Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Привлечение работника к полной материальной ответственности

Привлечение работника к полной материальной ответственности

Возможно ли привлечь к полной материальной ответственности заместителя генерального директора по продажам за то, что она не довела до своих подчиненных порядок ценообразования по реализации автомобилей? В результате чего автомобили реализовывались по заниженной стоимости.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Согласно части второй ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации. Если же подобный договор не заключен, привлечение к полной материальной ответственности возможно только по общим основаниям.

В случае если доведение до подчиненных порядка ценообразования по реализации автомобилей входит в должностные обязанности заместителя генерального директора и умысел работника был направлен на причинение ущерба: прямо или косвенно, то требование о возмещении ущерба, причиненного работодателю, даже в отсутствие договора о полной материальной ответственности, может быть предъявлено на основании п. 3 части первой ст. 243 ТК РФ.

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что в силу части второй ст. 21 ТК РФ работники обязаны бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников. Так, даже если имущество не было вверено сотруднику на основании специального письменного договора или не было получено им по разовому документу, он все равно может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности за действия или бездействие, в результате которых был причинен вред имуществу работодателя.

В соответствии с частью первой ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть вторая ст. 238 ТК РФ).

По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (часть вторая ст. 242 ТК РФ). Перечень таких случаев установлен статьей 243 ТК РФ. Он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (смотрите, например, Определение Четвертого кассационного суда от 28.06.2023 N 8Г-14970/2023[88-20931/2023], Определение Белгородского областного суда от 14.07.2020 N 33-3292/2020).

Отметим, что согласно части второй ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации. Если же подобный договор не заключен, привлечение к полной материальной ответственности возможно только по общим основаниям.

К примеру, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника, если ущерб причинен умышленно (п. 3 части первой ст. 243 ТК РФ). Как показывает судебная практика, отсутствие договора о полной материальной ответственности не освобождает работника от обязанности возместить ущерб в полном объеме в случае умышленного его причинения (смотрите п. 14 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023).

По смыслу действующего законодательства в рамках положений п. 3 ч. 1 ст. 243 ТК РФ умысел работника в причинении ущерба может быть прямым, когда работник сознательно своими действиями причиняет ущерб работодателю и желает причинения ущерба, и косвенным, когда работник не желает причинения вреда работодателю, но вследствие ненадлежащего исполнения возложенных на него трудовых обязанностей допускает причинение материального ущерба (смотрите, например, Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 28.06.2021 N 33-10351/2021, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2018 N 33-3088/2018). При этом закон рассматривает умышленное причинение ущерба как злостное и грубое нарушение трудовых обязанностей (смотрите, например, Определение Курганского областного суда от 22.06.2021 N 33-1778/2021, Определение Кемеровского областного суда от 28.12.2020 N 33-10816/2020).

Таким образом, полагаем, что в случае, если доведение до подчиненных порядка ценообразования по реализации автомобилей входит в должностные обязанности заместителя генерального директора, то требование о возмещении ущерба, причиненного работодателю, даже в отсутствие договора о полной материальной ответственности, может быть предъявлено на основании п. 3 части первой ст. 243 ТК РФ.

Статья 248 ТК РФ определяет, что взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Таким образом, если работодатель докажет в суде, что умысел работника был направлен на причинение ущерба: прямо или косвенно, противоправность его поведения, тот факт, что причинение ущерба стало следствием такого виновного поведения (действия, бездействия) работника, он может быть привлечен к полной материальной ответственности на основании п. 3 ч. 1 ст. 243 ТК РФ. При этом размер ущерба, подлежащий взысканию с работника, может быть снижен судом с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств (часть первая ст. 250 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лукиянова Ксения

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.