Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Отчетность по иностранным работникам перед органами безопасности

Отчетность по иностранным работникам перед органами безопасности

В соответствии с какими законами организация должна предоставлять документы, регулирующие правомерность нахождения иностранных граждан на территории РФ, а также для привлечения их к работам (для осуществления проверочных мероприятий органами безопасности РФ)? Должна ли организация предоставлять отчеты, если таких иностранных граждан в организации нет? И кому (какому органу) сдавать эти отчеты?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действующее законодательство не содержит требований к работодателям отчитываться перед какими-либо государственными органами в сфере безопасности о наличии у них в штате иностранных граждан, а также о соблюдении последними правил пребывания на территории РФ и осуществления трудовой деятельности. Полагаем, что требование, заявленное контрагентом (арендодателем), связано с целью обезопасить себя от ответственности, в случае, если в его помещениях будут обнаружены иностранные граждане, находящиеся в РФ (работающие) с нарушениями законодательства.

Обоснование вывода:

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. При этом особенности правового статуса иностранцев предполагают, в частности, разрешительный порядок осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ, а также специальные правила, связанные с режимом пребывания в стране. В ряде случаев ответственность за соблюдение этих правил (порядка), помимо самих иностранцев, может возлагаться на работодателя (смотрите, например ст. 18.15 КоАП РФ), а также некоторых других лиц (предоставляющих помещение для проживания, оказывающих услуги и т.д.). В этой связи достаточно широкое распространение получила практика, когда стороны гражданско-правовых договоров (как правило, это аренда и подряд) предусматривают в них специальные правила, возлагающие на контрагента обязанность обеспечить соблюдение законодательства в сфере миграции. Полагаем, что в рассматриваемом случае речь идет именно об этом. Соответствующие условия договора должны быть согласованы обеими сторонами.

При этом действующее законодательство не содержит требований к работодателям отчитываться перед какими-либо государственными органами в сфере безопасности о наличии у них в штате иностранных граждан, а также о соблюдении последними правил пребывания на территории РФ и осуществления трудовой деятельности. Безусловно, органы безопасности (ФСБ, МВД и т. д.) могут направлять официальные запросы работодателю, в том числе в отношении работающих у него иностранцев. Однако о нормативных документах, обязывающих работодателя периодически отчитываться о наличии у них в штате иностранных граждан, а также о соблюдении последними правил пребывания на территории РФ и осуществления трудовой деятельности, нам ничего не известно*(1). Более того, соответствующую информацию проще получить (проверить) через систему МВД РФ, поскольку и оформление разрешительных документов для работы и пребывания (проживания) в России, и регистрация иностранцев по месту пребывания осуществляются именно органами МВД.

Отметим, что сказанное касается именно регулярной отчетности по иностранцам. Необходимости соблюдать специальные правила, связанные с трудоустройством и пребыванием иностранных граждан в России, например, подавать уведомление о заключении трудового договора (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), подавать уведомление о прибытии в целях осуществления миграционного учета (ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ) и т. д., это не отменяет. Но все перечисленное - это разовые действия, связанные с конкретными событиями (трудоустройство иностранца, предоставление ему помещения для проживания).

Мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. Просим учесть, что изложенная в вопросе практическая ситуация регулируется нормами законодательства в области безопасности и не входит в перечень тематик, по которым осуществляется консультирование в рамках Правового консалтинга.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

27 сентября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) В качестве исключения можно привести приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 29 февраля 2024 г. N 147 "Об утверждении Требований к эксплуатации сетей связи и управлению сетями связи в части использования операторами связи услуг сторонних организаций": оператор связи ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, должен направлять в территориальный орган ФСБ РФ, на территории которого функционирует сеть связи, имеющиеся сведения об иностранных юридических лицах и иностранных гражданах (лицах без гражданства), привлекаемых к оказанию услуг и (или) выполнению работ, связанных с эксплуатацией и (или) управлением его сетью связи.