15 сентября 2022
Проверено на актуальность 1.07.2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Чем между собой различаются товарные знаки, торговые марки, логотипы и бренды

Чем между собой различаются товарные знаки, торговые марки, логотипы и бренды
Автор Маргарита Булычева

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

В мире предпринимателей понятия «товарный знак», «торговая марка», «бренд» и «логотип» могут выглядеть как синонимы: к патентным поверенным регулярно обращаются за регистрацией бренда или торговой марки в России. Но в законодательстве нашей страны есть только одно юридически верное понятие — это товарный знак.

Именно регистрация товарного знака по ГК РФ служит для индивидуализации товаров и услуг. Только с помощью товарного знака бизнес может защитить свой бренд, логотип и название на территории РФ. Если хотите работать за рубежом — там действительно придется регистрировать торговую марку.

Регистрация товарного знака с гарантией →

Но, например, бренд не получится защитить просто так. Есть особенности. Подробнее об отличиях товарного знака, торговой марки, бренда, логотипа и их защите рассказали в этой статье.

Что такое товарный знак и зачем он брендам

Товарный знак — официальный юридический термин, которым в России обозначают зарегистрированные в Роспатенте названия продукции и компаний, логотипы, слоганы и любую другую бренд-символику. Если цвет, упаковка, джингл и другие составляющие прошли регистрацию в качестве товарного знака и получили свидетельство, только тогда к ним можно применять этот термин.

Интеллектуальную собственность (ИС), зарегистрированную как товарный знак, никто из конкурентов не сможет использовать для продвижения своей деятельности. Даже запускать рекламу в интернете по вашему брендовому запросу нельзя: будет штраф. А еще товарный знак можно принять к бухучету как НМА и увеличить стоимость своей компании.

В некоторых городах, например, в Москве, без регистрации товарного знака нельзя повесить вывеску на улице. Неважно, регистрируете вы только название или логотип: что-то из вашей символики обязательно должно быть официально защищено через Роспатент. Это служит доказательством, что вы не нарушаете права на чужую ИС и продвигаете свои товары или услуги на законных основаниях.

Перед тем, как зарегистрировать бренд в качестве товарного знака Роспатент проводит проверку: смотрит, чтобы у компаний, которые работают в вашей сфере по всей РФ, не было зарегистрировано похожих обозначений. Только когда Роспатент убедится, что ваша компания — единственная, кто пользуется этим обозначением среди конкурентов по всей стране, сможет выдать свидетельство на товарный знак.

Если бренд зарегистрирован как товарный знак — он обозначается символом ®.

Что такое торговая марка

Торговая марка — то же, что и товарный знак, только на территории других государств. В странах ЕС, США и в ряде других англоязычных стран для обозначения зарегистрированной на государственном уровне корпоративной символики используется термин «trademark». Дословный перевод — торговая марка, а по смыслу переводится как товарный знак.

В Гражданском кодексе РФ и в других нормативных актах нашей страны понятие «торговая марка» отсутствует. Юридически защитить обозначение как торговую марку можно, только если вы хотите получить международную защиту. В таком случае нужно обратиться в патентные ведомства стран, где планируете вести деятельность, и проходите регистрацию на местном уровне.

В России у вас останется товарный знак, а за рубежом будет торговая марка. Зарегистрированная торговая марка обозначается символом ™.

Важно понимать, что товарный знак и торговая марка могут защищать только действующие бизнесы. Если зарегистрировать название, логотип или другую айдентику и не вести деятельность на территории государства, где пройдена регистрация — защиту могут отменить по требованию конкурентов, которые работают и хотят выпускать продукцию под этим брендом.

Что такое бренд и как его защитить

Бренд — это то, как клиенты знают вашу компанию. В понятие входит не только внешний вид товаров, а в целом сформированный образ компании или продукта. Этот образ имеет определенную ценность и именно за нее люди готовы платить деньги.

Если разобрать бренд по понятным компонентам, получим осязаемые и неосязаемые составляющие. К осязаемым относятся название, логотип, джинглы, этикетки, упаковки, в общем, всё, что позволяет потребителям понять, что продукт, который стоит на полке — ваш. К неосязаемым составляющим бренда относятся миссия, имидж, репутация — всё, что влияет на отношение пользователей к продукту и добавляет ему ценность.

Компании вкладывают в создание брендов большие деньги. Чем проще потребителю узнать вас на рынке, чем больше клиенты знают о деятельности и репутации, чем легче отличить продукцию от конкурентов, тем больше шансов, что товар ни с чем не перепутают. Когда покупателю потребуются ваши товары или услуги, он без раздумий выберет именно вас.

Поскольку денег на создание узнаваемого бренда и его репутации бизнес тратит действительно много, компании хотят быть уверенными, что бренд действительно принадлежит им. Для этого его регистрируют и принимают к бухучету как нематериальный актив (НМА). Это можно сделать только при соблюдении нескольких условий:

  • Понятен объект, который принимается как актив. Для этого его надо выделить и показать. Нельзя принять к учету сам бренд, можно только его осязаемую часть: логотип, упаковку или название.

  • Понятна стоимость этого объекта. То есть, за объект нужно заплатить по договору: за создание, за регистрацию или другое действие. Стоимость, по которой вы примите свой объект к учету, должна быть подтверждена документально. Некоторые компании проводят оценку стоимости своих НМА, чтобы показать их цену.

  • Объект должен обязательно использоваться в коммерческой деятельности компании, которая принимает его к учету.

  • Компания должна юридически подтвердить права на объект. Как правило, когда говорят о бренд-символике, подразумевается регистрация товарного знака. Нет документа, который подтверждает право на объект — принять к учету НМА не получится.

Только при соблюдении этих правил компания может быть уверена, что вложенные в развитие своего бренда средства сохранятся и приумножатся.

Проверьте бренд на возможность регистрации

Что такое логотип и зачем его защищать

Логотип — это графическое изображение названия товаров, услуг и компаний. Логотип может состоять только из рисунка, из рисунка и названия или только из названия, которое необычно оформлено. Когда компания выводит на рынок логотип , значение имеет всё: цвет, шрифт, орнаменты, рисунки и их смысл. Как правило, к созданию логотипа применяют более творческий подход, чем просто написать слово черным шрифтом, но это не обязательно.

Как запатентовать название и логотип →

У одной компании может быть сколько угодно логотипов. Например, если фермер из Ярославля выпускает сметану «Коровушка», творог «Лужок», молоко «Царское» — каждому из названий товаров он может придумать свое оформление, и это будут логотипы. Эти логотипы он будет использовать на упаковках с продукцией, на стендах и в других, в том числе рекламных посланиях.

Создание логотипа не защищает бренд-символику от копирования. Поэтому фермер из Костромы может просто не знать о существовании ярославского конкурента и выпускать продукцию с точно такими же названиями. Ему за это ничего не будет. А если они когда-нибудь пересекутся, покупателям будет сложно понять, какое молоко из Костромы, а какое из Ярославля.

Если же один из фермеров защитит логотипы как товарные знаки — может предъявить второму требование о компенсации от 10 000 руб. до 5 000 000 руб. Поэтому компании регистрируют свои логотипы, чтобы получить:

  • безопасность: никто не сможет сказать, что ваш логотип принадлежит ему и потребовать, чтобы ваша компания прекратила им пользоваться;

  • никто не выдвинет финансовые требования о компенсации;

  • компания сможет запустить франшизу: без регистрации названия или логотипа это невозможно;

  • компания сможет выходить в крупные сети и на маркетплейсы.

Получается, что логотип — это изобразительное обозначение вашего бренда. Зарегистрированный или нет, он все равно остается логотипом. Но права на него компания получает только после регистрации в Роспатенте.

Очевидные различия между брендом, логотипом, товарным знаком и торговой маркой

Понятие

Что такое

Регистрация

Товарный знак

Зарегистрированное в Роспатенте обозначение бренд-символики компании: логотипа, названия, цвета, мелодии или другой.

Нет регистрации — нет товарного знака.

Торговая марка

Зарегистрированное в других странах обозначение бренд-символики компании: логотипа, названия, цвета, мелодии или другой.

Регистрируется обязательно, в патентных ведомствах или по регламентам той страны, где компания ведет деятельность.

Бренд

Общее понятие, которое включает в себя всё, что пользователи ассоциируют с вашей компанией или продуктом.

Бренд невозможно зарегистрировать. Регистрируются отдельные его составляющие.

Логотип

Графическое обозначение товара, услуги или компании.

Регистрируется в качестве товарного знака, может быть и не зарегистрированным.

Резюмируем

Товарный знак — единственный на территории России юридически верный термин, который применяют к регистрации бренд-символики на государственном уровне в Роспатенте. Пока у компании нет товарного знака — кто угодно может взять себе такое же название или другие объекты. Если есть товарный знак — похожих на вас брендов в РФ не будет.

Торговая марка — то же, что и товарный знак, либо знак в процессе регистрации в других странах.

Бренд — это самое широкое понятие, которое включает в себя всю айдентику, а также отношение потребителей к продукту, долю на рынке и много, что еще. Его можно разбить на отдельные составляющие: индекс доверия потребителей, название, логотипы и другие. Стоимость бренда будет состоять из совокупности оценок всего, из чего он состоит.

Логотип — составляющая бренд-символики. Изображение, по которому ваш бренд узнают пользователи. Чтобы логотип принадлежал вашей компании юридически и другие не могли им пользоваться — его регистрируют в качестве товарного знака.

Как проще всего превратить свой бренд в товарный знак

Интеллектуальная собственность есть у любой компании. Пока она не принадлежит одной фирме, ей могут пользоваться все: рекламу по брендовому запросу запустить, или домен сайта сделать как у конкурента. Регистрация товарного знака защищает бренд от копирования и позволяет получать с недобросовестных конкурентов до 5 000 000 руб.

Сделать так, чтобы ваши бренд-активы принадлежали только вам, помогут партнеры компании «Гардиум» — юристы по интеллектуальной собственности и патентные поверенные. Они проведут проверку вашего названия, логотипа и других объектов, оформят необходимые документы и подадут заявку в Роспатент.

Вы получите регистрацию бренд-символики в качестве товарных знаков и сможете владеть своими объектами монопольно.

Запишитесь на первую бесплатную консультацию с юристом по ИС или патентным поверенным, чтобы узнать, как пройти регистрацию и защитить свой бренд!

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Регистрация с гарантией

от 89 000 ₽

заказать
MDN

Маргарита Булычева

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Как продавать на Ozon: пошаговый гайд

20 апреля 2024

Декларация соответствия: регистрация, стоимость и срок действия

21 апреля 2024

Сертификат соответствия на товары: порядок и нюансы получения

2 мая 2024

Как запатентовать ПАК: преимущества патентования, документы

15 сентября 2024

Внесение ПАК в реестр Минцифры: требования к ПО, документы и пошлины

25 сентября 2024

Евразийский патент: срок действия, преимущества, порядок получения

28 октября 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных