Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Можно ли принять работника по внешнему совместительству на 0,5 ставки на должность муниципального служащего (контрактного управляющего)?

Можно ли принять работника по внешнему совместительству на 0,5 ставки на должность муниципального служащего (контрактного управляющего)?

Можно ли принять работника по внешнему совместительству на 0,5 ставки на должность муниципального служащего (контрактного управляющего), если основное место работы не связано с муниципальной службой (Краснодарский край)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действующее законодательство не содержит запрета на принятие на работу на должность муниципальной службы работника, основное место работы которого не связано с муниципальной службой, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Закон N 25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы в Краснодарском крае предусмотрено законом Краснодарского края от 8 июня 2007 г. N 1244-КЗ "О муниципальной службе в Краснодарском крае" (далее - Закон N 1244-КЗ).

В силу части седьмой ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе. Отметим, что каких-либо особенностей по вопросу оформления замещения должности муниципальной службы в порядке совместительства Закон N 25-ФЗ, а также Закон N 1244-КЗ не устанавливают. Следовательно, к таким отношениям должны применяться нормы Трудового кодекса РФ.

Отметим, что само по себе выполнение гражданином обязанностей по должности муниципальной службы на условиях внешнего совместительства, который в то же время является работником коммерческой организации или бюджетного учреждения, законом не запрещено. Согласно части первой ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство). Однако для некоторых категорий работников установлены ограничения на работу по внешнему совместительству. Например, работа по совместительству запрещена: занятым по основному месту работы на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если работа по совместительству связана с такими же условиями; руководителю организации, если такая работа предполагает вхождение в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (часть вторая ст. 276 ТК РФ); работникам, основная работа которых непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, если работа по совместительству связана с такими же условиями (часть первая ст. 329 ТК РФ)*(1). Также Трудовым кодексом РФ установлены ограничения на внешнее совместительство для руководителя организации, который может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (часть первая ст. 276 ТК РФ)*(2).

Как следует из части пятой ст. 282 ТК РФ, ограничения на работу по внешнему совместительству для некоторых категорий работников могут быть установлены не только ТК РФ, но и другими федеральными законами. Так, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 11 Закона N 25-ФЗ, муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом N 25-ФЗ. В этой связи отметим, что из буквального толкования приведенной нормы не следует, что она распространяется на граждан, не имеющих статус муниципального служащего. Об этом свидетельствует не только название самой статьи, где указано именно на "Основные права муниципального служащего", но и ее непосредственное содержание, а именно: "муниципальный служащий", "вправе", а также с "предварительным письменным уведомлением". В правоприменительной практике суд, например, указал, что, следуя буквальному толкованию нормы закона, предварительное уведомление необходимо понимать как уведомление, поданное до того, как фактически возникли трудовые правоотношения, то есть до того, как лицо подписало трудовой контракт либо фактически было допущено к работе (ст. 61, 67 ТК РФ) (смотрите определение Курганского областного суда от 26.01.2016 N 33-300/2016).

В рассматриваемой ситуации гражданин, поступающий на муниципальную службу, во-первых, еще не является муниципальным служащим, а во-вторых, уже является трудоустроенным, следовательно, уведомить предварительно до начала выполнения иной работы, то есть выполнить требования ч. 2 ст. 11 Закона N 25-ФЗ, он в принципе не может. Между тем правила поступления гражданина на муниципальную службу содержатся в ст. 16 Закона N 25-ФЗ, ст. 14 Закона N 1244-КЗ. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с указанным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 Закона N 25-ФЗ в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет перечисленные в ч. 3 ст. 16 Закона документы N 25-ФЗ, в том числе собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Обращаем внимание, что в данной форме обязательно указывается вся выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу, работу по совместительству, предпринимательскую деятельность и т.п.) (смотрите п. 11 Анкеты (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 667-р)). Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 16 Закона N 25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных этим же законом. При этом ни Закон N 25-ФЗ, ни Закон N 1244-КЗ не устанавливают особенностей к содержанию трудового договора с совместителем. Соответственно, в такой ситуации необходимо руководствоваться нормами трудового законодательства. С совместителем заключается трудовой договор в письменной форме (ст. 67, ст. 282 ТК РФ), а его содержание должно отвечать всем требованиям ст. 57 ТК РФ. При этом в трудовом договоре с совместителем обязательно указание на то, что работа является совместительством (часть четвертая ст. 282 ТК РФ) (смотрите также Энциклопедию решений. Заключение трудового договора с совместителем).

Таким образом, анализ приведенных выше норм, на наш взгляд, показывает, что указание в трудовом договоре условия о совместительстве, а в анкете - сведений о выполнении работы с начала трудовой деятельности (без указания "месяца и года ухода с организации"), вполне может подтвердить факт предварительного письменного уведомления представителя нанимателя (работодателя). Представление гражданином, поступающим на муниципальную службу, каких-либо дополнительных документов, подтверждающих уведомление работодателя, по нашему мнению, не требуется*(3).

Отметим, что ч. 2 ст. 11 Закона N 25-ФЗ допускает выполнение муниципальным служащим иной оплачиваемой работы, если это не повлечет за собой конфликт интересов*(4). В силу п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона N 25-ФЗ, ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. Заметим, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (п. 11 ч. 1 ст. 12, ч. 2.3 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ). При этом обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в частности, не только на государственных и муниципальных служащих, но и на иных категорий лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ч. 3, п. 4 ч. 3 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

Таким образом, законодательство не запрещает гражданину, работающему в какой-либо организации по трудовому договору, работать в порядке совместительства в должности муниципального служащего с предварительным уведомлением представителя будущего нанимателя (работодателя) муниципального служащего, а также если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллер Оксана

Ответ прошел контроль качества

1 июля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Ограничения на работу по совместительству (июль 2023 г.).

 

*(2) Смотрите также следующие материалы:

- Вопрос: Имеет ли право руководитель казенного учреждения по внешнему совместительству выполнять обязанности руководителя в другом муниципальном учреждении, при этом выполнять обязанности председателя ликвидационной комиссии в этом же муниципальном учреждении, где он является внешним совместителем? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июнь 2023 г.)

- Вопрос: Имеет ли право руководитель муниципального казенного учреждения совмещать работу с должностью руководителя некоммерческой общественной организации на платной основе? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.)

- Вопрос: Может ли руководитель МБУ работать по совместительству директором МКУ в той же сфере? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2023 г.)

 

*(3) Сказанное, однако, не означает, что лицу, поступающему на муниципальную службу, запрещено предварительно уведомить будущего представителя нанимателя (работодателя) (смотрите также ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)).

 

*(4) На основании ч. 1 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ и ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В то же время под личной заинтересованностью подразумевается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ, ч. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).