Возмещение расходов на обратный проезд из служебной командировки в случае, когда по окончании срока командировки работник улетел в отпуск в другую местность
Можно ли оплатить обратный перелет из командировки, если сотрудник в последний день командировки улетел в отпуск в другую местность?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя оплачивать работнику проезд из места проведения отпуска, отличного от места командирования, обратно к месту постоянной работы. На наш взгляд, только стоимость проезда от места постоянной работы к месту командировки подлежит возмещению работнику в качестве расходов, связанных со служебной командировкой.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В силу ст. 168 ТК РФ, п. 12 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение), в случае направления в служебную командировку работодатель обязан, в частности, возмещать работнику расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
В свою очередь, отпуск - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 107 ТК РФ).
При этом, как разъясняют специалисты Роструда, положения трудового законодательства не запрещают работодателю направлять работника в служебную командировку, а по ее окончании предоставить ежегодный отпуск без временного промежутка между ними. Однако в такой ситуации обратно к месту работы работник будет возвращаться уже не из служебной командировки, а из ежегодного оплачиваемого отпуска. В связи с этим работодатель не будет обязан компенсировать работнику стоимость обратного билета. Если же стоимость обратного билета будет компенсирована по решению работодателя, данные суммы нельзя рассматривать как компенсацию командировочных расходов (смотрите письмо Роструда от 24.01.2020 N ПГ/37456-6-1, ответ заместителя руководителя Роструда И.И. Шкловца, размещенный в журнале "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 5, сентябрь-октябрь 2015 г.).
С нашей точки зрения, в рассматриваемой ситуации необходимо исходить из того, что работник направился к месту проведения отпуска, отличного от места командирования, по собственной инициативе. Следовательно, считаем, что работодатель не обязан оплачивать работнику проезд из места проведения отпуска, отличного от места командирования, обратно к месту постоянной работы.
Отметим, что и в разъяснениях Минфина России неоднократно указывалось, что если дата начала (окончания) командировки в приказе организации о командировании не совпадает с датой отправления транспортного средства, указанной в проездном документе (датой прибытия командированного работника в место постоянной работы), то оплата организацией проезда работника к месту командировки (обратно к месту работы) не является компенсацией его расходов, связанных со служебной командировкой (письма от 03.08.2023 N 03-03-06/2/72716, от 14.02.2022 N 03-04-06/9883, от 21.10.2020 N 03-15-06/91634, от 25.06.2019 N 03-04-06/46418 и др.).
В судебной практике также встречается тезис о том, что гарантия оплаты проезда, предоставляемая работникам в связи с направлением в командировку, не распространяется на работников, осуществивших такой проезд не в период командировки, а во время отдыха (смотрите постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.02.2012 N Ф03-335/12 (определением ВАС РФ от 26.06.2012 N ВАС-7479/12 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).
В то же время работодатель в любом случае обязан будет возместить расходы работника на проезд от места постоянной работы к месту командировки силу части первой ст. 168, п. 4, п. 12 Положения N 749.
Обращаем внимание, что мы высказали свое экспертное мнение по заданному вопросу, которое может не совпадать с мнением других специалистов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
1 марта 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.