Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Обязаны ли органы местного самоуправления создавать приюты для бездомных животных?

Обязаны ли органы местного самоуправления создавать приюты для бездомных животных?

В адрес администрации поступило представление прокуратуры, в котором речь идет о ненадлежащем исполнении норм законодательства об обращении с животными.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом. Из ч. 3 ст. 17 Закона N 498-ФЗ следует, что деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст. 18 Закона N 498-ФЗ об обращении с животными установлено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Законом Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З N 131-V "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее - Закон РС (Я) N 131-V) городские и сельские поселения в составе муниципального района Ленский район Республики Саха (Якутия) наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с подпунктами 1-3 ч. 2 ст. 4 Закона РС (Я) N 131-V обязаны: 1) осуществлять указанные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия); 2) обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на осуществление указанных полномочий; 3) соблюдать законодательство в части финансирования расходов, связанных с осуществлением указанных полномочий.
Статьей 11 Закона РС (Я) N 131-V установлено, что органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Таким образом, выявлением безнадзорных животных в соответствии с действующим законодательством обязаны заниматься органы местного самоуправления для предотвращения случаев нападения безнадзорных животных на людей.
Проверкой установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 18 Закона N 498-ФЗ, пп. 1-3 ч. 2 ст. 4 Закона РС (Я) N 131-V администрацией МО "Поселок Пеледуй" муниципальные контракты по организации отлова и содержания животных без владельцев не заключались, строительство специализированного приюта для животных без владельцев не начато, следовательно, деятельность по обращению с животными без владельцев фактически не осуществляется. Действительно, муниципалитет не может финансово себе позволить построить приют, региональная власть подобное мероприятие не финансирует, соответственно, отлов и передержка животных невозможны. В свою очередь, администрация проводит мероприятия по стерилизации безнадзорных животных и чипирование, а также проводит агитационные мероприятия среди населения по ответственному обращению с животными.
Какие доводы возможно предоставить в защиту администрации? Есть ли судебная практика по данному вопросу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Создание приюта для животных без владельцев является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ) деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Законом N 498-ФЗ.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев.

Требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев установлены ст. 17-18 Закона N 498-ФЗ.

Соответственно, федеральный законодатель, регламентируя касающиеся безнадзорных животных вопросы, предусматривает не только их отлов, но в обязательном порядке их содержание в специальных питомниках (смотрите Энциклопедию судебной практики. Безнадзорные животные. Приобретение права собственности на безнадзорных животных. Возмещение расходов на содержание безнадзорных животных и вознаграждение за них (Ст. 230-232 ГК)).

На основании ч. 7 ст. 18 Закона N 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 N 1180.

В соответствии с положениями чч. 2, 3 ст. 7 Закона N 498-ФЗ правом на создание приютов для животных наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе наделять данными полномочиями органы местного самоуправления.

Законом Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З N 131-V органы местного самоуправления некоторых муниципальных образований Республики Саха (Якутия) наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия.

При этом Законом Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З N 131-V полномочия по созданию приютов для животных без владельцев органам местного самоуправления не переданы, обязанности не возложены.

Учитывая изложенное, создание приюта для животных без владельцев является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, что также подтверждается проанализированной судебной практикой (смотрите кассационное определение СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2022 по делу N 8а-28191/2021[88а-1296/2022-(88а-27918/2021)]; апелляционное определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 16.08.2023 по делу N 33а-7096/2023; апелляционное определение СК по административным делам Амурского областного суда от 06.09.2022 по делу N 33АПа-3123/2022; апелляционное определение Челябинского областного суда от 20.12.2022 по делу N 11-16017/2022; апелляционное определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 22.03.2023 по делу N 33а-1895/2023; апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.02.2022 по делу N 33-192/2022; апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.02.2021 по делу N 33-2302/2021; решение Каларского районного суда Забайкальского края от 28.04.2022 по делу N 2а-151/2022; решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 25.04.2023 по делу N 2-1364/2023).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Алексей

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

10 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.