Чем между собой различаются товарные знаки, торговые марки, логотипы и бренды
юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»
Содержание
В мире предпринимателей понятия «товарный знак», «торговая марка», «бренд» и «логотип» могут выглядеть как синонимы: к патентным поверенным регулярно обращаются за регистрацией бренда или торговой марки в России. Но в законодательстве нашей страны есть только одно юридически верное понятие — это товарный знак.
Именно регистрация товарного знака по ГК РФ служит для индивидуализации товаров и услуг. Только с помощью товарного знака бизнес может защитить свой бренд, логотип и название на территории РФ. Если хотите работать за рубежом — там действительно придется регистрировать торговую марку.
Регистрация товарного знака с гарантией →
Но, например, бренд не получится защитить просто так. Есть особенности. Подробнее об отличиях товарного знака, торговой марки, бренда, логотипа и их защите рассказали в этой статье.
Что такое товарный знак и зачем он брендам
Товарный знак — официальный юридический термин, которым в России обозначают зарегистрированные в Роспатенте названия продукции и компаний, логотипы, слоганы и любую другую бренд-символику. Если цвет, упаковка, джингл и другие составляющие прошли регистрацию в качестве товарного знака и получили свидетельство, только тогда к ним можно применять этот термин.
Интеллектуальную собственность (ИС), зарегистрированную как товарный знак, никто из конкурентов не сможет использовать для продвижения своей деятельности. Даже запускать рекламу в интернете по вашему брендовому запросу нельзя: будет штраф. А еще товарный знак можно принять к бухучету как НМА и увеличить стоимость своей компании.
В некоторых городах, например, в Москве, без регистрации товарного знака нельзя повесить вывеску на улице. Неважно, регистрируете вы только название или логотип: что-то из вашей символики обязательно должно быть официально защищено через Роспатент. Это служит доказательством, что вы не нарушаете права на чужую ИС и продвигаете свои товары или услуги на законных основаниях.
Перед тем, как зарегистрировать бренд в качестве товарного знака Роспатент проводит проверку: смотрит, чтобы у компаний, которые работают в вашей сфере по всей РФ, не было зарегистрировано похожих обозначений. Только когда Роспатент убедится, что ваша компания — единственная, кто пользуется этим обозначением среди конкурентов по всей стране, сможет выдать свидетельство на товарный знак.
Если бренд зарегистрирован как товарный знак — он обозначается символом ®.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООЧто такое торговая марка
Торговая марка — то же, что и товарный знак, только на территории других государств. В странах ЕС, США и в ряде других англоязычных стран для обозначения зарегистрированной на государственном уровне корпоративной символики используется термин «trademark». Дословный перевод — торговая марка, а по смыслу переводится как товарный знак.
В Гражданском кодексе РФ и в других нормативных актах нашей страны понятие «торговая марка» отсутствует. Юридически защитить обозначение как торговую марку можно, только если вы хотите получить международную защиту. В таком случае нужно обратиться в патентные ведомства стран, где планируете вести деятельность, и проходите регистрацию на местном уровне.
В России у вас останется товарный знак, а за рубежом будет торговая марка. Зарегистрированная торговая марка обозначается символом ™.
Важно понимать, что товарный знак и торговая марка могут защищать только действующие бизнесы. Если зарегистрировать название, логотип или другую айдентику и не вести деятельность на территории государства, где пройдена регистрация — защиту могут отменить по требованию конкурентов, которые работают и хотят выпускать продукцию под этим брендом.
Что такое бренд и как его защитить
Бренд — это то, как клиенты знают вашу компанию. В понятие входит не только внешний вид товаров, а в целом сформированный образ компании или продукта. Этот образ имеет определенную ценность и именно за нее люди готовы платить деньги.
Если разобрать бренд по понятным компонентам, получим осязаемые и неосязаемые составляющие. К осязаемым относятся название, логотип, джинглы, этикетки, упаковки, в общем, всё, что позволяет потребителям понять, что продукт, который стоит на полке — ваш. К неосязаемым составляющим бренда относятся миссия, имидж, репутация — всё, что влияет на отношение пользователей к продукту и добавляет ему ценность.
Компании вкладывают в создание брендов большие деньги. Чем проще потребителю узнать вас на рынке, чем больше клиенты знают о деятельности и репутации, чем легче отличить продукцию от конкурентов, тем больше шансов, что товар ни с чем не перепутают. Когда покупателю потребуются ваши товары или услуги, он без раздумий выберет именно вас.
Поскольку денег на создание узнаваемого бренда и его репутации бизнес тратит действительно много, компании хотят быть уверенными, что бренд действительно принадлежит им. Для этого его регистрируют и принимают к бухучету как нематериальный актив (НМА). Это можно сделать только при соблюдении нескольких условий:
Понятен объект, который принимается как актив. Для этого его надо выделить и показать. Нельзя принять к учету сам бренд, можно только его осязаемую часть: логотип, упаковку или название.
Понятна стоимость этого объекта. То есть, за объект нужно заплатить по договору: за создание, за регистрацию или другое действие. Стоимость, по которой вы примите свой объект к учету, должна быть подтверждена документально. Некоторые компании проводят оценку стоимости своих НМА, чтобы показать их цену.
Объект должен обязательно использоваться в коммерческой деятельности компании, которая принимает его к учету.
Компания должна юридически подтвердить права на объект. Как правило, когда говорят о бренд-символике, подразумевается регистрация товарного знака. Нет документа, который подтверждает право на объект — принять к учету НМА не получится.
Только при соблюдении этих правил компания может быть уверена, что вложенные в развитие своего бренда средства сохранятся и приумножатся.
Проверьте бренд на возможность регистрации
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ОООЧто такое логотип и зачем его защищать
Логотип — это графическое изображение названия товаров, услуг и компаний. Логотип может состоять только из рисунка, из рисунка и названия или только из названия, которое необычно оформлено. Когда компания выводит на рынок логотип , значение имеет всё: цвет, шрифт, орнаменты, рисунки и их смысл. Как правило, к созданию логотипа применяют более творческий подход, чем просто написать слово черным шрифтом, но это не обязательно.
Как запатентовать название и логотип →
У одной компании может быть сколько угодно логотипов. Например, если фермер из Ярославля выпускает сметану «Коровушка», творог «Лужок», молоко «Царское» — каждому из названий товаров он может придумать свое оформление, и это будут логотипы. Эти логотипы он будет использовать на упаковках с продукцией, на стендах и в других, в том числе рекламных посланиях.
Создание логотипа не защищает бренд-символику от копирования. Поэтому фермер из Костромы может просто не знать о существовании ярославского конкурента и выпускать продукцию с точно такими же названиями. Ему за это ничего не будет. А если они когда-нибудь пересекутся, покупателям будет сложно понять, какое молоко из Костромы, а какое из Ярославля.
Если же один из фермеров защитит логотипы как товарные знаки — может предъявить второму требование о компенсации от 10 000 руб. до 5 000 000 руб. Поэтому компании регистрируют свои логотипы, чтобы получить:
безопасность: никто не сможет сказать, что ваш логотип принадлежит ему и потребовать, чтобы ваша компания прекратила им пользоваться;
никто не выдвинет финансовые требования о компенсации;
компания сможет запустить франшизу: без регистрации названия или логотипа это невозможно;
компания сможет выходить в крупные сети и на маркетплейсы.
Получается, что логотип — это изобразительное обозначение вашего бренда. Зарегистрированный или нет, он все равно остается логотипом. Но права на него компания получает только после регистрации в Роспатенте.
Очевидные различия между брендом, логотипом, товарным знаком и торговой маркой
Понятие |
Что такое |
Регистрация |
Зарегистрированное в Роспатенте обозначение бренд-символики компании: логотипа, названия, цвета, мелодии или другой. |
Нет регистрации — нет товарного знака. |
|
Зарегистрированное в других странах обозначение бренд-символики компании: логотипа, названия, цвета, мелодии или другой. |
Регистрируется обязательно, в патентных ведомствах или по регламентам той страны, где компания ведет деятельность. |
|
Общее понятие, которое включает в себя всё, что пользователи ассоциируют с вашей компанией или продуктом. |
Бренд невозможно зарегистрировать. Регистрируются отдельные его составляющие. |
|
Графическое обозначение товара, услуги или компании. |
Регистрируется в качестве товарного знака, может быть и не зарегистрированным. |
Резюмируем
Товарный знак — единственный на территории России юридически верный термин, который применяют к регистрации бренд-символики на государственном уровне в Роспатенте. Пока у компании нет товарного знака — кто угодно может взять себе такое же название или другие объекты. Если есть товарный знак — похожих на вас брендов в РФ не будет.
Торговая марка — то же, что и товарный знак, либо знак в процессе регистрации в других странах.
Бренд — это самое широкое понятие, которое включает в себя всю айдентику, а также отношение потребителей к продукту, долю на рынке и много, что еще. Его можно разбить на отдельные составляющие: индекс доверия потребителей, название, логотипы и другие. Стоимость бренда будет состоять из совокупности оценок всего, из чего он состоит.
Логотип — составляющая бренд-символики. Изображение, по которому ваш бренд узнают пользователи. Чтобы логотип принадлежал вашей компании юридически и другие не могли им пользоваться — его регистрируют в качестве товарного знака.
Как проще всего превратить свой бренд в товарный знак
Интеллектуальная собственность есть у любой компании. Пока она не принадлежит одной фирме, ей могут пользоваться все: рекламу по брендовому запросу запустить, или домен сайта сделать как у конкурента. Регистрация товарного знака защищает бренд от копирования и позволяет получать с недобросовестных конкурентов до 5 000 000 руб.
Сделать так, чтобы ваши бренд-активы принадлежали только вам, помогут партнеры компании «Гардиум» — юристы по интеллектуальной собственности и патентные поверенные. Они проведут проверку вашего названия, логотипа и других объектов, оформят необходимые документы и подадут заявку в Роспатент.
Вы получите регистрацию бренд-символики в качестве товарных знаков и сможете владеть своими объектами монопольно.
Запишитесь на первую бесплатную консультацию с юристом по ИС или патентным поверенным, чтобы узнать, как пройти регистрацию и защитить свой бренд!
На правах рекламы © 2024 «Гардиум», «Гарант.ру»
Реклама | https://legal-support.ru