Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Конфликт интересов мужа и жены на муниципальной службе

Конфликт интересов мужа и жены на муниципальной службе

У муниципального служащего (у супруги) в прямом подчинении находится отдел муниципального контроля. Этот отдел осуществляет функции муниципального контроля в отношении учреждений, в том числе подведомственных отделу образования (школы и детские сады).
В прямом подчинении муниципального служащего (у супруга) находится отдел образования, то есть в его обязанности входит непосредственно курировать, координировать и контролировать отдел образования.
Есть ли в данной ситуации конфликт интересов на муниципальной службе?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Поскольку в рассматриваемом случае указанные в вопросе лица не находятся в непосредственном подчинении друг у друга, не обладают властно-распорядительными или контрольно-надзорными полномочиями в отношении друг друга, а также отсутствуют обстоятельства, указанные в п. 4.1 Методических рекомендаций, по нашему мнению, конфликт интересов в рассматриваемом случае отсутствует.

Обоснование позиции:

Законодательством установлены ограничения лишь на совместное прохождение родственниками государственной и муниципальной службы при определенных обстоятельствах.

Так, например, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", далее - Закон N 25-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Отметим, что термин "конфликт интересов" законодательно определен и применяется при регулировании отношений с участием государственных и муниципальных служащих (ст. 10 Закона N 273-ФЗ), а также согласно п. 4 ч. 3 ст. 10 Закона N 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на категории граждан, которые непосредственно указаны в данной норме, а также на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ установлена обязанность муниципального служащего уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что муниципальные служащие обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Отметим, что согласно п. 4.1 Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подготовлены Министерством труда и социальной защиты РФ, 31.07.2018) (далее - Методические рекомендации)) для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, необходимо установить одновременное наличие следующих обстоятельств:

1) наличие личной заинтересованности (личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым относятся, в частности, его близкие родственники, в том числе дети);

2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;

3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

Возможность возникновения конфликта интересов должна рассматриваться как ситуация, непосредственно связанная с потенциальной реализацией полномочий и возможностью получения доходов или выгод.

В Методике Генеральной прокуратуры РФ "Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих" сказано, что с конфликтом интересов может быть связано выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего в виде неправомерного назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера (смотрите примеры ситуаций конфликта интересов).

Из содержания вопроса следует, что в обязанности жены входит муниципальный контроль в отношении учреждений, подведомственных отделу образования, а в обязанности мужа контролировать отдел образования. То есть из фактически исполняемых обязанностей указанных в вопросе лиц следует, что они не находятся в непосредственном подчинении друг у друга, не обладают властно-распорядительными или контрольно-надзорными полномочиями в отношении друг друга. Следовательно, проявить личную заинтересованность и повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служебных обязанностей указанных в вопросе лиц ввиду отсутствия непосредственной подконтрольности одного лица другому в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, весьма затруднительно. Кроме того, в данном случае отсутствуют обстоятельства, указанные в п. 4.1 Методических рекомендаций. Таким образом, по нашему мнению, конфликт интересов в рассматриваемом вопросе отсутствует.

Обращаем внимание, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в приведенном выше ответе. К сожалению, официальных разъяснений и материалов судебной практики по рассматриваемой ситуации нами не обнаружено. Решение о наличии либо отсутствии конфликта интересов можно принять, только исследуя документы, регламентирующие порядок деятельности указанных в вопросе лиц. Окончательный ответ на данный вопрос может дать комиссия по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (или комиссия по противодействию коррупции).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

11 ноября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.