы требование о составлении отчета по формам и шаблонам ГОСТ. Это усложняет задачу исполнителя: отчет в произвольной форме занимает 10 страниц, а отчет по ГОСТ — около 50. Но без корректно оформленного отчета разработку не примут, а контракт будет сорван.

Когда и кому нужны патентные исследования

Пункт 4.3 ГОСТ содержит исчерпывающий перечень случаев и заинтересованных лиц, которые заказывают или организуют проведение патентных исследований. Мы описали самые распространенные ситуации.

Заинтересованное лицо

Причина

Исполнитель НИОКР

  • в техническом задании к госконтракту есть требование о предоставлении отчета по ГОСТ;

  • на начальном этапе НИОКР исполнитель хочет оценить уровень технологического развития отрасли, чтобы понять, в каком направлении работать;

  • исполнителю нужно технико-экономическое обоснование для создания новых и модернизации существующих разработок;

  • заказчик просит подтвердить патентную чистоту инноваций;

  • по условиям контракта исполнитель должен составить патентный формуляр.

Заказчик технического решения

  • заказчик формирует задание исполнителю контракта по НИОКР;

  • руководство хочет проанализировать потенциал выпуска инновационного продукта;

  • есть риск нарушения чужих патентов.

Производитель

  • стоит задача повысить качество продукции, усовершенствовать технологию или техническое обеспечение производства;

  • необходимо обеспечить оптимальные условия реализации инновационной продукции.

Любая организация

  • необходимо решить вопрос с защитой корпоративной разработки, обеспечить правовую охрану изобретения или полезной модели;

  • компания организует или участвует в тендере на проведение патентных исследований и ищет подрядчика.

Виды патентных исследований

Разные виды исследований помогают решить разные задачи заказчика. Обычно патентоведы сначала узнают цели, которые стоят перед заинтересованным лицом. И уже потом определяют предмет, глубину поиска, этап и другие нюансы. С учетом этих особенностей патентоведы выделяют четыре вида патентных исследований:

Что проверяют

Когда проверяют

Зачем проверяют

Анализ патентоспособности

Новизну, уникальность, изобретательский уровень

После окончания разработки

Чтобы пройти регистрацию объекта в Роспатенте

Анализ патентной чистоты

Наличие пересечений с более ранними разработками

До сдачи проекта заказчику

Чтобы исключить возможные нарушения исключительных прав других патентовладельцев

Оценка технического уровня

Рыночные аналоги и риск их появления

До начала разработки

Чтобы исключить создание решения, которое не получится запатентовать

Составление патентного ландшафта

Комплексную патентную ситуацию на отраслевом рынке

До начала разработки

Чтобы оценить перспективы выхода на зарубежный рынок + получить визуальный график патентной ситуации

Проверка патентоспособности

Цель: проверить, соответствует ли разработка критериям патентоспособности.

Задача: узнать, пройдет ли техническое решение регистрацию в Роспатенте.

Глубина проверки: неограниченна, проверка решения по всем открытым источникам.

Этап работы: до начала разработки решения.

Расходы: от 82 000 руб.

Сложность: ❌ ❌ ❌

Чтобы разработка могла быть запатентована, она должна соответствовать критериям патентоспособности — это проверят в Роспатенте. У каждого объекта свой набор условий. Так, чтобы разработку признали изобретением, она должна быть новой, промышленно применимой и иметь изобретательский уровень (ст. 1350 ГК). А чтобы та же разработка стала полезной моделью, достаточно новизны и промышленной применимости без изобретательского уровня (ст. 1351 ГК).

Этот вид исследования помогает узнать, есть ли у предложенного технического решения потенциал для получения патента, соблюдены ли критерии патентоспособности. Патентовед проверит открытые источники, патентные реестры и ответит:

  • разработчики предложили что-то новое или есть пересечения с известными решениями, включая не поддерживаемые и просроченные патенты;

  • очевидно ли предложенное решение для специалиста в предметной области, не вытекает ли оно из существующего уровня техники;

  • будет ли решение полезно в промышленности;

  • есть ли в предложенном решении творческий характер.

Обычно заказчики хотят провести исследования патентоспособности перед отправкой заявки в Роспатент. Его рассматривают как более сложную альтернативу патентного поиска. Разница в результатах: после обычного патентного поиска составляют отчет в свободной форме, а по данным исследований составляют отчет по ГОСТ. На его основании решают: переписывать формулу, оставить все как есть или прекратить работу над решением.

Проверка патентной чистоты

Цель: исключить нарушения чужих патентов при выводе продукта на новые рынки.

Задача: найти сходные технические решения и проверить пересечения с разработкой.

Глубина проверки: до 20 лет, только по действующим патентам и заявкам, зависит от страны.

Этап работы: после окончания разработки, до сдачи объекта заказчику.

Расходы: от 50 000 руб.

Сложность: ❌ ❌ ❌ ❌

Патентная чистота — это такое состояние технического решения, при котором разработка не нарушает права владельцев других патентов. Когда разработчик выводит продукт на новый рынок, он не может заранее знать, есть ли на этом рынке похожие, уже запатентованные разработки. Чтобы снизить риск получения претензий от правообладателей и исключить убытки, проводят проверку патентной чистоты.

Обычно чистоту решения проверяют по всем странам, в которые планирует зайти производитель. Для этого:

  1. Проверяют патентные реестры выбранных стран на наличие сходных технических инноваций.

  2. Сравнивают выявленные решения с разработкой и ищут пересечения в формуле.

  3. В случае выявления пересечений — изучают условия действия патента. Возможно, установлена открытая лицензия или срок действия патента истек — тогда права третьих лиц нарушены не будут.

Исследования патентной чистоты проверяют не только разработку в целом, но и использование в ней защищаемых чужими патентами частей и узлов. Это поможет полностью исключить пересечения и защитить заказчика от обвинений в незаконном использовании патента. Без проведения исследований чистоты разработки производитель рискует понести убытки в виде компенсаций и штрафов после вывода продукта на новый рынок.

Оценка технического уровня

Цель: определить целесообразность инвестиций в разработку.

Задача: проанализировать, как развита отрасль на данный момент и оценить перспективы продукта к моменту его выпуска.

Глубина проверки: 10–15 лет, анализ однородных объектов, научно-технических работ конкурентов, ситуации в отрасли.

Этап работы: до начала или в процессе работы над техническим решением.

Расходы: от 60 000 руб.

Сложность: ❌ ❌ ❌ ❌ ❌

Часто разработчикам сложно объективно оценить уровень технологического развития отрасли. Чтобы узнать о перспективах инновации на рынке в ближайшие несколько лет, необходимо провести исследования технического уровня.

Такой вид исследований поможет:

  • оценить целесообразность работы над изобретением в текущем виде с учетом развития отрасли;

  • выявить существующие аналоги на рынке и понять, как усовершенствовать разработку;

  • определить потребность рынка в предложенном решении;

  • выявить перспективные ниши для вывода продукта на рынок;

  • оценить патентную активность конкурентов.

Цель проведения исследований — определение перспектив инновации к моменту ее запуска в массовое производство. Заказчик сможет оценить конкурентоспособность будущего продукта, заранее внести доработки в формулу и выпустить востребованное для отрасли решение в соответствии с тенденциями ее развития.

Проведение патентных исследований технического уровня охватывает весь комплекс доступной научно-технической информации в области. Обычно патентоведы исследуют:

  1. Объекты на рынке, сходные по функционалу с инновацией.

  2. Известные технические решения, применяемые в производстве сходной продукции.

  3. Результаты научно-технической деятельности лидеров рынка.

  4. Динамику и вектор изменений потребительских свойств сходных продуктов, требований потребителей.

  5. Сложившуюся патентную ситуацию и особенности местного законодательства.

  6. Тенденции в отрасли, в которой работает заказчик.

Результат — отчет с рекомендациями о целесообразности и перспективах работы над техническим решением. Если продукт заведомо неконкурентоспособен, патентовед даст рекомендации, что изменить, в каком направлении работать дальше или стоит отказаться от работы над объектом.

Составление карт патентного ландшафта

Цель: комплексно оценить уровень конкуренции и перспективы компании на новом, чаще всего зарубежном рынке.

Задача: изучить патентные документы, открытую литературу, портфели НИОКР и разработки игроков отрасли.

Глубина проверки: анализ трендов, патентных документов, научной литературы, правовых событий, законодательства.

Этап работы: до начала разработки.

Расходы: от 100 000 руб. до 600 000 руб.

Сложность: ❌ ❌ ❌ ❌ ❌

Патентный ландшафт — отчет о комплексной работе экспертов и аналитиков. Этот вид патентных исследований используют для стратегической оценки перспектив продвижения инноваций для экспортеров. В состав отчета обычно включают различные аналитические элементы, в том числе:

  • тенденции и сфере патентования;

  • ниши, перенасыщенные конкурентами;

  • перспективные сегменты рынка;

  • данные о компаниях-правообладателях, авторах разработок;

  • возможные области сотрудничества бизнеса и представителей науки;

  • тенденции отраслевого рынка и пр.

Отраслевой патентный ландшафт — это детальный отчет с экспертными разъяснениями аналитических данных и визуализацией ключевых показателей в виде графиков и диаграмм. Как исследования технического уровня техники, только масштабнее и с красивыми иллюстрациями.

Обычно компании используют патентные ландшафты, чтобы:

  • выбрать область для инвестирования, найти новые сферы для внедрения разработок;

  • оценить техническую перспективу, потенциал и конкурентов продукции, выводимой на новые рынки;

  • оценить патентную емкость разработок;

  • проанализировать компетенции иностранных конкурентов в областях, приоритетных для российских разработчиков.

Карты патентных ландшафтов составляет Роспатент. Для отдельных отраслей на сайте есть открытые ландшафты. Например, для отрасли органических удобрений и химических источников питания.

Как провести исследования: 3 важных этапа

Порядок проведения патентных исследований описан в п. 6.1 ГОСТ. Его соблюдение обязательно для всех проверок, выполняемых в рамках госконтрактов, где одно из условий — отчет по ГОСТ. Обычно патентоведы разбивают этот порядок на 3 этапа патентных исследований:

I. Подготовительная часть.

II. Исследование.

III. Доработка отчета.

I. Подготовительная часть

Этап, на котором согласуют детали. При проведении исследования по ГОСТу обязательно соблюдение формальностей, даже когда работу проводят сотрудники НИИ без привлечения патентоведа со стороны. При работе с патентным бюро этап подготовки обычно проходит так:

  1. НИИ, иной заказчик составляет техническое описание разработки по брифу, при необходимости прикладывает к нему чертежи и эскизы.

  2. Бюро-подрядчик совместно с заказчиком определяет задачи и виды патентных исследований, методы их проведения.

  3. Бюро-подрядчик готовит календарный план исследований по ГОСТ, определяет требования к патентным документам и составляет регламент поиска, техническое задание. Обычно в нем уточняют тему и предмет исследований, наименование информационных баз, классы патентной классификации, глубину информационного поиска. Регламент — как паспорт исследования.

  4. Заказчик утверждает календарный план, регламент поиска, техническое задание.

Пример технического задания на патентные исследования.
Пример регламента поиска. Согласуется вместе с заданием.

II. Проведение патентных исследований

После утверждения технического задания патентовед приступает к поиску, анализу и составлению отчета. Обычно на исследования уходит 25–30 дней. За доплату сроки можно ускорить. На этом этапе работает патентовед:

  1. Ищет и отбирает патентную и иную документацию по регламенту, составляет отчет о поиске.

  2. Систематизирует и анализирует отобранные документы, ищет обоснования для задач, поставленных перед патентными исследованиями.

  3. Готовит выводы и рекомендации по дальнейшей хозяйственной деятельности заказчика.

  4. Оформляет результаты в виде отчета по ГОСТу и отправляет заказчику.

III. Доработка

Обычно патентные бюро презентуют отчет заказчику — с пояснениями и ответами на вопросы на личной встрече. Заказчик анализирует отчет, дает замечания, требует уточнений и просит внести корректировки. Патентовед дорабатывает отчет, при необходимости составляет патентный формуляр, высылает оригиналы документов. Готовую работу закрывают актом приема-передачи.

Что содержит отчет о патентных исследованиях

Требования к оформлению отчета можно найти в п. 7 ГОСТ. Кроме формальных составляющих (титульный лист, список исполнителей, содержание, перечень сокращений и приложения), отчет должен содержать:

Общие данные об объекте исследований. Здесь описывают, что является объектом поиска, какие данные в отношении объекта поиска нужно изучить, что представляет особый интерес. Еще указывают сроки проведения работ, назначение и область применения объекта (п. 7.2.1 ГОСТ).

Основную (аналитическую) часть. В этом разделе обычно последовательно описывают проведенные работы: что и где искали, что нашли, какие патенты можно противопоставить, что следует отметить, какие есть проблемы и пр. Делают анализ данных. В общих случаях указывают:

  • технический уровень заказчика и направление развития отрасли;

  • уровень патентной чистоты объекта;

  • выводы по хозяйственной деятельности заказчика и перспективах ее развития;

  • данные об использовании разработок и их защите с помощью патентов.

Заданием на проведение патентных исследований в основную часть могут быть включены дополнительные разделы (п. 7.2.2.1 ГОСТ). Каждый такой раздел содержит анализ и обобщение данных об объекте, оптимальные пути получения результата, к которому стремится заказчик и оценку достоверности результатов, выполнения поставленных заказчиком задач.

Заключение. Здесь делают выводы, дают рекомендации оценивают успех исследований и определяют возможность получения прибыли от объекта исследований. Полный перечень возможных пунктов заключения определен п. 7.2.3 ГОСТ.

Обычно заключение формируют, исходя из предмета поиска и целей исследования. Чем объемнее стояла задача, тем глубже нужно провести исследование и тем обширнее будут выводы. При необходимости в оформление добавляют графики и диаграммы.

Фрагмент отчета с данными про объект исследования и началом аналитической части.
Фрагмент отчета с заключением.

Кейсы успешных патентных исследований

Для каждого заказчика польза патентных исследований индивидуальна. Рассмотрим, какую пользу получает компания на примере двух кейсов.

Кейс 1. Патентные исследования в области выплавки стали

Задача. НИИ выполняет госконтракт по НИОКР — разрабатывает состав для защиты графитированных электродов дуговых сталеплавильных печей. Чтобы оценить существующий технический уровень, патентному бюро поставлена задача: найти и описать все существующие на текущий момент запатентованные технологии защиты графитированных электродов.

Результат. Патентное бюро проанализировало патентные реестры и выявило 64 технических решения защиты графитированных электродов, 7 из которых описывают технические способы решения поставленной перед НИИ задачи. Патентовед проанализировал формулу, географию патентования и выявил 5 наиболее ценных для НИИ патентов.

Польза. НИИ получило актуальную информацию о запатентованных технологиях. Заказчик будет учитывать их формулу при разработке и выводе на рынок своего решения, чтобы исключить пересечения с чужими инновациями.

Кейс 2. Проверка патентной чистоты фармацевтической композиции

Задача. Фармацевтическая компания запланировала вывод препарата на российский рынок. Перед запуском производства принято решение провести анализ патентной чистоты — чтобы исключить претензии от правообладателей.

Результат. Патентное бюро проанализировало патентные реестры с учетом технологии производства, а также составных частей препарата: штамма культуры клеток, микроорганизмов и пр. Патентоведы нашли 12 патентов, которые относились к объекту. 1 из них содержал формулу, которая полностью совпадала с препаратом заказчика, включая состав стабилизатора и разбавителя вирусной среды.

Польза. Фармацевтическая компания исключила риск патентного конфликта и не понесла убытков. Заказчик получил рекомендации: изменить формулу, опротестовать патент российских правообладателей или заключить с ними лицензионное соглашение.

Недостатки самостоятельного проведения патентных исследований

ГОСТ не заставляет обращаться к патентоведам — патентные исследования можно проводить силами внутренних департаментов и своих научных сотрудников. Но есть риски:

  • Нет доступа к патентным базам. Для проведения исследований нужен доступ в патентные реестры и бюллетени разных стран. Обычно он платный. Например, Роспатент держит в открытом доступе только 3 последних бюллетеня, остальные продает. Базы разбиты по годам и по видам объектов. Например, бюллетень только на изобретения и полезные модели и только за 2022 год стоит 60 307 руб.

  • Риск срыва контракта. Когда речь идет про исполнение госконтракта, принимающая сторона скрупулезно проверяет заполнение всех приложений и формулировок по ГОСТ. От исполнителя требуют уточнений даже в тех случаях, когда разрабатывается принципиально новый для российского и мирового рынка продукт. У патентоведов есть опыт, они знают, как правильно заполнить отчет, чтобы у заказчика не было претензий.

  • Сжатые сроки. В условия жестких сроков научным сотрудникам некогда изучать патентные базы, подбирать и анализировать патенты-аналоги. Подбор ключевых слов и определение объекта исследования отнимает слишком много времени. Инженерам проще привлечь патентоведа или патентное бюро, чем учиться этому с нуля и тратить время на бюрократию.

Состав и стоимость услуг «Гардиума» в области патентных исследований

Патентоведы бюро работают в связке с сотрудниками научных департаментов и техническими разработчиками. Они возьмут на себя проведение исследований «под ключ». Средний срок проведения работ — от 28 дней.

Вид исследований

Состав услуги

Стоимость

Исследование технического уровня и тенденций развития

  • определение ключевых понятий для патентных исследований — предмета, объекта, источников поиска;

  • классификация решения, технологии или объекта поиска по МПК;

  • составление ТЗ, регламента;

  • поиск источников и проведение исследования;

  • составление отчета по ГОСТ.

от 60 тысяч руб.

Исследование патентной чистоты

  • определение ключевых понятий для патентного поиска;

  • классификация решения, технологии или объекта поиска по МПК;

  • составление ТЗ, регламента;

  • поиск источников, проверка патентной чистоты;

  • подготовка отчета по ГОСТ с указанием цитируемых источников.

от 50 000 руб.

от 100 тысяч руб. — ускоренное исследование

от 20 тысяч руб. — составление патентного формуляра

Исследование патентоспособности

  • составление технического задания: предмет, объект, источники;

  • патентный поиск, поиск по уровню техники;

  • подборка патентов-аналогов;

  • отчет с отличительными признаками аналогов;

  • консультации по доработке решения;

  • определение альтернативных способов защиты решения.

от 82 тысяч руб.

Коротко: что нужно знать про патентные исследования

  1. Патентные исследования — это научно-исследовательские работы. Их проводят, чтобы проверить, не нарушаются ли права других правообладателей, усовершенствовать технологию и решение, повысить качество продукции, решить вопросы правовой охраны инноваций.

  2. Обычно выделяют 4 вида исследований — в зависимости от цели. Патентоведы проверяют патентную чистоту, патентоспособность разработки, технический уровень развития отрасли, в которой предложено решение или составляют патентные ландшафты.

  3. Часто анализ проводят в рамках госконтракта по НИОКР. Госзаказчик обязывает исполнителей закрывать тендерную документацию вместе с отчетом, составленным по ГОСТ. Если неправильно составить отчет, есть риск сорвать контракт.

  4. Отчет по ГОСТ — это документ на 30–50 страниц, который важно правильно заполнить. Принимающая сторона придирается к формулировкам и сверяет данные из отчета с требованиями ГОСТ. Грамотное заполнение отчета не менее важно, чем само исследование.

  5. Исполнитель работ может провести исследования силами научных сотрудников. Но это сложно, долго и нужно вникать в детали. Чтобы не тратить время и силы на бюрократию, обращаются в патентные бюро.

01

Исследование на уровень техники

Перспектива разработки перед выходом на рынок

от 100 000 ₽

заказать

02

Исследование патентной чистоты

Проверка готовой разработки в любой стране мира

от 100 000 ₽

заказать

03

Исследование патентоспособности

Оценка патентоспособности разработки в России и мире

от 97 000 ₽

заказать
MDN

Антон Филиппов

Ведущий эксперт по патентованию юридической компании «Гардиум». 10 лет практики в качестве эксперта ФИПС

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Мнение редакции

Патентные исследования — сложная и трудоемкая научно-исследовательская работа, результаты которой утверждают должностные лица заказчика. Нарушение требований ГОСТ или подделка отчета создают угрозы для исполнителя: от утраты государственного заказчика до уголовной ответственности. Чтобы исключить риски для предприятия, рекомендуем обращаться к специалистам. Патентные бюро с опытом в проведении исследований помогут подготовить качественный отчет, который позволит пройти любую проверку и закрыть госконтракт.

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Как продавать на Ozon: пошаговый гайд

20 апреля 2024

Декларация соответствия: регистрация, стоимость и срок действия

21 апреля 2024

Сертификат соответствия на товары: порядок и нюансы получения

2 мая 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных