Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Введение в штатное расписание после сокращения аналогичных должностей, ранее исключенных из него

Введение в штатное расписание после сокращения аналогичных должностей, ранее исключенных из него

С 2025 года в учреждении планируется сокращение ставок главного бухгалтера и бухгалтера. Однако в учреждении остается функционал обработки первичной бухгалтерской документации. Поэтому имеется необходимость оставления двух ставок специалистов (заместителя начальника по финансовым вопросам и специалиста по бюджетированию). Могут ли быть введены в штатное расписание должности заместителя начальника по финансовым вопросам и специалиста по бюджетированию? Как обосновать необходимость введения данных ставок?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Государственное (муниципальное) учреждение формирует штатное расписание, устанавливает перечень должностей работников и количество штатных единиц исходя из своих потребностей. Работодатель вправе после сокращения ввести в штатное расписание должности заместителя начальника по финансовым вопросам и специалиста по бюджетированию при условии, что процедура сокращения работников была им соблюдена.

Обоснование вывода:

Штатное расписание является локальным нормативным актом, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками с указанием должностей и количества штатных единиц (смотрите письма Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1, от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1). Принятие локальных нормативных актов относится к компетенции работодателя (часть первая ст. 8 ТК РФ).

Согласно положениям п. 2 указа Президента РФ от 15.11.1991 N 211 организации и учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, самостоятельно устанавливают, в частности, структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий. Соответствие Указа действующему законодательству подтверждено Верховным Судом РФ (решение от 14.04.2004 N ГКПИ04-170, определение от 18.05.2004 N КАС04-198).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, работодатель самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения - осуществляет подбор, расстановку, увольнение персонала. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя (определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 411-О-О, от 29.09.2011 N 1164-О-О, от 24.09.2012 N 1690-О, от 23.12.2014 N 2872-О, от 29.09.2015 N 1881-О, от 19.07.2016 N 1437-О, от 28.03.2017 N 477-О).

Кроме этого, право руководителя учреждения самостоятельно утверждать штатное расписание предусмотрено и в п. 19, подп. "д" п. 32 Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год (утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2023 г., протокол N 11).

Следовательно, работодатель вправе с учетом особенностей своей деятельности и своих потребностей, технологии производства работ, спроса на выпускаемую продукцию, планов на дальнейшее развитие и т.п. самостоятельно определять структуру и численность работников и при необходимости в любое время вносить в штатное расписание изменения, влекущие как уменьшение количества требующихся работодателю должностей (специальностей, профессий) либо штатных единиц, так и их увеличение.

Таким образом, государственное (муниципальное) учреждение формирует штатное расписание, устанавливает перечень должностей работников и количество штатных единиц исходя из своих потребностей. Соответственно, сокращение работодателем численности (штата) работников не препятствует ему впоследствии, при появлении потребности в дополнительной рабочей силе, ввести в штатное расписание аналогичные должности, ранее исключенные из него. К такому же выводу пришел и Конституционный Суд РФ в определении от 17.12.2008 N 1087-О-О, обратив при этом внимание на то, что право на восстановление исключенной из штатного расписания должности не может использоваться для увольнения неугодных сотрудников. Аналогичную позицию высказывают в своих консультациях и представители Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2 с портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Поэтому работодатель вправе ввести в штатное расписание должности заместителя начальника по финансовым вопросам и специалиста по бюджетированию. Для этого достаточно найти в справочнике или профстандарте подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику или профстандарте и уже её использовать для определения квалификации работника*(1).

С одной стороны, работодатель не может быть ограничен в праве впоследствии восстановить упраздненную должность в штатном расписании или ввести должность с аналогичными обязанностями в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом; с другой стороны, в таких случаях нельзя исключать возможность злоупотребления правом со стороны работодателя, использующего сокращение штата работников для увольнения конкретного лица.

В связи с этим суды, рассматривая дела, связанные с увольнением работников по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ, как правило, сравнивают прежнюю и новую редакцию штатного расписания, исследуют содержание трудовой функции уволенного работника и перечень обязанностей по должности (должностям), которая была введена (которые были введены) после исключения из штатного расписания, доказательства, которые приводятся уволенным работником в подтверждение факта притеснения со стороны работодателя и предвзятого к нему отношения (определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18.02.2014 N 33-2133/2014, определение Алтайского краевого суда от 11.10.2017 N 33-10192/2017; определение Ярославского областного суда от 15.12.2016 N 33-9177/2016, определение Волгоградского областного суда от 13.04.2018 N 33-5439/2018, решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 05.05.2017 N 02-1498/2017, определение Волгоградского областного суда от 13.04.2018 N 33-5439/2018). Поэтому нельзя исключать, что в случае передачи спора на рассмотрение суда в числе иных обстоятельств небольшая продолжительность периода времени между принятием нового работника на восстановленную должность и увольнением прежнего работника может быть принята во внимание судом (решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 11.07.2013 N 2-918-2013, решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 27.10.2010 N 2-1492/2010).

Вместе с тем примеры из судебной практики, из которых следовало бы, что увольнение работника по п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ было признано незаконным исключительно на том основании, что после расторжения трудового договора с работником занимаемая им должность была восстановлена работодателем в штатном расписании слишком быстро, нам обнаружить не удалось.

В заключение отметим, что работодатель вправе ввести в штатное расписание должности заместителя начальника по финансовым вопросам и специалиста по бюджетированию в любое время, в том числе и до начала процедуры сокращения главного бухгалтера и бухгалтера, однако в таком случае работникам, которых затронули мероприятия по сокращению численности, необходимо предложить эти вакантные должности*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

12 июля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Наименования должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений (июль 2024).

 

*(2) Смотрите подробнее в Энциклопедии. решений. Предложение вакансий работникам, которых затронули мероприятия по сокращению численности или штата (июль 2024).