Правомерность оснащения работников на рабочих местах видеорегистраторами
В целях осуществления контроля за качеством выполняемых работ работодатель планирует ввести обязательное применение сотрудниками нагрудных видеорегистраторов.
Какие документы необходимо принять в обществе, для того чтобы обеспечить интересы сотрудников и предприятия?
Предваряя ответ на вопрос, отметим, что в настоящее время вопрос о правомерности установки систем видеонаблюдения работодателями и процедура такой установки прямо законодательством не регламентируются.
С одной стороны, работодатель, в силу своей хозяйственной власти над работником, вправе в том числе осуществлять контроль за его поведением на рабочем месте, соблюдением дисциплины труда, правил внутреннего трудового распорядка и т.п. любым не запрещенным законом способом, включая и видеонаблюдение в том числе и с использованием портативных видеорегистраторов. С другой стороны, в процессе видеофиксации рабочих процессов в камеру видеонаблюдение могут попасть изображения других работников, посетителей и иных лиц, что в контексте п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) является их персональными данными*(1), а потому должен соблюдаться режим конфиденциальности полученной информации, установленный действующим законодательством.
Так, Конституцией РФ гарантируется право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 23, 24 Конституции РФ).
В ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" прописано, что запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
Причем ни один нормативно-правовой акт не раскрывает содержания понятия "неприкосновенность частной жизни". В определении Конституционного Суда РФ от 09 июня 2005 г. N 248-О указано, что право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.
То есть по смыслу закона частная жизнь - это те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Неприкосновенность частной жизни в этом аспекте означает невмешательство кого-либо в приватную сферу человека, его личную жизнь. Однако рабочее место работника не является его интимной сферой. Трудовая деятельность человека - вид общественно полезной деятельности, в которую его личная жизнь не интегрирована. Следовательно, рабочее место не может быть той средой обитания, которая неприкосновенна.
Суды, как правило, не усматривают в действиях работодателей, установивших на рабочих местах видеонаблюдение (включая портативные видеорегистраторы), нарушения права работников на неприкосновенность частной жизни, мотивируя свои решения тем, что видеозапись не преследует цель вмешательства в частную жизнь работника, его личную, семейную тайну, а лишь фиксирует неисполнение работником его трудовых обязанностей (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10.09.2012 N 11-20012, решение Химкинского городского суда (Московская область) от 15.01.2014 по делу N 2-5816/2013). Кроме того, видеозапись рабочего процесса не является раскрытием персональных данных работника в том смысле, которые придают им нормы Трудового кодекса РФ, регулирующие защиту персональных данных работника (апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20.02.2017 по делу N 33-2314/2017, определение Московского городского суда от 08.12.2016 N 33-49698/16, определение Московского городского суда от 26 апреля 2019 г. по делу N 4г-4823/2019).
Так, например, в одном из дел суд указал, что возложенная на истца обязанность по применению носимого видеорегистратора не является дополнительной работой, требующей отобрания письменного согласия работника на ее выполнение в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. Работодатель вправе требовать от истца выполнения его должностных обязанностей, в том числе с применением видеорегистратора (смотрите определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2022 г. по делу N 8Г-26051/2021[88-1422/2022-(88-23557/2021)]).
Подчеркнем, что информация, получаемая оператором в процессе видеофиксации рабочих процессов, не связана с проведением процедур идентификации (установления личности) гражданина, соответственно, данные действия не могут считаться обработкой биометрических персональных данных и ст. 11 Закона N 152-ФЗ не регулируются (смотрите письмо Роскомнадзора от 17 июля 2020 г. N ОП-П24-070-19433 "Разъяснения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ о некоторых нормах Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").
Однако это не исключает выполнения общих требований, установленных Законом N 152-ФЗ. В частности, обработка персональных данных может осуществляться в отсутствие согласия субъекта персональных данных, если это необходимо для достижения целей, предусмотренных законом, осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). При этом должны соблюдаться общие принципы обработки персональных данных, перечисленные в ст. 5 Закона N 152-ФЗ, режим конфиденциальности персональных данных (ст. 7 Закона N 152-ФЗ), а также иные предписания Закона N 152-ФЗ, регламентирующие обязанности оператора при обработке персональных данных.
Кроме того, надлежит учитывать, что порядок хранения и использования персональных данных работников и других лиц устанавливается работодателем с соблюдением требований ТК РФ и иных федеральных законов (ст. 87 ТК РФ).
В соответствии с п. 8 части первой ст. 86 ТК РФ работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области. Работодатель должен осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник также должен быть ознакомлен под подпись (ст. 88 ТК РФ).
Из приведенных норм следует, что работодатель обязан принять локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления видеонаблюдения, и ознакомить с ним под подпись каждого работника. Отсутствие такого акта может быть расценено как нарушение трудового законодательства (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 26 октября 2006 г. N КА-А40/10220-06).
В силу ст. 88 ТК РФ доступ к персональным данным субъектов должны иметь только специально уполномоченные лица. При этом указанные лица вправе получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.
Поэтому работники, ответственные за обеспечение безопасности конфиденциальной информации, в обязательном порядке должны быть ознакомлены с положением о защите персональных данных.
Таким образом, для введения в действие портативных видеорегистраторов на рабочих местах необходимо: принять локальный акт, регламентирующий порядок организации, цели, задачи видеонаблюдения, меры по охране полученных персональных данных, ответственных лиц и т.п.; ознакомить каждого работника с этим локальным актом под подпись; внести соответствующие дополнения в правила внутреннего трудового распорядка и положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников, с которыми также ознакомить всех работников под подпись, т.к. работник имеет право на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте (ст. 21 ТК РФ).
По нашему мнению, при соблюдении перечисленных условий внедрение видеорегистраторов на рабочих местах не будет противоречить действующему законодательству.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация хочет установить видео- и звукозаписывающие устройства в кабинете кадровика для контроля его работы. Насколько это правомерно? Работодатель должен получить согласие работника или может просто уведомить его? Что делать работнику в случае, если он не согласен с тем, чтобы его снимали на камеру? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2019 г.)
- Вопрос: Не противоречит ли законодательству осуществление фото- и видеосъемки с целью обнаружения неисполнения работниками трудовых обязанностей, контроля количества и качества выполняемой работы, а также обеспечения сохранности имущества? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.)
- Вопрос: О вопросе законности установки камер видеонаблюдения на рабочих местах (ответ прокуратуры Самарской области, октябрь 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
25 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.