Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Подтверждает ли справка о переподготовке право работника подписывать путевые листы в графе о техническом состоянии транспорта в качестве контролера технического состояния и обслуживания автотранспортных средств?

Подтверждает ли справка о переподготовке право работника подписывать путевые листы в графе о техническом состоянии транспорта в качестве контролера технического состояния и обслуживания автотранспортных средств?

На предприятии одного из филиалов электрических сетей находится небольшой парк автомобилей для служебного использования. Ежедневно необходимо подписывать путевые листы в графе о техническом состоянии транспорта. Подписантом должен являться сотрудник, имеющий среднее профессиональное образование в области технической эксплуатации транспортных средств - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации. Так как мастер участка имеет лишь среднее энергетическое образование, данный сотрудник был направлен на профпереподготовку по направлению "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта с присвоением квалификации контролера технического состояния и обслуживания автотранспортных средств".
Однако в связи с тем, что сотрудник имеет лишь среднее образование, диплом о переподготовке ему не выдали. Выдали лишь справку о пройденном обучении.
Имеет ли право данный мастер подписывать путевые листы, имея на руках диплом о среднем энергетическом образовании и справку о прохождении профпереподготовки по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта с присвоением квалификации контролера технического состояния и обслуживания автотранспортных средств?

Правовой анализ ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - Закон N 196-ФЗ) показывает, что установленные ее нормами требования предъявляются к трем категориям субъектов: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - ИП), эксплуатирующим транспортные средства (п. 1); юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие перевозки (то есть на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов), а также перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями (п. 2); физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, и автобусов (п. 3).

Следовательно, если перевозка пассажиров и грузов в организации осуществляется для собственных нужд (без заключения договоров перевозки) автобусами и грузовыми автомобилями, то требования, установленные п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, в частности, обеспечивать наличие в учреждении контролера технического состояния автотранспортных средств, соответствующего профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным приказом Минтранса РФ от 31.07.2020 г. N 282 (далее - Приказ N 282) (п. 13 Приказа N 282, ответ 1, ответ 2 с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Несоответствие контролера требованиям Приказа N 282 является основанием для признания предрейсового контроля непройденным.

Согласно пункту 13.3 Приказа N 282 к квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта";

- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ч. 2 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ)). При этом программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

Ни Законом N 273-ФЗ, ни другими нормативными актами не предусмотрена выдача справки в подтверждение успешно пройденного обучения по программе переподготовки. Несмотря на то, что в указанной в вопросе справке содержатся сведения о присвоенной работнику квалификации, такой документ, по нашему мнению, не подтверждает право лица, которому она выдана, свидетельствовать о техническом состоянии автотранспортных средств в путевом листе во исполнение требований п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ и п. 13 Порядка оформления или формирования путевого листа, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 28.09.2022 N 390.

В рассматриваемом случае работник имеет среднее профессиональное образование по профессии, не входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта". Однако мы вынуждены констатировать факт отсутствия у работника необходимого документа, подтверждающего освоение работником дополнительной профессиональной программы переподготовки, необходимой для работы контролером технического состояния автотранспортных средств. Поэтому выполнять эту работу сотрудник не вправе, и его подпись на путевых листах в качестве такого ответственного лица, по нашему мнению, не является правомочной.

В то же время если организация имеет только легковые автомобили, используемые в служебных целях для собственных нужд, к юридическим лицам, перечисленным в п. 2 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, организация не относится. Полагаем, что в таком случае организация не обязана проводить предрейсовый (предсменный) контроль технического состояния транспортных средств. В этой связи нет необходимости и в соблюдении требований о наличии в штате контролера технического состояния автотранспортных средств, и соответствии его квалификации требованиям, указанным в Приказе N 282 (подтверждает эту позицию, например, решение Псковского городского суда Псковской области от 26.11.2019 по делу N 12-398/2019; решение Самарского областного суда от 15.10.2020 по делу N 21-1644/2020).

Вместе с тем напоминаем, что для юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, установлены иные обязанности, перечисленные в п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ. В частности, организации должны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Так, согласно абзацу седьмому п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пунктом 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр.

Законодательством не предусмотрены способы, которыми организация должна обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, в частности, не определено, должна ли она делать это силами собственных работников или с привлечением специализированных организаций. При этом следует иметь в виду, что в любом случае за техническое состояние и эксплуатацию автотранспорта будет отвечать определенное должностное лицо организации - именно это лицо будет нести ответственность за несоблюдение требований к выпуску на линию транспортного средства (ст. 12.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Если в организации такое ответственное лицо не будет назначено, ответственность будет нести руководитель организации.

Поскольку требований о необходимости соответствия работников квалификационным требованиям, установленным Приказом N 282, п. 1 ст. 20 Закона 196-ФЗ не предъявляет, то полагаем, что необходимую квалификацию работника, отвечающего за техническое состояние и эксплуатацию автотранспортных средств, работодатель вправе определить самостоятельно. При этом следует иметь в виду, что, если должностной инструкцией или другим локальным нормативным актом, действующим в организации, будет установлено, что работник должен пройти переподготовку с присвоением ему соответствующей квалификации, наличие справки, а не диплома, не может свидетельствовать об успешном освоении им программы переподготовки и присвоении ему квалификации.

Обращаем внимание на то, что мы высказали свое экспертное мнение по вопросу, которое может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

18 августа 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.