Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Увольнение муниципального служащего, находящегося под домашним арестом

Увольнение муниципального служащего, находящегося под домашним арестом

Муниципальный служащий задержан по ст. 159.3 УК РФ и находится под домашним арестом в связи с тем, что вступил в преступный сговор с третьими лицами (во внеслужебные отношения). В связи с этим начата служебная проверка по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Какую меру ответственности применить работодателю к муниципальному служащему в рамках этой проверки? Можно ли его уволить без окончательного решения суда?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Само по себе нахождение под домашним арестом не является основанием для увольнения муниципального служащего.

По результатам проведения служебной проверки при установлении факта непринятия муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, он может быть уволен по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ до вынесения решения суда.

Обоснование позиции:

Согласно части седьмой ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе.

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случаях, прямо предусмотренных Законом N 25-ФЗ.

В свою очередь, самостоятельных оснований для увольнения муниципального служащего в связи с применением в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста ни Закон N 25-ФЗ, ни Трудовой кодекс РФ не содержат.

Домашний арест является одной из мер пресечения, избираемых в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ст. 98, 107 УПК РФ). Нахождение муниципального служащего под домашним арестом не означает, что в дальнейшем он не сможет возвратиться к работе, поскольку возможно как прекращение уголовного дела, так и вынесение оправдательного приговора в отношении него.

Подозреваемые и обвиняемые, в том числе и в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 14 УПК РФ). До вступления приговора в законную силу, предусматривающего наказание, которое исключает продолжение прежней работы, работодатель не имеет законных оснований по своей инициативе прекратить трудовой договор с работником по причине нахождения последнего под арестом.

Соответственно, служебные (трудовые) отношения между муниципальным служащим и представителем нанимателя (работником и работодателем) продолжаются в течение всего времени нахождения гражданского служащего (работника) под домашним арестом.

Однако в силу п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ.

При этом непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является самостоятельным правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (ч. 2.3. ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ), наравне с осуждением к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ).

Таким образом, полагаем, по результатам проведения служебной проверки при установлении факта непринятия муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, он может быть уволен по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ до вынесения решения суда.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

5 августа 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.