Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Расчет доплаты за работу в выходной, праздник и за ночные часы

Расчет доплаты за работу в выходной, праздник и за ночные часы

Как начисляются стимулирующие выплаты на доплату за вредные условия труда, доплату за работу в ночное время, доплату за работу сверхурочно, а также доплату в выходные и нерабочие праздничные дни? Какие существуют правовые нормы в отношении того, начисляются или не начисляются стимулирующие выплаты на те или иные выплаты?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Оплата работы в выходные и праздничные дни, а также оплата сверхурочной работы реализуется не посредством увеличения размера доплаты за такую работу, а посредством увеличения размеров самих стимулирующих выплат пропорционально времени, отработанному работником сверх нормы. Если работник за календарный месяц отработал меньше месячной нормы рабочего времени, установленной ему трудовым договором, то стимулирующие выплаты уменьшаются пропорционально. В то же время если в течение месяца работник отработал больше нормы рабочего времени, то стимулирующие выплаты должны быть увеличены.

Доплаты за работу в ночное время, а также за работу во вредных условиях труда представляют собой всего лишь дополнительную компенсацию за особые условия такой нормативной или сверхнормативной работы. Еще раз учитывать часы работы в ночное время работы и во вредных условиях при определении размеров стимулирующих выплат не следует.

Обоснование вывода:

В соответствии с частью первой ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, а именно: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

В определениях от 05.12.2016 N 56-КГ16-35 и от 21.11.2016 N 56-КГ16-22 Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что оплату за работу в выходные и праздничные дни необходимо производить исключительно исходя из двойного оклада работника без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Однако с таким подходом не согласился Конституционный Суд РФ.

Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 26-П (далее - Постановление N 26), компенсационные и стимулирующие выплаты должны по смыслу ст. 135 ТК РФ учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни. Часть первая ст. 153 ТК РФ сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат. Соответственно, при привлечении таких работников к работе в выходной или нерабочий праздничный день в оплату их труда за указанную работу наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Постановление N 26-П является общеобязательным, исключается любое иное истолкование смысла части первой ст. 153 ТК РФ в правоприменительной практике, расходящееся с тем, что дал Конституционный Суд РФ в этом Постановлении (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ). Минтруд России в письме от 02.11.2018 N 14-1/В-872 также разъяснил, что труд работников в выходные и нерабочие праздничные дни должен оплачиваться с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, даже если это не предусмотрено коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя.

Следовательно, учитывать отработанное в выходные и праздничные дни время следует отдельно для каждой стимулирующей и компенсационной выплаты. Судебная практика последних лет подтверждает, что из трудового законодательства всегда следовала необходимость определять размер доплаты за работу в выходные и праздники с учетом компенсационных и стимулирующих выплат. Конституционный Суд РФ в Постановлении N 26-П Ф не вводил новой нормы, регулирующей оплату труда в выходные и праздничные дни, а лишь дал разъяснение о том, что часть первая статьи 153 ТК РФ не противоречит Конституции РФ. Иными словами, Конституционный Суд лишь подтвердил данный факт, выявив конституционно-правовой смысл части первой ст. 153 ТК РФ (определения Ставропольского краевого суда от 11.09.2019 N 33-6723/2019, от 06.02.2020 N 8Г-2800/2019, Девятого КСОЮ от 05.12.2019 N 8Г-496/2019, Верховного Суда Республики Коми от 14.03.2019 N 33-782/2019).

Таким образом, оплата труда за работу в выходные и праздничные дни состоит из:

- тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы);

- компенсационных и стимулирующих выплат.

Обращаем внимание, что удвоение размера оплаты относится только к тарифной части заработной платы, но не к компенсационным и стимулирующим выплатам.

Иными словами, учет компенсационных и стимулирующих выплат при оплате работы в выходные и праздничные дни реализуется не посредством увеличения размера доплаты за такую работу, а посредством увеличения размеров самих компенсационных и стимулирующих выплат пропорционально времени, отработанному работником сверх нормы. Полагаем, что в подтверждение справедливости данного подхода можно привести письмо Минтруда России от 04.09.2018 N 14-1/ООГ-7353. В нем специалисты ведомства, комментируя Постановление N 26-П, указали, что если работник за календарный месяц отработал меньше месячной нормы рабочего времени, установленной ему трудовым договором, то выплаты уменьшаются пропорционально. В то же время если в течение месяца работник отработал больше нормы рабочего времени, то выплаты должны быть увеличены*(1).

Важно помнить, что при оплате сверхурочной работы также должны учитываться компенсационные и стимулирующие выплаты. Такого же мнения придерживаются специалисты Роструда (смотрите ответ с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ"). При этом, по нашему мнению, нет оснований считать, что указанный способ оплаты должен реализовываться путем применения стимулирующих и компенсационных выплат именно к доплате за сверхурочную работу. Полагаем, что речь также идет об увеличении самого размера таких выплат пропорционально времени, отработанному работником сверх нормы.

В повышенном размере оплачивается каждый час работы в ночное время (часть первая ст. 154 ТК РФ). Минимальный размер повышения установлен постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 и составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть третья ст. 154 ТК РФ).

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (часть вторая ст. 147 ТК РФ). Закон устанавливает единый для всех таких работников минимальный размер повышения оплаты труда и при этом не подразумевает наличия нормативного правового акта, который закреплял бы дифференцированные размеры минимального повышения в зависимости от степени вредности и (или) опасности условий труда.

Алгоритм расчета часовой ставки из оклада каким-либо единым для всех работодателей нормативным правовым актом не предусмотрен. Если нормативные правовые акты, на основании которых разрабатывается система оплаты труда у конкретного работодателя, не определяют порядок расчета часовой ставки, такой порядок можно установить в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Например, часовую ставку можно определять путем деления оклада на среднемесячное количество рабочих часов в календарном году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в часах (смотрите письмо Роструда от 28.09.2011 N 2822-6-1 и письмо Минтруда России от 09.07.2002 N 1202-21) или путем деления оклада на норму рабочего времени конкретного календарного месяца.

В связи с принятием Конституционным Судом РФ постановления от 28.06.2018 N 26-П среди специалистов появилась точка зрения о необходимости учета при определении размера доплаты за работу в ночное время и размера доплаты за работу во вредных условиях труда компенсационных и стимулирующих выплат. Нам данная точка зрения представляется неверной. Как указал Конституционный Суд РФ в упомянутом постановлении, компенсационные и стимулирующие выплаты должны по смыслу ст. 135 ТК РФ учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы. Иными словами, сверхнормативная работа должна влиять на размер компенсационных и стимулирующих выплат. Доплата же за работу в ночное время и доплата за работу во вредных условиях труда представляют собой всего лишь дополнительную компенсацию за особые условия такой нормативной или сверхнормативной работы. Еще раз учитывать часы работы в ночное время работы и во вредных условиях при определении размеров стимулирующих выплат не следует.

Приведем пример. Работнику с вредными условиями труда установлена 40-часовая рабочая неделя с выходными в субботу и воскресенье; оклад 25 000 руб.; доплата за работу во вредных условиях труда - 4% от оклада; стимулирующая надбавка - 20% от оклада. В августе 2024 года работником отработано 176 часов по норме, а также 8 часов в выходной, из которых пришлись на ночное время 6 часов. Часовая ставка из оклада определяется путем деления оклада на норму рабочего времени текущего месяца по производственному календарю. Соответственно, расчет необходимо осуществлять исходя из часовой ставки 142,05 руб. (25 000 руб. / 176 ч). Доплата за каждый час работы в ночное время установлена в размере 20% часовой ставки, которая соответствует минимальному, указанному в ст. 154 ТК РФ.

За август 2024 года сотруднику должны быть начислены:

- оклад 25 000 руб.;

- доплата за работу в выходной день 2272,73 руб. (25 000 руб. : 176 ч х 8 ч х 2);

- доплата за работу во вредных условиях труда 1045,45 руб. (25 000 руб. : 176 ч х 184 ч х 4%);

- стимулирующая надбавка 5227,27 руб. (25 000 руб. : 176 ч х 184 ч х 20%);

- доплата за работу в ночное время - 170,46 руб. (142,05 руб. х 6 ч х 20%).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

20 августа 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Если стимулирующая выплата начисляется работнику независимо от продолжительности отработанного им времени и зависит исключительно от достижения каких-либо критериев, увеличивать размер такой премии из-за сверхнормативной работы в выходные и праздничные дни, по нашему мнению, не следует. В то же время результаты труда работника, достигнутые в выходные и праздничные дни, должны учитываться при определении права работника на такую премию.